Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Коммерческое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОПУСТИМЫЕ ФОРМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ О ТОВАРЕ: КОЛЛИЗИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Е.И. СПЕКТОР
Заложенная Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" понятийная неопределенность и двусмысленность таких правовых конструкций, как "стимулирование", "спонсорство" и "информирование", зачастую перекликающихся с понятием "реклама", идет вразрез не только с принципом согласованности и с системой действующего правового регулирования, но и с принципом формальной определенности закона, предполагающим точность и ясность законодательных предписаний, выступающим в качестве необходимой гарантии обеспечения верховенства права (Постановления Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. N 7-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 21 января 2010 г. N 1-П). В связи с изложенным представляется необходимым "развести" и соотнести друг с другом рассматриваемые понятия в части выявления допустимых форм информирования.
В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2).
Способы распространения информации многообразны: рекламные конструкции (щиты, баннеры и проч.), информационные знаки - таблички, стенды, плакаты и указатели, фасадные вывески, учрежденческие доски и проч.
Легального определения информационных указателей действующее законодательство не содержит. Вместе с тем анализ положений ГОСТ Р 52290-2004 <1> и ГОСТ Р 52289-2004 <2> позволяет заключить, что основное назначение информационных знаков, являющихся техническими средствами организации дорожного движения, помимо оптимизации транспортных потоков, состоит в информационном обеспечении участников дорожного движения о различных объектах притяжения, пути следования, что способствует повышению безопасности использования улично-дорожной сети. Соответственно, основным их назначением является справочное информирование о соответствующих объектах.
--------------------------------
<1> Национальный стандарт Российской Федерации "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 121-ст.
<2> Национальный стандарт Российской Федерации "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст.
Легальное определение понятия "реклама" предусмотренное в пункте 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ, раскрывается как "информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке". Данное определение свидетельствует, что реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства.
Реклама, являясь специфической разновидностью публичной информации, наделенной Законом N 38-ФЗ определенными признаками, представляет собой неперсонифицированные сведения и сообщения об объекте рекламирования, направленные на привлечение внимания и поддержание интереса к нему.
Правовой анализ указанной нормы позволяет выделить следующие признаки рекламы:
- распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
- адресованность неопределенному кругу лиц;
- привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Именно совокупность указанных в пункте 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ признаков позволяет отнести информацию к рекламе.
Одновременно следует отметить, что объектами рекламирования согласно пункту 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом товар определен как конкретный продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). В силу пункта 3 ст. 455 Гражданского кодекса РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Данное условие коррелирует также с требованиями статей 465, 467 ГК РФ, предусматривающих порядок определения количества и ассортимента товара. В соответствии с положениями статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить за него. При этом продавец обязан передать покупателю товар определенного наименования и количества, предусмотренный договором купли-продажи.
Существенным отличительным признаком информирования о товаре (работе, услуге) от его рекламирования является предусмотренная как целевое назначение обязательность размещения информации в силу нормативного указания или обычая делового оборота в целях доведения до потребителя, место ее размещения (место непосредственного нахождения организации или место реализации товаров, работ, услуг, официальный сайт производителя или продавца данных товаров) (см. также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", Постановления Президиума ВАС РФ от 20 октября 2011 г. N 7517/11 по делу N А71-5758/2010-А25, Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2009 г. N А43-18310/2008-2-549, Западно-Сибирского округа от 30 июля 2009 г. N Ф04-4507/2009(11813-А45-43), письма ФАС России от 16 марта 2006 г. N АК/3512, от 15 марта 2010 г. N АК/6745, письма от 28 ноября 2013 г. N АК/47658/13, от 24 января 2011 г. N АК/1829, от 5 апреля 2010 г. N АК/9402, от 2 мая 2012 г. N АК/13623). Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении предпринимателя (Определение ВАС РФ от 25 апреля 2012 г. N ВАС-1930/12 по делу N А57-17129/10).
Целью ознакомительного, справочного информирования является уведомление потребителя, его ознакомление с товаром (работой, услугой), его характеристиками, тогда как цель рекламы - формирование интереса к товару посредством выделения отличительных его свойств, что в дальнейшем побуждает покупателя определиться с выбором и совершить покупку. Именно по указанной причине законодатель выводит из-под сферы действия Закона N 38-ФЗ информацию, имеющую, по сути, информационный, справочный характер, адресованную неопределенному кругу лиц, - вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (ст. ст. 8 - 10 Закона N 2300-1, ч. 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ и проч.), размещенную на товаре или его упаковке, справочно-информационные материалы (п. п. 2, 3, 5, 7 ст. 2 Закона N 38-ФЗ). Таким образом, Закон N 38-ФЗ не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Соответственно, для разграничения информации и рекламы необходима предусмотренная федеральным законом или обычаем делового оборота (ст. 5 ГК РФ) обязанность ее размещения в целях доведения до потребителя. Манера исполнения (цвет/размер шрифта, цвет фона, стрелка-указатель, декорирование абстрактными элементами, декорирование фигуративными элементами и проч.) при размещении этой информации значения не имеет. Кстати, еще ранее Президиум ВАС РФ в информационном письме от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" (п. 18) отметил: сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Несмотря на отсутствие в федеральном законодательстве (часть четвертая ГК РФ, Законы N 38-ФЗ и N 2300-1) легального определения "вывеска" <3>, конкретных форм и способов ее размещения, к ней предъявляются обязательные требования, сформулированные в статьях 8 - 10 Закона N 2300-1 (наименование, адрес и режим работы учреждения, характеристика товара).
--------------------------------
<3> В соответствии с пунктом 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок размещения вывесок определяется в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории. См.: письмо ФАС России от 28 ноября 2013 г. N АК/47658/13. Нормативное определение "вывеска" предусмотрено в пункте 3.5 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 г. N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве".
Таким образом, основное назначение уличных вывесок, находящихся в месте нахождения организации (на фасаде здания), состоит именно в информационном обеспечении потребителей об организации, профиле ее деятельности, режиме работы, что способствует как нормальному функционированию деятельности организации, так и жизнеобеспечению потребителя. Информация на вывеске носит чисто технический характер и направлена исключительно на извещение, ознакомление неопределенного круга лиц с соответствующей информацией.
Цель информационного обеспечения присуща и иным информационным объектам - табличкам, указателям, стендам, баннерам и проч., находящимся внутри помещения организации (в зале обслуживания потребителей, официальном сайте производителя или продавца данных товаров) (письмо ФАС России от 2 мая 2012 г. N АК/13623).
Пункт 1 ст. 10 Закона N 2300-1, пункт 1 ст. 495 ГК РФ закрепляют обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) (см. также п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55). В пункте 2 ст. 10 Закона N 2300-1 приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны продавцом. По отдельным видам товаров, работ и услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 (п. 4), Правила оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 (п. 11), Правила оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 (п. 15), и др.).
Единственным общим условием для места размещения обязательной информации является удобство ее обозрения потребителем, что коррелирует со статьями 8, 10 Закона N 2300-1, согласно которым потребители обладают правом на своевременное получение необходимой и достоверной информации о товаре, изготовителе (исполнителе, продавце). Говоря об удобстве обозрения размещенной обязательной информации на вывеске или ином информационном указателе об организации (профиле ее деятельности, режиме работы, номере лицензии) или товаре (работе, услуги), не являющейся рекламной, правоприменительная и судебная практика сужает ее исключительно либо до места непосредственного нахождения организации, либо до места реализации товаров, работ, услуг (Постановление Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37, письма ФАС России от 23 июля 2009 г. N АЦ/24234, от 16 марта 2006 г. N АК/3512, от 15 марта 2010 г. N АК/6745). При этом не имеет значения, в каком именно конкретном месте будет размещена соответствующая информационная табличка.
Если информационные указатели расположены не по месту нахождения организации, они могут квалифицироваться как рекламные.
Добросовестное исполнение предусмотренной пунктом 1 ст. 10 Закона N 2300-1 обязанности является гарантией реализации права потребителей на выбор товаров, работ и услуг (ст. 16 Закона N 2300-1). Необходимая информация - полная, достаточная для потребителя, не имеющего специальных знаний о товаре, которая создает у него четкое представление о свойствах товара и помогает компетентно выбрать подходящий для него товар. Своевременность предполагает оценку какой-либо ситуации, чьих-либо действий как соответствующих нужному моменту.
Объем, требования и перечень необходимой информации о товарах (работах, услугах) зависит непосредственно от особенностей и видовой спецификации товаров. Так, в соответствии с пунктами 15, 16 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, помимо представления потребителю обязательной информации о товаре, его изготовителе и продавце, потребителю также должна представляться наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы). Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.
Все вышеперечисленные обязательные требования касаются ознакомления потребителя с техническими свойствами товара и его цены. Но прежде чем ознакомиться с технической информацией о товаре, покупателю необходимо при входе в торговый зал изначально визуально получить подробную информацию о направлениях покупательского потока в части размещения конкретной группы товаров в торговом зале магазина, с тем чтобы сделать правильный покупательский выбор. Такая возможность предоставляется посредством таких визуальных компонентов для оформления торгового зала магазина, как информационные таблички, позволяющие потребителю ориентироваться в расположении отделов, маршруте следования и большом выборе товаров и услуг.
Информационные таблички представляют собой составную часть общей навигационной системы торгового пространства ("Бакалея", "Морепродукты", "Алкоголь", "Табак", "Фрукты-овощи", "Касса" и проч.), что является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся как на территории России, так и за рубежом обычаям делового оборота.
Подчеркнем: основным назначением информации на поле информационной таблички в торговом пространстве, отвечающим требованиям сложившейся общераспространенной практики и обычаям делового оборота, является именно ориентирование неопределенного круга лиц относительно маршрута движения в магазине с одновременным справочным извещением о фактическом местонахождении конкретной группы товаров в торговом зале. Манера исполнения при размещении указанной информации значения не имеет (цвет/размер шрифта, цвет фона, стрелка-указатель, декорирование абстрактными элементами, декорирование фигуративными элементами). Оформление информационных табличек складывается из общей концепции дизайна магазина <4>. Также немаловажно отметить, что описываемая свобода способа доведения до покупателей информации о предлагаемых для продажи товарах и об оказываемых услугах к компетенции самого хозяйствующего субъекта следует из подпункта "д" п. 7 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", относящего выбор способов доведения до покупателей информации о продавце к компетенции хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность.
--------------------------------
<4> Следует выделить и противоположную позицию ФАС России относительно манеры представления информации. "При всплывающем баннере на сайте информации, направленной столько не на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций, информация может быть признана рекламой". См.: письмо ФАС России от 2 мая 2012 г. N АК/13623.
Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения на поле информационной таблички ("Живое пиво", "Вина Франции", "Импортные сигареты", "Сербские яблоки", "Немецкие колбасы", "Косметика отечественного производителя" и проч.) не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой именно обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес. Соответственно, на указанные информационные конструкции нормы Закона N 38-ФЗ не распространяются.
Что касается свободы выбора манеры оформления информационных указателей, то отсутствие их законодательного закрепления поднимает вопрос и относительно возможности графического изображения на них товаров (пивная бочка, бутылка вина, сигарета, сыр, одежда и т.п.). Поскольку ФАС России в свое время выразил позицию относительно невозможности отнесения фотографий и изображений товаров к вывеске ввиду отсутствия на них информации, обязательной к размещению согласно Закону N 2300-1 (письмо ФАС России от 28 января 2013 г. N АК/47658/13), представляется возможным заключить, что, неся в себе исключительно оповещающий характер о конкретной группе товаров или профиле деятельности организации, рассматриваемая информационная табличка продолжает сохранять направленность исключительно на извещение, ознакомление неопределенного круга лиц с соответствующей информацией о товарной группе независимо от манеры исполнения указанных обозначений. Соответственно, манера исполнения информационного указателя в форме графического изображения группы товаров не позволяет ее квалифицировать как рекламную конструкцию, что подтверждается и выводами системного анализа статьи 467, пункта 3 ст. 455, статьи 454 ГК РФ, согласно которым объектом рекламирования может быть только товар, который можно индивидуализировать и вычленить среди однородной группы товаров. Без индивидуализирующих признаков информация о товаре не преследует цель продвижения товара на рынке, соответственно, квалифицироваться как рекламная не может. В данном случае речь может идти лишь об информировании и доведении до сведения потребителей об обобщенном наименовании группы товаров, их ассортименте, характеристике, цене и т.п.
В свою очередь, реклама всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров. Выделяя конкретный отдельно взятый товар из группы однородных, подчеркивая его преимущество, реклама стремится убедить покупателя в необходимости приобретения конкретного товара или услуги, сформировать и поддержать интерес к товару. Указанная позиция подтверждается письмами ФАС России от 24 января 2011 г. N АК/1829, от 9 ноября 2012 г. N АЦ/36599/12, от 28 ноября 2013 г. N АК/47658/13, от 23 июля 2009 г. N АЦ/24234. Указание на табличке информации (текстом или графическим изображением) о группе товаров преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Таким образом, размещение графических изображений товаров, слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, оснований признавать такие обозначения рекламой ФАС России не усматривает и отмечает, что эта позиция поддерживается арбитражными судами (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 1 октября 2009 г. N А45-19222/2008, Поволжского округа от 13 августа 2009 г. N А12-20100/2008 и др.).
Вместе с тем ФАС России отмечает, что арбитражная практика противоречива и есть случаи признания информации, предназначенной для идентификации юридического лица, в том числе перечня видов реализуемых товаров, рекламой. В связи с тем что Служба такую практику не поддерживает и в целях выработки единообразия практики применения антимонопольными органами законодательства Российской Федерации о рекламе территориальным органам в своей деятельности настоятельно рекомендуется придерживаться изложенной позиции ФАС и воздерживаться от оценки в качестве рекламы информации об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких товаров (письма ФАС России от 24 января 2011 г. N АК/1829, от 28 ноября 2013 г. N 47658/13).
При решении вопроса о размещении того или иного информационного указателя (фасадная вывеска или информационная табличка внутри магазина) всегда следует учитывать их целевое назначение и обстоятельства размещения (письмо ФАС России от 16 марта 2006 г. N АК/3512). Если же целевым назначением указателя не будет являться информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), о товаре и информация будет выходить за пределы информационной нагрузки, предусмотренной как статьями 8 - 10 Закона N 2300-1, так и обычаем делового оборота (обязательное оповещение о товарных группах), и будет направлена на побуждение и формирование интереса потребителей к организации и производимым ею товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данный указатель может быть квалифицирован правоприменителем как реклама, направленная на стимулирование и способствование сформировать у потребителя предпочтительный интерес к конкретному товару, выделенному среди однородных товаров. Одновременно следует подчеркнуть, что обстоятельства размещения таких сведений должны подлежать дополнительной оценке. Согласно пункту 15 информационного письма ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Здесь мы подходим к такому понятию, как "стимулирование", и его отличию от понятий "информирование" и "реклама".
Понятие "стимулирование" введено Законом N 15-ФЗ. В перечне инструментов запретительно-ограничительного характера содержится запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака (ст. 16). При этом легальное определение понятия "стимулирование" Закон N 15-ФЗ не содержит.
Развивая тенденцию наращивания "дефектного законодательства", Закон N 15-ФЗ раскрывает данное понятие через перечисление разного рода побудительных действий, целью и (или) результатом которых является как прямое, так и косвенное побуждение к приобретению табачной продукции. Так, данное понятие применятся либо в качестве поясняющей характеристики понятия "спонсорство" (п. 5 ч. 1 ст. 2), либо в виде мер стимулирующего характера, направленных на прекращение потребления табака (п. 3 ч. 1 ст. 10). Следует отметить и отсутствие данного понятия в целом в действующем законодательстве; официального толкования данного понятия также нет.
Как указывалось выше, согласно пункту 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ "реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке". Грамматический анализ, буквальное и систематическое сравнение понятия "стимулирование" и легального определения "реклама" позволяют заключить, что они содержательно идентичны в части поддержания интереса и продвижения товара на рынке, что позволяет констатировать конфликт с последним. Стимулирование продаж предполагает побуждение к покупке, наличие некой побудительной причины (скидки, бонусы, премии, подарки) либо заинтересованности субъекта с целью формирования у него потребности совершить определенные действия в адрес конкретного товара. Стимулом выступает некий материальный интерес. Иными словами, покупатель, на которого направлены мероприятия по стимулированию, должен получить что-то либо за меньшую цену, либо бесплатно.
Информирование покупателей о наличии или отсутствии в продаже товара из разных стран происхождения лишь позволяет им сориентироваться в большом выборе товаров в торговом зале. Соответственно, информационная табличка в торговом зале о группе товаров конкретного происхождения ("Крымские вина", "Импортные сигареты", "Товары от отечественного производителя") не может побуждать или не побуждать покупателя к осуществлению покупки. Ее назначение - исключительно информационная составляющая о месте происхождения обобщенной группы товаров, а не привлечение к ней внимания неопределенного круга лиц и не формирование интереса к конкретному товару ввиду его отсутствия.
Аналогичная ситуация касается также информационных табличек справочного характера с указанием сведений о наличии розничных или оптовых цен на определенную группу товаров ("Сигареты по розничной цене"), преследующих цель формирования у потребителей представлений об имеющихся ценах, а не побуждающих совершить покупку (письма ФАС России от 29 июля 2010 г. N АЦ/24295, от 2 мая 2012 г. N АК/13623).
Если, в свою очередь, исходить из возможности побуждения рассматриваемой информационной таблички к совершению покупки, то можно предположить и обратное. Например, таблички "Отечественные лекарства", "Отечественные автомобили", наоборот, могут отвадить покупателя.
Полагаем возможным заключить, что размещение на поле информационной таблички слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте производства или реализации таких товаров, рассматривающееся как обозначение вида деятельности, осуществляемого в конкретном месте и соответствующее обычаям делового оборота, не может квалифицироваться ни как реклама, ни как стимулирование (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 1 октября 2009 г. N А45-19222/2008, Поволжского округа от 13 августа 2009 г. N А12-20100/2008 и др.).
Библиография
Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону "О рекламе" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.
Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юстицинформ, 2007.
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // СЗ РФ. 2013. N 8. Ст. 721.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Коммерческое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.