Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОФИЛАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Д.И. ЕРЕЖИПАЛИЕВ
Молодежная наркомания на протяжении многих лет является одной из социально значимых проблем нашего общества и вызывает особое беспокойство.
Устойчивая тенденция увеличения числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических веществ, а также совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, требует надлежащих правовых механизмов реализации компетентными органами полномочий в рассматриваемой сфере. К сожалению, этот вопрос урегулирован недостаточно четко, что вызывает как научные споры, так и сложности в правоприменительной практике <1>. В этой связи представляется оправданным обратиться к вопросу о профилактике потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской федерации. 2014. N 1 (39). С. 119 - 126; Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф., Чирков Д.К. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков: сравнительно-региональный анализ // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. N 1 (2). С. 34 - 47. Евланова О.А., Павловская Н.В. Криминологические особенности преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1 (39). С. 55 - 64.
Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации запрещено статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). Законодатель относит потребление наркотиков к антиобщественным действиям. За наркопотребление несовершеннолетние с 16 лет подлежат административной ответственности (ст. ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ), а в случае, если потребителем оказывается лицо, не достигшее 16 лет, административная ответственность установлена в отношении его родителей или иных законных представителей (ст. 20.22 КоАП РФ). За склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 230 УК РФ).
Применительно к наркотическим средствам и психотропным веществам, употреблять которые запрещено, существует утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень <2>. В связи с резонансными событиями в стране осенью 2014 г. в названный перечень включены два новых наркотических средства и одно психотропное вещество <3>. Именно одно из этих веществ в составе курительных смесей ("спайсов") стало причиной массовых отравлений наркопотребителей. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, только за несколько недель текущего года число отравлений несовершеннолетних и молодежи такими смесями на территории ряда субъектов Российской Федерации превысило 700 человек, 25 из которых умерло <4>. Причем в медицинские учреждения обратилось более 2000 наркопотребителей, ранее находившихся вне сферы внимания наркологической службы, с признаками отравления психоактивными веществами <5>.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
<3> Постановление Правительства РФ от 25.10.2014 N 1102 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
<4> http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-390477/ (дата обращения: 07.11.2014).
<5> http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/news_right/2014/1029/144233080/detail.shtml (дата обращения: 07.11.2014).
В отношении аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Перечне указаний нет. Тем не менее профилактика потребления аналогов должна осуществляться так же, как и профилактика потребления наркотиков. К аналогам относят "вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят <6>". В связи с этим свойством аналогов уголовным законом запрещены: их незаконный оборот (ст. 228 УК РФ), незаконное производство (ст. 228.1 УК РФ); контрабанда (ст. 229.1 УК РФ), а также склонение несовершеннолетних к потреблению аналогов (ч. 3 ст. 230 УК РФ).
--------------------------------
<6> См.: Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.
Безусловно, отсутствие возможности оперативно реагировать на оборот психоактивных веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, но в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, существенно снижает профилактический потенциал деятельности уполномоченных органов.
В свете изложенного следует приветствовать внесенный Президентом Российской Федерации в октябре 2014 г. в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона, направленный на противодействие обороту новых психоактивных веществ, воспроизводящих основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ и схожих с ними по физиологическому воздействию на организм человека (так называемых спайсов). Законопроектом предлагается вещества синтетического или естественного происхождения, которые вызывают у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, и в отношении которых уполномоченными органами государственной власти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом, отнести к новым потенциально опасным психоактивным веществам и установить запрет на их оборот в Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предлагается наделить полномочиями по формированию реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, подлежащего официальному опубликованию, в том числе размещению (опубликованию) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <7>.
--------------------------------
<7> http://президент.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/46898 (дата обращения: 07.11.2014).
Полноценная защита несовершеннолетних от наркопотребления может быть организована лишь на основе достаточно развитой законодательной базы. Такая база начала активно формироваться в России в конце 90-х гг. прошлого столетия с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ, установившего легальное понятие профилактики наркомании, а также Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) <8>, определившего механизм осуществления профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними и функции органов и учреждений (организаций), ее осуществляющих.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
Значительный импульс развитию законодательства, регламентирующего профилактику наркопотребления среди несовершеннолетних, придало принятие Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. С учетом закрепленных в Стратегии положений в последние несколько лет был принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение защиты детей от незаконного употребления наркотиков путем: выявления и пресечения среди несовершеннолетних пропаганды потребления наркотиков <9>; усиления наказания за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков (ч. 3 ст. 230 УК РФ максимальный размер наказания увеличен с 12 до 15 лет) <10>; расширения возможности раннего выявления несовершеннолетних - потребителей наркотиков путем предоставления права родителям и иным законным представителям давать информированное согласие не только на лечение наркоманов, но и на медицинское освидетельствование несовершеннолетних в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения <11>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<10> Федеральный закон от 05.06.2012 N 54-ФЗ "О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<11> Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г. послужила основанием и для развития соответствующего регионального законодательства. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты специальные законы о профилактике потребления наркотических средств и психотропных веществ, в которых содержатся нормы, регламентирующие особенность этой деятельности применительно к несовершеннолетним с учетом специфики их социально-правового статуса <12>.
--------------------------------
<12> В ряде субъектов Российской Федерации такие специальные законы отсутствуют, однако имеются законы о профилактике правонарушений, в которые включены разделы о профилактике наркомании (например, Закон Архангельской области от 28.04.2012 N 460-30-ОЗ "О профилактике правонарушений в Архангельской области").
На повышение эффективности профилактики наркомании среди несовершеннолетних направлены и ведомственные нормативные правовые акты. К таким актам относятся, в частности: Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 929н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология" (с Правилами организации деятельности кабинета врача-психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детско-подросткового населения) <13>, указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20 января 2010 г. "О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан" <14>.
--------------------------------
<13> СПС "КонсультантПлюс". 2014.
<14> Там же.
Можно констатировать, что в настоящее время в стране сложилась система законодательства, регулирующего вопросы профилактики потребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее - наркотиков), включающая федеральные и региональные законы, подзаконные нормативные правовые акты.
Антинаркотическая профилактическая деятельность состоит из множества разнохарактерных (разноведомственных) социальных мероприятий, что позволяет сделать вывод о ее сложном структурном строении. Именно поэтому при анализе профилактики принято прежде всего выделять ее общий и индивидуальный уровень.
Профилактические мероприятия общего уровня осуществляются в отношении всего несовершеннолетнего населения региона. Среди них выделяется в первую очередь исполнение законодательства об управлении профилактикой потребления наркотиков. Соответствующие конкретные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления устанавливаются в настоящее время региональными законами.
Существенное дополнение в регламентацию управления профилактикой употребления наркотиков внесено Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" <15>, в соответствии с которым образованы Государственный антинаркотический комитет, а также антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, в задачи которых входит осуществление мониторинга и оценка развития наркоситуации в регионе. Мониторинг осуществляется применительно ко всему населению региона с выделением детей, подростков и молодежи. На основании полученных данных комиссии ежегодно представляют доклады председателю Государственного антинаркотического комитета страны.
--------------------------------
<15> СЗ РФ. 2007. N 43. Ст. 5167.
В субъектах Российской Федерации региональными законами обязанность по выявлению причин и условий, способствующих приобщению подростков к наркопотреблению, и принятию мер к их устранению возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП). Соответствующие предложения КДНиЗП относительно этих мер могут быть направлены в антинаркотическую комиссию для разработки совместных мер по профилактике наркомании среди детей и подростков.
Управление профилактикой наркопотребления осуществляется при помощи специальных целевых программ, разрабатываемых в регионах. Необходимость составления этих программ, как правило, предусматривается региональными законами. В субъектах Федерации создаются различные общественные организации, которые активно участвуют в профилактике немедицинского потребления наркотиков. Такие организации, как "Нет наркотикам", "Матери против наркотиков", "За здоровый образ жизни" и др., ведут активную пропаганду здорового образа жизни, проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение формирования пагубных привычек у населения, и в первую очередь у молодежи <16>.
--------------------------------
<16> Боголюбова Т.А. Предупреждение преступности: современный взгляд на проблему // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 4 (42). С. 115.
Составной частью профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними является противодействие распространению информации о новых видах наркотиков, о преимуществах потребления различных их видов, способах приготовления и т.п. В международно-правовых актах распространение подобной информации именуется "публичным подстрекательством к потреблению наркотиков" <17>, которое должно квалифицироваться во всех странах как правонарушение.
--------------------------------
<17> Пункт (iii) с) ч. 1 ст. 3 Конвенции ООН от 20.12.1988 "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
В настоящее время в России активно развивается законодательство, нормы которого предусматривают меры противодействия вышеуказанному публичному подстрекательству.
Общий запрет на распространение информации о наркотиках включен в ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (ред. от 02.07.2013, с изм. от 14.10.2014) <18>. Он распространяется на все печатные издания, телевизионные передачи и т.п.
--------------------------------
<18> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
Защита несовершеннолетних от вредной информации, в том числе о наркотиках, имеет свою специфику, связанную с содержанием запрещенной информации применительно к несовершеннолетним и отдельным возрастным группам, формам и методам защиты и субъектам, осуществляющим такую защиту. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) <19>, в котором установлен перечень видов информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.
--------------------------------
<19> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 48.
К информации, абсолютно запрещенной для распространения среди всех несовершеннолетних, относится та, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (п. п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 436-ФЗ). Регулируемый данной статьей запрет носит категорический характер. Эта информация не может доводиться до несовершеннолетних любого возраста, в любой форме независимо от того, где происходит ее распространение.
Однако если информация о наркотиках не вызывает желание их употребить, а преподносится в плане индифферентного упоминания о существующем в обществе явлении, то при определенных условиях она может быть доведена до несовершеннолетних конкретного возраста. Так, подросткам старше 12 лет можно сообщить об употреблении наркотиков при условии, что это сообщение не носит характер демонстрации, а сделано в форме эпизодического упоминания (как бы между прочим); в таком сообщении потребление наркотиков не обосновывается и не оправдывается; показ потребления наркотиков сопровождается отрицательным, осуждающим отношением к ним, а также указанием на опасность употребления (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 436-ФЗ).
Применительно к подросткам старше 16 лет указанный Закон разрешает распространение: информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах без их демонстрации; информации об опасных последствиях потребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ с демонстрацией таких случаев (п. 3 ст. 10 Федерального закона N 436-ФЗ).
Распространение данной информации должно осуществляться при условии параллельно выражаемого отрицательного или осуждающего отношения к потреблению наркотиков и указания на опасность их потребления.
В Федеральном законе N 436-ФЗ устанавливается требование к обороту информации, доступной для детей: вводится знак информационной продукции, устанавливается прокатное удостоверение аудиовизуальной продукции, содержится норма о предварительном предупреждении об ограничении допуска несовершеннолетних к той или иной продукции, устанавливается время распространения информационной продукции в телекоммуникационных сетях и т.п. Закон регулирует общие требования к экспертизе информационной продукции, осуществлению контроля и надзора за ее распространением.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в Федеральный закон N 436-ФЗ были внесены изменения, уточняющие правила использования знака информационной продукции, сообщающие об ограничении распространения ее среди детей.
Так, распространяемая посредством телевещания информационная продукция, содержащая информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, должна сопровождаться демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в начале трансляции телепрограммы и телепередачи, а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Устанавливается также, что доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах. Таким образом, ответственность за применение административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в таких местах полностью ложится на указанное лицо.
Федеральным законом от 7 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрен ограниченный перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, которая запрещена к распространению в Российской Федерации. К таковой относится информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений <20>.
--------------------------------
<20> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ Закон об информации дополнен статьей 15.1, предусматривающей ведение Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установлена процедура включения в Единый реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайт (страницу сайта), которая содержит запрещенную информацию.
К профилактическим мероприятиям общего уровня относится проведение антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи. Несовершеннолетние (равно как и их родители) в настоящее время должны обладать необходимыми познаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, сроках и механизме их наступления, а также о мерах противодействия вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление.
В качестве основного субъекта профилактики в данном случае выступают образовательные организации (общего, профессионального и дополнительного образования). Обязанность образовательных организаций осуществлять антинаркотическое обучение и воспитание носит правовой характер. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" содержится принципиальное требование о гуманистическом характере образования, в соответствии с которым учащиеся получают знания об охране жизни и здоровья (п. 3 ч. 1 ст. 3) <21>. Указанный принцип реализован в разработанных образовательных стандартах и программах обучения школьников.
--------------------------------
<21> СПС "КонсультантПлюс". М., 2014.
В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включено изучение Основ безопасности жизнедеятельности, ориентированных на формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна обеспечить формирование их готовности к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ <22>.
--------------------------------
<22> См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 9.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) образования <23>.
--------------------------------
<23> См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" // Российская газета. 2012. 21 июня.
На формирование здорового образа жизни ориентирует и Федеральный закон N 120-ФЗ, обязывающий образовательные организации обеспечивать организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществлять меры по организации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних (ч. 2 ст. 14 Закона). Следует также отметить разработанную Министерством образования и науки Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, призванную способствовать повышению эффективности профилактики зависимости от наркотиков и иных психоактивных веществ <24>.
--------------------------------
<24> Письмо Министерства образования и науки РФ от 05.09.2011 N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде" // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
Перечень нормативных правовых актов, направленных на профилактику наркопотребления среди учащихся образовательных учреждений, может быть дополнен соответствующими региональными законами.
Проведение антинаркотической пропаганды в образовательной организации на надлежащем уровне возможно тогда, когда педагоги обладают соответствующими научными знаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, психотропных веществ и их аналогов. В этих целях в ряде субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрены нормы, предусматривающие обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, социальных педагогов и иных специалистов для работы в сфере профилактики наркомании и токсикомании <25>.
--------------------------------
<25> См., например: п. 3 ст. 22 Закона Иркутской области от 07.10.2009 N 62/28-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области" // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
Профилактикой наркомании среди несовершеннолетних, в том числе антинаркотической пропагандой, должны заниматься не только образовательные организации, но и другие субъекты системы профилактики. Так, региональными законами предусмотрено участие в профилактике наркомании органов местного самоуправления муниципальных образований, которые содействуют антинаркотической пропаганде и организуют комплексные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни <26>.
--------------------------------
<26> См., например: ст. ст. 5, 13 Закона Московской области от 17.01.2005 N 10/2005-ОЗ.
Профилактическое антинаркотическое воспитание осуществляется и на индивидуальном уровне. Прежде всего оно связано с оздоровлением условий жизни несовершеннолетнего в семье. Нередко родители, являясь наркоманами, безответственно относясь к воспитанию детей, своим поведением с ранних лет формируют у них неверное представление о потреблении наркотиков как о безопасном явлении.
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 120-ФЗ с родителями (законными представителями), отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних, должна проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Такие лица должны быть своевременно выявлены соответствующими органами системы профилактики, в поле зрения которых они могут попасть (учреждения, организации здравоохранения и образования, подразделения органов внутренних дел и ФСКН, КДНиЗП и т.п.).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ каждый из названных органов, выявивший родителей, потребляющих наркотики, должен проинформировать как минимум органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы управления образованием, которые обязаны взять на учет семью, где родители потребляют наркотики, а ПДН ОВД совместно с наркологическим диспансером должны проводить с такими родителями индивидуальную профилактическую работу.
Образовательная организация, органы опеки и попечительства наблюдают за положением несовершеннолетнего в такой семье, чтобы вовремя защитить его, оказать ему необходимую помощь и в случае необходимости устроить его на воспитание в приемную семью, поместить в медицинское учреждение и т.п. <27>.
--------------------------------
<27> Следует учитывать, что с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" возможности для оказания помощи несовершеннолетним расширились. В соответствии с ч. 3 ст. 54 этого Закона дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, могут быть помещены в медицинскую организацию, в том числе в дом ребенка, до достижения ими возраста 4 лет включительно.
Во всех международных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы противодействия потреблению наркотиков, устанавливается необходимость раннего выявления потребителей на начальной стадии потребления, пока еще не сформировалась пагубная привычка и тем более патологическая зависимость от наркотиков.
На раннее выявление несовершеннолетних потребителей наркотиков направлены и принятые в ряде субъектов Российской Федерации законодательные акты, предусматривающие проведение тестирования учащихся на потребление наркотиков, сущность которого определяется как "предварительное диагностическое исследование" <28>.
--------------------------------
<28> См., напр.: ст. 16 Закона Московской области от 17.01.2005 N 10/2005-ОЗ; ст. 18 Закона Алтайского края от 14.06.2006 N 94-ЗС "О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае" // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, которые начали потреблять наркотики, в образовательной организации строится на реализации положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 120-ФЗ. Помимо этого, с учащимися, замеченными в потреблении наркотиков, педагоги образовательных учреждений дополнительно должны проводить соответствующую разъяснительную (антинаркотическую по содержанию) работу.
Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, потребляющими наркотические средства, проводится ПДН ОВД (на основании положений п. 4 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ). Однако, как отмечается в специальной литературе, профилактическая работа с подростками, состоящими на учете в органах внутренних дел, не носит системного, последовательного характера, нередко проводится формально <29>.
--------------------------------
<29> Гришин А.В. О состоянии законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2013. N 3 (35). С. 32.
Законы некоторых субъектов Российской Федерации возлагают обязанность проведения такой работы и на КДНиЗП (ст. 13 Закона Московской области от 17.01.2005 N 10/2005-ОЗ, ст. 10 Закона Кемеровской области от 06.06.2012 N 48-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании" <30>). Комиссии, как правило, осуществляют профилактические мероприятия в отношении подростков, совершивших административные правонарушения: незаконный оборот наркотиков (ст. 6.8 КоАП РФ), потребление наркотиков без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ), потребление наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).
--------------------------------
<30> СПС "КонсультантПлюс". 2014.
Следует учитывать, что характер индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними потребителями наркотиков ПДН ОВД и КДНиЗП отличается от соответствующей деятельности образовательной организации. Названные органы обязаны оказать помощь несовершеннолетнему в использовании легальных возможностей его социальной адаптации (трудоустройство, учеба для получения профессионального образования, прохождение курса наркологического лечения и т.п.). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ ПДН ОВД направляют сообщения в соответствующие учреждения для оказания социальной помощи несовершеннолетнему.
Наряду с проведением индивидуально-профилактической работы с подростками-правонарушителями ПДН ОВД, во исполнение требований п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ, обязано выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, и в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В число органов, занимающихся профилактикой потребления наркотиков несовершеннолетними, включены органы управления здравоохранением и медицинские организации.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 120-ФЗ названные органы и организации обязаны выявлять, осуществлять учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные одурманивающие вещества, а также проводить мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении.
Исполнение данных функций возложено на наркологическую службу, в состав которой входят наркологические кабинеты врача-психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения и кабинеты врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детско-подросткового населения медицинской организации. На эти наркологические кабинеты возложены профилактические функции, в том числе: профилактическое наблюдение пациентов с наркологическими заболеваниями; диспансерное наблюдение таких пациентов с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, их профилактики и осуществления медико-социальной реабилитации; участие в организации и проведении медицинских осмотров детского населения и подростков, медицинских освидетельствований детского населения и подростков; оказание консультативной помощи врачам других специальностей по вопросам диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний; проведение мотивационного консультирования пациентов с наркологическими заболеваниями в целях повышения их мотивации к участию в лечебных и медико-социальных мероприятиях и готовности к отказу от употребления психоактивных веществ; организация и проведение первичной профилактики наркологических заболеваний и санитарно-гигиеническое просвещение населения, в том числе детей и подростков; осуществление профилактических программ для различных категорий населения, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами; пропаганда здорового образа жизни и формирование у детей и подростков соответствующих установок; внедрение в практику новых современных методов диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний.
Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 929н вводит в практику медицинской помощи по профилю "наркология" понятие первичной медико-санитарной помощи; скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи; специализированной медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению наркологических заболеваний и состояний, медико-социальной реабилитации, формированию здорового образа жизни.
Эффективное осуществление профилактической медицинской деятельности обеспечивается осуществлением модернизации наркологической службы Российской Федерации, предусмотренной Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". Во исполнение названного Указа разработана Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 г., в соответствии с которой предусмотрена разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности "врач-психиатр-нарколог детский и подростковый".
Проведенный анализ законодательства свидетельствует о том, что в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов нашел свое отражение практически весь спектр правоотношений в сфере профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних.
Однако жизнь не стоит на месте, происходящие в стране процессы политического и социально-экономического характера влияют на состояние законности в сфере профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних, появляются новые виды наркотиков, изготовители постоянно модифицируют их состав, создавая формулы, еще не включенные в список запрещенных законом препаратов. С учетом этих факторов уполномоченным органам необходимо более оперативно, всесторонне, детально регулировать рассматриваемые нами правоотношения.
Библиография
Боголюбова Т.А. Предупреждение преступности: современный взгляд на проблему // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 4 (42).
Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.
Гришин А.В. О состоянии законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2013. N 3 (35).
Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф., Чирков Д.К. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков: сравнительно-региональный анализ // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. N 1 (2).
Евланова О.А., Павловская Н.В. Криминологические особенности преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1 (39).
Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1 (39).
его общества и вызывает особое беспокойство.
Устойчивая тенденция увеличения числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических веществ, а также совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, требует надлежащих правовых механизмов реализации компетентными органами полномочий в рассматриваемой сфере. К сожалению, этот вопрос урегулирован недостаточно четко, что вызывает как научные споры, так и сложности в правоприменительной практике <1>. В этой связи представляется оправданным обратиться к вопросу о профилактике потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской федерации. 2014. N 1 (39). С. 119 - 126; Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф., Чирков Д.К. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков: сравнительно-региональный анализ // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. N 1 (2). С. 34 - 47. Евланова О.А., Павловская Н.В. Криминологические особенности преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1 (39). С. 55 - 64.
Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации запрещено статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). Законодатель относит потребление наркотиков к антиобщественным действиям. За наркопотребление несовершеннолетние с 16 лет подлежат административной ответственности (ст. ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ), а в случае, если потребителем оказывается лицо, не достигшее 16 лет, административная ответственность установлена в отношении его родителей или иных законных представителей (ст. 20.22 КоАП РФ). За склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 230 УК РФ).
Применительно к наркотическим средствам и психотропным веществам, употреблять которые запрещено, существует утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень <2>. В связи с резонансными событиями в стране осенью 2014 г. в названный перечень включены два новых наркотических средства и одно психотропное вещество <3>. Именно одно из этих веществ в составе курительных смесей ("спайсов") стало причиной массовых отравлений наркопотребителей. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, только за несколько недель текущего года число отравлений несовершеннолетних и молодежи такими смесями на территории ряда субъектов Российской Федерации превысило 700 человек, 25 из которых умерло <4>. Причем в медицинские учреждения обратилось более 2000 наркопотребителей, ранее находившихся вне сферы внимания наркологической службы, с признаками отравления психоактивными веществами <5>.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
<3> Постановление Правительства РФ от 25.10.2014 N 1102 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
<4> http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-390477/ (дата обращения: 07.11.2014).
<5> http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/news_right/2014/1029/144233080/detail.shtml (дата обращения: 07.11.2014).
В отношении аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Перечне указаний нет. Тем не менее профилактика потребления аналогов должна осуществляться так же, как и профилактика потребления наркотиков. К аналогам относят "вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят <6>". В связи с этим свойством аналогов уголовным законом запрещены: их незаконный оборот (ст. 228 УК РФ), незаконное производство (ст. 228.1 УК РФ); контрабанда (ст. 229.1 УК РФ), а также склонение несовершеннолетних к потреблению аналогов (ч. 3 ст. 230 УК РФ).
--------------------------------
<6> См.: Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.
Безусловно, отсутствие возможности оперативно реагировать на оборот психоактивных веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, но в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, существенно снижает профилактический потенциал деятельности уполномоченных органов.
В свете изложенного следует приветствовать внесенный Президентом Российской Федерации в октябре 2014 г. в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона, направленный на противодействие обороту новых психоактивных веществ, воспроизводящих основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ и схожих с ними по физиологическому воздействию на организм человека (так называемых спайсов). Законопроектом предлагается вещества синтетического или естественного происхождения, которые вызывают у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, и в отношении которых уполномоченными органами государственной власти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом, отнести к новым потенциально опасным психоактивным веществам и установить запрет на их оборот в Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предлагается наделить полномочиями по формированию реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, подлежащего официальному опубликованию, в том числе размещению (опубликованию) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <7>.
--------------------------------
<7> http://президент.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/46898 (дата обращения: 07.11.2014).
Полноценная защита несовершеннолетних от наркопотребления может быть организована лишь на основе достаточно развитой законодательной базы. Такая база начала активно формироваться в России в конце 90-х гг. прошлого столетия с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ, установившего легальное понятие профилактики наркомании, а также Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) <8>, определившего механизм осуществления профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними и функции органов и учреждений (организаций), ее осуществляющих.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
Значительный импульс развитию законодательства, регламентирующего профилактику наркопотребления среди несовершеннолетних, придало принятие Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. С учетом закрепленных в Стратегии положений в последние несколько лет был принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение защиты детей от незаконного употребления наркотиков путем: выявления и пресечения среди несовершеннолетних пропаганды потребления наркотиков <9>; усиления наказания за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков (ч. 3 ст. 230 УК РФ максимальный размер наказания увеличен с 12 до 15 лет) <10>; расширения возможности раннего выявления несовершеннолетних - потребителей наркотиков путем предоставления права родителям и иным законным представителям давать информированное согласие не только на лечение наркоманов, но и на медицинское освидетельствование несовершеннолетних в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения <11>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<10> Федеральный закон от 05.06.2012 N 54-ФЗ "О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<11> Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г. послужила основанием и для развития соответствующего регионального законодательства. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты специальные законы о профилактике потребления наркотических средств и психотропных веществ, в которых содержатся нормы, регламентирующие особенность этой деятельности применительно к несовершеннолетним с учетом специфики их социально-правового статуса <12>.
--------------------------------
<12> В ряде субъектов Российской Федерации такие специальные законы отсутствуют, однако имеются законы о профилактике правонарушений, в которые включены разделы о профилактике наркомании (например, Закон Архангельской области от 28.04.2012 N 460-30-ОЗ "О профилактике правонарушений в Архангельской области").
На повышение эффективности профилактики наркомании среди несовершеннолетних направлены и ведомственные нормативные правовые акты. К таким актам относятся, в частности: Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 929н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология" (с Правилами организации деятельности кабинета врача-психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детско-подросткового населения) <13>, указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20 января 2010 г. "О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан" <14>.
--------------------------------
<13> СПС "КонсультантПлюс". 2014.
<14> Там же.
Можно констатировать, что в настоящее время в стране сложилась система законодательства, регулирующего вопросы профилактики потребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее - наркотиков), включающая федеральные и региональные законы, подзаконные нормативные правовые акты.
Антинаркотическая профилактическая деятельность состоит из множества разнохарактерных (разноведомственных) социальных мероприятий, что позволяет сделать вывод о ее сложном структурном строении. Именно поэтому при анализе профилактики принято прежде всего выделять ее общий и индивидуальный уровень.
Профилактические мероприятия общего уровня осуществляются в отношении всего несовершеннолетнего населения региона. Среди них выделяется в первую очередь исполнение законодательства об управлении профилактикой потребления наркотиков. Соответствующие конкретные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления устанавливаются в настоящее время региональными законами.
Существенное дополнение в регламентацию управления профилактикой употребления наркотиков внесено Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" <15>, в соответствии с которым образованы Государственный антинаркотический комитет, а также антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, в задачи которых входит осуществление мониторинга и оценка развития наркоситуации в регионе. Мониторинг осуществляется применительно ко всему населению региона с выделением детей, подростков и молодежи. На основании полученных данных комиссии ежегодно представляют доклады председателю Государственного антинаркотического комитета страны.
--------------------------------
<15> СЗ РФ. 2007. N 43. Ст. 5167.
В субъектах Российской Федерации региональными законами обязанность по выявлению причин и условий, способствующих приобщению подростков к наркопотреблению, и принятию мер к их устранению возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП). Соответствующие предложения КДНиЗП относительно этих мер могут быть направлены в антинаркотическую комиссию для разработки совместных мер по профилактике наркомании среди детей и подростков.
Управление профилактикой наркопотребления осуществляется при помощи специальных целевых программ, разрабатываемых в регионах. Необходимость составления этих программ, как правило, предусматривается региональными законами. В субъектах Федерации создаются различные общественные организации, которые активно участвуют в профилактике немедицинского потребления наркотиков. Такие организации, как "Нет наркотикам", "Матери против наркотиков", "За здоровый образ жизни" и др., ведут активную пропаганду здорового образа жизни, проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение формирования пагубных привычек у населения, и в первую очередь у молодежи <16>.
--------------------------------
<16> Боголюбова Т.А. Предупреждение преступности: современный взгляд на проблему // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 4 (42). С. 115.
Составной частью профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними является противодействие распространению информации о новых видах наркотиков, о преимуществах потребления различных их видов, способах приготовления и т.п. В международно-правовых актах распространение подобной информации именуется "публичным подстрекательством к потреблению наркотиков" <17>, которое должно квалифицироваться во всех странах как правонарушение.
--------------------------------
<17> Пункт (iii) с) ч. 1 ст. 3 Конвенции ООН от 20.12.1988 "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
В настоящее время в России активно развивается законодательство, нормы которого предусматривают меры противодействия вышеуказанному публичному подстрекательству.
Общий запрет на распространение информации о наркотиках включен в ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (ред. от 02.07.2013, с изм. от 14.10.2014) <18>. Он распространяется на все печатные издания, телевизионные передачи и т.п.
--------------------------------
<18> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
Защита несовершеннолетних от вредной информации, в том числе о наркотиках, имеет свою специфику, связанную с содержанием запрещенной информации применительно к несовершеннолетним и отдельным возрастным группам, формам и методам защиты и субъектам, осуществляющим такую защиту. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) <19>, в котором установлен перечень видов информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.
--------------------------------
<19> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 48.
К информации, абсолютно запрещенной для распространения среди всех несовершеннолетних, относится та, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (п. п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 436-ФЗ). Регулируемый данной статьей запрет носит категорический характер. Эта информация не может доводиться до несовершеннолетних любого возраста, в любой форме независимо от того, где происходит ее распространение.
Однако если информация о наркотиках не вызывает желание их употребить, а преподносится в плане индифферентного упоминания о существующем в обществе явлении, то при определенных условиях она может быть доведена до несовершеннолетних конкретного возраста. Так, подросткам старше 12 лет можно сообщить об употреблении наркотиков при условии, что это сообщение не носит характер демонстрации, а сделано в форме эпизодического упоминания (как бы между прочим); в таком сообщении потребление наркотиков не обосновывается и не оправдывается; показ потребления наркотиков сопровождается отрицательным, осуждающим отношением к ним, а также указанием на опасность употребления (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 436-ФЗ).
Применительно к подросткам старше 16 лет указанный Закон разрешает распространение: информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах без их демонстрации; информации об опасных последствиях потребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ с демонстрацией таких случаев (п. 3 ст. 10 Федерального закона N 436-ФЗ).
Распространение данной информации должно осуществляться при условии параллельно выражаемого отрицательного или осуждающего отношения к потреблению наркотиков и указания на опасность их потребления.
В Федеральном законе N 436-ФЗ устанавливается требование к обороту информации, доступной для детей: вводится знак информационной продукции, устанавливается прокатное удостоверение аудиовизуальной продукции, содержится норма о предварительном предупреждении об ограничении допуска несовершеннолетних к той или иной продукции, устанавливается время распространения информационной продукции в телекоммуникационных сетях и т.п. Закон регулирует общие требования к экспертизе информационной продукции, осуществлению контроля и надзора за ее распространением.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в Федеральный закон N 436-ФЗ были внесены изменения, уточняющие правила использования знака информационной продукции, сообщающие об ограничении распространения ее среди детей.
Так, распространяемая посредством телевещания информационная продукция, содержащая информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, должна сопровождаться демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в начале трансляции телепрограммы и телепередачи, а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Устанавливается также, что доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах. Таким образом, ответственность за применение административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в таких местах полностью ложится на указанное лицо.
Федеральным законом от 7 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрен ограниченный перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, которая запрещена к распространению в Российской Федерации. К таковой относится информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений <20>.
--------------------------------
<20> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ Закон об информации дополнен статьей 15.1, предусматривающей ведение Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установлена процедура включения в Единый реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайт (страницу сайта), которая содержит запрещенную информацию.
К профилактическим мероприятиям общего уровня относится проведение антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи. Несовершеннолетние (равно как и их родители) в настоящее время должны обладать необходимыми познаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, сроках и механизме их наступления, а также о мерах противодействия вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление.
В качестве основного субъекта профилактики в данном случае выступают образовательные организации (общего, профессионального и дополнительного образования). Обязанность образовательных организаций осуществлять антинаркотическое обучение и воспитание носит правовой характер. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" содержится принципиальное требование о гуманистическом характере образования, в соответствии с которым учащиеся получают знания об охране жизни и здоровья (п. 3 ч. 1 ст. 3) <21>. Указанный принцип реализован в разработанных образовательных стандартах и программах обучения школьников.
--------------------------------
<21> СПС "КонсультантПлюс". М., 2014.
В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включено изучение Основ безопасности жизнедеятельности, ориентированных на формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна обеспечить формирование их готовности к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ <22>.
--------------------------------
<22> См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 9.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) образования <23>.
--------------------------------
<23> См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" // Российская газета. 2012. 21 июня.
На формирование здорового образа жизни ориентирует и Федеральный закон N 120-ФЗ, обязывающий образовательные организации обеспечивать организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществлять меры по организации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних (ч. 2 ст. 14 Закона). Следует также отметить разработанную Министерством образования и науки Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, призванную способствовать повышению эффективности профилактики зависимости от наркотиков и иных психоактивных веществ <24>.
--------------------------------
<24> Письмо Министерства образования и науки РФ от 05.09.2011 N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде" // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
Перечень нормативных правовых актов, направленных на профилактику наркопотребления среди учащихся образовательных учреждений, может быть дополнен соответствующими региональными законами.
Проведение антинаркотической пропаганды в образовательной организации на надлежащем уровне возможно тогда, когда педагоги обладают соответствующими научными знаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, психотропных веществ и их аналогов. В этих целях в ряде субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрены нормы, предусматривающие обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, социальных педагогов и иных специалистов для работы в сфере профилактики наркомании и токсикомании <25>.
--------------------------------
<25> См., например: п. 3 ст. 22 Закона Иркутской области от 07.10.2009 N 62/28-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области" // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
Профилактикой наркомании среди несовершеннолетних, в том числе антинаркотической пропагандой, должны заниматься не только образовательные организации, но и другие субъекты системы профилактики. Так, региональными законами предусмотрено участие в профилактике наркомании органов местного самоуправления муниципальных образований, которые содействуют антинаркотической пропаганде и организуют комплексные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни <26>.
--------------------------------
<26> См., например: ст. ст. 5, 13 Закона Московской области от 17.01.2005 N 10/2005-ОЗ.
Профилактическое антинаркотическое воспитание осуществляется и на индивидуальном уровне. Прежде всего оно связано с оздоровлением условий жизни несовершеннолетнего в семье. Нередко родители, являясь наркоманами, безответственно относясь к воспитанию детей, своим поведением с ранних лет формируют у них неверное представление о потреблении наркотиков как о безопасном явлении.
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 120-ФЗ с родителями (законными представителями), отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних, должна проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Такие лица должны быть своевременно выявлены соответствующими органами системы профилактики, в поле зрения которых они могут попасть (учреждения, организации здравоохранения и образования, подразделения органов внутренних дел и ФСКН, КДНиЗП и т.п.).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ каждый из названных органов, выявивший родителей, потребляющих наркотики, должен проинформировать как минимум органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы управления образованием, которые обязаны взять на учет семью, где родители потребляют наркотики, а ПДН ОВД совместно с наркологическим диспансером должны проводить с такими родителями индивидуальную профилактическую работу.
Образовательная организация, органы опеки и попечительства наблюдают за положением несовершеннолетнего в такой семье, чтобы вовремя защитить его, оказать ему необходимую помощь и в случае необходимости устроить его на воспитание в приемную семью, поместить в медицинское учреждение и т.п. <27>.
--------------------------------
<27> Следует учитывать, что с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" возможности для оказания помощи несовершеннолетним расширились. В соответствии с ч. 3 ст. 54 этого Закона дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, могут быть помещены в медицинскую организацию, в том числе в дом ребенка, до достижения ими возраста 4 лет включительно.
Во всех международных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы противодействия потреблению наркотиков, устанавливается необходимость раннего выявления потребителей на начальной стадии потребления, пока еще не сформировалась пагубная привычка и тем более патологическая зависимость от наркотиков.
На раннее выявление несовершеннолетних потребителей наркотиков направлены и принятые в ряде субъектов Российской Федерации законодательные акты, предусматривающие проведение тестирования учащихся на потребление наркотиков, сущность которого определяется как "предварительное диагностическое исследование" <28>.
--------------------------------
<28> См., напр.: ст. 16 Закона Московской области от 17.01.2005 N 10/2005-ОЗ; ст. 18 Закона Алтайского края от 14.06.2006 N 94-ЗС "О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае" // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, которые начали потреблять наркотики, в образовательной организации строится на реализации положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 120-ФЗ. Помимо этого, с учащимися, замеченными в потреблении наркотиков, педагоги образовательных учреждений дополнительно должны проводить соответствующую разъяснительную (антинаркотическую по содержанию) работу.
Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, потребляющими наркотические средства, проводится ПДН ОВД (на основании положений п. 4 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ). Однако, как отмечается в специальной литературе, профилактическая работа с подростками, состоящими на учете в органах внутренних дел, не носит системного, последовательного характера, нередко проводится формально <29>.
--------------------------------
<29> Гришин А.В. О состоянии законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2013. N 3 (35). С. 32.
Законы некоторых субъектов Российской Федерации возлагают обязанность проведения такой работы и на КДНиЗП (ст. 13 Закона Московской области от 17.01.2005 N 10/2005-ОЗ, ст. 10 Закона Кемеровской области от 06.06.2012 N 48-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании" <30>). Комиссии, как правило, осуществляют профилактические мероприятия в отношении подростков, совершивших административные правонарушения: незаконный оборот наркотиков (ст. 6.8 КоАП РФ), потребление наркотиков без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ), потребление наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).
--------------------------------
<30> СПС "КонсультантПлюс". 2014.
Следует учитывать, что характер индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними потребителями наркотиков ПДН ОВД и КДНиЗП отличается от соответствующей деятельности образовательной организации. Названные органы обязаны оказать помощь несовершеннолетнему в использовании легальных возможностей его социальной адаптации (трудоустройство, учеба для получения профессионального образования, прохождение курса наркологического лечения и т.п.). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ ПДН ОВД направляют сообщения в соответствующие учреждения для оказания социальной помощи несовершеннолетнему.
Наряду с проведением индивидуально-профилактической работы с подростками-правонарушителями ПДН ОВД, во исполнение требований п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ, обязано выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, и в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В число органов, занимающихся профилактикой потребления наркотиков несовершеннолетними, включены органы управления здравоохранением и медицинские организации.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 120-ФЗ названные органы и организации обязаны выявлять, осуществлять учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные одурманивающие вещества, а также проводить мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении.
Исполнение данных функций возложено на наркологическую службу, в состав которой входят наркологические кабинеты врача-психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения и кабинеты врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детско-подросткового населения медицинской организации. На эти наркологические кабинеты возложены профилактические функции, в том числе: профилактическое наблюдение пациентов с наркологическими заболеваниями; диспансерное наблюдение таких пациентов с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, их профилактики и осуществления медико-социальной реабилитации; участие в организации и проведении медицинских осмотров детского населения и подростков, медицинских освидетельствований детского населения и подростков; оказание консультативной помощи врачам других специальностей по вопросам диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний; проведение мотивационного консультирования пациентов с наркологическими заболеваниями в целях повышения их мотивации к участию в лечебных и медико-социальных мероприятиях и готовности к отказу от употребления психоактивных веществ; организация и проведение первичной профилактики наркологических заболеваний и санитарно-гигиеническое просвещение населения, в том числе детей и подростков; осуществление профилактических программ для различных категорий населения, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами; пропаганда здорового образа жизни и формирование у детей и подростков соответствующих установок; внедрение в практику новых современных методов диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний.
Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 929н вводит в практику медицинской помощи по профилю "наркология" понятие первичной медико-санитарной помощи; скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи; специализированной медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению наркологических заболеваний и состояний, медико-социальной реабилитации, формированию здорового образа жизни.
Эффективное осуществление профилактической медицинской деятельности обеспечивается осуществлением модернизации наркологической службы Российской Федерации, предусмотренной Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". Во исполнение названного Указа разработана Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 г., в соответствии с которой предусмотрена разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности "врач-психиатр-нарколог детский и подростковый".
Проведенный анализ законодательства свидетельствует о том, что в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов нашел свое отражение практически весь спектр правоотношений в сфере профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних.
Однако жизнь не стоит на месте, происходящие в стране процессы политического и социально-экономического характера влияют на состояние законности в сфере профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних, появляются новые виды наркотиков, изготовители постоянно модифицируют их состав, создавая формулы, еще не включенные в список запрещенных законом препаратов. С учетом этих факторов уполномоченным органам необходимо более оперативно, всесторонне, детально регулировать рассматриваемые нами правоотношения.
Библиография
Боголюбова Т.А. Предупреждение преступности: современный взгляд на проблему // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 4 (42).
Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.
Гришин А.В. О состоянии законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2013. N 3 (35).
Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф., Чирков Д.К. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков: сравнительно-региональный анализ // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. N 1 (2).
Евланова О.А., Павловская Н.В. Криминологические особенности преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1 (39).
Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1 (39).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.