Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ В БОРЬБЕ С НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИЕЙ
С.А. ТРЫКАНОВА
Борьба с нелегальной миграцией является одной из стратегических задач в рамках повышения эффективности миграционной политики в РФ. В связи с тем, что данное явление сопряжено с многоаспектными факторами правонарушений различной степени тяжести, значительный объем функций по ее нейтрализации возложены на правоохранительные органы (Прокуратура РФ, МВД РФ и т.д.). До настоящего времени в стратегических документах, определяющих процесс управления миграционной политикой в РФ, четко не определены функции и задачи правоохранительных органов по данному вопросу, а также недостаточно четко сформулированы направления взаимодействия всех уровней власти РФ в решении актуальных проблем миграции на территории РФ <1>.
--------------------------------
<1> Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. 13.06.2012 Президентом РФ) // СПС "КонсультантПлюс".
В разделе 4 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, в частности, указано, что приоритетным направлением развития основных механизмов реализации государственной миграционной политики Российской Федерации является "...совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции". Реализация данного положения Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года возможна с учетом следующего обстоятельства: отсутствие четкого определения в Конституции РФ предмета ведения управлением миграционными отношениями, что как следствие имеет неразработанность подхода к организационно-правовому регулированию функций органов государственной и муниципальной власти к решению вопросов миграции.
Возвращаясь к проблеме формирования действенных механизмов участия правоохранительных органов в профилактике и ликвидации нелегальной миграции, прежде всего надо сформулировать модель существования данного явления в российском обществе.
Противодействие нелегальной миграции, минимизация и предупреждение ее негативных последствий требуют всестороннего и глубокого исследования этого явления, подкрепленного основательной информацией о его важнейших характеристиках и динамике.
Среди четырех составляющих нелегальной миграции - незаконный въезд, незаконное пребывание, нелегальная трудовая деятельность, незаконный выезд - наиболее характерной для Российской Федерации является осуществление трудовой деятельности с нарушением действующего законодательства.
На огромные масштабы нелегальной иммиграции влияют ряд факторов:
1. Привлекательность для иностранных граждан рынка труда Российской Федерации.
2. Низкий уровень жизни населения в странах исхода, толкающий людей на любые заработки и готовность работать без оформления трудового договора и социальных гарантий, в том числе за низкую плату.
3. Ситуация на рынке труда. Устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в различных секторах экономики продиктован следующими причинами:
- некоторые российские регионы и предприятия в силу нехватки кадров вынуждены решать проблему восполнения трудовых ресурсов путем привлечения иммигрантов, а спутником легальной иммиграции является нелегальная;
- невысокий престиж ряда профессий в стране и, как следствие, нежелание россиян заниматься таким трудом, что создает вакансии для иностранцев;
- интересы бизнеса: с одной стороны, стремление предпринимателей выдержать конкуренцию, в том числе и за счет использования работников, которым можно меньше платить, которых можно больше эксплуатировать, не отчисляя при этом средства в социальные фонды, а с другой стороны, трудности для работодателей, связанные со сложностью формальных процедур оформления и т.п.
4. Рост теневой экономики и наличие лобби нелегального "миграционного бизнеса".
5. Наличие в России диаспор многих государств, связи которых с этнической родиной облегчают реализацию миграционных намерений в области нелегальной миграции.
6. Миграционная политика государства, направленная на ограничение доступа прежде всего неквалифицированного труда при наличии большого спроса на такой труд и большого количества иностранцев, желающих им заняться.
7. Несовершенство российского миграционного законодательства:
- недостаточное правовое обеспечение миграции, занятости иностранцев на территории страны и процедуры выдворения;
- недостаточные до недавнего времени санкции к недобросовестным работодателям за нарушение миграционного законодательства;
- несогласованность российской нормативно-правовой базы в сфере миграции с некоторыми законодательствами зарубежных стран.
8. Относительная "прозрачность" государственной границы, а также удобное для транзита из Азии в Европу географическое положение России.
Иммиграция имеет негативные последствия, которые связаны с сопутствующим ей теневым иммиграционным потоком, который представляет собой серьезные вызовы экономической безопасности государства, общества и личности, связанные с рядом факторов:
1. Реальная угроза безопасности возникает из-за того, что нелегальные мигранты, находясь в нашей стране в уязвимом положении, испытывая бытовую и трудовую неустроенность, все активнее включаются в противоправную деятельность.
2. Основная опасность нелегальной иммиграции как нерегулируемого передвижения миллионных масс населения заключается в самих миграционных потоках, оказывающих влияние на все стороны жизни страны (прирост нелегалов приводит к "растворению" социально-этнического состава российского социума иной культурной разнородностью).
3. Нелегальные иммигранты уклоняются от уплаты налогов и других социальных и коммунальных платежей в бюджеты всех уровней.
4. Через внешних мигрантов из Российской Федерации осуществляется постоянный неконтролируемый вывоз денежных средств, как правило, через системы неофициальных денежных переводов, дилеры которых совершают финансовые сделки с помощью электронной почты в обход налоговых органов.
5. Одним из негативных проявлений нелегальной иммиграции является использование рабского труда нелегалов.
6. Миграционные потоки также представляют угрозу для здоровья россиян, так как могут стать разносчиком многих забытых в России инфекционных и эпидемиологических заболеваний.
7. Неразрывно связана с нелегальной миграцией деятельность экстремистских и террористических организаций, которые вербуют и обучают наемников-профессионалов.
К нелегальным (незаконным) мигрантам в России относятся лица, въехавшие на ее территорию из других стран и при этом нарушившие правила въезда либо правила пребывания в стране. Важной формой нарушения правил пребывания в России является незаконная (нелегальная) занятость.
Среди нелегальных иммигрантов можно выделить следующие группы:
- иностранных граждан, попадающих на территорию России нелегально, минуя паспортный и иммиграционный контроль, по недействительным документам;
- иностранцев из стран дальнего зарубежья, прибывающих в Россию легально, но с иной целью, нежели та, что указана при их оформлении (чаще всего с целью занятия челночным или иным бизнесом либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную);
- иностранных граждан из дальнего и ближнего зарубежья и лиц без гражданства, прибывших в Россию в поисках убежища и не получивших статус беженца;
- транзитных мигрантов с просроченными визами, въехавших в Россию легально с конкретной целью проследовать в другие страны;
- иностранных граждан, включая граждан стран СНГ, обучавшихся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавших вернуться на родину в силу различных обстоятельств;
- иностранных граждан, включая граждан стран СНГ, не прошедших на российской территории в установленные законодательством сроки регистрацию по месту жительства или пребывания;
- иностранных граждан, включая граждан стран СНГ, работающих с нарушением установленных российским законодательством правил занятости, в том числе работающих по межгосударственным соглашениям и контрактам, срок действия которых уже истек.
Нелегальная (незаконная) занятость иностранных граждан осуществляется в следующих формах:
- трудовой деятельности без оформления необходимых разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности по найму (кроме законодательно установленных случаев);
- трудовой деятельности, осуществляемой не в соответствии с полученным разрешением и подтверждением либо в соответствии с просроченным или поддельным разрешением;
- предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности без оформления разрешений, лицензий и надлежащей регистрации в государственных органах (налоговых, социального обеспечения и т.д.);
- криминальной деятельности.
Одним из основных ресурсов существования нелегальной миграции является деятельность организованных преступных групп.
В настоящее время нелегальная миграция в значительной мере контролируется ОПГ с международными связями, которая занимается вербовкой, перевозкой, легализацией мигрантов в транзитных странах. Масштабность нелегальной миграции определила значительное распространение криминального бизнеса, связанного с изготовлением и продажей поддельных документов, хищений подлинных бланков документов, взяточничества среди сотрудников МИД, МВД и других преступлений.
Анализ миграционных процессов показал наличие хорошо отрегулированного процесса перемещения нелегалов через территорию РФ в европейские страны. Как правило, граждане стран Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока прибывают в Россию по туристическим визам, нередко выданным по фальшивым паспортам. Оказавшись в стране, они стремятся попасть прежде всего в Москву или Санкт-Петербург, где в контакт с ними вступают посредники для дальнейшего перемещения в страны Центральной и Восточной Европы. По данным ФМС РФ, цена за транзит колеблется от 1,5 до 2,5 тыс. долларов <2>.
--------------------------------
<2> Литвинов А.А. Преступность незаконных мигрантов и методика ее анализа // Миграционное право. 2009. N 1.
Таким образом, проведенный анализ особенностей нелегальной миграции в РФ как социально-экономического явления и состояние организационно-правового регулирования определения профессиональных целей и задач правоохранительных ведомств и других органов государственной и муниципальной власти РФ по урегулированию данной проблемы показывает необходимость рассмотрения вопроса о создании нормативной базы, определяющей межведомственное взаимодействие правоохранительных органов РФ с иными органами государственной и муниципальной власти, которая должна соответствовать современным условиям нелегальной миграции в РФ.
Литература
1. Литвинов А.А. Преступность незаконных мигрантов и методика ее анализа // Миграционное право. 2009. N 1. С. 26 - 28.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.