Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВСТУПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В СИЛУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
С.Б. БАЛЬХАЕВА
Современная международно-правовая система тесно связана с системой внутригосударственного права. Эта связь отражает тенденцию к интернационализации общественной жизни, достигшей глобального уровня, так как данная тенденция в различных формах охватила все государства и основные сферы жизни общества. При этом развитие международного права проявляет себя как основной инструмент гармонизации и унификации права государств посредством действия общепризнанных принципов, норм и стандартов, являющихся универсальными демократическими правилами поведения, которые находят применение в разработке концепций российского законодательства.
Мир вступил во вторую декаду XXI в. с полным пониманием невозможности прогресса человеческой цивилизации без международного права. В течение последнего десятилетия Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ разрабатывал концепцию взаимодействия международного и внутригосударственного права и связанные с этим проблемы имплементации международных договоров <1>. В связи с этим представляется логичным сохранить преемственность данных исследований с одновременным расширением их диапазона, развивая концептуальный подход к взаимодействию международного и внутригосударственного права. Ю.А. Тихомиров справедливо отмечает, что "в условиях усиливающейся глобализации возникают актуальные планетарные проблемы, в решении которых заинтересованы все государства... происходит интенсивное сближение принципов, институтов и норм национального (внутреннего) и международного права. Появляются общие предметы регулирования (например, применительно к обеспечению прав человека, свободы предпринимательства...), и согласованность правовых норм, преодоление коллизий становятся актуальной задачей" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Лафитский В.И., Тиунов О.И., Тихомиров Ю.А. и др. Международное право и национальное законодательство / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2009; Доронина Н.Г., Лукьянова В.Ю., Семилютина Н.Г., Тиунов О.И. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства: научное издание. М., 2012; Хабриева Т.Я., Осминин Б.И., Бальхаева С.Б., Сакаева О.И. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М., 2012.
<2> Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4. С. 10 - 11.
Международное право развивается и охватывает взаимоприемлемые механизмы выработки согласованных решений и урегулирования межгосударственных споров мирными средствами. В настоящее время это комплексная нормативная структура, охватывающая как универсальные, так и локальные нормы. Посредством действия универсальных норм, представляющих собой общепризнанные принципы и нормы международного права, и развития этих принципов и норм в региональных и других локальных международных актах в международном праве расширился круг норм, играющих роль общего права для всех его субъектов.
Развитие взаимодействия международного права и национального законодательства является важным средством создания благоприятных внешних условий для долгосрочного развития Российской Федерации, модернизации ее экономики, укрепления позиций нашей страны как равноправного партнера на мировых рынках <3>.
--------------------------------
<3> Подробнее см.: Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2014. С. 106 - 120.
Российская Федерация как полноправный и активный участник международных отношений ставит и реализует широкомасштабные задачи. В Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию <4> содержится концептуальное видение Российской Федерации на международной арене: "Исходя из своей исторической ответственности за формирование современной системы международных отношений и ее дальнейшее совершенствование, Российская Федерация рассматривает содействие международному развитию как один из эффективных механизмов решения глобальных и региональных проблем, противодействия новым вызовам и угрозам".
--------------------------------
<4> Утв. Указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. N 259.
В юридической литературе отмечается, что международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря договорной форме, которая позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует вступлению в силу и применению договорных норм. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. не исключает возможности заключения международных соглашений "не в письменной форме", т.е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они относятся скорее к былым временам, чем к современности <5>. Факт выработки окончательного согласованного текста договора еще не свидетельствует о его заключении. Процесс заключения международного договора, как указывал Г.И. Тункин, есть процесс согласования воль государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора. Завершение процесса заключения международного договора есть завершение процесса становления нормы международного права <6>.
--------------------------------
<5> См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, И.О. Тиунов. 5-е изд. М., 2009. С. 141 - 142.
<6> См.: Тункин Г.И. Теория международного права: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Шестакова. М., 2000. С. 82.
Договоры могут составляться по-разному. Нет никаких конкретных требований к форме многостороннего международного договора, хотя она (форма), бесспорно, важна для сторон, которые намерены урегулировать правовые отношения между собой в виде соглашения <7>. Вопросы структуры права привлекают внимание исследователей <8>. Структура упорядочивает содержание договора, обеспечивает его целостность, единство. В международном праве принцип единства договора давно нашел признание. В соответствии с этим принципом договор представляет единое целое и должен рассматриваться как единая система норм, которые являются обязательными и должны выполняться. Только такое отношение к договору представляется добросовестным и потому прямо вытекает из принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву <9>.
--------------------------------
<7> См.: Malcolm N. Shaw. International Law. 6th ed. Cambridge University Press, 2008. P. 905.
<8> См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1972.
<9> См.: Лукашук И.И. Современное право международных договоров: В 2 т. М., 2004. Т. 1: Заключение международных договоров. С. 579.
Согласно общепринятой практике договор должен представлять собой единый документ, выстроенный по следующей схеме: название, преамбула, основной текст, заключительные статьи, заключительная формула и подписи сторон, а также приложения (если таковые имеются) <10>.
--------------------------------
<10> См.: Final Clauses of Multilateral Treaties: Handbook, Prepared by the Treaty Section of the Office of Legal Affairs. United Nations. 2004. P. 1.
В соответствии с широко распространенной точкой зрения природа международного права имеет согласительный характер, что означает особый способ создания международно-правовых норм. Таким образом, итогом создания норм является соглашение государств, в основе которого лежит согласование воли сторон. Участвуя в процессе создания норм по вопросам, в отношении которых существует общий интерес в их международно-правовом регулировании, государство неизбежно сталкивается с необходимостью его учитывать. В этих рамках также возможны различные варианты избираемой государством позиции по конкретным вопросам. При этом характер и содержание международно-правовой позиции государства зависит от того, насколько интересы и цели данного государства соответствуют объективным закономерностям развития международных отношений, потребностям международного сообщества государств в решении проблем, представляющих общий интерес <11>.
--------------------------------
<11> См.: Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях. Киев, 1981. С. 176 - 178.
В принципе решающим фактором возникновения договора является воля сторон. Она определяет ход переговоров, от нее зависит выработанный в результате этих переговоров документ, который должен выражать согласованные позиции субъектов международного права. Ф. Мартенс писал: "Интерес, собственная польза заставляют государства заключать международные договоры, и интерес, польза обеспечивают признание их обязательности" <12>.
--------------------------------
<12> Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1898. С. 395.
Особое значение приобрели общие многосторонние договоры, призванные регулировать отношения, которые представляют интерес для международного сообщества государств в целом. Такие договоры позволяют путем закрепления взаимных прав и обязанностей договаривающихся сторон согласовать интересы, позиции и действия субъектов международного права. Г.В. Игнатенко отмечал: "Международный договор приобретает как бы новые качества - качества общего нормативного интереса, имеющего для субъектов международного права юридическое значение. Общая цель становится в силу фиксации в многостороннем международном договоре общей нормативной целью" <13>.
--------------------------------
<13> Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. М., 1972. С. 86.
С момента принятия многосторонний договор порождает определенные юридические последствия. Даже если договор еще не вступил в силу, некоторые его положения, в частности заключительные статьи, применяются в силу их характера и задач незамедлительно (к таковым относятся положения, касающиеся порядка установления аутентичности текста, выражения согласия государств на обязательность для них договора, вступления договора в силу, оговорок, функций депозитария и т.п.) (п. 4 ст. 24 Венской конвенции 1969 г.).
Наибольшее влияние на развитие российского законодательства оказывают действующие международные договоры, т.е. договоры, которые вступили в силу для Российской Федерации. Выражение "международный договор вступает в силу" означает, что положения данного договора становятся обязательными для его участников.
Вступление договора в силу вводит в действие другое, более широкое по объему обязательство - добросовестное выполнение всего договора в целом. Таким образом, на смену обязанности добросовестного поведения государств в отношении соблюдения объекта и цели договора, содержащейся в ст. 18 Венской конвенции 1969 г., приходит положение ст. 26 Конвенции - pacta sunt servanda. Данный принцип служит критерием законности деятельности субъектов международного права в международных отношениях и выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка. Указанный принцип, как было отмечено Специальным комитетом Генеральной Ассамблеи ООН по принципам международного права, "лежит в основе всей структуры международного права" <14>. Требования этого фундаментального принципа, в частности, раскрываются как юридическая обязанность государства, взявшего на себя определенные международно-правовые обязательства, реализовать их, т.е. осуществить <15>.
--------------------------------
<14> См.: Doc. A/AC/25L. 38/Add.7. 21 апр. 1966. С. 4.
<15> См.: Тиунов О.И. Решения Конституционного Суда РФ и международное право // Российская юстиция. 2001. N 10. С. 14.
В свете особой важности многосторонних международных договоров наибольший интерес представляет вступление в силу в результате присоединения. Последнее означает согласие на обязательность договора субъекта международного права, который его не подписал или вообще не принимал участия в его подготовке.
Особенностью присоединения, которая отличает его от других способов вступления в силу, является то, что в основном эта процедура используется в отношении многосторонних договоров. Двусторонний договор становится многосторонним в результате присоединения какого-либо нового участника. Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о временном ввозе и вывозе транспортных средств 2010 г. содержится следующее положение: "Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства - члена Евразийского экономического сообщества. Присоединение осуществляется с согласия Сторон на условиях и в порядке, определяемых в отдельном соглашении с присоединяющимся государством". Присоединение произойдет к двустороннему договору, который после факта присоединения станет многосторонним.
Документ о присоединении может принимать различные формы. Присоединение к международному договору в зависимости от его содержания, объекта и цели может совершаться от имени государства в целом, его главы или от имени правительства. Использование государственных эмблем или других торжественных признаков не является обязательным. Однако необходимо учитывать, что присоединение - это не только способ вступления в силу, но и своеобразный способ его заключения, в котором возможны свои стадии. Например, предварительные переговоры присоединяющегося государства с первоначальными участниками договора, консультации с его депозитарием об условиях своего участия в договоре и т.д. Присоединение завершается, когда документ о присоединении обменивается между договаривающимися сторонами, если такое положение предусмотрено (ст. 16 Венской конвенции 1969 г.). В этот момент договорные отношения между сторонами договора и присоединившимся государством создаются посредством соответствующих волеизъявлений: со стороны участников договора - это предусмотренная возможность присоединения к договору, а со стороны новых участников - это принятие такого предложения путем присоединения.
В Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах", как и в Венской конвенции 1969 г., есть отдельная статья, посвященная порядку присоединения к международным договорам. Из статьи 21 указанного Федерального закона следует, что присоединение к международным договорам по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 данного Закона, возможно в форме федерального закона в порядке, установленном для ратификации международных договоров. Решения о присоединении принимаются также Президентом РФ и Правительством РФ. Наиболее часто решение о присоединении принимает Правительство РФ в виде постановления о присоединении к международному договору.
Договоры, допускающие присоединение, бывают двух видов: закрытые и открытые.
Закрытые договоры можно охарактеризовать как договоры, где первоначально договаривающиеся стороны не предусмотрели способов для того, чтобы государство, которое не является участником этого договора, стало участником договора, тем самым намереваясь предотвратить участие в договоре новых сторон. Помимо договоров, заключенных между небольшим числом государств, такие договоры встречаются редко. Тем не менее существование закрытых договоров соответствует ст. 15 Венской конвенции 1969 г., так как все три способа присоединения, перечисленные в этой статье, базируются исключительно на воле договаривающихся государств.
Соответственно, к категории открытых международных договоров относятся те международные договоры, к которым может присоединиться любое государство.
Кроме того, ряд зарубежных авторов применительно к процедуре присоединения выделяют такую категорию, как "полузакрытые международные договоры" <16>, в случае, когда выдвигаются определенные требования или условия к присоединяющемуся государству.
--------------------------------
<16> См.: The Vienna Conventions on the Law of Treaties: A Commentary / Eds. by O. Corten, P. Klein. Oxford University Press, 2011. P. 324.
Согласно п. "а" ст. 15 Венской конвенции 1969 г. присоединение становится юридически обязательным для государства, которое желает стать участником международного договора, если такой договор это прямо предусматривает. Государства свободны в установлении положений относительно того, открытым или закрытым для присоединения является заключаемый договор.
В качестве примера можно указать ст. 83 Венской конвенции 1969 г., которая предусматривает, что "к настоящей Конвенции может присоединиться любое государство, принадлежащее к той или иной из категорий, упомянутых в статье 81".
Важно, чтобы не чинилось препятствий участию в конкретном договоре заинтересованных в нем государств, вклад которых имел бы значение для реализации целей договора. В связи с этим всем заинтересованным государствам должна быть предоставлена возможность принять участие в разработке проектируемого соглашения, а в дальнейшем - присоединиться к уже заключенному договору.
На этом основывается значение открытых договоров, инициаторы заключения которых, исходя из своих суверенных прав, устанавливают условия присоединения для других государств, осуществляют выбор критериев, используя богатую практику и дополняя ее <17>.
--------------------------------
<17> См.: Ляхс М. Многосторонние договоры / Под ред. В.Н. Дурденевского. М., 1960. С. 113.
Нормы, регулирующие присоединение к договору, иногда устанавливают для присоединения также ограничения во времени путем принятия dies ad quem (срок, до которого) или dies a quo (срок, с которого). В большинстве договоров предусматривается, что присоединяться к ним можно лишь после вступления их в силу или начиная с какой-либо точно установленной даты.
К редким исключениям следует отнести международные договоры, которые предусматривают возможность присоединения к ним государств до вступления в силу самих договоров. Отсюда следует, что для вступления в силу путем присоединения не обязательно, чтобы сам договор уже вступил в силу. Фактически положения многих договоров помимо подписания, ратификации и т.д. учитывают и присоединение при установлении порога числа государств для вступления в силу договора. Такая практика доказывает, что присоединение к не вступившему в силу международному договору также подпадает под действие ст. 15 Венской конвенции 1969 г.
Например, в Конвенции о правах инвалидов 2006 г. сказано, что она "...подлежит ратификации подписавшими ее государствами и официальному подтверждению подписавшими ее организациями региональной интеграции. Она открыта для присоединения к ней любого государства или организации региональной интеграции, не подписавших настоящую Конвенцию". Также в ст. 45 говорится: "Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении" <18>. То есть до вступления Конвенции в силу заинтересованная сторона может стать ее участником путем ратификации, подписания или присоединения. Отсюда следует вывод, что даже в то время, когда договор открыт для использования различных способов вступления в силу, государство может выразить свое согласие на его обязательность путем присоединения. Тем не менее присоединение будет иметь юридическую силу только в том случае, если оно будет совпадать с соответствующей волей участвующего в переговорах государства или сторон, что согласуется с п. "a" ст. 15 Венской конвенции 1969 г. (присоединение прямо предусматривается договором).
--------------------------------
<18> Россия подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г.
Комиссия по международному праву отметила: "В прошлом высказывались различные мнения относительно того, возможно ли с юридической точки зрения присоединиться к договору, который еще не вступил в силу, и существует определенная поддержка точки зрения, что это невозможно. Однако изучение международной договорной практики последнего времени показывает, что практически во всех современных договорах, которые содержат положения о присоединении, право на присоединение не зависит от вступления в силу" <19>.
--------------------------------
<19> Harris D.J. Cases and Materials on International Law. 6th ed. Sweet & Maxwell. 2010. P. 786.
Отмеченная выше договорная практика является типичной для современных соглашений. Стороны международного договора, безусловно, свободны в установлении положений относительно целесообразности присоединения. Например, в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака 2003 г. используется следующая формулировка: "Она открывается для присоединения на следующий день после даты, на которую Конвенция закрывается для подписания". Указанное положение свидетельствует о том, что участники посчитали разумным на следующий же день, когда договор становится недопустимым к подписанию, открыть его для присоединения. Возможно, такой подход объясняется тем, что участники условились о следующем: "Настоящая Конвенция вступает в силу... сорокового документа о ратификации, принятии, утверждении, официальном одобрении или присоединении". Вероятно, именно из-за такого необходимого количества выражений согласий на обязательность Конвенция вступила в силу только через два года.
Равным образом присоединение представляет собой акт, который вновь возникшее государство может совершить в том случае, если не желает считать себя связанным положениями какого-либо договора в силу правопреемства. Например, государство Сербия и Черногория 12 марта 2001 г. присоединилось к Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Также в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. говорится: "Независимые государства признают для себя обязательными конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные ранее Союзом ССР, вплоть до возможного рассмотрения вопроса об иной форме присоединения к ним в соответствии с процедурами МОТ".
Впрочем, истории известны и противоположные случаи. В частности, Постоянная палата международного правосудия не смогла найти никаких признаков того, что союзные державы в Компьенском мирном соглашении 1918 г. <20> и в Протоколе 1919 г. с Германией собирались предоставить право Польше присоединиться к этим договорам, когда они заявили о de jure признании Польши. В связи с этим было отклонено утверждение Польши о том, что ей было разрешено стать участником этих договоров посредством последующего молчаливого присоединения <21>.
--------------------------------
<20> Соглашение о прекращении военных действий, заключенное 11 ноября 1918 г. между Антантой и Германией, которое положило конец Первой мировой войне.
<21> См.: PCIJ Certain German Interests in Polish Upper Silesia (Merits) PCIJ Scr A No. 7. 1926. P. 28 - 29.
Ограничительные положения, как правило, используются в региональном контексте. Например, в соглашениях, разработанных в рамках СНГ, используется типичная формула: "Настоящее Соглашение после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства - участника СНГ..." В конвенциях Совета Европы обычно оставляют право ратификации подписавшими ее государствами-членами. Отсутствие конкретных положений, касающихся порядка присоединения в соглашениях, заключенных в рамках Совета Европы, означает, что правом на присоединение обладают только члены Совета Европы <22>.
--------------------------------
<22> Исключением является Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. (ETS N 157). В соответствии с п. 1 ст. 29 данной Конвенции Комитет министров Совета Европы может пригласить государства, не являющиеся членами Совета Европы, присоединиться к Конвенции.
Наконец, типичный пункт, касающийся присоединения, резервирует право присоединения за специально приглашенными государствами. Такие приглашения могут быть посвящены конкретным государствам. Этот метод является общим, например, для военных союзов.
Статья 10 Североатлантического пакта 1949 г. предусматривает, что любое другое европейское государство может присоединиться к нему по единодушному предложению сторон. На основе таких конкретных приглашений НАТО постепенно увеличило число своих членов с первоначальных 12 до 28 в настоящее время (США и Канада плюс 26 европейских государств) <23>.
--------------------------------
<23> URL: http://www.nato.int/cps/ru/SID-10BEE711-DA5EFCCB/natolive/nato_countries.htm.
В качестве альтернативы приглашение может быть также распространено на все государства. Статьи 81 и 83 Венской конвенции 1969 г. допускают право присоединения к ней только за государствами - членами ООН либо ее специализированных учреждений или МАГАТЭ, участниками Статута Международного суда или любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей ООН.
Так называемая Венская формула <24>, кроме вышеуказанной Конвенции, была также использована в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Такая дискриминационная формула встретила жесткую критику со стороны СССР, Венгрии, Польши, Танзании, Замбии и некоторых других стран, которые, исходя из принципа универсальности и характера Конвенции как общего многостороннего договора, считали, что она должна быть открыта для подписания и присоединения всех государств. Однако такой обоснованный с юридической точки зрения подход не получил в то время поддержки большинства <25>. В связи с этим необходимо принципиально отметить, что вопросы признания должны быть отделены от вопроса присоединения.
--------------------------------
<24> См.: The Vienna Convention on the Law of Treaties: A Commentary / Eds. by O. Dorr, K. Schmalenbach. Berlin, 2012. P. 201.
<25> См.: Талалаев А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. М., 1997. С. 215.
В 1963 г. был установлен другой важный прецедент. В Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой <26> в состав первоначальных участников входили Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США и СССР. Договор предусматривал, что для его вступления в силу необходимы ратификации всех трех первоначальных участников. Тем не менее в соответствии с п. 1 ст. III Договора документ был открыт для подписания (до вступления в силу) или присоединения (после вступления в силу) для всех государств. Однако для того, чтобы избежать присоединения нежелательных участников, все три державы действовали как депозитарий.
--------------------------------
<26> См.: Борьба СССР за мирное использование космоса. Т. 2. М., 1985. С. 7 - 9.
Предложение о присоединении может быть распространено и на негосударственные организации. Известным примером является ст. 307 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., допускающая присоединение тех учреждений, которые были приглашены к подписанию в соответствии с п. 1 ст. 305: "Настоящая Конвенция открыта для подписания... всеми самоуправляющимися ассоциированными государствами, которые выбрали этот статус посредством акта самоопределения, осуществленного под наблюдением Организации Объединенных Наций и одобренного ею в соответствии с Резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, и которые обладают компетенцией в вопросах, регулируемых настоящей Конвенцией, в том числе компетенцией по заключению договоров, относящихся к таким вопросам".
Эта формулировка позволила включить, например, Острова Кука и Маршалловы Острова в договорный режим на то время. Однако последующая договорная практика сделала обращение к этой формуле излишним, так как Острова Кука (после их вступления в ВОЗ в 1984 г.) и Маршалловы Острова (после отмены их зависимого статуса в 1990 г.) были признаны в качестве государств.
Несмотря на явную тенденцию развития многосторонних договоров в направлении их доступности для как можно большего числа государств, современное состояние международного права не дает оснований утверждать, что существует автоматическое право государств на присоединение к договорам, в выработке которых эти государства не принимали участия. Как свидетельствуют приведенные выше примеры, участники договора могут придать ему закрытый характер и сохранять его таковым на все время действия.
Существуют также договоры, в которых присутствуют элементы как открытого, так и закрытого договора. Впрочем, договор в процессе его выполнения может эволюционировать в том или другом направлении. Моменты политического характера могут привести к тому, что договор, заключенный с намерением максимально расширить число его участников, превращается с течением времени в договор закрытый или наоборот, т.е. заранее установленные критерии теряют силу <27>.
--------------------------------
<27> Подробнее см.: Ляхс М. Указ. соч. С. 124.
Наиболее сложным случаем вступления в силу путем присоединения является ситуация, когда заключительные положения договора не предусматривают присоединения, но участники впоследствии договорились о его возможности (ст. 15 Венской конвенции 1969 г.). Так как "участник" означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе (п. 1, подп. "g", ст. 2 Венской конвенции 1969 г.), то в данном случае учитываются мнения только тех государств, для которых договор вступил в силу и, соответственно, действует. Необходимо отметить, что в таком случае вступление в силу носит персонифицированный характер, т.е. речь идет о конкретном государстве, в отношении которого участники договорились о возможном его присоединении.
Зачастую участники либо принимают дополнительный протокол к настоящему соглашению, либо в изначальный текст соглашения вносятся поправки <28>. Однако ст. 15 Венской конвенции не ограничивается какими-либо формальными требованиями по данному вопросу, что позволяет открывать закрытые или ограниченные конвенции для присоединения посредством любых средств и методов, о которых договорились участники.
--------------------------------
<28> См.: Bolintineanu A. Expression of Consent to Be Bound by a Treaty in the Light of the 1969 Vienna Convention // American Journal of International Law. 1974. No. 68. P. 682.
Еще одним современным методом объединения согласия сторон на вступление не подписавших договор государств, которое не было явно разрешено в заключительных положениях, является уведомление депозитарию. Если ни одна из сторон не возражает против присоединения, оно считается принятым <29>.
--------------------------------
<29> См.: Aust A. Modern Treaty Law and Practice. Cambridge University Press, 2007. P. 110.
Несмотря на особенности присоединения как вида вступления в силу международного договора, такое вступление в силу, безусловно, равноценно другим вариантам положений, регулирующих порядок или дату вступления международных договоров в силу (ратификация, подписание и т.д.). В Конвенции об определении агрессии 1933 г. говорится: "Настоящая Конвенция открыта для присоединения всех других наций. Присоединение будет давать те же права и налагать те же обязательства, что и первоначальное подписание". Р.А. Каламкарян отмечает: "Государство, которое присоединяется, имеет своей целью, так же как и первоначальные участники договора, создание определенных прав и обязательств, которые вытекают для него из факта участия в договоре. Его воля тем самым взаимодействует с волей, выраженной в свое время первоначальными участниками договора" <30>.
--------------------------------
<30> Каламкарян Р.А. Эстоппель в международном публичном праве. М., 2001. С. 75.
Положения о вступлении в силу международных договоров и порядок формулирования заключительных статей с годами претерпевали определенные изменения и уточнения, благодаря которым право международных договоров приобрело большую четкость. В свете того, что одной из главных задач заинтересованных сторон при заключении международного договора является урегулирование проблемы с максимально возможным числом заинтересованных участников, присоединение как отличительный вид вступления в силу приобретает особое значение. Правильное формулирование положений о вступлении в силу обеспечивает эффективное действие международных договоров и позволяет избежать возможных правовых коллизий.
Библиографический список
Aust A. Modern Treaty Law and Practice. Cambridge University Press, 2007.
Bolintineanu A. Expression of Consent to Be Bound by a Treaty in the Light of the 1969 Vienna Convention // American Journal of International Law. 1974. No. 68.
Final Clauses of Multilateral Treaties: Handbook, Prepared by the Treaty Section of the Office of Legal Affairs. United Nations. 2004.
Harris D.J. Cases and Materials on International Law. 6th ed. Sweet & Maxwell. 2010.
Malcolm N. Shaw. International Law. 6th ed. Cambridge University Press, 2008.
The Vienna Convention on the Law of Treaties: A Commentary / Eds. by O. Dorr, K. Schmalenbach. Berlin, 2012.
The Vienna Conventions on the Law of Treaties: A Commentary / Eds. by O. Corten, P. Klein. Oxford University Press, 2011.
Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1972.
Борьба СССР за мирное использование космоса. Т. 2. М., 1985.
Доронина Н.Г., Лукьянова В.Ю., Семилютина Н.Г., Тиунов О.И. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства: научное издание. М., 2012.
Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. М., 1972.
Каламкарян Р.А. Эстоппель в международном публичном праве. М., 2001.
Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2014.
Лафитский В.И., Тиунов О.И., Тихомиров Ю.А. и др. Международное право и национальное законодательство / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2009.
Лукашук И.И. Современное право международных договоров: В 2 т. М., 2004. Т. 1: Заключение международных договоров.
Ляхс М. Многосторонние договоры / Под ред. В.Н. Дурденевского. М., 1960.
Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1898.
Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд. М., 2009.
Талалаев А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. М., 1997.
Тиунов О.И. Решения Конституционного Суда РФ и международное право // Российская юстиция. 2001. N 10.
Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4.
Тункин Г.И. Теория международного права: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Шестакова. М., 2000.
Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях. Киев, 1981.
Хабриева Т.Я., Осминин Б.И., Бальхаева С.Б., Сакаева О.И. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М., 2012.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.