Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
А.В. КОЖИНСКИЙ
Надзор за исполнением законодательства в сфере экономики можно выделить как одно из важнейших направлений прокурорской деятельности. Особое значение в этом направлении имеет надзор за исполнением антимонопольного законодательства.
Надзор за исполнением антимонопольного законодательства имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, которые поддерживают стабильность экономического оборота, поддержку конкуренции.
Основой антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2005 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Основными задачами Закона о защите конкуренции является противодействие:
1) злоупотреблению доминирующим положением;
2) заключению антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, государственными, муниципальными органами и хозяйствующими субъектами, заключению согласованных действий;
3) ограничивающим конкуренцию актам и действиям (бездействию) органов публичной администрации, в том числе Центрального банка РФ и государственных внебюджетных фондов России;
4) недобросовестной конкуренции.
Кроме того, Закон о защите конкуренции направлен:
- на обеспечение конкуренции при предоставлении государственной преференции;
- на обеспечение конкуренции при проведении торгов, связанных с реализацией государственного и муниципального имущества в аренду или собственность, и соблюдение конкуренции при проведении торгов согласно ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Сфера антимонопольного регулирования распространяется на отношения естественных монополий, содержащие конкурентные отношения, нарушение которых может оказывать негативные последствия.
Кроме Закона о естественных монополиях, в предмет прокурорского надзора входит ряд отраслевых законов, полностью или частично посвященных регулированию отдельных сфер естественных монополий. Это Федеральные законы от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Кроме того, есть некоторые отраслевые законы, регулирующие в том числе вопросы антимонопольного регулирования, - это Федеральные законы от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и другие.
В рамках данной статьи можно выделить несколько сфер антимонопольного регулирования, в которых прокуратурой осуществляется надзор за исполнением законов.
По информации ФАС России, большое количество обращений физических лиц в антимонопольные органы поступает с жалобами на отказ в заключении договора ОСАГО без приобретения дополнительных добровольных услуг <1>.
--------------------------------
<1> http://spb.fas.gov.ru/sites/spb.f.isfb.ru/files/analytic/2014/02/18/presentation_fin_mrkts.pdf
В сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, помимо приобретения обязательного полиса для автомобиля, во многих регионах России компания ОАО "Росгосстрах" при приобретении ОСАГО навязывает автовладельцам приобретение дополнительных страховых услуг (страхование жизни, проведение техосмотра у определенного оператора).
При этом ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" устанавливает, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, и в соответствии с ним страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Вместе с тем согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Страхование жизни и здоровья является правом, а не обязанностью страхования автовладельца, и навязывание данных услуг со стороны страховых компаний является незаконным.
Так, в прокуратуру Республики Татарстан в 2014 году было направлено 25 жалоб о навязывании к полису ОСАГО дополнительных услуг. Согласно ст. 445 Гражданского кодекса РФ предложения о заключении публичного договора должны быть рассмотрены в течение 30 дней, по истечении которых договор должен быть заключен.
Прокуратура Республики Татарстан по данному факту возбудила административное дело в отношении директора филиала ООО "Росгосстрах - Татарстан" по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ (оказание населению услуг с нарушением установленных законодательством РФ требований). В частности, при рассмотрении одной из данных жалоб прокуратурой было установлено, что 31 марта 2014 года филиал отказал местному жителю продать полис ОСАГО, если он дополнительно не заключит договоры страхования своей жизни и здоровья, что влечет наложение штрафа на юридических лиц от 20 до 30 тысяч рублей.
Конечно, данные штрафы не являются бременем для компаний, оказывающих услуги страхования. Поэтому более эффективным методом является привлечение подобных компаний к ответственности антимонопольными органами и, к примеру, предусмотренное ст. 10 Закона о защите конкуренции злоупотребление доминирующим положением, где штраф по результатам рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа уже может составлять от одной сотой процента до 15 сотых процента от общего оборота компании согласно ст. 14.31 КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что не всегда навязывание услуг страховой компанией является злоупотреблением доминирующим положением в определенных географических границах. Необходимо доказать сам факт доминирования компании в определенных географических границах и возможность оказания влияния на определенном товарном рынке.
В одном из случаев прокуратура Хотынецкого района Орловской области привлекла к ответственности менеджера страховой компании за отказ оформить договор ОСАГО тем, кто отказывается от дополнительного соглашения на страхование жизни и здоровья автомобилиста <2>.
--------------------------------
<2> http://www.prokuratura-orel.ru/news_echo.php?id_news=3657
Антимонопольная служба по данному вопросу провела проверку и выдала предписание, но страховая организация продолжила деятельность по навязыванию дополнительных услуг при продаже полюса ОСАГО. В данном случае ярко прослеживается вопрос об отсутствии у антимонопольного органа инструментов по привлечению к ответственности хозяйствующих субъектов при навязывании договора, если данный хозяйствующий субъект не занимает доминирующее положение в определенных географических границах на определенном товарном рынке.
Прокуратурой было возбуждено административное дело на менеджера по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований".
В другом случае антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 11.1 Закона о защите конкуренции, налагающей запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, страховыми компаниями в Республике Башкортостан, которые подозреваются в согласованных действиях по навязыванию клиентам дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Информация о возможном нарушении поступила из органов прокуратуры. В данном случае подозреваются компании, которые имеют сравнительно небольшую долю рынка.
С 2010 года Башкортостанское УФАС России доказывало, что "Росгосстрах" злоупотребляет доминирующим положением, навязывая клиентам услуги по дополнительному страхованию автогражданской ответственности (ДОСАГО). Высший арбитражный суд принял сторону антимонопольного органа - компания была оштрафована <3>.
--------------------------------
<3> http://www.bashinform.ru/news/649957/
При осуществлении надзора за исполнением законов на рынке страховых услуг прокурор должен осуществлять надзор за обоснованностью уровня цен, установленных различными компаниями по договору ОСАГО, наличия дополнительных условий при заключении договора, как в случае с навязыванием договора страхования жизни и здоровья.
При этом важно учитывать, что, если компания не занимает доминирующее положение на товарном рынке и не входит в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, злоупотребление доминирующим положением и привлечение к ответственности за навязывание контрагенту условий договора, установление монопольно высокой или монопольно низкой цены, отказ от заключения договора и других нарушений, установленных ст. 10 Закона о защите конкуренции, не представляются возможными.
При этом, если у нескольких небольших компаний одинаковые цены на страховые услуги и одинаковые дополнительные условия договора, можно рассматривать вопрос о признаках нарушения ст. 11 Закона о защите конкуренции "Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов" и ст. 11.1 Закона о защите конкуренции "Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию".
Другой важной сферой прокурорского надзора за исполнением антимонопольного законодательства является исполнение законов в торговой деятельности. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) является важным законодательным актом, направленным на поддержку и защиту конкуренции в Российской Федерации. Указанным Законом регулируются правила для субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также правила государственных органов при контроле за торговой деятельностью.
Особую важность прокурорский надзор за исполнением Закона о торговле приобретает в условиях экономического кризиса, запрета на ввоз в Российскую Федерацию отдельных видов продуктов из Евросоюза, США, Канады и других стран, учитывая возможные необоснованные повышения цен на продовольственные товары.
Так, 15 августа 2014 года Генеральной прокуратурой создана межведомственная рабочая группа по противодействию правонарушениям, способствующим повышению цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию.
Приоритетными направлениями деятельности указанной группы определены:
- обеспечение законности на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- организация межведомственного взаимодействия при осуществлении проверочных мероприятий по фактам несоблюдения требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- принятие скоординированных мер реагирования к правонарушителям <4>.
--------------------------------
<4> http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-272038/
Особое внимание должно быть уделено вопросам противодействия ценовым сговорам, биржевым спекуляциям, влияющим на рост цен, а также проблемам оперативного выявления и пресечения нарушений действующего законодательства.
При надзоре за исполнением антимонопольного законодательства прокурору в данной сфере следует учитывать следующие запреты по отношению к хозяйствующим субъектам:
1) создание дискриминационных условий хозяйствующими субъектами, в том числе:
а) создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка для других хозяйствующих субъектов;
б) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
2) навязывание хозяйствующим субъектом контрагенту условий, например:
а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые создают преимущества, по сравнению с условиями для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, и другие запреты, изложенные в ст. 13 Закона о торговле.
Учитывая, что навязывание определенных условий хозяйствующим субъектам поставщиком неизбежно приводит либо к ограничению ассортимента, либо повышению цен на определенные товары, в том числе товары первой необходимости, в этой сфере прокуратура может как защищать напрямую интересы предпринимателей, так и защищать интересы граждан от возможных повышений цен.
Статьей 15 Закона о торговле установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, которые запрещают создавать дискриминационные условия по отношению к хозяйствующим субъектам.
Земля является одной из экономических основ государства, поэтому не вызывает сомнений важность прокурорского надзора за исполнением законов земельного законодательства.
В сфере земельного законодательства прокурору важно осуществлять надзор за исполнением положений Земельного кодекса РФ в области антимонопольного законодательства.
Часто происходили нарушения нормы в части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (утратила силу с 1 марта 2015 года), которая устанавливала, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением определенных случаев, предусмотренных Земельным кодексом РФ.
Статьей 38.1 Земельного кодекса РФ предусматривались специальные нормы о проведении торгов в форме аукционов, на которых заключаются договоры купли-продажи или аренды земельных участков для жилищного строительства.
Обязанность предоставления государственных или муниципальных земельных участков для строительства по результатам торгов сохранилась и предусмотрена теперь ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, согласно которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
При этом зачастую земли, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности либо собственность на которые не разграничена, передавались в аренду или реализовывались без проведения аукционных процедур. Такие действия являлись нарушением ст. ст. 30.1, 38.1 Земельного кодекса РФ, а также ст. 15 Закона о защите конкуренции.
При обнаружении подобных случаев прокурор имеет возможность как передавать материалы в антимонопольный орган, так и самостоятельно обращаться в суд с иском с требованием о расторжении данных договоров.
Территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы России ежеквартально проводится мониторинг по выделению земельных участков под жилищное строительство. При установлении признаков нарушений, зачастую способствующих созданию административных барьеров, но не входящих в компетенцию антимонопольного органа, все материалы передаются в прокуратуры регионов.
Так, УФАС России по Алтайскому краю установлены признаки нарушения земельного законодательства при выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в ряде муниципальных образований, в связи с чем в прокуратуру края переданы материалы по признакам нарушений земельного законодательства при выделении 19 земельных участков в Алтайском крае. По итогам проверки прокуратурой края принесено 14 протестов на незаконные постановления администраций районов Алтайского края о выделении земельных участков, а также внесено 2 представления в адрес глав муниципальных образований, в которых поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц <5>.
--------------------------------
<5> Бут Н.Д., Паламарчук А.В. Основы работы прокуратуры по обеспечению свободы экономической деятельности: Монография. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013.
Прокурору важно обращать внимание на подобные случаи, когда государственные или муниципальные органы предоставляют земельные участки без проведения обязательных аукционных процедур.
В другом случае Управление имущественных отношений Брянской области распределяло земельные участки для строительства, в том числе многоэтажных домов, без проведения предусмотренных законом аукционов. Прокуратура Брянской области выявила признаки нарушения земельного законодательства по предоставлению земельных участков для строительства, в том числе многоэтажных домов, без проведения аукциона, необходимость проведения которого установлена п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду по результатам проведения аукциона.
В данном случае прокуратура имеет возможность внести представление об устранении нарушений закона.
На взгляд автора, в данном вопросе существует неурегулированный вопрос, так как антимонопольные органы зачастую не обжалуют заключение подобных договоров, понимая, что в строительство могут быть вложены существенные затраты и, как правило, незаконно заключенные договоры не расторгаются.
В одном из случаев в 2013 году Генеральной прокуратурой РФ была проведена проверка законности передачи администрацией города Пскова земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080107:122 (г. Псков, ул. Рокоссовского, д. 40-а) в аренду МП Пскова "Управление капитального строительства" (МП УКС) с целью жилищного строительства и было установлено, что действия администрации Пскова не соответствуют требованиям статей 11.8, 30, 31 Земельного кодекса РФ, поскольку предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах. Арбитражный суд Псковской области удовлетворил 3 заявления прокуратуры региона о признании недействительными выданных администрацией Пскова разрешений на строительство 9-этажного кирпичного жилого дома <6>.
--------------------------------
<6> http://www.arbitr.ru/press-centr/press_arb_sud/102874.html
В сфере предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Солнечногорской прокуратурой московской области в 2011 году были выявлены многочисленные нарушения предоставления земельных участков. Так, выявлялись факты предоставления земельных участков без проведения аукционов и без предусмотренного законом информирования об этом населения.
По обращению Солнечногорской городской прокуратуры УФАС по Московской области в отношении администрации возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции <7>.
--------------------------------
<7> http://mosoblproc.ru/news/n2775/
Необходимо учитывать, что за подобные нарушения, связанные с антимонопольным законодательством, согласно ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 данного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, при выявлении нарушений в области антимонопольного законодательства органами прокуратуры для привлечения к административному наказанию, помимо мер прокурорского реагирования, необходимо передавать материалы в антимонопольный орган и контролировать исполнение антимонопольным органом своих функций.
По мнению автора, важно осуществлять прокурорский надзор за нарушениями, связанными с заключением антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами, государственными органами, запрещенных Законом о защите конкуренции.
Например, МУП "Тамбовинвестсервис" выплатило штраф размером 8,3 млн. руб. за сговор с ОАО "Квадра", результатом которого стало увеличение цены на тепловую энергию в Тамбове. По данным ведомства, основанием для возбуждения дела Тамбовским УФАС стали обращения потребителей тепловой энергии областного центра, в том числе региональной прокуратуры, связанные с отказом ОАО "Квадра" заключать с ними договоры теплоснабжения на 2010 год. Взамен предлагалось заключить подобные договоры с МУП "Тамбовинвестсервис". В ноябре 2010 года тамбовским УФАС за нарушение ст. 11 Закона о защите конкуренции на МУП "Тамбовинвестсервис" был наложен штраф размером 8,3 млн. руб. <8>.
--------------------------------
<8> http://www.anticartel.ru/practice/ru/751
Подобные нарушения Закона о защите конкуренции также подпадают под прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства.
Также нарушения возникают при предоставлении государственных и муниципальных преференций и в обязанности проведения торгов по передаче государственного и муниципального имущества в аренду.
В одном из случаев прокуратурой Орджоникидзевского района Республики Хакасия проведена проверка исполнения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при предоставлении муниципальных преференций.
Установлено, что главой Приискового сельсовета А.А. Анисимовым трем индивидуальным предпринимателям были переданы в аренду нежилые помещения, которые являются муниципальной собственностью, для использования под розничную торговлю без проведения торгов получения предварительного согласия антимонопольного органа.
Решениями комиссии Хакасского УФАС России по РХ администрация Приискового сельсовета признана нарушившей нормы Закона о защите конкуренции в части заключения данных договоров аренды недвижимого муниципального имущества без проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.
По результатам проверки прокуратурой района внесено 3 постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях в сфере антимонопольного законодательства, которые вместе с заявлениями были направлены в Арбитражный суд Республики Хакасия для рассмотрения по существу.
Решениями Арбитражного суда Республики Хакасия глава Приискового сельсовета привлечен к административной ответственности, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45 тысяч рублей <9>.
--------------------------------
<9> http://procrf.ru/news/285109-prokuraturoy-ordjonikidzevskogo-rayona-v.html
На основании данной статьи можно наблюдать, насколько важно взаимодействие органов прокуратуры с антимонопольными органами и в целом прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства. Прокуратура не имеет возможности привлекать к административной ответственности по некоторым составам согласно ст. 28.1 КоАП РФ, но прокуратура обладает широким спектром реагирования, а также надзора за исполнением самим антимонопольным органом своих функций.
Список литературы
1. Бут Н.Д., Паламарчук А.В. Основы работы прокуратуры по обеспечению свободы экономической деятельности: Монография. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013.
2. Основные функции прокуратуры Российской Федерации / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Авторский коллектив: В.Г. Бессарабов, Б.В. Коробейников, А.Е. Шарихин, О.Е. Яловой. М., 2014.
3. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора // Зерцало. М., 2000.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.