Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ <*>
Е.С. ШУГРИНА
В апреле 2014 г. Указом Президента РФ был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы <1>. Одной из главных задач антикоррупционной деятельности обозначена активизация антикоррупционного просвещения граждан.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы".
Никколо Макиавелли определял коррупцию как "использование публичных возможностей в частных интересах".
Коррупция имеет много составляющих, наиболее важные - правовая и этическая. Юридическое понимание коррупции характеризует, какие именно деяния влекут наступление применения мер государственного принуждения, вплоть до юридической ответственности. Морально-нравственное понимание коррупции показывает, за какие нарушения происходит общественное осуждение.
Антикоррупционное образование граждан является достаточно важным и сложным элементом правового просвещения населения. Особенное значение оно приобретает при обучении учащихся - студентов неюридических вузов, учащихся школ. В данном случае преподавателю необходимо решать задачу, обусловленную тем, что ему необходимо донести до аудитории в достаточно простой для восприятия форме очень сложный и весьма специализированный материал.
Конечно, проще всего прочитать учащимся лекцию на тему о том, что такое коррупция и как с ней нужно бороться. Но что они усвоят? Поймут ли они сложную юридическую терминологию?
По данным, полученным американским Национальным тренинговым центром, средний процент усвоения материала в зависимости от используемых методов преподавания выглядит следующим образом <2>:
--------------------------------
<2> Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 476 - 511.
- лекция - 5%,
- чтение - 10%,
- видео-, аудиоматериалы - 20%,
- демонстрация - 30%,
- дискуссионные группы - 50%,
- практика через действие - 75%,
- обучение других / немедленное применение обучения - 90%.
Выбор конкретной образовательной технологии, основанной на сочетании различных методов преподавания, должен осуществляться преподавателем самостоятельно с учетом цели занятия, ожидаемого образовательного результата, а также личных качеств преподавателя и уровня подготовки учащихся <3>. Сочетание традиционных и интерактивных методов должно быть разумным и эффективным, направленным на достижение максимального образовательного результата. Ни в коем случае нельзя допускать противопоставления традиционных и интерактивных методов. Они имеют разные цели, разные формы и содержание, направлены на достижение разного образовательного результата.
--------------------------------
<3> Нарутто С.В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 7. С. 907 - 916.
Попробуем проанализировать возможность применения различных методов на примере освоения студентами одной из первых тем антикоррупционного образования учащихся, связанной с анализом понятия и признаков коррупции.
Нужно подчеркнуть, что, прежде чем говорить о возможностях использования различных методов преподавания, следует напомнить, что интерактивные методы требуют достаточно серьезной подготовки самого преподавателя. Преподаватель должен не только владеть образовательными технологиями, знать, какие приемы можно и нужно использовать в той или иной ситуации, как оптимальнее учесть особенности аудитории. Но преподаватель должен прекрасно владеть и содержанием преподаваемой дисциплины, чтобы быть способным реагировать на неожиданную реплику или вопрос учащегося.
В настоящее время существует большое количество литературы, в которой исследуются вопросы коррупции, ее история, истоки, механизмы противодействия и др. <4>.
--------------------------------
<4> См., напр.: Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013. 160 с.; Что такое коррупция и как с ней бороться / под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко. М.: Министерство юстиции Российской Федерации, 2010. 32 с.; Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2010. 192 с.; Эрделевский А.М. Понятие коррупции в российском законодательстве // Законность. 2014. N 6. С. 40 - 42; Вешкурцева З. Борьба с коррупцией. Новые нормы в законодательстве // Административное право. 2013. N 1. С. 5 - 10; Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 68 - 80; Хабриева Т.Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. N 6. С. 5 - 17; Овчинников О.А., Тришкин С.В. Правовые и социальные аспекты, оказывающие влияние на коррупционную ситуацию в России // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 7 - 11 и др. С учетом специализации преподавателя представляется целесообразным ознакомиться и со специальной литературой, в которой раскрываются криминологические, уголовно-правовые, административно-правовые и другие аспекты коррупции.
Легальное определение коррупции дается в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции" следующим образом. Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией является и совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Фактически данное определение построено по принципу перечисления некоторых коррупционных правонарушений; при этом характеристика самих правонарушений не дается, отсутствуют и указания на последствия их совершения - какие меры ответственности могут быть применены. Иными словами, эти все вопросы должны последовательно рассматриваться на занятии со ссылкой не только на российские нормативные акты, но и на международные документы. Как это можно сделать?
Представляется уместным проведение мозгового штурма и последующей дискуссии по данной теме. Учащимся можно задать самый общий вопрос: что такое коррупция? Этот прием позволит выявить бытовые представления учащихся, обсудить, насколько полно они понимают данный термин, на все ли аспекты обращают внимание.
При проведении мозгового штурма используется следующая технология: учащиеся по очереди высказывают свои версии, которые фиксируются на доске (листе) без обсуждения или комментариев. После того, как учащиеся высказали достаточное количество предположений или предложений, преподаватель начитает обсуждать полученный результат, комментируя получившееся. При этом происходит объединение сходных идей, классификация идей, ранжирование идей, выбор реалистичных и перспективных идей. Очень важно, чтобы высказываемые на первом этапе идеи не критиковались, не высмеивались и не комментировались. Обсуждение начинается позже, когда этап генерирования идей заканчивается.
В ходе последующей дискуссии преподавателю целесообразно не только обратить внимание на понимание учащимися коррупции, но и соотнести их представления с нормами права, с одной стороны, и нормами морали и нравственности - с другой. Можно обратить внимание и на разные формы внешнего проявления коррупции, которые могут быть отнесены к уголовным преступлениям, административным правонарушениям. Это позволит плавно перейти к обсуждению признаков коррупции.
Традиционно к признакам коррупции принято относить <5>:
--------------------------------
<5> Ромашина Е.В. Классификация научных подходов к определению коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 32 - 34.
- принятие решений, нарушающих закон или неписаные общественные нормы;
- действия партнеров по обоюдному согласию;
- получение обеими сторонами незаконных выгод и преимуществ;
- стремление всех участников коррупционной сделки к сокрытию своих действий.
Обсуждение признаков коррупционного поведения, отграничение его от смежных деяний можно провести на конкретных примерах, обсуждая различные казусы.
Специалисты в области школьного образования рекомендуют использовать некоторые примеры из школьной жизни <6>. Причем, рассматривая последовательно разные ситуации, не надо приводить примеры, слишком явно демонстрирующие наличие коррупционной составляющей. В качестве примеров таких ситуаций для обсуждения можно назвать следующие:
--------------------------------
<6> Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: методическое пособие. Ульяновск, 2009. 102 с.
- на ЕГЭ вам и другим сидящим рядом с вами ученикам присутствующие в классе наблюдатели предложили воспользоваться мобильными телефонами для ответов на вопросы задания;
- сверстники, имея какие-либо компрометирующие материалы, подговаривают вас поучаствовать в шантаже одного из учеников вашей школы (жителя вашего села, микрорайона) с целью получить деньги или привилегии;
- некоторые ученики в классе постоянно получают хорошие оценки за контрольные работы, т.к. они занимаются по предмету с вашим же учителем;
- вы видели, как один из учеников списывал на предметной олимпиаде (в школе, районе, области);
- кассир в школьной столовой по ошибке дал вам больше сдачи. Вы промолчите или вернете лишнюю мелочь?;
- вам предлагают ознакомиться с вопросами предстоящего экзамена (важной контрольной) за небольшую сумму денег.
Эти или другие подобные ситуации можно обсуждать в общей аудитории в форме дискуссии. Либо можно учащихся разбить на малые группы, предложив им проанализировать по нескольку ситуаций и выбрать те из них, в которых, по их мнению, есть коррупционное поведение. При обсуждении конкретных ситуаций необходимо делать акцент на понятии и признаках коррупции.
Малые группы являются довольно эффективным методом обучения. Этот метод целесообразно использовать для того, чтобы активизировать максимальное количество учащихся, когда ставится задача взаимного обучения учащихся, изменение их личной мотивации.
Если позволяет время и уровень подготовки учащихся, то понятие и признаки коррупции можно обсудить и в форме ролевой игры. Метод ролевых игр используется для выработки профессиональных компетенций, для уяснения определенной последовательности действий, для обучения позиционности мышления <7>.
--------------------------------
<7> Шугрина Е.С. Особенности использования образовательных технологий и организации обучения на базе юридических клиник // Современное право. 2014. N 10.
Кроме этого или вместо этого можно в течение непродолжительного времени организовать проведение одной или нескольких ролевых игр, в которых учащиеся будут вынуждены не просто заявить о том, что такое коррупция, но и продемонстрировать конкретный вариант поведения, который либо будет содержать признаки коррупционного правонарушения, либо нет.
В качестве фабулы для ролевых игр можно использовать такие ситуации <8>:
--------------------------------
<8> Методические рекомендации по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении. Ханты-Мансийск, 2012.
- "Пропускной пункт" - выбираются 6 - 7 начальников пропускных пунктов, которым запрещается пропускать кого бы то ни было в определенное место. Задача остальных - добиться разрешения на проход. Применение насилия к контролерам запрещается;
- "Исключительные обстоятельства" - выбираются 5 - 6 важных чиновников, которые не имеют права ставить подписи на карте участника. Задача остальных участников игры - получить подпись чиновника любой ценой.
План организации и проведения ролевой игры должен состоять из подготовительного этапа (преподаватель объясняет, для чего будет проводиться ролевая игра, распределяет роли, исполнители роли готовятся к участию в игре, преподаватель объясняет правила проведения игры, при необходимости возможна демонстрация), этап собственно проведения ролевой игры и этап комментирования, обсуждения результатов. При необходимости и возможности целесообразно повторное проведение ролевой игры с теми же участниками или другими. В этом случае комментирование также надо проводить повторно.
Каждый учащийся всегда стремится к тому, чтобы его деятельность была оценена, особенно если он впервые совершает какие-то действия. Для этого рекомендуется использовать технику комментирования (или технологию конструктивной, позитивной критики).
Начинать оценку работы учащихся всегда нужно с похвалы; это придает им уверенность, стимулирует более высокие результаты обратной связи с обучающимися. Основной целью при подведении итогов все же является помощь учащимся в освоении профессии, поэтому преподаватель должен указать и на их слабые моменты в работе. Даже если обучающийся сделал что-то очень плохо, надо помочь ему разобраться в произошедшем, сохранить веру в себя. В необходимых случаях рекомендуется предоставить "игроку" возможность "переиграть ситуацию", если это технически возможно.
Очевидно, что ролевая игра не является самоцелью. Поэтому важно обратить внимание учащихся на то, что такое соблюдение законности, каким образом поведение людей создает предпосылки для возникновения коррупции и каким образом этого можно избежать.
В завершение занятия можно дать общую характеристику мер по борьбе с коррупцией, назвать основные принципы. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Раскрывая вышеназванные принципы противодействия коррупции, преподаватель не только подводит общий итог занятию, расставляет необходимые акценты, но и в форме лекции доносит до учащихся новую информацию, которую впоследствии они могут трансформировать из знаньевой компоненты в навыковую.
Литература
1. Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 476 - 511.
2. Вешкурцева З. Борьба с коррупцией. Новые нормы в законодательстве // Административное право. 2013. N 1. С. 5 - 10.
3. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 68 - 80.
4. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: методическое пособие. Ульяновск, 2009. 102 с.
5. Нарутто С.В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 7. С. 907 - 916.
6. Овчинников О.А., Тришкин С.В. Правовые и социальные аспекты, оказывающие влияние на коррупционную ситуацию в России // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 7 - 11.
7. Ромашина Е.В. Классификация научных подходов к определению коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 32 - 34.
8. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2010. 192 с.
9. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013. 160 с.
10. Хабриева Т.Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. N 6. С. 5 - 17.
11. Что такое коррупция и как с ней бороться / под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко. М.: Министерство юстиции Российской Федерации, 2010. 32 с.
12. Шугрина Е.С. Особенности использования образовательных технологий и организации обучения на базе юридических клиник // Современное право. 2014. N 10.
13. Эрделевский А.М. Понятие коррупции в российском законодательстве // Законность. 2014. N 6. С. 40 - 42.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.