Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Т.З. ШАЛАЕВА
Важнейшей категорией правоведения наряду с другими является понятие правового режима, которое достаточно активно используется в юридической литературе. В нормативных источниках весьма часто употребляются такие правовые словосочетания, как "режим коммерческой тайны", "таможенный режим", "режим предпринимательской деятельности", "валютный режим", "режим банковской тайны", "режим чрезвычайного положения", "режим особой охраны", "режим секретности", "режим наибольшего благоприятствования" и т.п., при этом им не даются определения. Следует отметить, что СМИ, официальные органы применяют эти понятия как в общественно-политическом смысле, так и научно-популярном значении.
Не вызывает сомнений и научных споров основополагающее понимание, что правовой режим есть разновидность режима социального. И специфика его в том, что он формируется, устанавливается и регулируется нормами права, т.е. основан на праве аксиоматично. Вне правовой формы, безусловно, правовой режим немыслим. Наличие института "правовых режимов" позволяет обеспечить стабильное нормативно закрепленное регулирование определенной группы однородных общественных отношений, как правило, со строго определенным объектом этих отношений.
Представляется необходимым теоретическое осмысление данной правовой категории, анализ специфических свойств и признаков ее структуры, а также особенностей ее нормативного оформления, что позволит обеспечить эффективность действий как со стороны законодателя, так и со стороны правоприменителя, других участников информационных правоотношений, конкретным объектом которых является информационный ресурс (ИР). Изучение и теоретическое обоснование сущности правового режима ИР обеспечит единообразие воздействия законодателя при нормативном регулировании информационных общественных отношений.
Что имеем в белорусской правовой реальности сегодня? Разрозненные, хотя достаточно глубокие и интересные исследования отдельных признаков и свойств правового режима определенного вида информации, ИР (режим персональных данных; режим государственных секретов; режим коммерческой тайны, правовые информационные ресурсы и т.п.). Отраслевого исследования правового режима информации, входящей в систематизированную структуру ИР, на данный момент в нашей стране явно недостаточно, в отличие от заслуг российских ученых, обосновавших в том или ином составе, структуре, комплексе правовой режим информации либо ИР: Антопольский А.А., Бачило И.Л., Жарова А.К., Ковалева Н.Н., Копылов В.А., Лопатин В.Н., Мигачев Ю.И., Монахов В.Н., Полякова Т.А., Попов Л.Л., Прокопенко А.Н., Просвирин Ю.Г., Рассолов М.М., Терещенко Л.К., Тихомиров С.В., Торшин А.В., Федотов М.А., Чернецкая Н.А. и др.
Проблемы правового режима ИР той либо иной направленности интересовали таких ученых, как Вершок Д.В., Гребенников Ю.А., Жихарев А.П., Казарян Э.А., Калинин Ю.В., Солдаткина О.Л. и др., успешно защитивших в разное время диссертации.
Теоретико-правовые подходы к разработке понятия "правовой режим". В рамках авторского видения научной разработки понятия правового режима ИР необходимо исследовать слово "режим" с нескольких позиций, применяя методы научного познания "от общего - к частному", комплексного и сравнительного анализа. Основываясь на общетеоретических разработках понятия "правовой режим", выявить качественные особенности отраслевого определения правового режима ИР.
В переводе с латинского и французского языков "режим" может означать: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, охраны водных ресурсов, режима каботажных перевозок и т.п.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: "режимный завод", "режимный объект", "режимное производство"). В науке административного права термин "правовой режим" определяется как нормативно установленные правила относительно определенного предмета отношений или ситуаций, которые обязательно должны соблюдаться участниками отношений по поводу этого предмета (ситуации).
В юридической энциклопедии термин "правовой режим информации" раскрывается следующим образом: "(англ. Law/juridical/legal regime of information) - нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации, а также исключительные права на информацию" <1>.
--------------------------------
<1> Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2001. 972 с. С. 674.
Проанализируем несколько точек зрения известных ученых-правоведов, посвятивших теории "правового режима" свои научные работы:
1. Известный правовед С.С. Алексеев анализирует правовой режим как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования <2>. В более поздних работах этот ученый предлагает правовой режим рассматривать как своего рода "укрупненный блок" в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств.
--------------------------------
<2> Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / Под ред. Л.А. Плеханова. М.: Юрид. лит., 1989. 288 с. С. 185.
2. Правовой режим, по мнению В.Б. Исакова, есть социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств [<3>, с. 258 - 259].
--------------------------------
<3> Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. лит., 1987. С. 258 - 259.
3. Российский ученый Л.А. Морозова представляет правовой режим как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений [<4>, с. 123].
--------------------------------
<4> Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М.: Юрид. лит., 1985. 144 с.
4. Исследователь смыслового значения правового режима О.С. Родионов в диссертационном исследовании пришел к выводу, что "правовой режим есть установленный законодательством особый порядок регулирования, представленный специфическим комплексом правовых средств, который при помощи оптимального сочетания стимулирующих и ограничивающих элементов создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности в целях беспрепятственной реализации субъектами права своих интересов" <5>.
--------------------------------
<5> Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: Автореф. ... дис. к.ю.н.: 12.00.01. М.: Научная библиотека диссертаций и авторефератов. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/mekhanizm-ustanovleniya-pravovykh-rezhimov-rossiiskim-zakonodatelstvom# (дата доступа: 14.07.2014).
Анализируя приведенные формулировки правового режима, отметим, что, безусловно, в определениях отражаются наиболее важные и специфические черты данной правовой категории, однако некоторые моменты уязвимы для критики. В первом отмечается в качестве характерного признака направленность правового регулирования без конкретизации вектора такой направленности, что придает некоторую формальность определению, что косвенно и признается автором в последующих трудах. Второе определение правового режима основано на такой его недостаточно четкой характеристике, как социальный режим, что требует, безусловно, раскрытия и уточнения, точнее сказать, это все-таки одна из разновидностей социальных режимов. Так излишне, в ущерб иному пониманию, на наш взгляд, в третьем определении автором формулируется понятие правового режима как совокупного регулятора комплекса общественных отношений без установления предметно-целевого назначения такого регулирования. Четвертая формулировка несколько многословна, используются термины субъективного восприятия, присутствует некоторая экспрессивность ("благоприятность - неблагоприятность").
К наиболее известным и достаточно исследованным в юридической литературе общим признакам, присущим теоретическому представлению о понятии "правовой режим", можно отнести: во-первых, то, что правовые режимы носят формально определенный порядок, закрепляются в актах законодательства и гарантируются силой государства;
во-вторых, правовые режимы имеют предметно-целевую область с отображением как способа правового воздействия на определенные отношения, так и вектора регламентации по времени, территории, по субъектам права, по достижению определенного социального эффекта;
в-третьих, правовой режим есть особая система юридических средств, сочетающихся в единую конструкцию;
в-четвертых, правовой режим направлен на формирование определенного социального эффекта с позитивным либо негативным результатом, точнее, желаемым, для определенной группы субъектов права.
Выводы. С точки зрения автора, основанной на логико-философской цепочке "единичное - специфическое - общее", полагаем, что более общим правовым понятием является система правовых средств, которым поглощается понятие "порядок правового регулирования", следовательно, более точным будет определение правового режима как системы правовых средств или "единого комплексного правового средства, как системы", где конкретный порядок правового регулирования устанавливает правомочия неопределенного круга субъектов по отношению к конкретно определенному объекту, по поводу которого и складываются правоотношения. Также представляется возможным использование термина "социальный эффект" в позитивном его понимании с определением направления вектора правового регулирования с повышением степени его эффективности.
Таким образом, небольшое уточнение общетеоретического понимания правового режима позволит выявить отраслевые специфические особенности правового режима конкретного объекта информационных правоотношений, в нашем случае ИР.
Отраслевой подход к определению понятия "правовой режим информационных ресурсов". Следует признать, что интересы гражданина, общества и государства, воля законодателя, специфика и характер общественных отношений обуславливают состав и конструкцию правового режима. Информационные общественные отношения требуют к себе особых подходов, специальных форм и методов правового опосредования, специфического юридического инструментария для своей организации и упорядочения.
И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении определенного класса специальных задач в жизненном цикле ИР в значительной степени состоит в том, чтобы сформировать и установить оптимальный для решения соответствующей задачи (обеспечение конфиденциальности, защита тайны, охрана персональных данных и т.п.) правовой режим ИР.
Важным представляется обзор и характеристика научных мнений отраслевого определения правового режима информационных ресурсов либо непосредственно информации, как объекта информационных отношений, регулирование которых рационально и эффективно таким инструментом, как правовой режим. Профессор И.Л. Бачило в качестве важнейших элементов правового режима ИР называет, кроме прочих, "вид и категории информации, которые влияют на статус субъектов, юридическое положение, характер правоотношений: публично-правовые, гражданско-правовые или их комплекс" <6>.
--------------------------------
<6> Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило М.: ИГП РАН Изд-во "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2014. 192 с. С. 45.
Профессор О.А. Городов выделяет генеральные юридические режимы информации, выступающие в качестве "заглавных, например, для гражданского и административного права соответственно", это будут, по мнению профессора, льготный и ограничительный режимы, которые будут служить наиболее общими и при дифференциации правового режима информации на режим свободного и режим ограниченного доступа <7>.
--------------------------------
<7> Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект, 2009. 256 с. С. 56.
Комплексно и всесторонне рассматриваются теоретические подходы к формированию правовой системы тайн в Российской Федерации в работах Е.К. Волчинской, которая предлагает определить механизмы формирования режимов "первичных" и "производных" тайн, принципы трансформации этих режимов <8>.
--------------------------------
<8> Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации // Информационное право. 2013. N 4 (35).
Некоторые авторы рассматривают конкретные правовые режимы отдельных видов информации, к примеру, правовой режим коммерческой тайны, правовой режим служебной и иной охраняемой законом тайны. Так, правовой режим государственной тайны представляется как определенный правовыми нормами порядок отнесения сведений к государственной тайне, их засекречивания или рассекречивания и защиты.
Профессор Л.К. Терещенко в докторской диссертации глубоко и системно подошла к обоснованию и развитию теоретических основ правового режима информации, формированию общей концепции правового режима информации. Важным представляется, что в содержании правового режима информации автор предлагает выделять следующие составляющие: целевое назначение; объект правового регулирования; правовое положение субъектов правового режима; комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия <9>.
--------------------------------
<9> Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Автореф. дис. ... д.ю.н.: 12.00.14. М., 2011. 45 с.
Общие и специфические признаки правового режима информационных ресурсов. Вопросам терминологического наполнения, а также соотношения понятий "информационная единица", "информационный ресурс", "информационный поток", "информационная система", "информация" посвящена монография автора "Информационные ресурсы Беларуси: проблемы правового режима".
Понятие "информационный ресурс" по Закону Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" представляется как "организованная совокупность документированной информации, включающей базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах". Принимая во внимание стремительность развития и всеохватность проникновения ИР, приходится констатировать наличие тенденций по эволюции понятия "правовой режим ИР", хотя в правовой действительности правовые режимы отличаются определенной стабильностью, известным постоянством, что, безусловно, и гарантирует высокий уровень их нормативности. Очевидно, что правовой режим ИР, впервые легализованный почти два десятилетия назад Законом Республики Беларусь "Об информатизации", находится в непрерывном развитии, что требует соответствующей юридической адаптации к современным условиям и реалиям обращения ИР.
Исследуя теоретико-методологические подходы к формированию правового режима с выделением общих признаков, присущих общетеоретическому представлению о правовом режиме, полезным будет определение и специфических черт, способных охарактеризовать уникальность данной правовой конструкции для ИР.
Правовой режим ИР обладает всеми вышеперечисленными общими свойствами и в то же время характеризуется спецификой, которую определяет, как отмечалось выше, характер информационных общественных отношений, объектом которых, кроме иных, является ИР.
Что имеем в качестве специфических свойств и признаков правового режима ИР? Речь в данном контексте должна идти об отраслевом правовом режиме ИР и соотношении общетеоретического и отраслевого понятия "правовой режим".
Характер информационных отношений в качестве критерия позволяет классифицировать комплекс относительно однородных информационных отношений на такие особого рода группы отношений, в которых наиболее выпукло и рельефно проявляются те или иные правовые характеристики ИР, что предопределяет специальные составы правового режима ИР.
Во-первых, это общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной сфере. В данной группе выделяются такие правовые свойства и признаки ИР, которые влияют на свободу поиска, сбора, использования информации, реализацию гарантий и защиты прав и свобод субъектов этого права, обеспеченных силой государства. Общественные потребности и интересы гражданских институций, интересы государства по сохранению баланса социальной справедливости в оптимальном соотношении индивидуальных и общественных интересов, прав и обязанностей; демократические права и свободы личности в отношении ИР требуют адекватного комплексного регулирования, основанного на оптимальной комбинации дозволений, запретов, обязываний, преференций.
Во-вторых, это общественные отношения, тесно связанные с договорной деятельностью в отношении непосредственно ИР, имеющих коммерческую ценность/полезность и других производных от информации (информационных продуктов, информационных услуг и т.п.) объектов имущественных отношений. Прежде всего, данные правоотношения требуют регулирования с позиции таких свойств ИР, как право собственности, исключительные права и иные законные права на ИР, где превалируют юридические средства гражданско-правового характера. Значительно влияние таких признаков ИР, как категория входящих информационных единиц ограниченного доступа по связи доступа к ним, что выдвигает на передний план требования режима коммерческой тайны, ноу-хау и пр.
В-третьих, это обеспечительные общественные отношения, складывающиеся во внутреннем круге обращения ИР через системы производства, обработки; архивирования; хранения; различных форм предоставления и распространения ИР; системы внутреннего управления; защиты и охраны; информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных систем, обеспечивающих жизненный цикл ИР. В данной группе отношений необходимо уделить особое внимание правовым средствам, с помощью которых необходимо обеспечить такие свойства ИР, как сформированность, композиционность, комбинаторность, документированность, целостность, фиксированность на материальном носителе, конвертируемость, внутренняя управляемость, идентифицируемость, защищенность системы ИР технико-юридическими средствами, защита и охрана правовыми способами и пр.
В-четвертых, это общественные отношения, связанные с государственно-управленческой деятельностью в сфере обращения ИР. Формирование данного правового режима ИР основано на публично-правовой системе юридических средств, императивность которых способна обеспечить обязательность выполнения государственных задач в информационной сфере. Особое значение приобретают требования по дебюрократизации административных процедур, скорейшему внедрению электронных услуг, упрощения доступа населения к управлению государственными делами посредством электронных ИР. Формирование специального правового режима ИР, связанных с деятельностью государственных органов, позволит создать иерархическую модель управления ИР государственного назначения, что, в свою очередь, предопределит структуру национального ИР и интегрированную систему управления им.
В данной связи автором предлагалась идея теоретико-правовой разработки детального классификатора функций государственного органа, правовой основы регулирования правил и процедур формирования модели по каждой функции и операции в информационной сфере, что может стать основой правового режима ИР в сфере государственно-управленческой деятельности и позволит экономически обоснованно и более эффективно реализовать программу ускоренного развития электронных услуг населению. Разработка соответствующего нормативного массива будет содействовать развитию информационного общества на инновационной основе и способствовать повышению качества и эффективности регулирования информационных отношений, возникающих между населением, бизнесом и государством, в том числе формированию новой информационной функции государства через государственную систему оказания электронных услуг.
В-пятых, это общественные отношения по поводу обеспечения информационной безопасности и информационного суверенитета Республики Беларусь, включая международное сотрудничество, как глобальное, так и трансграничное. В контексте определения состава правового режима характер данных общественных отношений требует использования публично-правовых средств регламентации деятельности государственных субъектов в информационной сфере. Безусловным приоритетом должны стать нормы данного правового режима, направленные на повышение эффективности электронного взаимодействия государственных органов, международного и трансграничного сотрудничества. И в данной связи в правовом режиме следует предусматривать правовые меры и гарантии упрочения положения Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, осуществляя постоянный мониторинг информационной политики и законодательства зарубежных государств, системное исследование природы угроз, рисков и вызовов, а также чрезвычайных ситуаций, требующих четкого информационного взаимодействия и регламентации деятельности государственных органов, отвечающих за безопасность страны.
Фактически правовая ткань объединяет режим ИР в сфере обеспечения информационной безопасности с институтом информационного суверенитета, который, полагаем, является тем необходимым критерием разграничения власти одного государства от суверенной власти другого государства в пределах собственного информационного пространства.
В то же время обеспечение информационной национальной безопасности должно, прежде всего, базироваться на таких правовых средствах, которые должны быть адекватными в поддержании баланса интересов общества, государства, личности.
Действие норм комплексной отрасли информационного права не ограничивается только указанными сферами. Пределы их распространения гораздо шире, например, в сети Интернет, где превалирует система саморегулирования и отчасти присутствует сорегулирование <10>. Однако в данной области в настоящее время их действие ограничено и сводится не к регулированию самого сетевого движения ИР и деятельности, связанной с ИР, а, например, к регистрации доменных имен ИР, интернет-магазинов в национальном сегменте сети Интернет и т.п.
--------------------------------
<10> Шалаева Т.З. Информационное право в системе белорусского права // В кн.: Информационное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича и Д.А. Плетенева. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013. 352 с.
Выводы. Современное определение понятия "правовой режим ИР" носит системно-комплексный характер, что нашло отражение в представленном концептуальном подходе через выявление системы наиболее значимых групп однородных информационных отношений, в структуре которых главным объектом является ИР в определенной стадии своего жизненного цикла и требующих комплексного правового регулирования, как публичными, так и частноправовыми средствами либо же их сочетанием. Теория права предоставляет научный инструментарий для разработки правового режима ИР посредством формирования комплексных правовых средств, сочетающих в себе дозволения, запреты, обязывания, преференции в том специфичном составе и конструкции, что позволит наиболее эффективно и экономически целесообразно решить соответствующую задачу в сфере оборота ИР с оптимальным достижением желаемого социального эффекта.
Фактически алгоритм формирования правового режима ИР можно представить в виде композиционной последовательности юридических средств: целевая установка формирования ИР; порядок создания и формирования определенного состава ИР; документирование информационных единиц ИР по установленным правилам и стандартам; установление категории ИР по доступу; правила и условия учета, регистрации и управления ИР; определение права собственности и/или исключительных прав на ИР; условия финансирования и коммерциализации ИР; требования к информационной безопасности ИР; порядок и условия потребления/реализации (предоставления, распространения, использования) ИР; правовая защита и охрана ИР.
Научный анализ и теоретическое определение понятия "правовой режим информационных ресурсов" в системе информационного права Беларуси позволяет в комплексном виде конкретизировать предложения по совершенствованию информационного законодательства.
Таким образом, в правовом институте ИР станет возможным выделение подынститутов общего правового режима ИР и специальных правовых режимов с более точным установлением специфичного комплекса правовых средств, регламентирующих особый порядок правового регулирования правомочий субъектов по отношению к данному конкретному ИР, как средствами публичного, так и частного права либо их комбинацией. Полагаем необходимым и важным выделение особого правового режима информационных ресурсов, признанных в установленном порядке национальным достоянием государства.
Исследование, проведенное автором в рамках заявленной темы, представляет собой попытку творческого осмысления теоретико-правовых проблем упорядочения общественных отношений, связанных с ИР, что, возможно, придаст импульс развитию на страницах журнала конструктивной научной дискуссии, особенно учитывая тот факт, что законодательством России в настоящее время регулируются общественные отношения, объектом которых являются государственные ИР. Отсутствие в новейшем российском законодательстве определения понятия "информационный ресурс" при использовании этой категории в большом количестве законодательных и иных нормативных правовых актов создало не только "неуютную" ситуацию правоприменителям, но и площадку для дальнейшего поступательного развития научной мысли, вектор которой должен быть направлен, кроме прочего, на обоснование терминологических пределов основополагающих, системообразующих понятий "информация", "информационный ресурс", "информационная единица".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.