Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
П.У. КУЗНЕЦОВ, Е.В. ДЖЕНАКОВА
Одной из важных целей развития российского общества на долгосрочную перспективу является формирование качественно нового образа Российской Федерации как ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальной конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [17].
При этом совершенствование системы образования обычно рассматривается как комплексный фактор роста: и как необходимое условие для укрепления лидирующих позиций России в мировом пространстве, и как основа экономической стабилизации, и как духовное начало развития общества, и как индекс благополучия граждан и безопасности страны. Кроме того, получение образования на основе развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, распространение научных и культурных сведений, сохранение наследия в цифровой форме рассматриваются как важнейшие задачи информационного общества [16; 9, с. 4]. Их реализация во многом зависит от качества и уровня развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях образования, новых форм и методов образовательного процесса, а также развития системы подготовки преподавателей в области информационных технологий и квалификации обучающихся при использовании электронных образовательных сетевых ресурсов.
Формирование электронных образовательных ресурсов, размещение их в соответствующей информационной образовательной среде и обеспечение доступа к ним есть деятельность по распространению научной и образовательной информации. Доступ к информации и знаниям в образовательных и культурных целях как общественному достоянию должен быть максимально широким, обеспечивая высокое качество, разнообразие и надежность информации [9, с. 6]. Информационно-телекоммуникационные технологии следует рассматривать, с одной стороны, как инструментарий реализации права на свободу получения информации, с другой стороны, как условие распространения информации.
Рассмотрим, как обеспечивается предоставление доступа к образовательным ресурсам в рамках реализации модулей образовательных программ на примере учебной дисциплины "Информационное право".
Необходимо отметить, что дисциплина "Информационное право" в перечне правовых дисциплин профессионального цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" отсутствует.
Современное общество требует от высших учебных заведений подготовки востребованных на рынке труда специалистов, обладающих общей эрудицией, системными знаниями по специальности и обязательно владеющих современными информационными технологиями, в первую очередь в профессиональной деятельности. Перечисленные требования относятся не только к специалистам в области информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности, но и к профессиональным юристам.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" выпускник должен обладать, среди прочих, следующими общими компетенциями: понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
Указанный набор общих компетенций представляет собой предметную область учебной дисциплины "Информационное право", однако ни в информационно-правовой, ни в профессиональный цикл основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки "Юриспруденция" данная учебная дисциплина не включена.
Как мы уже ранее отмечали, это обстоятельство выглядит более чем странным: ведь информационное право как область научных знаний в настоящее время зарегистрировано на государственном уровне и выделено в номенклатуре научных специальностей под отдельным кодом 12.00.13, а его часть - учебная дисциплина как наиболее общий уровень знаний остается за пределами официального признания в образовательном стандарте.
Впервые решение о включении научной специальности "Информационное право" в состав других отраслей правовой науки (юриспруденции) было принято Министерством науки РФ (Приказ от 1 октября 2000 г. N 16-ЛК) [2, с. 49 - 50]. На этом основании была утверждена новая номенклатура научных специальностей, в составе которой она была зарегистрирована под кодом 12.00.14 в составе других отраслей права - административного права и финансового права. Этому решению предшествовала активная позиция научной общественности, представители которой (в первую очередь И.Л. Бачило и В.А. Копылов) в течение нескольких лет выступали за включение в номенклатуру научных специальностей информационного права [4, с. 58].
В начале 1970-х годов впервые сформулировал научную гипотезу о существовании информационного права и новой формы правоотношений информационного типа профессор А.Б. Венгеров [5, с. 32]. Существенный вклад в развитие идеи о самостоятельности нового научного направления и становление новой учебной дисциплины в свое время внесли Ю.М. Батурин [1, с. 24 - 27], В.Н. Лопатин [10, с. 115 - 133; 5, с. 84 - 108], М.М. Рассолов [15, с. 5 - 27] и др.
Обосновывая позицию о формировании информационного права, И.Л. Бачило особо подчеркивает следующее: "Важно понять, почему сегодня актуальным стал вопрос о выделении информационного права в самостоятельную отрасль права. Информация как предмет внимания и обихода человека существует так же долго, как и сам человек, сопровождает его действия и отношения. Это своеобразная среда существования человека, не менее важная, чем воздух, земля" [3, с. 5].
Н.А. Власенко в связи с необходимостью формирования информационного права замечает, что информация, информационные технологии, условно говоря, "ворвались" в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой составляющей, поэтому стратегической задачей является соответствующее отражение в системе научных специальностей объективных реалий и потребностей времени [7, с. 98 - 109].
Несмотря на то что официальное признание информационного права на уровне научной специальности состоялось и эта область научных знаний выделена как самостоятельная отрасль юриспруденции, все же проблемы становления ее как науки еще остаются актуальными. Уменьшилось количество диссертационных советов по специальности "Информационное право", особенно в регионах. Причиной этого является не только усиление требований к деятельности диссертационных советов в целом, но и недостаток докторов наук в области информационного права. Поэтому в ходе работы над проектом новой номенклатуры научных специальностей вносились вполне разумные предложения о целесообразности сохранения информационного права в специальности под кодом 12.00.14 - "Административное право; финансовое право; информационное право" [8, с. 3 - 5].
Но это вовсе не исключает активного интереса ученых к исследованиям проблем правового обустройства информационной сферы человеческой деятельности. За последние 10 лет подготовлено и успешно защищено 8 докторских и более 20 кандидатских диссертаций по специальности "Информационное право".
Исходя из анализа опубликованных научных работ (докладов, статей, монографий и диссертаций), можно согласиться с утверждением, что в последние десятилетия это направление развивается в геометрической прогрессии [13, с. 16 - 19].
И.М. Мацкевич и Н.А. Власенко правильно делают вывод: "Перед информационным правом стоит задача разработать теоретическую основу, позволяющую включить новые отношения и объекты в правовое поле, обеспечить защиту прав и законных интересов субъектов права в современных условиях. Информационное право призвано сформировать научное представление о системе информационного законодательства, основных направлениях ее развития, правовых основах формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. В сферу информационного права входят такие важные для развития общества направления, как право на информацию, правовой режим информации, формирование и развитие единого информационного пространства, электронное правительство и электронный документооборот, правовое регулирование общественных отношений в сети Интернет" [11, с. 120; 13, с. 31 - 35].
Таким образом, знания в области информационного права на уровне государственной научно-образовательной политики оказались искусственно разделенными между наукой и образованием. Если научный уровень знаний стал легитимным, то полноценные знания по информационному праву в рамках профессионального цикла официально не признаны как предмет образовательных программ и требования Федерального государственного образовательного стандарта к их содержанию.
Вместе с тем юристы должны владеть знаниями в области правового регулирования информационных отношений, обучаться навыкам правильной правовой оценки жизненных ситуаций развития информационной действительности, обладать способностями их правовой квалификации, хорошо ориентироваться в нормативных правовых актах информационной тематики.
Учебный уровень знаний включает самые важные содержательные моменты научных знаний и нормативной правовой основы развития информационного общества. Названные знания являются содержанием информационного права не только как науки, но и как учебной дисциплины, поэтому отмеченные обстоятельства требуют особого внимания к определению правовой проблематики и в научных исследованиях общественных отношений, и в подготовке соответствующих специалистов юридического профиля [3, с. 13].
Это утверждение, как и прежде, остается актуальным и сейчас, как справедливо подчеркивают А.В. Морозов и Т.А. Полякова, когда научная специальность официально признана самостоятельной, ощущается острая нехватка специалистов, особенно в регионах Российской Федерации [14, с. 30 - 33].
Безусловно, исключение учебной дисциплины "Информационное право" из состава профессионального цикла государственного образовательного стандарта негативно отражается не только на качестве обучения профессиональных юристов, но и на развитии научных знаний по информационному праву. Ведь неполноценность образовательного процесса в части снижения объема и содержания фундаментальных знаний о правовом обеспечении информационной сферы не позволяет сформировать профессионально ориентированные компетенции у будущих юристов.
Уральский государственный юридический университет этот пробел компенсирует преподаванием знаний в области правового регулирования информационной сферы в рамках вариативной части основной дисциплины ("информационные технологии юридической деятельности") как бакалаврам, так и специалистам по направлению "Правовое обеспечение национальной безопасности". Конечно, в рамках организации учебного процесса ведущие преподаватели кафедры информационного права нашего университета проводят кружки студенческого научного общества по проблематике информационного права, которые проходят с элементами научного дискурса. Однако эта компенсация явно недостаточна для развития информационного права в научно-образовательном сообществе нашей страны. Включение информационного права в состав дисциплин профессионального цикла, в Федеральный государственный образовательный стандарт должно стать справедливой реакцией со стороны государственной политики в образовательной сфере на вызовы информационной эпохи. Ведь место и роль профессиональных юристов в укреплении правовой основы информационной деятельности вряд ли кто может заменить. Но они должны получать полноценные профессиональные базовые знания в области информационного права. Этот факт не подлежит сомнению. Тем более интерес обучающихся к знаниям по информационному праву все более и более увеличивается.
Важным условием развития образовательного процесса по дисциплине "Информационное право" является формирование учебных информационных ресурсов: учебников, учебных пособий, рабочих программ, учебно-методических комплексов и других учебных материалов в печатном, а также в электронном виде.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании В Российской Федерации" в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. При этом библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) [18].
В настоящее время отечественными учеными подготовлены новые версии учебников по информационному праву для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Юриспруденция" и аналогичным специальностям.
В 2011 - 2014 гг. изданы учебники по информационному праву под редакцией профессоров И.Л. Бачило, О.А. Городова, П.У. Кузнецова и И.М. Рассолова, рекомендованные Министерством образования и науки РФ и Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений РФ для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Юриспруденция".
В Российской академии правосудия в 2011 г. издано новое учебное пособие по информационному праву под редакцией профессора Д.А. Ловцова.
Уральский государственный юридический университет предлагает студентам электронные библиотечные системы, рекомендованные для использования в высших учебных заведениях: BOOK.ru; издательство "Лань"; издательство "Ру.конт" и др. Все они соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям по обеспечению образовательного процесса электронными изданиями, необходимыми для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ.
Электронная библиотечная система BOOK.ru представлена двумя учебниками - "Основы информационного права" (П.У. Кузнецов), "Информационное право" (И.М. Рассолов) и учебно-методическим пособием "Информационное право" (Л.Л. Ефимова).
Национальный цифровой ресурс "Руконт" предлагает два учебных пособия по информационному праву: "Информационное право" (Д.А. Ловцов) и "Информационное право в терминах и понятиях" (И.Ш. Килясханов, И.М. Саранчук) [20].
Электронно-библиотечная система "Лань" включает электронные версии книг издательства "Лань" и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Студенты и преподаватели УрГЮУ, зарегистрированные как пользователи университетского сетевого ресурса электронно-библиотечной системы "Лань", имеют право неограниченного доступа в любое время и из любого места посредством сети Интернет к двум учебникам по информационному праву - "Основы информационного права" (автор П.У. Кузнецов) и "Информационное право" (М.М. Рассолов) [19].
Одним словом, образовательная деятельность в плане подготовки специалистов в области правового обеспечения информационной сферы последовательно развивается, несмотря на недоработки государственной политики в части фундаментальных подходов формирования образовательных стандартов.
Одной из самых актуальных задач юридической науки в настоящее время является не только мобилизация теоретических и методологических исследований, направленных на решение правовых проблем новых информационных феноменов, не только разработка соответствующих им правовых инструментов (категорий, понятий, конструкций и т.д.), но и решение актуальных вопросов государственной образовательной политики в части подготовки соответствующих специалистов юридического профиля.
Литература
1. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юридическая литература, 1991.
2. Бачило И.Л. Важный шаг в признании легитимности информационного права // Информационное общество. 2000. N 6.
3. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 2.
4. Бачило И.Л., Копылов В.А. Есть ли основания для создания отрасли "Информационное право" // Информационное общество. 1999. N 6.
5. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
6. Венгеров А.Б. Право и информационное обеспечение // Советское государство и право. 1972. N 8.
7. Власенко Н.А. О номенклатуре специальностей научных работников в области юриспруденции // Журнал российского права. 2010. N 7.
8. Власенко Н.А. Специальность 12.00.13 - "Информационное право" в новой номенклатуре научных специальностей по праву // Информационное право. 2011. N 2. С. 3 - 5.
9. Культурное и языковое многообразие в информационном обществе / Издание ЮНЕСКО для Всемирного саммита по информационному обществу. 2003.
10. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: человек. Общество. Государство. СПб., 2000.
11. Мацкевич И.М., Власенко Н.А. Формализация специальностей научных исследований в сфере права: содержание и перспективы // Журнал российского права. 2013. N 6.
12. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
13. Морозов А.В. Информационное право как самостоятельная научная специальность // Юридическое образование и наука. 2013. N 1. С. 16 - 19.
14. Морозов А.В., Полякова Т.А. Подготовка аспирантов по специальности "Информационное право" // Информационное право. 2014. N 2. С. 30 - 33.
15. Рассолов М.М. Информационное право. М., 1998.
16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февраля.
17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
18. Российская газета. 2012. 31 декабря.
19. URL: http://e.lanbook.com (дата обращения: 18.02.2015).
20. URL: http://www.rucont.ru (дата обращения: 18.02.2015).
References
1. Bachilo I.L. Vazhnyi shag v priznanii legitimnosti informatsionnogo prava // Informatsionnoe obshestvo [Information Society]. 2000. N 6.
2. Bachilo I.L. Informatsionnoe pravo. Rol I mesto v sisteme prava v Rossiyskoi Federatsii // Gosudarstvo I pravo [Government and Law]. 2001. N 2.
3. Bachilo I.L., Kopylov V.A. Est li osnovania dlay sozdaniay otrasli "Informatsionnoe pravo" // Informatsionnoe obshestvo [Information Society]. 1999. N 6.
4. Vlasenko N.A. O nomenclature spetzialnostei nauchnuh rabotnikov v oblasty urisprudentsii // Zurnal rossiiskogo prava [Russian Law Magazine]. 2010. N 7.
5. Vlasenko N.A. Spetzialnost 12.00.13 - "Informatsionnoe pravo" v nomenclature nauchnuh spetzialnostei po pravy // Informatsionnoe pravo [Information Law]. 2011. N 2.
6. Kulturnoe i yazykovoe mnogoobrazie v informatsionnom obshestve / Izdanie UNESCO dlya Vsemirnogo sammita po informatsionnomu obshestvu. 2003.
7. Matskevich I.M., Vlasenko N.A. Formalizatsia spetsialnostei nauchnuh issledovanii v sfere prava: soderzhanie i perspectivy // Zurnal rossiiskogo prava [Russian Law Magazine]. 2013. N 6.
8. Tereshchenko L.K. The legal regime of information. M., 2011.
9. Morozov A.V. Informatsionnoe pravo kak samostoyatelnay nauchnaya spetzialnost // Uridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal education and science]. 2013. N 1.
10. Morozov A.V., Polaykova T.A. Podgotovka aspirantov po spetzialnosti "Informatsionnoe pravo" // Informatsionnoe pravo [Information Law]. 2014. N 2.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.