Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВО ФРАНЦИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
С.И. КУШНИР
Изучение процесса формирования и применения избирательного законодательства России и зарубежных стран всегда являлось предметом пристального внимания специалистов в области правоведения, истории, политологии <1>. И в данной ситуации избирательное законодательство Франции не является исключением, так как эта страна стала одной из первых, наряду с Великобританией и США, в которой были обоснованы идеалы, послужившие базой для становления и развития общепринятых демократических устоев, в том числе и в России.
--------------------------------
<1> См.: Смирнов И.М. Практика применения избирательного законодательства России на выборах в первую Государственную Думу на примере Костромской губернии - историко-правовой аспект // История государства и права. 2014. N 7. С. 60 - 63; Сорокун П.В. Ограничение избирательных прав в процессе выборов местных органов власти на территории Красноярского округа в Сибирском крае во второй половине 20-х гг. XX века // История государства и права. 2014. N 11. С. 48 - 51; Тарабан Н.А. Становление институтов современного отечественного избирательного права в 1985 - 1993 гг. // История государства и права. 2014. N 15. С. 46 - 52; Наумов И.А. Избирательные права на выборах в Учредительное собрание в законодательстве Временного правительства // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 4. С. 43 - 46.
Избирательная система Франции, сложившаяся после прихода к власти Карла X Бурбона, требовала коренных изменений. При режиме Реставрации Парламент, состоявший из двух палат, выполнял законодательные функции. Верхнюю палату назначал король, а нижняя избиралась гражданами в возрасте от 40 лет, которые могли платить прямые налоги (200 франков). Таким образом существовал не только возрастной, но и имущественный ценз, который был достаточно высок для большинства населения страны. В 1816 г. по такому принципу избрали депутатов нового Парламента, в котором нижняя палата состояла преимущественно из финансистов, крупных промышленников и землевладельцев, т.е. депутатов, придерживающихся монархических взглядов.
Однако монархисты никак не могли представлять интересы всей Франции, особенно мелкой буржуазии и народных масс, и с середины 20-х гг. XIX в. начинает формироваться массовая легальная оппозиция правящему режиму. Ее возглавили либералы-конституционалисты, ратовавшие за принципы свободы и гражданского равенства, которые содержались в тексте Хартии 1814 г. В значительной мере благодаря масштабной пропагандистской программе либералам удалось одержать победу на парламентских выборах 1827 г. Карл X был вынужден назначить главой кабинета умеренного либерала Ж.-Б. Мартиньяка. Новое правительство сумело провести через Парламент закон об ограничении административного произвола в ходе выборов.
Но попытка установить выборность органов местного самоуправления вместо существующей практики назначений на все должности вышестоящей администрацией была сорвана в палате депутатов. Король воспользовался этой частной неудачей либеральных министров и 8 августа 1829 г. отправил кабинет Мартиньяка в отставку.
После этого Карл X отказался от сложившейся за годы Реставрации системы назначения министерства, пользовавшегося поддержкой палаты депутатов. Главой нового кабинета он утвердил свое доверенное лицо, князя Ж. де Полиньяка, который в свое время отказался принести присягу Хартии 1814 г. В этом назначении либерально-демократические круги Франции увидели угрозу возрождения реакционного режима. В своих печатных изданиях они открыто критиковали назначение Полиньяка и угрожали организовать массовые кампании неповиновения. Правительство приняло ответные меры.
26 июля 1830 г. в газете "Монитёр" были опубликованы шесть "Ордонансов" Ж.-А. Полиньяка, возмущение которыми послужило началом Июльской революции. Одним из ордонансов распускалась палата, другим изменялся избирательный закон, третьим восстанавливалась цензура. Ордонансы были изданы на основании § 14 Конституции, предоставлявшего королю право принимать меры для обеспечения безопасности государства. В "Замогильных записках" Ф.Р. Шатобриан вспоминал: "Я развернул "Монитёр" и, не веря своим глазам, прочел официальные сообщения. Еще одно правительство в здравом уме и твердой памяти решило спрыгнуть с башни Собора Парижской Богоматери!" <2>.
--------------------------------
<2> Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. С.-П., 1896. С. 401 - 402.
Ордонансы, с помощью которых правительство попыталось искоренить свободу прессы, вызвали резкий отрицательный ответ со стороны всего французского общества, и в том числе журналистов. Они тут же высказали свое мнение по поводу избирательной системы. "Нам нечего указывать незаконно распущенной палате, как она должна исполнять свой гражданский долг. Но мы можем умолять ее от имени всей Франции опереться на свое очевидное право и, насколько ей это будет возможно, оказать сопротивление нарушению законов... до собрания, до образования палаты существуют только выборы. Однако нигде Хартия не говорит, чтобы король мог кассировать выборы. Ордонансы, обнародованные сегодня, как раз кассируют выборы, а потому они незаконны, ибо предписывают то, на что Хартия их не уполномочивала" <3>.
--------------------------------
<3> Le National. 26.07.1830.
И не случайно события 27 июля, завершившиеся вооруженным восстанием, иногда называют революцией журналистов.
Карл Х поспешил взять свои указы обратно, снял наиболее одиозных министров, но было поздно. Временное правительство, состоявшее из ведущих журналистов и депутатов, приняло решение передать королевский трон Людовику-Филиппу Орлеанскому, не претендовавшему на абсолютную власть.
Была принята новая Конституционная хартия, согласно которой вводились новые избирательные правила. Франция по-прежнему оставалась наследственной монархией. Но отныне король объявлялся главой исполнительной, а не законодательной власти. Во изменение статьи 14 старой Хартии устанавливалось, что король не может ни отменять, ни приостанавливать законы. Король по-прежнему обладал всей полнотой исполнительной власти и осуществлял законодательную власть совместно с двухпалатным парламентом; однако право законодательной инициативы принадлежало теперь не только королю, но и обеим палатам. Верхняя Палата пэров, как и ранее, формировалась королем по собственному усмотрению. Палата депутатов по-прежнему избиралась населением. Из отредактированной Хартии исключалось указание на размер имущественного ценза <4>. Но внесенные впоследствии дополнения имущественный ценз вернули, однако он регулировался не самой Хартией, а специальными законами, но возрастной ценз понижался: активное избирательное право действовало с 25 лет для граждан, уплачивающих прямой налог в размере 200 франков (это около 12 - 15 тыс. человек), пассивное - с 30 лет и уплачивающих прямой налог 500 франков (во Франции было не более 4 - 5 тыс. таких лиц). Срок полномочий членов палаты был сокращен сравнительно с прежним с 7 до 5 лет.
--------------------------------
<4> Айзенштат М.П. Западноевропейский парламентаризм XVIII - XIX вв.: этапы становления и развития. С. 62.
В результате общее число избирателей после революции 1830 г. увеличилось на 30%, но если посмотреть на живые цифры, то из 34-миллионного населения тогдашней Франции избирательное право получили всего 225 тыс. человек.
Новая избирательная система имела также множество недостатков. Во-первых, из-за существующего ценза власть по сути дела передавалась олигархии, во-вторых, она давала возможность исполнительной власти руководить результатами выборов по своему усмотрению. Э. Гримм написал о ней: "Существующая избирательная система... давала чрезвычайный простор исполнительной власти в ее стремлении направлять выборы согласно своим желаниям" <5>.
--------------------------------
<5> Гримм Э.Д. Революция 1848 года во Франции. СПб., 1908. Ч. 1 - 2. С. 12.
Хартия допускала участие чиновников в Палате, а, с другой стороны, если во время сессии кто-либо из депутатов получал правительственное назначение, то его переизбрания в депутаты не требовалось. В результате к 1848 г. в Палате депутатов насчитывалось не менее 150 чиновников <6>. Трудящиеся массы и даже широкие круги средней и мелкой буржуазии по-прежнему были лишены избирательных прав.
--------------------------------
<6> См. Gorce P. Louis Philippe 1830 - 1848. P. 1931; Гримм Э.Д. Революция 1848 года во Франции. СПб., 1908. Ч. 1 - 2; Вейль Ж. История республиканской партии во Франции с 1814 по 1870 г. М., 1906.
Поэтому вскоре возникла потребность и в избирательной реформе: расширении избирательных прав, и парламентской реформе: устранении чиновников из числа депутатов путем установления несовместимости этих двух званий.
Уже в конце 30-х гг. газета "Насьональ" писала: "Все сторонники оппозиции должны сосредоточиться на такой почве, которая была бы доступна для них при существующих законах, и бороться за высшее право народа под знаменем избирательной реформы" <7>.
--------------------------------
<7> Le National. 28.04.1837.
Более того, редакция газеты попыталась организовать ряд банкетов в поддержку этой идеи. Сначала газета требовала предоставления избирательного права всем гражданам, но затем редакция начала переговоры с крайней левой партией, которая была представлена в то время Лафайетом, Дюпоном и Этьеном Араго, организовавшими комитет реформ, и вскоре вынуждена была принять их более умеренную избирательную программу, согласно которой "всякий национальный гвардеец будет избирателем, а всякий избиратель будет иметь право быть избранным депутатом" <8>.
--------------------------------
<8> Le National. 23.10.1839.
"Насьональ" рассказала о манифестациях в поддержку избирательного права в январе 1840 г. <9>. В этот период было собрано около 200 тысяч подписей в поддержку реформы <10>. Однако палата отказалась рассматривать этот вопрос, так как большинство депутатов было против.
--------------------------------
<9> Le National. 15, 17 - 20.01.1840.
<10> По мат.: Вейль Ж. История республиканской партии во Франции с 1814 по 1870 г. М., 1906. С. 158.
Но, несмотря на неудачу, республиканцы поняли, что следует продолжать борьбу за избирательную реформу, так как именно она будет лежать в основе всех остальных преобразований и нововведений.
29 июля 1843 г. в Париже вышел первый номер газеты "Реформа". В первом же номере ее издатели опубликовали статью, в которой указали на цели и задачи своей газеты. Это была и политическая программа, и обращение к нации.
"Газета, первые строки которой мы печатаем, не является личным делом: она открывается коллективно, и всех друзей прогресса и свободы мы призываем способствовать этому.
Наша цель ясна, и ее легко обозначить... Мы обращаемся искренне, открыто ко всем гражданам, которые думают, что появилась насущная потребность изменений и реформ, всем тем, кто понимает, что пришел день активно идти по новому пути, если он не хочет позволить погибнуть последним плодам большой реформы... избирательный корпус чересчур многочисленный. Он нуждается в двух вещах: сначала вербовка, затем организация. Мы разовьем эти идеи, и надеемся, что найдем решение, которое будет полезно для родины.
Таким образом, из избирательной реформы должны родиться социальные реформы, которые должны быть осуществлены за меньшее или большее время, и конечной целью станут политические реформы и реформа избирательного права" <11>.
--------------------------------
<11> La R forme от 29 июля 1843 г.
За годы Июльской монархии республиканизм превратился в четкую политическую доктрину, суть которой сводилась к тому, чтобы разрешить проблемы управления страной, возникшие в эпоху индустриализации. Одним из главных идеологов этой доктрины стал лидер демократического движения 40-х гг. XIX в., министр внутренних дел Временного правительства 1848 г. Ледрю-Роллен. Классические ценности либерализма Ледрю-Роллен стремился дополнить принципом народного суверенитета. Его политическим идеалом была демократическая республика, предоставлявшая всем гражданам право избирать и быть избранными в представительные учреждения государства. Во время избирательной кампании 1848 г. в своей политической программе Ледрю-Роллен впервые затронул аспекты не только политические, но и социальные. Он предложил французам программу политической демократии, основанной на идее прямого всеобщего избирательного права, равенства всех перед законом и постепенного преобразования общества путем реформ. Названные требования легли в основу политической части республиканской радикальной доктрины.
По свидетельству Гарнье-Пажеса, состояние избирательной системы в 1846 г. выглядело следующим образом: "Сто двадцать тысяч избирателей назначали только сто восемьдесят одного депутата, тогда как девяносто восемь тысяч других избирателей назначали двести семьдесят восемь. Таким образом, парламентское большинство было меньшинством не только в целой стране, но даже и в привилегированном классе избирателей, подходящих под ценз, который назывался тогда pays legal. Могла ли дальше существовать такая несообразность? Допускать дальнейшее существование такой вопиющей несправедливости значило бы сеять семена будущего раздора" <12>.
--------------------------------
<12> Гарнье-Пажес Л.А. История революции 1848 года. Т. 2. СПб., 1892. С. 5.
В 1847 г. депутаты Палаты Дювержье-де-Горанн внес на рассмотрение предложение о преобразовании выборов, а Ш. Ремюза предложил парламентскую реформу. Но министр внутренних дел Франции Т. Дюшатель отверг даже существование такой проблемы вне Палаты. Большинство Палаты депутатов отвергло предложение Дювержье-де-Горанна: 252 голоса против 154 - и предложение Ремюза: 219 против 170 <13>.
--------------------------------
<13> См.: Гримм Э.Д. Революция 1848 года во Франции. СПб., 1908. Ч. 1 - 2. С. 17.
Эти убеждения шли вразрез с идеями главы правительства Франсуа Гизо. Известно, что Гизо был сторонником высокого имущественного ценза и произнес слова, ставшие катализатором революционных событий 1848 г.: "Обогащайтесь, господа, и вы будете избирателями!". Идея обеспечения господства буржуазии, которую он называл средним классом, - одна из основных в его многочисленных политических выступлениях. Глава правительства вновь выразил свое мнение по поводу идеи о всеобщем избирательном праве: "Никто не хочет всеобщего избирательного права, это абсурдная система" <14>. Премьер-министр предпочел экономическому развитию расширение социальной базы режима, которое автоматически увеличит численность граждан, обладающих собственностью, и которые вступят в политическую жизнь. Фактически так и произошло. Электорат вырос со 166 тыс. в 1831 г. до 241 тыс. в 1846 г. Но этого было недостаточно. Страх перед возможностью возврата республики заставлял правящие французские круги вести неумолимую политику, поэтому политическая обстановка в государстве накалялась.
--------------------------------
<14> Цит. по: La R forme. 11.04.1847.
"Насьональ" упрекала правительство в том, что оно поощряло распространение самых нелепых утопий с целью отвлечь внимание от вопроса о правах избирателей; "Реформа" повторяла, что палата, избираемая 200 000 привилегированных, никогда не задумается серьезно над интересами рабочей массы <15>.
--------------------------------
<15> Le National. 18.10.1842, 24.02; 22.11.1843. La R forme. 20, 24.03; 11, 13.07.1844.
Менее радикальная "Насьональ" писала: "Сначала, нам думается, возможен договор с политической властью о проведении реформ в области избирательной системы, за которой потянется реформа и всей политической структуры, и только после этого можно будет говорить о реформировании налоговой и экономической системы" <16>.
--------------------------------
<16> Le National. 6.10.1846.
Интересы дальнейшего развития государства требовали либерализации избирательной системы во Франции, а также реформы парламента и реформы социальной сферы.
Основная мысль, которую преследовала "Реформа", заключалась в том, чтобы доказать несостоятельность существующих имущественных привилегий, и не только по вопросу выборов в стране, но и в целом. Газета уже не первый раз говорила о привилегиях и о той двойственности в речах, которые неслись с трибуны: "Вы допускаете избирательное право, не требуя ценза, но при этом вы просите 200 франков в Молье!" <17>. Из-за существующего имущественного ценза не все представители класса буржуазии, органами которых была "Реформа", могли позволить себе быть избираемыми или даже избирателями. А следовательно, и Палата депутатов, не говоря уже о Палате пэров, не могла в достаточной мере отстаивать интересы средней и мелкой буржуазии. То есть в основе конфликта лежали опять-таки экономические интересы, но их удовлетворения можно было добиться лишь с получением в законодательных и исполнительных структурах большего числа мест для представителей буржуазии. С проведением в жизнь избирательной реформы дело могло сдвинуться с мертвой точки.
--------------------------------
<17> La R forme. 11.04.1847.
В отличие от многих представителей буржуазии "Реформа" считала обязательным предоставить избирательные права не только интеллигенции, но и представителям рабочих профессий, а точнее, всем гражданам: "Мы знаем, насколько богатые убеждены в своих заслугах, хотя их заслуги невозможно изучить... Признайте, таким образом (что в этом для вашей гордости?), что Франция понимает только тех, у кого есть состояние, а не представителей того или иного класса, того или иного интеллектуального уровня" <18>.
--------------------------------
<18> La R forme. 11.04.1847.
Кампания в пользу избирательной реформы приобрела широкую поддержку среди населения под влиянием экономического кризиса 1846 - 1847 гг. На фоне участившихся стачек и продовольственных волнений во Франции развернулась кампания политических банкетов, на которых оппозиция требовала отставки правительства Гизо и проведения избирательной реформы.
Политический банкет в поддержку избирательной реформы должен был состояться в Париже в январе 1848 г. Правительство, опасаясь беспорядков в столице, сначала перенесло банкет на 22 февраля, а затем и вовсе запретило его. В ходе дальнейших событий и революции Луи-Филипп был вынужден объявить об отставке правительства Гизо и назначить членами правительства известных либералов А. Тьера и О. Барро, но эти уступки не удовлетворили восставших. В середине дня 24 февраля 1848 г. Луи-Филипп отрекся от престола в пользу своего внука графа Парижского и покинул Францию, найдя убежище в Великобритании.
Лидеры республиканцев А. Ламартин, А. Ледрю-Роллен наскоро утвердили список правительства и отправились во главе своих сторонников в ратушу, чтобы не допустить формирования альтернативной власти. В ратуше список Временного правительства был расширен, наряду с депутатами в состав кабинета были включены редакторы газет внепарламентской оппозиции.
Главной задачей правительства считалась подготовка выборов в Учредительное собрание, которые были назначены на 9 апреля 1848 г.
Согласно новому избирательному закону участвовать в них могли граждане Франции с 21 года вне зависимости от материального состояния и дохода, проживавшие в избирательном округе в течение 6 месяцев. Благодаря отмене имущественного ценза число избирателей увеличилось с 240 тыс. до 9 млн. Оплата труда депутатов (25 франков за день) во время парламентских сессий предоставляла возможность политической деятельности даже обездоленным гражданам. Демократический характер выборов обеспечивался свободой печати, собраний и ассоциаций. И хотя в дальнейшем избирательное право будет неоднократно меняться, но на данный момент во Франции было сформировано новое демократическое законодательство.
Литература
1. Айзенштат М.П. Западноевропейский парламентаризм XVIII - XIX вв.: этапы становления и развития. М.: ИВИ РАН, 2001. 100 с.
2. Вейль Ж. История республиканской партии во Франции с 1814 по 1870 г. М.: Изд-е Скирмунта, 1906. 456 с.
3. Гарнье-Пажес Л.А. История революции 1848 года. Т. 2. СПб: Изд-во О.И. Бакста, 1892. 366 с.
4. Гримм Э.Д. Революция 1848 года во Франции. СПб: Брокгауз - Ефрон, 1908. 275 с.
5. Наумов И.А. Избирательные права на выборах в Учредительное собрание в законодательстве Временного правительства // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 4. С. 43 - 46.
6. Смирнов И.М. Практика применения избирательного законодательства России на выборах в первую Государственную Думу на примере Костромской губернии - историко-правовой аспект // История государства и права. 2014. N 7. С. 60 - 63.
7. Сорокун П.В. Ограничение избирательных прав в процессе выборов местных органов власти на территории Красноярского округа в Сибирском крае во второй половине 20-х гг. XX века // История государства и права. 2014. N 11. С. 48 - 51.
8. Тарабан Н.А. Становление институтов современного отечественного избирательного права в 1985 - 1993 гг. // История государства и права. 2014. N 15. С. 46 - 52.
9. Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. СПб.: Изд-во Сабашниковых, 1896. 736 с.
10. Gorce P. Louis Philippe 1830 - 1848. P.: Plon, 1931. 423 p.
11. La R forme.
12. Le National.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.