Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ - БЫВШИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В.А. КИЯШКО
Ни для кого не секрет, что значительная часть членов судейского корпуса рекрутируется из числа сотрудников правоохранительных органов <1>. Это, на наш взгляд, правильная тенденция, поскольку суд находится в центре правоохранительной системы, а наивысшей ступенью правоохранительной деятельности является отправление правосудия в целях защиты прав и законных интересов граждан. По этой причине в судебную систему отбираются наиболее подготовленные и опытные сотрудники различных правоохранительных органов.
--------------------------------
<1> Здесь и далее имеются ввиду военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники налоговой полиции, сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, сотрудники государственной противопожарной службы, работники органов прокуратуры, следственного комитета, сотрудники таможенных органов и т.д., имеющие право на пенсию за выслугу лет.
При этом, говоря о лицах из числа бывших сотрудников правоохранительных органов, выбравших путь работы судьями, как представляется, можно констатировать наличие определенной проблемы.
Сотрудникам правоохранительных органов может быть назначена пенсия по выслуге лет, для чего необходимо иметь не менее 20 лет выслуги на видах службы и работы, указанных в Постановлении Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 <2>, Постановлений Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 <3>, Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 <4>, а также в других нормативных актах.
--------------------------------
<2> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 40. Ст. 3753.
<3> СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 2000.
<4> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 737.
Судьи в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <5> имеют право на пенсию на общих основаниях и на ежемесячное пожизненное содержание. Право на пенсию за выслугу лет у судей отсутствует (за исключением судей военных судов, которым может быть назначена пенсия, предусмотренная для военнослужащих). При этом время службы в правоохранительных органах в стаж, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание, судьям не засчитывается <6>.
--------------------------------
<5> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
<6> В настоящей статье не затрагиваются вопросы необходимости включения времени службы в правоохранительных органах в стаж, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание судей, по поводу соответствия которого Конституции Российской Федерации высказывался Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 20 декабря 2005 г. N 465-О (см.: http://www.zonazakona.ru/law/jude_practice/85/) и от 18 декабря 2007 г. N 874-О-О (см.: http://sudbiblioteka.ru/ks/docdelo_ks/konstitut_big_5215.htm). Речь идет об учете времени службы в правоохранительных органах при досрочном пенсионном обеспечении судей в принципе.
Исходя из этого получается, что у судей, проходивших ранее службу в правоохранительных органах, эти периоды профессиональной деятельности (а они могут быть значительными) не учитываются для досрочного пенсионного обеспечения.
Напротив, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов прокуратуры, сотрудникам таможенных органов, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации периоды работы судьями засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. 1(1) Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, пунктом 1.1 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, подпунктом "е" п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103, подпунктом "в" п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 411 <7>.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2434.
То есть служба в правоохранительных органах и работа в суде приравнены друг к другу для целей исчисления выслуги лет, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет. При этом в настоящий момент уходящий в отставку по каким-либо причинам судья может не иметь права на пенсию на общих основаниях и на ежемесячное пожизненное содержание, однако при наличии необходимой выслуги лет и возвращении в правоохранительные органы хотя бы на один день он приобретет право на пенсию за выслугу лет.
Для наглядности приведем пример. Судья, имеющий стаж службы в правоохранительных органах 17 лет и стаж работы судьей 3 года, при уходе с должности судьи в возрасте до 60 лет (женщины - до 55 лет) не будет иметь права на пенсионное обеспечение (до приобретения этого права на общих основаниях). Однако если после ухода с должности судьи он хотя бы на один день поступит на службу в правоохранительные органы, то приобретет право на пенсию за выслугу лет.
Фактически получается, что право вышеуказанных лиц на пенсионное обеспечение зависит не от места службы (для целей учета особенностей службы при льготном пенсионном обеспечении), а от места увольнения.
На наш взгляд, это приводит к юридическому неравенству лиц, проходящих службу в правоохранительных органах, ранее имевших опыт судейской работы, и действующих судей, ранее имевших стаж службы в правоохранительных органах (т.е. юридически неравными в вопросах пенсионного обеспечения будут увольняющийся с должности судья, имеющий стаж службы в правоохранительных органах 17 лет и стаж работы судьей 3 года, и увольняющийся с должности сотрудник правоохранительного органа, также имеющий стаж работы судьей 3 года и стаж службы в правоохранительных органах 17 лет).
Для подобных различий, полагаем, отсутствуют достаточные основания, и с правовой точки зрения эти различия никак не обоснованы.
При этом вопрос досрочного пенсионного обеспечения судей - бывших сотрудников правоохранительных органов в ряде случаев приобретает принципиальный характер, так как иногда возвращение на службу в правоохранительные органы становится для судьи невозможным (уход по состоянию здоровья, уход после наступления предельного для приема на службу в правоохранительные органы возраста, ограничение дееспособности судьи или признание его недееспособным).
Также, согласно части 1 ст. 30 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <8>, в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов указанным судьям по их выбору выплачивается либо ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.
Сравнивая права на пенсионное обеспечение, видим, что судьи военных судов имеют право на пенсию по выслуге лет, а остальные судьи лишены этого права.
Согласно пункту 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Выделение рассматриваемой особенности пенсионного обеспечения именно для военных судей, на наш взгляд, неоправданно, поскольку целью введения данной особенности была социальная защита военнослужащих, рекрутируемых на должности военных судей. Число судей судов общей юрисдикции из числа бывших сотрудников правоохранительных органов также значительно, при этом законодатель фактически уравнивает лиц, проходивших военную службу, и лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, предусматривая возможность взаимного зачета всех вышеуказанных видов службы при исчислении права на пенсию за выслугу лет (Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" <9>).
--------------------------------
<9> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость осуществления конституционного права на социальное обеспечение на основе принципов справедливости и юридического равенства. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия. Конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 г. N 5-П <10>, от 31 января 2008 г. N 2-П <11>, от 20 апреля 2010 г. N 9-П <12> и от 19 ноября 2012 г. N 27-П <13>).
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2002. N 10. Ст. 1015.
<11> Российская газета. 13.02.2008.
<12> СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2277.
<13> СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6745.
Таким образом, полагаем, что в целях усиления социальной защиты судей, соответствующей их конституционному статусу, исключения юридического неравенства необходимо усовершенствовать систему пенсионного обеспечения судей - бывших сотрудников правоохранительных органов, а именно ввести пенсионное обеспечение за выслугу лет для этой категории судей.
Представляется, что при соответствующем правовом регулировании для решения данной задачи может быть применен уже имеющийся механизм пенсионного обеспечения уволенных сотрудников правоохранительных органов, которые на период службы для выполнения специальных задач были прикомандированы к Аппарату Конституционного Суда Российской Федерации, Аппарату Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, Судебному департаменту при Верховном Суде России, являющийся сходным исходя из характера правоотношений (подпункт "д" п. 9 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.