Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОКУРОР В ДОСУДЕБНОМ СОГЛАШЕНИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Г.Ю. ЯКУШЕВ, И.В. ЯКУШЕВА
Прокурор, утверждая обвинительное заключение, при наличии по делу досудебного соглашения обязан выносить представление об особом порядке судебного заседания либо об отказе в рассмотрении дела в означенном порядке. Этот процессуальный документ является основанием для суда в выборе формы судопроизводства (общий или особый порядок). В самом представлении согласно части 4 ст. 317.4 УПК РФ должны быть отражены условия и выполнение обязательств, а в следующей статье говорится о представлении об особом порядке проведения судебного заседания и вынесении судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
Установлена не совсем ясная позиция при избрании термина "представление прокурора". По всей вероятности, один и тот же процессуальный документ именуется по-разному, вкладывая при этом в их названия не совсем идентичную смысловую нагрузку. Разные наименования одного и того же процессуального акта в любом случае не будут способствовать единообразию в следственно-судебной практике. Поэтому предлагаем изложить часть 4 ст. 317.4 в следующей редакции:
"После окончания предварительного следствия уголовное дело в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение, в порядке, установленном статьей 220 настоящего Кодекса, направляется прокурору для утверждения обвинительного заключения и вынесения представления об особом порядке судебного разбирательства".
В соответствии с частью 1 ст. 317.5 УПК РФ "прокурор в порядке и сроки, которые установлены статьей 221 настоящего Кодекса, рассматривает поступившее от следователя уголовное дело в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, а также материалы, подтверждающие соблюдение обвиняемым условий и выполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. Прокурор выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесении судебного решения по уголовному делу лишь в случае утверждения обвинительного заключения и не вправе не выносить постановление, если находит условия соглашения обвиняемым не выполненными. Он должен вынести постановление с указаниями на незначительность степени содействия следствию, конкретизировать характер и пределы его содействия следствию и расследованию преступления и т.д.
Вместе с тем полагаем, что прокурор не правомочен решать судебные вопросы при вынесении решения по уголовному делу. Его функции на данном этапе уголовного судопроизводства определены пунктами 1 - 4 ч. 1 ст. 317.5 УПК РФ, которую наряду с частью 2 ст. 317.6 УПК РФ желательно было бы дополнить ссылкой на то, что потерпевший не возражает против проведения судебного заседания в особом порядке в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, а указание о "вынесении судебного решения", на наш взгляд, следует исключить из статей 317.5 и 317.6 УПК РФ, поскольку этот вопрос находится в компетенции суда.
Судьи нередко затрудняются решить вопрос при подготовке дела к слушанию в случае отсутствия представления прокурора об особом порядке проведения судебного заседания. Является ли отсутствие представления прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, препятствием к проведению судебного разбирательства и вынесению приговора или иного судебного решения и основанием для возвращения уголовного дела прокурору, поскольку отсутствие ясно выраженного мнения прокурора по вопросу о выполнении обвиняемым условий досудебного соглашения о сотрудничестве не позволяет суду приступить к рассмотрению уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства либо назначить судебное заседание в общем порядке <1>?
--------------------------------
<1> См. справку по результатам изучения практики применения судами Ульяновской области в 2010 году и перовом полугодии 2011 года норм об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Раздел II. Пункт 9. С. 20, 21 // Архив Верховного Суда РФ. Наряд N 8.
В последующих сносках - справках обобщениях судов субъектов Федерации ссылка на Архив Верховного Суда, наряд N 8 отсутствует из-за нецелесообразности частого дублирования.
В вопросе содержится ответ: "Отсутствие мнения прокурора... не позволяет суду приступить к рассмотрению уголовного дела в особом порядке", поскольку в соответствии частью 1 ст. 317.6 УПК РФ только представление прокурора об особом порядке, а не уголовное дело с досудебным соглашением является основанием для выбора судом формы уголовного судопроизводства. По смыслу этой нормы прокурор не вправе отказать в вынесении представления в любом случае, в том числе и в случае невыполнения обвиняемым условий соглашения.
Без представления прокурора не возникают правоотношения с участниками судопроизводства (гл. 40.1 УПК РФ).
По смыслу части 1 ст. 317.5 прокурор при утверждении обвинительного заключения в любом случае выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания либо об отказе в проведении такового. Суды придерживаются именно такой позиции. Возвращая дело прокурору, Каменско-Уральский городской суд Свердловской области указал, что в материалах дела отсутствует представление прокурора, утвердившего обвинительное заключение, об особом порядке проведения судебного заседания. Отсутствие такого представления суд счел существенным нарушением уголовно-процессуального закона, поскольку оно препятствует рассмотрению уголовного дела в указанном порядке. Приведенный в судебном заседании государственным обвинителем довод о том, что данное нарушение может быть устранено в ходе судебного разбирательства, на законе не основан. Суд вправе провести судебное заседание в особом порядке только при наличии представления прокурора, отсутствие которого в итоге препятствует применению судом положений части 2 ст. 62 Уголовного кодекса РФ, так как не подтвержден факт выполнения обвиняемым обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве <2>.
--------------------------------
<2> См. Кассационное определение Свердловского областного суда. Дело N 22-7737/2010. 04.08.2010.
Позиция Верховного Суда РФ аналогична вышеизложенной.
Постановлением суда уголовное дело в отношении обвиняемых П., Р., В., Б., с которыми были заключены досудебные соглашения о сотрудничестве, возвращено прокурору, потому что он, утвердив обвинительное заключение, в нарушение требований статьи 317.5 УПК РФ не вынес представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения, хотя наличие такого представления в соответствии с частью 1 ст. 317.6 УПК РФ является основанием для рассмотрения судом вопроса об особом порядке проведения судебного заседания и постановлении приговора. Кроме того, прокурор не представил суду и свое решение, в котором указывалось бы на неисполнение обвиняемыми своих обязанностей, принятых по досудебным соглашениям о сотрудничестве и, соответственно, на аннулирование данных соглашений <3>. Следователь, направляя прокурору уголовное дело, по которому было заключено с обвиняемым Д. досудебное соглашение, не только не выделил его в отдельное производство (во всяком случае, на него не возложена такая обязанность), но и не направил материалы, подтверждающие соблюдение обвиняемым условий и выполнение обязательств по соглашению. Прокурор в свою очередь эти материалы не истребовал и не вынес представление об особом порядке, а на обоснованное постановление судьи о возвращении дела прокурору отреагировал кассационным представлением <4>.
--------------------------------
<3> См. Кассационное определение Верховного Суда РФ. Дело N 48-О10-70. 29.06.2010.
<4> См. Кассационное определение Верховного Суда РФ. Дело N 67-О10-45. 29.06.2010.
Полагаем, по данному вопросу складывается единая судебная практика и в связи с этим предлагаем внести в часть 1 ст. 317.6 УПК РФ следующее дополнение: "Невнесение прокурором в суд представления при отсутствии другого процессуального решения, аннулирующего досудебное соглашение о сотрудничестве, лишает суд возможности правильно определить форму судопроизводства по уголовному делу". Соответственно, надо дополнить часть 1 ст. 237 УПК РФ пунктом 6 следующего содержания: "...прокурор не вынес представление об особом порядке судебного разбирательства в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве при наличии к тому достаточных оснований", а также пунктом 7 следующего содержания: "...прокурор не вынес постановление об отказе в представлении об особом порядке судебного разбирательства в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве".
Логичным в связи с этим является вопрос судей Астраханской области о "порядке осуществления проверки законности и обоснованности постановления прокурора об отказе во внесении представления о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, в связи с несоблюдением обвиняемым условий досудебного соглашения" <5>. По нашему мнению, процедура обжалования данного процессуального акта должна быть аналогичной обжалованию постановлений следователя и прокурора об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, поскольку обвиняемый также лишается права на выбор формы уголовного судопроизводства.
--------------------------------
<5> См. справку о результатах изучения судебной практики применения судами Астраханской области в 2010 году и первом полугодии 2011 года норм главы 401 УПК РФ об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Раздел II. С. 22.
Далее следует вполне закономерный вопрос: влечет ли признание незаконным и необоснованным постановления прокурора об отказе во внесении представления о рассмотрении уголовного дела в особом порядке возвращение уголовного дела прокурору?
По этому поводу достаточно ясно высказался Конституционный Суд РФ в Постановлении от 8 декабря 2003 г. N 18-П по делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 404 и 408, а также глав 35, 39 УПК РФ, признав не противоречащей Конституции РФ часть 1 ст. 237 УПК РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не исключают правомочие суда по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом во всех случаях, когда в досудебном производстве были допущены существенные нарушения закона, не устранимые в судебном производстве. По смыслу положений статьи 317.5 УПК РФ прокурор не вправе отказать в вынесении представления об особом порядке судебного заседания в случае утверждения обвинительного заключения. По всей видимости, он может указать в представлении в случае отказа в особом порядке на то, что обвиняемый не оказал содействия следствию, или отразить, что степень его содействия была незначительна, конкретизировав характер и пределы содействия обвиняемого следствию. Невынесение прокурором представления в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, лишает суд возможности решить вопрос о выборе формы уголовного судопроизводства.
По смыслу части 3 ст. 317.5 УПК РФ прокурор обязан вручить обвиняемому и его защитнику копию представления об особом порядке проведения судебного заседания. Однако судебная практика показывает, что свои обязанности прокурор не всегда выполняет должны образом, о чем свидетельствует, в частности, следующий вопрос судей Республики Карелия: "Каковы последствия нарушения прокурором требований части 3 ст. 317.5 УПК РФ о вручении обвиняемому и его защитнику до направления уголовного дела в суд копии представления об особом порядке проведения судебного заседания" <6>?
--------------------------------
<6> См. справку по результатам обобщения судебной практики применения судами Республики Карелия гл. 40.1 УПК РФ об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в течение 2010 года и в первом полугодии 2011 года. Раздел II. Пункт 3. С. 7.
По нашему мнению, невручение копии данного процессуального акта (по аналогии с обвинительным заключением) является существенным нарушением закона, поскольку лишает права указанных лиц на подачу своих замечаний, которые прокурор должен учитывать при наличии к тому оснований.
О правильности данного вывода свидетельствует мнение судей г. Санкт-Петербурга о том, что невручение обвиняемому и его защитнику копии представления прокурора лишает их права "на принесение замечаний, учитываемых прокурором (ч. 3 ст. 317.5 УПК РФ) и влекущее нарушение условия, указанного в ч. 4 ст. 317.5 УПК РФ" <7>.
--------------------------------
<7> См. справку по результатам изучения практики применения судами Санкт-Петербурга норм главы 401 УПК РФ об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в 2010 году и первой половине 2011 года. Раздел II. Пункт 27. С. 6.
Прокурор обязан не только вручить обвиняемому и его защитнику копию представления, но и учитывать их замечания, на чем и акцентируют свое внимание судьи Санкт-Петербурга.
В свою очередь судьи Калужской области спрашивают: какова процедура рассмотрения прокурором замечаний обвиняемого и его защитника на его представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве <8>?
--------------------------------
<8> См. справку об обобщении практики применения судами Калужской области норм главы 40.1 УПК РФ об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в 2010 году и первом полугодии 2011 года. Раздел II. Пункт 8. С. 27.
Согласно части 3 ст. 317.5 УПК РФ копия вынесенного прокурором представления признается процессуальным документом, поскольку предусматривает определенный порядок движения в уголовном деле, с помощью которого обвиняемый и его защитник приобретают возможность дальнейшей реализации права на защиту. Не ознакомление этих лиц с указанным документом лишает обвиняемого и его защитника права представить свои замечания на представление, на которые прокурор должен прореагировать постановлением. Игнорирование положений части 3 ст. 317.5 является, на наш взгляд, нарушением закона.
Кроме того, прокурор помимо закона не выполняет, по всей видимости, указания пунктов 1.16 и 1.17 Приказа Генерального прокурора РФ от 15 марта 2010 г. N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемым (обвиняемым) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам", в соответствии с которыми прокурор обязан:
- направить обвиняемому и его защитнику копию постановления об отказе во внесении представления, предусмотренного статьей 317.5 УПК РФ с разъяснением порядка обжалования;
- в случае поступления замечаний обвиняемого, его защитника на представление прокурора подвергать их тщательной проверке;
- по результатам проверки выносить постановление об отклонении или удовлетворении требований указанных участников уголовного процесса;
- копию одного из этих постановлений направить заинтересованным лицам.
Поступившие замечания и постановление прокурора на замечания приобщаются к материалам уголовного дела.
Вполне понятно, что в судебном заседании весь это комплекс процессуальных действий, являющийся обязательным, не может быть выполнен.
Очевидно, восстановить нарушенный порядок, предусмотренный частью 3 ст. 317.7 УПК РФ, суд может только путем возвращения уголовного дела прокурору. Такой вывод может также послужить ответом на возникающий в практике вопрос: является ли неознакомление обвиняемого и его защитника с представлением прокурора основанием для возвращения уголовного дела прокурору <9>?
--------------------------------
<9> См. справку об обобщении практики применения судами Камчатского края норм главы 40.1 УПК РФ об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в 2010 году и первом полугодии 2011 года. Раздел II. Пункт 4 (абзац 6). С. 27.
Обвиняемому и его защитнику вручается только копия представления (ч. 3 ст. 317.5 УПК РФ), о копии обвинительного заключения не упоминается. Нет также ссылки на то, что после утверждения обвинительного заключения и вынесенного им представления об особом порядке проведения судебного заседания прокурор, направляя уголовное дело и представление в суд, должен уведомить об этом обвиняемого, его защитника и, наконец, вспомнить о потерпевшем, которого следовало бы ознакомить с копиями названных документов. Неясно, зачем исключать из процедуры досудебного соглашения о сотрудничестве статью 222 УПК РФ, которая достаточно четко регламентирует этап направления уголовного дела в суд.
В результате складывается мнение о нецелесообразности вторжения в раздел VIII УПК РФ с целью изъятия из него норм права применительно к институту соглашения о сотрудничестве.
При утверждении обвинительного заключения прокурор руководствуется статьей 221 УПК РФ и, наверное, в этой же статье должно содержаться указание на вынесение представления. Это - следствие формулировки части 1 ст. 317.5 УПК РФ о том, что в случае утверждения обвинительного заключения прокурор выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания.
Считаем необходимым внести следующее дополнение в пункт 1 ч. 1 ст. 221 УПК РФ: "...о вынесении представления об особом порядке проведения судебного заседания в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве".
В ходе проведения судебного заседания и постановления приговора в отношении подсудимого, с которым заключено соглашение о сотрудничестве, государственный обвинитель наделен правом подтвердить соответствующее представление прокурора и содействие подсудимого следствию, разъяснив суду, в чем именно оно выразилось (ст. 317.7 УПК РФ). Законодатель вновь почему-то исключает возможность того, что государственный обвинитель может и не подтвердить представление прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения. А если только к моменту судебного процесса выяснится, что подсудимым были предоставлены ложные сведения или сокрыты существенные обстоятельства совершения преступления? На наш взгляд, в таких случаях государственному обвинителю должно быть предоставлено право отказаться от данного представления, изложив суду мотивы отказа. Но как усматривается из текста части 3 ст. 317.7 УПК РФ государственный обвинитель даже в судебном заседании не лишен права не подтвердить содействие подсудимого следствию.
Статья 317.5 УПК РФ предусматривает, что прокурор помимо поступившего от следователя уголовного дела в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, рассматривает материалы, подтверждающие соблюдение обвиняемым условий и выполнение обязательств, предусмотренных соглашением. В связи с этим возникают вопросы: что это за материалы и как они должны быть оформлены? Выполнение каких-либо условий или действий требует соответствующего процессуального оформления, в том числе составления протоколов следственных действий. Т. Николаева и Е. Ларкина полагают, что "указанные материалы могут состоять из постановления следователя содержащего вывод о соблюдении обвиняемым условий и выполнении обязательств, взятых при заключении соглашения, к которому должны быть приложены документы (их копии), подтверждающие итоги сотрудничества, не имеющие непосредственного отношения к расследованию преступления, по результатам которого составлено обвинительное заключение в отношении именно этого обвиняемого, т.е. сведения, не содержащиеся в материалах направляемого прокурору уголовного дела" <10>.
--------------------------------
<10> Николаева Т., Ларкина Е. Некоторые вопросы заключения досудебного заключения о сотрудничестве // Уголовное право. 2009. N 6. С. 88.
Под "материалами", на наш взгляд, следует понимать уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные документы, собранные работниками ОРД и органов предварительного следствия в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве.
Судьи Саратовской области обращают внимание на то, что определение досудебного соглашения о сотрудничестве, данное в пункте 61 ст. 5 УПК РФ, не содержит разъяснение понятия "условия ответственности подозреваемого (обвиняемого)" и в этой связи задают вопрос: обязан ли прокурор направить уголовное дело в суд с представлением о применении особого порядка, как это прямо вытекает из положений части 1 ст. 317.5 УПК РФ, в том числе в случае невыполнения в ходе следствия подозреваемым (обвиняемым) условий соглашения <11>?
--------------------------------
<11> См. справку по результатам обобщения практики применения судами Саратовской области в 2010 году и первом полугодии 2011 года норм об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (глава 40.1 УПК РФ). Раздел II. Пункт 1. С. 16.
Аналогичный вопрос возник у судей Республики Карелия: какое процессуальное решение должен принять прокурор в случае несоблюдения, по мнению прокурора, условий досудебного соглашения о сотрудничестве и отсутствии оснований для внесения представления об особом порядке рассмотрения уголовного дела? В качестве примера приводится следующая ситуация. Прокурор Олонецкого района Республики Карелия заключил досудебное соглашение с К., обязательства которого обвиняемый, судя по поступившей к прокурору информации, не выполнил. В этой связи последний направил председателю районного суда письмо с уведомлением, что представление вносить не намерен <12>.
--------------------------------
<12> См.: Справка по результатам обобщения судебной практики применения судами Республики Карелия гл. 40.1 УПК РФ об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в течение 2010 г. и в первом полугодии 2011 года. Раздел II. Пункт 1. С. 7.
В пункте 2 комментария к статье 317.5 УПК РФ говорится, что прокурор выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу лишь в случае утверждения обвинительного заключения в отношении лица, с которым заключено такое соглашение <13>. Следовало бы внести уточнение в часть 1 ст. 317.5 УПК РФ о том, что в случае утверждения обвинительного заключения прокурор выносит не только представление об особом порядке судебного заседания и вынесения судебного решения, но также и представление об отказе в проведении судебного заседания в особом порядке. Иначе говоря, такой отказ не должен влиять на утверждение обвинительного заключения, как это усматривается из смысла части 1 ст. 317.5, где говорится: "...и в случае утверждения обвинительного заключения". Обвинительное заключение является основанием для рассмотрения судом уголовного дела. А отказ прокурора свидетельствует о его позиции об отсутствии оснований применения особого судебного производства по такому делу, и может быть обжалован в суд.
--------------------------------
<13> Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева и науч. ред. В.П. Божьева. М., 2010. С. 840.
При направлении прокурором уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу не выносится.
А.П. Рыжаков предлагает отразить в пункте 3 ч. 1 ст. 317.5 результаты сотрудничества не только с обвиняемым, но и с подозреваемым, т.е. включить "все действия лица как на момент обладания им статусом обвиняемого, так и когда он был подозреваемым" <14>. По нашему мнению, позиция автора носит избирательный характер. В рассматриваемой статье, содержащей четыре основания, по которым должен прокурор выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания, все предусматривают участие обвиняемого. Логично было бы предположить участие подозреваемого не только в случаях, указанных в пункте 3 ч. 1 ст. 317.5, но и в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 ч. 1 этой статьи.
--------------------------------
<14> Рыжаков А.П. Досудебное соглашение о сотрудничестве: Постатейный комментарий к новой главе УПК РФ. М., 2010. С. 34.
Кроме того, рекомендуется в пункте 4 ч. 1 ст. 317.5 УПК РФ в представлении прокурора указывать не только "степень угрозы личной безопасности, которой подвергались обвиняемый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица", но и "фиксировать... характер угрозы" <15>. Поскольку сложно определить критерии таких понятий, как "характер и пределы содействия", "значение сотрудничества", "степень угрозы" и т.д., вполне допустимо, что в дальнейшем подобного рода терминология будет "обогащаться". Свидетельство тому - изложенная точка зрения А.П. Рыжакова. Предлагаем в виде примечания предусмотреть ссылку на то, что перечень указанных обстоятельств в рассматриваемой норме права, а также в пункте 4 ч. 1 ст. 317.5 УПК РФ не является исчерпывающим.
--------------------------------
<15> Рыжаков А.П. Указ. соч. С. 34.
По рассматриваемому вопросу у судей Амурской области возникли сомнения по поводу того, вправе ли прокурор не указывать в представлении степень угрозы личной безопасности (п. 4 ч. 1 ст. 317.5 УПК РФ), если такая угроза не возникла при заключении досудебного соглашения (ч. 3 ст. 317.4 УПК РФ)? Если не вправе, как должен поступить суд, если в представлении не указаны такие сведения?
В части 3 ст. 317.4 УПК РФ предполагается в виде условия момент возникновения угрозы безопасности, но не обязательства для прокурора, как основания для указания в представлении.
Понятие "степень угрозы личной безопасности" - категория оценочная и представляет собой степень сравнения, а поэтому вполне допустимо суду самостоятельно определить реальность создавшейся угрозы для подсудимого и его близких, родственников и близких лиц, как в ходе предварительного расследования, так и во время судебного разбирательства дела.
По мнению судей Республики Адыгея, "под угрозой личной безопасности, которой подвергались обвиняемый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица (п. 4 ч. 1 ст. 317.5 УПК РФ), следует понимать следующее: если в ходе досудебного производства обвиняемому, его близким родственникам и близким лицам поступали какие-либо письменные или устные угрозы их жизни, здоровью, уничтожения или повреждения имущества или предпринимались противоправные действия, угрожающие жизни и безопасности в отношении них. Под степенью же угрозы, следует понимать наличие реальной угрозы ее выполнения" <16>.
--------------------------------
<16> См. справку о результатах изучения практики применения судами Республики Адыгея норм главы 40.1 УПК РФ об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в 2010 году и первой половине 2011 года. Раздел I. Пункт 7. С. 3.
Судьи Республики Алтай несколько иначе трактуют это понятие, полагая, что оно представляет собой "состояние защищенности прав, свобод и законных интересов обвиняемого, его близких от негативных факторов и условий, создаваемых в результате сотрудничества со стороной обвинения.
Под личной безопасностью понимают обеспечиваемое деятельностью правоохранительных органов социальное благо, предоставляющее возможность лицу беспрепятственно пользоваться своими жизнью, здоровьем и физической свободой. Данное социальное благо в первую очередь предполагает состояние защищенности объектов личной безопасности от противоправных посягательств.
Оценке подлежат обстоятельства каждого конкретного уголовного дела и степень реальной опасности, которая угрожает каждому обвиняемому" <17>.
--------------------------------
<17> См. справку по результатам обобщения и анализа практики применения судами Республики Алтай норм главы 40.1 УПК РФ об особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве за 2010 год и первое полугодие 2011 года. Раздел I. Пункт 7. С. 2, 3.
Представляется не совсем удачной изложенная в части 2 ст. 317.5 УПК РФ формулировка, отождествляющая позицию прокурора и суда, в равной мере (якобы) уполномоченных удостоверять полноту и правдивость сведений, сообщенных обвиняемым при выполнении им обязательств, предусмотренных заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве". Прокурор удостоверяет полноту и правдивость сведений, сообщенных обвиняемым при выполнении им обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве? Полноту и правдивость этих сведений устанавливает не прокурор, а суд, разрешающий по существу основное уголовное дело, одним из доказательств по которому будут показания лица, сотрудничающего со следствием. Прокурор вправе здесь что-либо удостоверить, лишь оценивая доказательства при решении вопроса о передаче дела в суд, но для суда его удостоверение никакой силы не имеет. Удостоверенные прокурором показания вовсе могут утратить доказательственное значение в силу принципа непосредственности судебного разбирательства (ст. 240 УПК РФ), если не возникнет оснований для их оглашения в ходе судебного разбирательства, а такие основания возникают, как известно, далеко не всегда и никак не связаны с удостоверительной деятельностью прокурора <18>.
--------------------------------
<18> Головко Л.В. Сделки с правосудием: объективная тенденция или модное поветрие? // Закон. 2009. N 9. С. 195.
В силу изложенного предлагаем следующую редакцию статьи 317.5 УПК РФ:
"Статья 317.5. Представление прокурора об особом порядке судебного разбирательства в отношении обвиняемого, с которым заключено соглашение о сотрудничестве
1. Прокурор в течение десяти суток и в порядке, которые установлены статьями 221 настоящего Кодекса, рассматривает поступившее от следователя уголовное дело в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, а также материалы, подтверждающие соблюдение обвиняемым условий и выполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением, и в случае утверждения обвинительного заключения, принимает одно из следующих решений:
- выносит представление об особом порядке судебного разбирательства;
- выносит постановление об отказе в представлении об особом порядке судебного разбирательства.
2. Представление прокурора об особом порядке судебного разбирательства является процессуальным документом, удостоверяющим сотрудничество обвиняемого с органами расследования, на основании которого суд принимает решение о выборе формы судопроизводства по конкретному уголовному делу.
3. В представлении указываются:
- характер и пределы содействия обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления;
- значение сотрудничества с обвиняемым для раскрытия и расследования преступления, изобличения и уголовного преследования других соучастников преступления, розыска имущества, добытого в результате преступления;
- преступления или уголовные дела, обнаруженные или возбужденные в результате сотрудничества с обвиняемым;
- степень угрозы личной безопасности, которой подвергались обвиняемый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица.
4. В представлении прокурор также удостоверяет полноту и правдивость сведений, сообщенных обвиняемым при выполнении им обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве. Обстоятельства, изложенные в представлении прокурора должны содержать сведения с указанием на листы дела.
5. Прокурор обязан направить обвиняемому и его защитнику копию постановления об отказе во внесении представления об особом порядке судебного разбирательства с разъяснением порядка обжалования.
6. Копия представления вручается обвиняемому и его защитнику, которые имеют право представить свои замечания.
7. Прокурор рассматривает замечания в течение трех суток и по результатам проверки выносит постановление об отклонении или удовлетворении замечаний. Копия постановления направляется заинтересованным лицам.
8. Прокурор не вправе отказать в вынесении представления об особом порядке судебного разбирательства в случае утверждения обвинительного заключения.
Невнесение прокурором в суд представления об особом порядке судебного разбирательства при отсутствии другого процессуального решения, аннулирующего досудебное соглашение о сотрудничестве, лишает суд возможности правильно определить форму судопроизводства по уголовному делу.
9. Постановление об отказе в представлении об особом порядке судебного разбирательства может быть обжаловано следователем, обвиняемым и его защитником вышестоящему прокурору и (или) в суд.
10. Не позднее трех суток с момента ознакомления обвиняемого и его защитника с представлением либо после рассмотрения замечаний на представление прокурор направляет уголовное дело и представление в суд".
Библиография
Белоковыльский М.С. Некоторые вопросы, возникающие с деятельностью суда и сторон при рассмотрении уголовного дела в особом порядке // Российский судья. 2009. N 3.
Власова Н.А. О некоторых направлениях совершенствования уголовно-процессуального законодательства // Перспективы развития уголовно-процессуального права и криминалистики (посвящается Н.В. Радутной). Материалы 2-ой международной конференции (Москва, 11 - 12 апреля 2012 г.). М.: Юриспруденция, 2012.
Головинский М.М. Полномочия прокурора в процессе производства по уголовному делу в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве // Общество и право. 2010. N 4.
Зинатуллин Т.З. Общие проблемы обвинения и защиты. Ижевск, 1997.
Конярова Ж.К. Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2010.
Николаева Т., Ларкина Е. Некоторые вопросы заключения досудебного заключения о сотрудничестве // Уголовное право. 2009. N 6.
Погодин С.Б. Некоторые актуальные проблемы применения особого порядка судебного разбирательства в состязательном процессе // Российская юстиция. 2009. N 9.
Пономарев А.И. Место и роль органов прокуратуры в "сделке с правосудием" // Юстиция. 2009. N 5.
Рыжаков А.П. Досудебное соглашение о сотрудничестве: Постатейный комментарий к новой главе УПК РФ. М., 2010.
Ульянова Л.Т. Субъекты досудебного соглашения // Российский следователь. 2010. N 15.
Уроки реформы правосудия в России: сб. статей и материалов / Под ред. Е.Б. Мизулиной, В.Н. Плигина. М.: Юристъ, 2006.
Халиулин А.Г. Прокурор в современном уголовном процессе России // Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики: Сб. статей. М.: Волтерс Клувер, 2010.
Халиулин А., Буланова Н., Корякова Ж. Полномочия прокурора по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве // Советник юриста. 2010. N 3.
Шумилин С.В. Механизм реализации полномочий следователя на разрешение ходатайства подозреваемого или обвиняемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве нуждается в совершенствовании // Российский следователь. 2010. N 5.
Якимович Ю.К. Судебная реформа продолжается // Перспективы развития уголовно-процессуального права и криминалистики (посвящается Н.В. Радутной): Материалы 2-ой международной конференции (Москва, 11 - 12 апреля 2012 г.). М.: Юриспруденция, 2012.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.