Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
С.В. ТИХОНОВА
Одной из стратегических целей современного цивилизационного развития является переход к информационному обществу. Ученые-правоведы еще не сформулировали его единого понятия, концентрируя внимание на конкретизации отдельных его признаков. Но уже становится очевидным, что масштабная информатизация органов государственной власти способна вывести развитие государства и права на новый качественный уровень. Не случайно одной из основных задач, необходимых для повышения качества жизни граждан и развития всех сфер жизни общества на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г., провозглашается повышение эффективности управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг. Активно развивающаяся информационно-коммуникационная парадигма государственности сегодня невозможна без активного участия науки информационного права, способной внести вклад как в моделирование инновационных концепций государственно-правового развития, так и в прогнозирование формирования специфических правоотношений, связанных с построением информационного общества и электронного государства.
Наука информационного права является одной из самых молодых отраслей в общей системе юридической науки, изучающей информационно-правовые нормы, информационные правоотношения, информационно-правовые категории и правоприменительную практику [7, с. 37]. И.М. Рассолов определяет науку информационного права как формирующуюся отраслевую юридическую науку, изучающую совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности в целом [9, с. 60]. Наиболее острой и дискуссионной теоретической проблемой для этой науки оказалось формирование учения о предмете изучаемой ею отрасли права, определяющем положение отрасли информационного права в системе права. Причиной стал, во-первых, комплексный характер последней, выражающийся в системной интеграции разнородных по своей сущности норм, регулирующих сходные, родственные общественные отношения - общественные отношения в информационной сфере общества. Во-вторых, нельзя обойти вниманием непрерывное усложнение общественных отношений в информационной сфере, детерминированное эволюцией инфраструктурного по отношению к ней коммуникационного пространства. Информационное право находится в авангарде юридической науки, первым осваивая новые, ранее не известные правовой науке понятия - "Интернет", "провайдер", "киберпространство", "электронная торговля", "блогер" и т.д. Поэтому перечень основных групп правоотношений, относящихся к предмету отрасли информационного права, непрерывно уточняется, ресистематизируется и конкретизируется в каждом издании, затрагивающем проблему предмета информационного права.
Правоотношения, связанные с построением информационного общества и электронного государства, пока в отдельную группу не обособляются, хотя, на наш взгляд, вполне могут на это претендовать по ряду признаков. Не останавливаясь на этом вопросе подробно (он заслуживает отдельного рассмотрения), отметим, что центральным, ключевым субъектом этих правоотношений является государство, и оно же оказывается в этом случае объектом права. Распространение информационных технологий в обществе происходит в соответствии с закономерностями социального развития. Государственно-правовое регулирование может только минимизировать негативные аспекты этого процесса, сглаживая цифровой разрыв и препятствуя использованию информационно-коммуникационных технологий в общественно опасных целях. Однако информатизация самого государства стихийной быть не может, она может осуществляться только через право и посредством права. Ответ на вопрос о том, как именно должна быть реализована эта задача, может дать только юридическая наука, системно используя достижения теории и отраслей в первую очередь информационного права.
Правоотношения по построению информационного общества и электронного государства чрезвычайно динамичны, поскольку каждая новая волна технической коммуникации выдвигает новые технические решения и открывает новые возможности для реорганизации этих отношений. Технико-технологическое развитие отличается слабой прогнозируемостью. Невозможно заранее предсказать, в каком направлении произойдет прорыв, как именно новые информационно-коммуникационные технологии изменят существующую модель типовых интеракций, что будет востребовано обществом, а что нет.
Поэтому в правовом регулировании построения информационного общества и электронного государства стратегический уровень всегда будет доминировать над тактическим. Ведущая задача последнего носит инструментальный характер, поскольку направлена на адаптацию технических инноваций, их приспособление к ориентирам и целям стратегического уровня. Поэтому в исследовании формирования правоотношений по построению информационного общества и электронного государства оправданным представляется применение теории правовой политики. Теория правовой политики относится к числу универсальных теоретических моделей, разработанных общетеоретической юридической наукой и успешно применяемых в науках отраслевых - в науке конституционного, уголовного, административного, гражданского и т.д. права. Особенно эффективным ее применение оказалось для комплексных отраслей, поскольку оно позволяет раскрывать формулирование задач правового регулирования, его идейно-концептуальную основу на любом нормативно-правовом материале.
Теория правовой политики конкретизирует телеологию правового регулирования, структурируя ее эмпирическое содержание на основе логико-методологических процедур. Они позволяют разграничивать формы, виды и направления правовой политики. В отечественной научной литературе, как правило, правовую политику по построению информационного общества определяют через информацию, раскрывая соотношение информационной политики государства и правовой политики в информационной сфере. Тем не менее в современных условиях активного государственного строительства посредством информационно-коммуникационных технологий сложившийся подход оказывается недостаточным из-за отмеченных выше многомерности и масштабности информационной сферы. Рассмотрим возможность его теоретико-методологической корректировки, направленной на отражение процессов специализации правовой политики в информационной сфере, обоснование выделения новых самостоятельных ее видов.
Конкретизация подвидов правовой политики, осуществляемой в информационной сфере, предполагает выработку теоретической модели коммуникационного пространства, основанной на логико-методологической работе с понятиями. Теория правовой политики накопила достаточно обширный запас классификаций, для которых характерны не только общие логические приемы, но и некоторые традиции словоупотребления.
Классификации по характеру деятельности оперируют категорией "форма". Форма есть способ существования и выражения содержания, этот термин также употребляется для обозначения внутренней организации содержания явлений. Обычно в основе классификаций форм (форм реализации) правовой политики лежит структура механизма правового регулирования (реже - правового воздействия), включающего в себя правотворчество, правореализацию, защиту нарушенного права. Задача таких классификаций - выделение формально автономных групп отношений в рамках правовой системы (особые субъекты, использующие специфические средства). Так, О.Ю. Рыбаков выделяет следующие формы правовой политики: 1) правотворческая; 2) правоприменительная; 3) правозащитная; 4) надзорно-контрольная; 5) правовое обеспечение функционирования государства, его органов; 6) организация деятельности правоохранительных органов; 7) подготовка профессионального юридического корпуса; 8) организация научной деятельности; 9) доктринальная; 10) правовое просвещение [10, с. 32 - 46]. Существуют и другие классификации форм правовой политики. Например, Р.В. Пузиков выделяет правотворческую, правоприменительную, правоинтерпретационную, доктринальную, обучающую формы [8, с. 169]. Я.В. Бакарджиев считает, что формы правовой политики могут быть выделены на основе трех крупных групп отношений: правовых, организационно-управленческих и социокультурных [1, с. 108]. Думается, дробность выделения форм правовой политики детерминирована разнообразием социальной деятельности в современном обществе.
Классификации, использующие в качестве основания цель правовой политики, оперируют понятием "направление". Целями выступают свобода личности, укрепление законности, обеспечение безопасности и т.п. Цели определяются в соответствии с программными документами, отражающими основные задачи государственной политики. Привязанные к ним классификации имеют краткосрочный характер, их применение ограничивается сроком действия указанных документов.
Среди классификаций, опирающихся на средства правовой политики, наибольшее распространение получили классификации, построенные по отраслям права. Массивы работ по конституционной, административной, гражданской, уголовной правовой политике составляют ведущую часть эмпирических исследований в теории правовой политики [3; 4; 6]. В этом случае говорят именно о видах правовой политики. Основной проблемой отраслевых классификаций является проблема выделения отраслей права. Если в случае фундаментальных отраслей права, сложившихся исторически давно, и устоявшихся предметных отраслей классифицировать виды правовой политики весьма удобно, то в случае формирующихся отраслей, статус которых остается на настоящий момент дискуссионным (информационное, медицинское, образовательное, исполнительное, спортивное и др. право), такая классификация может столкнуться с трудностями в связи с противоречиями, имеющимися в учении о критериях отраслей права, недостаточной проработанностью понятия "комплексная отрасль права" и несовпадением системы права и системы законодательства.
Ограничения отраслевого критерия в известной мере снимают классификации правовой политики, осуществляемые по основанию ее объекта. Основным недостатком таких классификаций является именно множественность объектов социальной реальности, которые потенциально могут быть объектами правовой политики. В этой ситуации требуются дополнительные классификации, которые могут быть излишне громоздкими. Таким образом, целесообразным представляется использование объектных классификаций правовой политики там, где речь идет о новых предметных отраслях права.
На основе вышеизложенного считаем возможным выдвинуть следующую логическую конструкцию специализации правовой политики в информационной сфере. Исходя из того, что право на информацию является основой реализации многих конституционных прав и свобод (свобода слова, свобода массовой информации, свобода мировоззренческого выбора, избирательное право и т.д.), потенциально реализуемых в условиях любого (по техническим характеристикам) коммуникационного пространства, а построение информационного общества связано с конкретным уровнем научно-технического прогресса и цивилизационного развития, мы считаем, что в современных условиях можно выделить два самостоятельных направления правовой политики - информационную правовую политику и коммуникационную правовую политику. Обе они являются видовыми понятиями по отношению к родовому - правовой политике в информационной сфере. Информационная правовая политика решает вопросы селекции информации в коммуникационном пространстве (например, институт цензуры). Коммуникационная правовая политика направлена на создание правовых основ построения информационного общества, т.е. развития коммуникационного пространства, управление его встраиванием в социальный ландшафт и, таким образом, контроль социального прогресса.
Центральными проблемами информационной правовой политики являются: 1) проблема усложнения права на информацию; 2) проблема правового режима цензуры; 3) проблемы правового регулирования новых видов информационно-коммуникационной деятельности (PR-деятельность, блогерская деятельность, распространение информации в социальных сетях). Центральными проблемами коммуникационной правовой политики выступают: 1) обеспечение развития информационно-коммуникационной инфраструктуры; 2) построение электронного государства; 3) развитие электронных структур гражданского общества.
Дифференцированное рассмотрение этих направлений позволит структурировать имеющееся знание и конкретизировать цели и задачи правовой политики. Оно не требует жесткой демаркации исследовательских областей в силу их тесной связи, но предполагает известную автономию в их рассмотрении. Решение этих задач носит преимущественно коммуникационный характер, поскольку предполагает формирование, поддержание и развитие правоотношений по построению информационного общества и электронного государства. Обеспечение их эффективного правового регулирования и составляет содержание коммуникационной правовой политики - самостоятельного вида современной правовой политики в информационной сфере. Ее дальнейшее изучение, описание характерных для нее целей, средств и механизмов способно расширить знание о предмете науки информационного права.
Литература
1. Бакарджиев Я.В. Формы реализации юридической политики // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2009. N 4. С. 108.
2. Бачило И.Л. О терминах и понятиях в праве // Вопросы правоведения. 2014. N 3. С. 10 - 28.
3. Бородин С.В. Концепция уголовно-правовой политики через призму системного подхода // Российская юстиция. 2014. N 3. С. 51 - 54.
4. Еременко А.С. Теоретические вопросы государственной правовой политики в области гражданского оборота // Российская юстиция. 2013. N 5. С. 6 - 8.
5. Ловцов Д.А. Теоретические основы системологии информационного права // Информационное право. 2014. N 2. С. 4 - 13.
6. Малько А.В., Храмов Д.В. Судебно-правовая политика: общетеоретический аспект // Российская юстиция. 2012. N 1. С. 26 - 28.
7. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Информационное право. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 496 с.
8. Пузиков Р.В. Формы реализации правовой политики // Вестник Тамбовского университета. Серия "Гуманитарные науки". 2014. N 1 (129). С. 169.
9. Рассолов И.М. Информационное право. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 352 с.
10. Рыбаков О.Ю. Личность. Права и свободы. Правовая политика: Монография. М.: РПА МЮ РФ, 2004. 260 с.
11. Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. N 2. С. 107.
12. Рыбаков О.Ю., Юрьева Ю.С. Правовая политика: сущность, основные черты // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2009. N 6. С. 14 - 22.
13. Травников Н.О. Соотношение права на информацию со смежными конституционными правами // Информационное право. 2014. N 6. С. 12 - 16.
References
1. Bakardzhiev Ja.V. Forms of realization of legal policy // Vestnik Omskogo universiteta - Omsk University Bulletin. Serija "Pravo". 2009. N 4. P. 108 (in Russian).
2. Bachilo I.L. About terms and concepts in law // Voprosy pravovedenija - Questions of law. 2014. N 3. Pp. 10 - 28 (in Russian).
3. Borodin S.V. The concept of Criminal policy through the prism of a systematic approach // Russian justice. 2014. N 3. Pp. 51 - 54 (in Russian).
4. Eremenko A.S. Theoretical issues of state legal policy in the field of civil law // Rossijskaja justicija - Russian justice. 2013. N 5. Pp. 6 - 8 (in Russian).
5. Lovcov D.A. Theoretical bases of systemology information law // Informacionnoe pravo - Informational law. 2014. N 2. Pp. 4 - 13 (in Russian).
6. Malko A.V., Hramov D.V. Judicial-law politics: Theoretical aspect // Rossijskaja justicija - Russian justice. 2012. N 1. Pp. 26 - 28 (in Russian).
7. Popov L.L., Migachev Ju.I., Tihomirov S.V. Informacionnoe pravo [Information Law]. Moscow, 2010. 496 p. (in Russian).
8. Puzikov R.V. Forms of realization of law policy. Vestnik Tambovskogo universiteta - Tambov University Bulletin. Serija "Gumanitarnye nauki". 2014. N 1 (129). Pp. 169 (in Russian).
9. Rassolov I.M. Informacionnoe pravo [Information Law]. Moscow, 2010. 352 p. (in Russian).
10. Rybakov O.Ju. Lichnost. Prava i svobody. Pravovaja politika [Person. Rights and Liberties. Law policy]. Moscow: RPA MJu RF Publ, 2004. 260 p. (in Russian).
11. Rybakov O.Ju. Legal policy as a scientific theory in legal studies // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost - Law. Legislation. Person. 2010. N 2. P. 107 (in Russian).
12. Rybakov O.Ju., Jur'eva Ju.S. Legal policy: the essence, the main features // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj juridicheskoj akademii - Saratov State Law Academy Bulletin. 2009. N 6. Pp. 14 - 22 (in Russian).
13. Travnikov N.O. Correlation information right with related constitutional rights // Informacmonnoe pravo - Informational law. 2014. N 6. Pp. 12 - 16 (in Russian).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.