Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ЧУЖОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА?
А. БЫЧКОВ
Владелец зарегистрированного товарного знака вправе использовать его, давать разрешение на использование в коммерческих целях другим лицам, а также запрещать такое использование и привлекать нарушителей к ответственности. Однако владелец товарного знака будет бессильным против добросовестных участников оборота, которые начали использование соответствующего обозначения задолго до его регистрации. Более того, он может сам его лишиться.
Он первый начал
Ранее на страницах газеты "ЭЖ-Юрист" говорили о том, что регистрацию товарного знака можно аннулировать, если заинтересованное лицо представит доказательства того, что такая регистрация являлась злоупотреблением правом. Об этом могут свидетельствовать следующие обстоятельства: владелец товарного знака зарегистрировал его не для реального использования в предпринимательской деятельности, а для целей перепродажи или для использования в своих интересах и вытеснения с рынка своих конкурентов <1>.
--------------------------------
<1> Бычков А.И. Регистрация товарного знака как злоупотребление правом // ЭЖ-Юрист. 2014. N 31.
Заинтересованное лицо при этом само должно иметь охраняемый законом интерес в использовании того или иного обозначения, однако совсем не обязательно в качестве зарегистрированного средства индивидуализации. Оно может не обладать фирменным наименованием, в котором присутствует соответствующее обозначение, но просто использовать его в своей хозяйственной деятельности: на вывеске и бланках, в рекламных кампаниях, в договорах с контрагентами, в доменном имени и т.д.
Если использование соответствующего обозначения участником гражданского оборота (заинтересованным лицом) началось задолго до регистрации товарного знака, то он вправе продолжать такое использование и это не будет считаться нарушением исключительных прав владельца товарного знака. Это может быть, к примеру, изготовленный эскиз изображения, в дальнейшем используемый под рекламную вывеску в соответствии с утвержденным паспортом рекламного места, указание его в прайс-листах, в договорах, заказах, в иной документации и др. (решение Суда по интеллектуальным правам от 26.08.2014 по делу N СИП-565/2014), уникальное и устойчивое название регулярно проводимого фестиваля (Определение Мосгорсуда от 18.07.2011 по делу N 33-19757+3т).
Так, в одном деле суд пришел к выводу об отсутствии нарушения со стороны ответчика исключительных прав истца на товарный знак в связи с использованием спорного обозначения в своей документации, в рекламных буклетах и в иных материалах, которыми сопровождалось оказание услуг, поскольку ответчик правомерно использовал свое фирменное наименование (Постановление ФАС МО от 02.11.2009 N КГ-А40/11565-09 по делу N А40-1740/09-93-7).
В другом деле суд сохранил за редакцией журнала "Человек и Закон" право использовать данное обозначение, несмотря на наличие у телекомпании аналогичного товарного знака, установив, что журнал с таким названием издавался еще в СССР непрерывно с 1971 года до предоставления приоритета товарному знаку, поэтому у владельца товарного знака отсутствовали основания запрещать редакции использование указанного словесного обозначения (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 5282/11).
Это правило касается любых случаев использования изображения, в том числе в доменном имени, отсутствие которого в перечне объектов интеллектуальных прав не лишает правовой защиты их владельцев (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 9833/09).
Если доменное имя используется его обладателем для осуществления реальной хозяйственной деятельности, а не для дальнейшей перепродажи владельцу фирменного наименования, товарного знака или иного средства индивидуализации, то он вправе продолжить его использование в тех же целях без риска привлечения к ответственности (Постановление ФАС МО от 27.09.2010 N КГ-А40/10685-10 по делу N А40-126843/09-51-1016).
Однако может быть в судебном порядке прекращено использование доменного имени, зарегистрированного позднее возникновения права на фирменное наименование или даты приоритета на товарный знак, использование доменного имени в целях причинения вреда владельцу средства индивидуализации, с целью ограничения конкуренции, поскольку в данном случае такое использование будет являться нарушением исключительных прав на средства индивидуализации (Постановления Суда по интеллектуальным правам от 28.02.2014 N С01-78/2014 по делу N А56-69018/2012, ФАС МО от 26.09.2011 по делу N А40-126951/10-67-216).
Таким образом, использование соответствующего обозначения участником гражданского оборота (заинтересованным лицом) до регистрации средства индивидуализации дает ему право продолжить такое использование. И можно пойти еще дальше - поставить вопрос о прекращении правовой охраны товарного знака. Для этого можно подать в Роспатент возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку в порядке, предусмотренном ст. ст. 1483, 1512, 1513 ГК РФ и Приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56 "О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам".
Кто первый успеет
На практике нередко возникают споры между компанией, обладающей исключительным правом на свое фирменное наименование, и владельцем товарного знака. Право на фирменное наименование дает компании возможность использовать его любым не противоречащим закону способом: указывать в счетах, договорах и в иной документации, на бланках и вывесках, в объявлениях и рекламе, на товарах и упаковках, в Интернете (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).
Фирменное наименование как средство индивидуализации может принадлежать только коммерческим организациям, у некоммерческих такого права нет, поскольку положения ч. 4 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не предоставляют правовой охраны наименованиям некоммерческих организаций (Постановление Арбитражного суда ВСО от 10.04.2012 N А74-2517/2011).
В отличие от фирменного наименования, которое используется для индивидуализации компаний, товарный знак предназначен для индивидуализации товаров (п. 1 ст. 1477 ГК РФ), в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ в других случаях, указанных в п. 2 ст. 1484 ГК РФ.
Под одним товарным знаком могут действовать сразу несколько компаний, так как владелец может предоставить исключительные права на его использование на условиях лицензионного договора. А вот на фирменное наименование права передать нельзя, поскольку они принадлежат только самой компании с таким наименованием (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).
Оба названных средства индивидуализации обладают правовой защитой, раз действующее законодательство РФ не устанавливает преимущественной защиты исключительных прав на товарный знак перед исключительными правами на фирменное наименование для случаев, когда в качестве фирменного наименования используются сходные до степени смешения с товарным знаком обозначения. Иными словами, при наличии у различных участников оборота прав на фирменное наименование и на товарный знак каждое из указанных средств индивидуализации имеет правовую охрану и никто из них не вправе запрещать другому использование своего средства индивидуализации.
Однако следует иметь в виду, что правомерным будет далеко не всякое использование фирменного наименования. Если, к примеру, два разных коммерсанта, конкурирующих между собой, имеют одинаковые товарный знак и фирменное наименование и нет оснований для прекращения правовой охраны в отношении одного из них, то обладатель фирменного наименования должен использовать его аккуратно в полном объеме.
Поскольку фирменное наименование в силу п. 2 ст. 1473 ГК РФ включает в себя также организационно-правовую форму компании (ООО или АО), то указывать необходимо не только само обозначение, но и такую форму. В ином случае при использовании только обозначения как части фирменного наименования возникает его смешение с товарным знаком, что недопустимо (Постановление ФАС УО от 23.10.2008 N Ф09-7792/08-С1).
Исключение составляет случай, когда какое-то из средств индивидуализации было зарегистрировано ранее или хотя бы подана заявка на регистрацию товарного знака (Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 04.07.2014 N СИП-390/2013). Оно в силу этого обладает приоритетом в защите, если компании осуществляют аналогичную деятельность в одном регионе и возникает вероятность смешения их товаров. Если компания зарегистрирована с определенным фирменным наименованием ранее регистрации товарного знака, она получает право использовать его без ограничений, а владелец товарного знака имеет право на защиту против всех третьих лиц, кроме компании, обладающей правом на фирменное наименование.
Как защитить свое фирменное наименование?
Право на фирменное наименование возникает с момента регистрации компании в ЕГРЮЛ и прекращается в момент его исключения в связи с прекращением компании или изменением ее фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ). Поскольку налоговые органы при регистрации компаний не проверяют наличие уже зарегистрированных фирменных наименований, на практике нередко с одним и тем же фирменным наименованием можно встретить массу организаций. Приоритет на фирменное наименование при этом будет у той из них, которая регистрацию прошла раньше.
При этом согласно ст. ст. 8 и 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, участницей которой РФ является с 01.07.1995, фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации независимо от того, является ли оно частью товарного знака, причем подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
Конкурентам на одном товарном рынке компания сможет запрещать использование аналогичного или сходного до степени смешения фирменного наименования при осуществлении аналогичных видов деятельности (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 4819/10), что прямо предусмотрено п. 3 ст. 1434 ГК РФ, даже если она фактически заявленную деятельность не осуществляет.
В силу п. 59 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" при применении п. 3 ст. 1434 ГК РФ защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.
Помимо запрета использовать свое фирменное наименование, компания также обладает защитой против владельцев товарного знака, аналогичного или сходного до степени смешения с ее наименованием, при условии, что фирменное наименование было зарегистрировано раньше других средств индивидуализации и речь идет о средствах индивидуализации его конкурентов, то есть о лицах, которые осуществляют аналогичную с ним предпринимательскую деятельность.
Такое право вытекает из п. 6 ст. 1252 ГК РФ, в силу которого, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
Обладатель такого исключительного права может требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарного знака (знака обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Это связано с тем, что не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения, в частности, с охраняемым в РФ фирменным наименованием (отдельными элементами такого наименования), право на которое в РФ возникло у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака (п. 8 ст. 1483 ГК РФ, п. 2.10 Приказа Роспатента от 05.03.2003 N 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания").
Для аннулирования товарного знака необходимо подать возражения в Роспатент, обосновав их тем, что у компании право на фирменное наименование возникло ранее. Если Роспатент посчитает возражения обладателя фирменного наименования обоснованными, он может вынести решение о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку. Владелец товарного знака, в свою очередь, сможет оспаривать такое решение в судебном порядке.
При этом в предмет доказывания по такому иску входит установление следующих обстоятельств: 1) соотношение даты возникновения прав на фирменное наименование, охраняемое на территории РФ, и даты приоритета спорного товарного знака; 2) тождество или сходство до степени смешения спорного товарного знака и фирменного наименования; 3) однородность товаров и услуг, для которых зарегистрирован спорный товарный знак и для которых используется фирменное наименование (Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 27.08.2014 N С01-790/2014 по делу N СИП-435/2013).
При оценке обозначения, используемого в фирменном наименовании и в товарном знаке, необходимо учитывать, что сходными до степени смешения являются такие обозначения, похожесть которых в написании и звучании может ввести в заблуждение потребителей и (или) контрагентов относительно организации, действующей на рынке, если одно обозначение ассоциируется с другим в целом, несмотря на их отдельные отличия (Постановление ФАС МО от 01.08.2013 по делу N А41-31267/12).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.