Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕКРУТИРОВАНИЮ "НОВЫХ ВОИНОВ ДЖИХАДА"
Б.А. СПАСЕННИКОВ, А.В. ЦАТУРОВ
Противодействие распространению экстремистской идеологии в среде осужденных к лишению свободы - одна из важных задач сотрудников правоохранительных органов. Значимость решения этой задачи обусловлена рядом негативных процессов, связанных с активным распространением в стране религиозно-экстремистской идеологии. Проповедники течений зарубежного радикал-исламизма, таких как "Партия исламского освобождения "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", "Джамаат Таблиг", других религиозных экстремистских организаций откровенно призывают к организации джихада против российского государства. Они активно вербуют в свои ряды новых адептов, при этом имеют место факты, когда последователями исламского фундаментализма становятся лица славянской национальности. Так, например, гражданским мужем террористки Наиды Асияловой был подрывник так называемой "махачкалинской" диверсионно-террористической группы Дмитрий Соколов, ставший последователем радикального ислама <1>.
--------------------------------
<1> Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2014. N 2 (85). С. 29 - 32.
На наш взгляд, благоприятным источником вербовки в ряды так называемых "воинов джихада" являются осужденные к лишению свободы. Это связано с тем, что ряд осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, видят в его постулатах сходство с идеологией криминального мира. Уголовная субкультура предполагает презрение не только по отношению к правоохранительным органам, вооруженным силам, но и государству в целом. Данное обстоятельство напоминает мировоззренческие установки радикал-исламистов, для которых Российское государство является "кяферским", то есть государством неверных. В этой связи нежелание последователей радикального ислама жить по "кяферским законам" корреспондирует с нежеланием уголовников жить по законам Российского государства. Привлекает преступников-рецидивистов в радикал-исламистской идеологии и то обстоятельство, что предыдущие грехи, то есть преступления до активного принятия ислама, списываются. Возможность же их совершать в дальнейшем трактуется уже как часть джихада.
По нашему мнению, осужденный, находящийся в исправительном учреждении и активно проповедующий идеологию радикального ислама, способен за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников 5 - 7 и более осужденных. В результате, по образному выражению мусульманского теолога, представляющего традиционный ислам, Фарида Салмана, "сел один ваххабит, а на свободу выходит уже 10" <2>.
--------------------------------
<2> Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности в учреждениях ФСИН России // Оперативник (сыщик). 2014. N 4 (41). С. 9 - 11.
В большинстве случаев неофиты подбираются из числа лиц молодого или среднего возраста, зачастую неоднократно судимых и не имеющих семьи, наркозависимых, занимающих низкие позиции в уголовной иерархии, рассматривающих радикальный ислам как вариант личностного развития. Формированию у осужденного мотива стать членом экстремистской ячейки благоприятствуют также высокая сплоченность заключенных из числа приверженцев ислама и их готовность отстаивать интересы своих "братьев по вере" в различных конфликтных ситуациях между осужденными.
Потенциальным неофитам оказывается всесторонняя помощь, при этом акцентируется внимание на том, что "мусульмане с воли", в отличие от представителей других вероисповеданий, всячески поддерживают находящихся в заключении единоверцев. Процесс обработки осужденных-славян начинается со знакомства с положениями Корана, трактуемыми приверженцами радикального ислама в выгодном им ключе, и принятия исламской веры. Затем проводится психологическая обработка с использованием литературы экстремистской направленности.
Подобные тенденции наблюдаются во всех регионах России, где отбывают наказание осужденные за преступления террористического и экстремистского характера <3>.
--------------------------------
<3> Спасенников Б.А., Смирнов А.М. Общая характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Библиотека криминалиста (научный журнал). 2014. N 6 (17). С. 173 - 182.
К настоящему времени установлено свыше 300 лиц, принявших ислам в местах лишения свободы. Большая их часть сделала это под влиянием носителей религиозно-экстремистской идеологии.
Мы согласны с позицией, что в среде радикал-исламистов имеет место теория "тюремного джихада", автором которой, вероятно, является Марат Кудакаев, который в период с 2002 по 2010 г. возглавлял отдел по связям с силовыми структурами Духовного управления мусульман Татарстана. Посещая исправительные учреждения в качестве сотрудника Духовного управления мусульман, М. Кудакаев занимался проповедью вооруженного джихада против "кяферского государства" <4>.
--------------------------------
<4> Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Проблемы правового регламентирования оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. N 2 (26). С. 36 - 40.
Находясь в местах лишения свободы, последователи радикальной исламской идеологии стремятся к объединению в организованные экстремистские ячейки, установлению связей с местными национальными диаспорами. Лидеры подобных ячеек активно используют идеологию радикального ислама для укрепления своего положения в неформальной тюремной иерархии.
Для привлечения новых адептов предпринимаются попытки к установлению каналов доставки в места лишения свободы экстремистских агитационных изданий. С начала 2014 года зафиксировано около 100 случаев изъятия в исправительных колониях и следственных изоляторах запрещенной на территории Российской Федерации религиозной литературы. Наибольшее количество фактов изъятия религиозной литературы экстремистской направленности зарегистрировано в ИК и СИЗО Челябинской области, Удмуртской Республики, Иркутской, Тверской, Ульяновской и Рязанской областей <5>.
--------------------------------
<5> Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Вопросы совершенствования оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Библиотека криминалиста (научный журнал). 2014. N 4 (15). С. 150 - 156.
Имеют место факты, когда попытки доставить в исправительные учреждения литературу, включенную в Федеральный список экстремистских материалов, предпринимаются представителями мусульманского духовенства.
Так, в январе 2014 года в комнате ожидания для родственников осужденных ИК-14 ГУ ФСИН России по Иркутской области у имама г. Ангарска Р.Ф. Мингалеева сотрудниками учреждения была изъята книга Абу аль-Аля аль-Маудуди "Основы ислама", внесенная в федеральный список как запрещенная. В феврале 2014 года была пресечена попытка передачи одному из осужденных ИК-1 УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания CD-диска с видеофильмом "Чудеса Корана", также являющимся экстремистским материалом. Предпринял такую попытку начальник юридического отдела Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия - Алания З.Х. Гацалов <6>.
--------------------------------
<6> Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Вопросы совершенствования оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц... // Там же. С. 150 - 156.
Распространенными каналами доставки в ИУ экстремистских материалов являются почтовые отправления, в том числе и из-за рубежа. Так, в июне 2010 года на юридический адрес ИК и СИЗО Чувашской Республики поступили бандероли из города Александрия (Египет), в которых содержались книги и листовки, внесенные в федеральный список экстремистских материалов.
Следует признать, что, несмотря на активные меры, принимаемые администрациями ИУ по перекрытию каналов поступления запрещенной религиозной литературы радикал-исламистского толка, отдельными осужденными предпринимаются попытки ее незаконной доставки в учреждения. Так, в феврале 2014 года при проведении мероприятий по досмотру вновь прибывших осужденных сотрудниками ИК-10 ГУ ФСИН России по Челябинской области среди личных вещей осужденного Н.Р. Сапаева была обнаружена запрещенная книга шейха Али аль-Тантауи "Общее представление об исламе", изъятая из гражданского оборота по решению суда как экстремистская литература <7>.
--------------------------------
<7> Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы // Там же. С. 29 - 32.
Это требует от сотрудников правоохранительных органов принятия превентивных мер по противодействию распространению среди лиц, содержащихся в следственных изоляторах и осужденных к лишению свободы, идеологии религиозного экстремизма.
С осужденными, изучающими, пропагандирующими, исповедующими или распространяющими экстремистскую идеологию, в учреждениях должна проводиться адресная индивидуальная работа. Такие осужденные ставятся на профилактический учет, за ними закрепляются наиболее опытные сотрудники оперативно-режимных и воспитательных служб. В настоящее время на профилактическом учете в этой связи состоит свыше 400 человек. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество "подучетных" лиц названной категории возросло более чем на 40%. Увеличение их числа обусловлено не только возрастанием общего количества лиц, осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности, но и внесением изменений в ведомственную нормативную базу, закрепившим норму обязательной постановки на профилактический учет этих лиц.
В последние годы шесть так называемых неофитов, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, принимали непосредственное участие в террористических акциях на Северном Кавказе, иных преступлениях. В 2013 году в г. Новосибирске было ликвидировано сообщество "Новосибирский джамаат", занимавшееся грабежами и разбоем. Часть вырученных средств от этих преступлений направлялась бандформированиям на Северный Кавказ. Около половины членов преступной группировки - это лица, ранее судимые и принявшие радикальный ислам в исправительных колониях.
На наш взгляд, ответственность за преступления, связанные с терроризмом, религиозным экстремизмом, необходимо усиливать. К примеру, в КНР за пропаганду халифатской идеологии радикал-исламисты получают как минимум от 15 лет лишения свободы <8>. В России же около 250 человек, совершивших преступления экстремистской направленности, не были осуждены к реальным срокам лишения свободы, в настоящее время они состоят на учете уголовно-исполнительных инспекций.
--------------------------------
<8> Спасенников Б.А. Актуальные проблемы уголовного права. Архангельск, 2013.
Эффективная деятельность по пресечению распространения идей религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы невозможна без активной контрпропагандистской работы, хорошо разработанной в Вооруженных Силах России. Однако любая работа будет обречена на провал, если заниматься ею будут люди, не ориентирующиеся в особенностях религиозно-радикальных идеологий, не знающие их догматов. К сожалению, и это надо объективно признать, компетентность ряда наших сотрудников, работающих со столь специфичным контингентом, оставляет желать лучшего. В связи с этим необходимо, используя потенциал ведомственных вузов, организовать обучение персонала УИС формам и методам работы с осужденными названных категорий.
Литература
1. Спасенников Б.А. Актуальные проблемы уголовного права. Архангельск, 2013.
2. Спасенников Б.А., Смирнов А.М. Общая характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Библиотека криминалиста (научный журнал). 2014. N 6 (17). С. 173 - 182.
3. Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Вопросы совершенствования оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Библиотека криминалиста (научный журнал). 2014. N 4 (15). С. 150 - 156.
4. Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности в учреждениях ФСИН России // Оперативник (сыщик). 2014. N 4 (41). С. 9 - 11.
5. Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Проблемы правового регламентирования оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. N 2 (26). С. 36 - 40.
6. Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2014. N 2 (85). С. 29 - 32.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.