Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФМС РОССИИ С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МВД РОССИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И.В. ПОТАПЕНКОВА
Реализация мер, направленных на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, составляет основополагающую задачу государства, решаемую в целях обеспечения его защищенности от внутренних и внешних угроз и построения правового общества, комфортного для реализации прав и свобод граждан по выстраиванию совместной жизнедеятельности.
Конкретизируя содержание общественного порядка, можно сказать, что эта правовая категория представляет собой систему общественных отношений, возникающих между людьми в процессе удовлетворения их жизненно важных потребностей преимущественно в общественных местах и урегулированных нормами права, морали, нравственности, обычаями, традициями <1>.
--------------------------------
<1> Административно-правовой статус подразделений и служб полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: монография / И.В. Потапенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. С. 15.
Трудно не согласиться с общепринятым мнением о существовании стойкой взаимосвязи общественного порядка и общественной безопасности. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, Правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.
Согласно Концепции общественной безопасности Российской Федерации под общественной безопасностью понимается "состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653 (дата обращения 15 мая 2014 года).
Впервые на уровне документа такого уровня к числу угроз общественной безопасности отнесены и неблагоприятные тенденции во внутренней миграции, то есть переезда граждан России из одного региона в другой. Нельзя не согласиться с тезисом о том, что особенности внутренней миграции зачастую способствуют возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличению количества этнических организованных преступных групп.
В качестве основных источников угроз общественной безопасности, кроме всего прочего, выделяют иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации.
Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, способствует возникновению угроз общественной безопасности <3>.
--------------------------------
<3> См.: П. 17 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653.
Следует отметить, что в Концепции общественной безопасности <4> на органы государственной власти возлагается задача по выработке новых мер профилактики криминализации общественных отношений.
--------------------------------
<4> См.: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653.
Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции наряду с противодействием организации незаконной миграции Концепцией предусмотрено <5> привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения.
--------------------------------
<5> См.: П. 28 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653.
Существенная роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности принадлежит органам внутренних дел (полиции). Именно подразделения и службы полиции во взаимодействии с иными государственными органами осуществляют деятельность по предупреждению и пресечению нарушений правопорядка, используя при этом полномочия по применению правового и морального воздействия, а также отдельных мер государственного принуждения.
Таким образом, на наш взгляд, было бы уместно законодательно закрепить перечень субъектов обеспечения безопасности и их полномочия в указанной сфере, тем самым реализовать практическую деятельность тех государственных органов исполнительной власти, задачами которых является проведение конкретных мер, направленных на устранение угроз общественной безопасности.
По нашему мнению, к числу таких субъектов должны относиться не только органы внутренних дел, но и территориальные органы федеральной миграционной службы, реализующие функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции.
В соответствие с Постановлением Правительства от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" <6> на территориальные органы ФМС возлагается задача по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере миграции, который включает в себя деятельность по организации контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также контроль за соблюдением Правил миграционного учета.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства РФ от 23.07.2012. N 30. Ст. 4276.
На основании норм Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" подразделения полиции обязаны участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации <7>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900. СЗ РФ 03.01.2011. N 1. Ст. 2.
В качестве реализации указанного положения Федерального закона "О полиции" были приняты соответствующие ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты.
Приказом МВД России от 31 декабря 2012 года N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" установлена обязанность участкового уполномоченного полиции во время профилактического обхода территории административного участка особое внимание уделять полученной информации о квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду, в том числе гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства (при установлении юридических или физических лиц) <8>.
--------------------------------
<8> См.: П. 46.1 Приказа МВД России от 31 декабря 2012 года N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" // Российская газета от 27 марта 2013 года.
Кроме того, участковый уполномоченный полиции самостоятельно либо совместно с сотрудниками территориальных органов ФМС России осуществляет проверку соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации непосредственно в жилом секторе в рамках профилактического обхода закрепленных административных участков. О проведенной на административном участке работе по проверкам соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации участковым уполномоченным полиции докладывается непосредственному руководителю территориального органа МВД России на районном уровне, который в случае выявления нарушений Правил регистрации в рамках взаимодействия информирует соответствующее структурное подразделение территориального органа ФМС России <9>.
--------------------------------
<9> Приказ ФМС России N 338, МВД России N 587 от 01.08.2013 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" // Российская газета от 29 ноября 2013 года. N 270.
Таким образом, можно сказать, что совместная работа территориальных органов ФМС России и территориальных органов МВД России по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации способствует эффективному принятию мер по укреплению правопорядка и общественной безопасности.
Литература
1. Административно-правовой статус подразделений и служб полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: монография / И.В. Потапенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. С. 15.
2. Завьялов И.А. Преступления в сфере потребительского рынка, совершаемые мигрантами // Миграционное право. 2012. N 3. С. 5 - 9.
3. Зуева А.С. Обеспечение национальной безопасности правоохранительными органами: зарубежный опыт // Миграционное право. N 4. С. 32 - 35.
4. Калинина С.В., Морукова А.А. О некоторых вопросах взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел // Миграционное право. 2012. N 3. С. 24 - 28.
5. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653 (дата обращения 15 мая 2014 года).
6. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" // Российская газета от 27 марта 2013 года.
7. Приказ ФМС России N 338, МВД России N 587 от 01.08.2013 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" // Российская газета от 29 ноября 2013 года. N 270.
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.