Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Т.В. ОБЫДЕНОВА
Педагогическая профилактика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) представляет собой систему воспитательных воздействии на подростков, в ходе которых исправляются отклонения в их нравственном развитии и поведении, а также формируются личностные качества, соответствующие социальным и моральным нормам, принятым в обществе, государстве. Особое значение для повышения эффективности деятельности сотрудников ПДН приобретает ранняя профилактика, объектом которой являются подростки, у которых наблюдаются и проявляются отклонения в нравственном развитии и поведении, однако для которых пока не характерно состояние социально-педагогической запущенности, несоответствие поведения основным общественным требованиям, но некоторые отклонения в их поведении уже вызывают тревогу.
Проблемы повышения эффективности педагогической профилактики в предупреждении подростковой преступности, а также практический опыт позволяют утверждать, что разработку совершенствования профилактической деятельности необходимо осуществлять с учетом специфики тои территории, на которой осуществляется такая деятельность, а также профессиональной подготовки, личностно-профессиональных качеств сотрудников ПДН, особенностей организации и управления их деятельностью.
По нашему мнению, первым направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН является осуществление ранней профилактики противоправного поведения подростков в процессе совместной педагогической деятельности педагогов (руководителей) общеобразовательных школ и сотрудников ПДН с учетом особенностей той территории, на которой расположена конкретная школа, микрорайона, в котором проживают ее учащиеся (экономических, ментальных, природных, культурных и др.). Раннюю профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних важно начинать уже в начальных классах общеобразовательной школы, проводить ее и с учащимися, и с их родителями. Учитывая особую значимость ранней профилактики подростковой преступности, мы считаем необходимым в рамках первого из определяемых нами направлений постепенный переход к доминирующей роли ранней профилактики, которая осуществляется совместными усилиями педагогов (руководителей) общеобразовательных школ и сотрудников ПДН. Конечно, одной такой деятельностью не удастся искоренить глубинные причины (социально-экономические, культурные и т.п.), но можно изменить отношение подростков к тем проявлениям причин, с которыми они сталкиваются в жизни, сформировать в нем качества законопослушного гражданина Отечества <1>.
--------------------------------
<1> Об этом свидетельствуют, в частности, и мнения школьников, которые они высказывают о школах и школьных учителях на форуме, который можно найти по адресу: URL: http://bvf.ru/forum/.
Второе направление совершенствования профилактической деятельности ПДН, по нашему мнению, - это овладение сотрудниками ПДН педагогической техникой, необходимой для достижения целей профилактической деятельности. Практика показывает, что сотрудники ПДН в процессе проведения профилактической работы с подростками не владеют должным образом педагогической техникой, т.е. теми специальными педагогическими действиями, средствами, приемами, которые используются в педагогическом общении с подростками <2>. Педагогическое общение является обязательным элементом педагогической профилактики и представляет специально организованное по инициативе сотрудника ПДН и управляемое им социально-психологическое взаимодействие с подростком. Содержанием педагогического общения является обмен информацией, а также оказание воспитательного воздействия с использованием различных коммуникативных средств. При отсутствии владения сотрудником ПДН должным образом педагогической техникой, при неправильной организации педагогического общения с подростком цели профилактики достигнуты не будут и подросток по-прежнему будет находиться в группе риска.
--------------------------------
<2> Кикоть В.Я., Столяренко А.М. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел. М., 2012.
Часто педагогическое общение сотрудника ПДН и подростка осуществляется в процессе проведения профилактических бесед с ним. К сожалению, иногда сотрудник ПДН не знает, с чего начать разговор с подростком, как разговорить его, помочь преодолеть замкнутость или, наоборот, агрессивность, враждебность, как получить необходимую информацию, как заставить подростка слушать и понимать то, что говорит сотрудник ПДН. Случается, что сотрудник ПДН не обладает и необходимым терпением.
Часто в педагогической технике сотрудника ПДН, которая используется им при проведении индивидуальных профилактических бесед, выделяются три направления: 1) использование речевых (вербальных) средств (прежде всего это слова, которые использует сотрудник, построение фраз, стиль общения и т.п.); 2) использование неречевых (невербальных) средств (мимика, жестикуляция, прикосновение и т.п.); 3) обстановка, в которой осуществляется взаимодействие, и использование поведенческих средств (помещение, мебель, электронная техника, а также поза, перемещение, дистанцирование сотрудника ПДН в процессе воспитания и т.п.). Важно максимально полно использовать все составляющие педагогической техники сотрудника ПДН. Однако такое использование требует от сотрудников сдержанности, терпения, настойчивости, которые приобретаются вместе с опытом проведения различных воспитательных мероприятий. При этом ни одно из направлений - речевое (вербальное), неречевое (невербальное), обстановочно-поведенческое не гарантирует достижение желаемого результата, если не сочетается с другими направлениями, не подчиняется общей воспитательной цели деятельности сотрудников ПДН.
Наблюдения за работой сотрудников ПДН и приобретенный в процессе службы в ПДН опыт позволяют сформулировать следующие предложения по применению педагогической техники:
1) использовать понятные подростку юридические термины, быть не многословным. В то же время нельзя чрезмерно упрощать свою речь, использовать сленг. Неприятные впечатления возникают в связи с использованием сотрудником ПДН слов-паразитов, таких как "значит", "ну", "так", "вот" и т.п. Речь опытного сотрудника ПДН должна не только отличаться выразительностью слов и интонаций, но и ясностью произношения, использованием ярких и разнообразных словесных оборотов, включением в нее уместных пословиц и афоризмов и т.п.;
2) не использовать реплики и высказывания, оказывающие отрицательный воспитательный эффект на подростка, такие ("Ты опять ничего не понял! Сколько раз тебе можно повторять?", "И откуда ты такой взялся? Кошмар!", "Ну, что с тобой с таким делать? Как еще с тобой разговаривать?" и т.п.). Необходимо находить и использовать фразы, которые способны оказать положительный воспитательный эффект ("Давай вместе подумаем", "Попробуем с тобой обсудить", "Ты все правильно понимаешь, но", "Ты это хорошо придумал, но" и т.п.);
3) не забывать о роли мимики, выражении лица сотрудника ПДН в процессе проведения беседы с подростком. Например, нахмуренные брови, сжатые губы и стиснутые зубы, холодность и надменность в выражении глаз сотрудника ПДН могут лишь запугать подростка, заставят его замкнуться в себе, усилят чувство собственной неполноценности, а возможно, скрытой агрессии, которая затем проявится в поступках;
4) уместно использовать жестикуляцию в процессе проведения индивидуальной воспитательной беседы. Продуманная и адекватная ситуации жестикуляция сотрудника ПДН в ходе воспитательной беседы обычно воспринимается подростком как признак заинтересованности и дружелюбия, а чрезмерная жестикуляция может быть воспринята как выражение беспокойства или неуверенности в том, что говорит сотрудник ПДН. В процессе общения возможно использование прикосновений, с помощью которых можно не только привлечь внимание подростка, но и выразить к нему свое отношение, установить с ним более тесный контакт, успокоить его, снизить напряжение в разговоре с ним и т.п.;
5) следует помнить о социальной дистанции. Не рекомендуется излишне приближаться или отдаляться от подростка в ходе проведения профилактической беседы. В отличие от детей младших возрастов, которые предпочитают держаться ближе к собеседнику, подростки стремятся занимать отдаленное положение. Кроме того, заведомо более высокий социальный статус сотрудника ПДН будет подталкивать подростка к занятию места на возможно большем расстоянии от него, что также нужно учитывать, создавая максимально удобные для достижения воспитательных целей условия взаимодействия. Нужно понимать, что очень часто чрезмерное приближение к подростку может восприниматься им как посягательство на личность и выглядеть нетактично.
Такие направления преодоления недостатков, связанных с отсутствием у отдельных сотрудников ПДН необходимой педагогической техники, могут способствовать существенному повышению эффективности профилактики правонарушений и преступлений среди подростков.
Третье направление совершенствования профилактической деятельности ПДН - обучение сотрудников ПДН методам и средствам использования психолого-педагогического инструментария в процессе профилактики подростковой преступности. Современные педагогика и психология предоставляют широкий спектр научно обоснованных методов и средств проведения эффективной и результативной педагогической профилактики подростковой преступности. Сотрудникам ПДН важно не только знать о них, но и умело использовать в практической деятельности.
В то же время очень важно научиться грамотно и эффективно использовать современный инструментарий педагогической и психологической диагностики, причем как для выявления причин, которые привели подростка в группу риска, так и для определения максимально эффективных направлений индивидуальной профилактической работы с каждым конкретным подростком.
Четвертое направление совершенствования профилактической деятельности ПДН - подготовка в вузах МВД специалистов для ПДН, обладающих необходимыми психолого-педагогическими знаниями, а также умениями и навыками организации и проведения эффективной научно-обоснованной профилактической воспитательной деятельности с подростками в ходе профилактики подростковой преступности, способностью и готовностью их применить в своей практической профессиональной деятельности.
Таким образом, среди множества причин, порождающих правонарушения и преступления несовершеннолетних, имеют педагогическую природу следующие:
- причины, следствиями которых стали низкий уровень воспитательной работы в общеобразовательных школах и недостаточная квалификация педагогов, отсутствие системы внешкольных центров развития, в которых подростки могли бы бесплатно заниматься спортом, интеллектуальной и творческой деятельностью;
- причины, связанные с неудовлетворительными условиями воспитания детей в семьях, отсутствие у многих родителей знаний об особенностях воспитания подростков, а также умений и навыков воспитания и общения со своими детьми, направленных на их развитие как всесторонне развитых личностей; причины, породившие безнадзорность за детьми со стороны родителей, руководителей и педагогов общеобразовательных школ, отсутствие должного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением подростков;
- причины, возникшие из-за недостатков и просчетов в совместной деятельности общеобразовательных школ и сотрудников ПДН, в процессе которой осуществляется ранняя профилактика противоправного поведения подростков.
В системе педагогических причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних, в соответствии с критерием особенностей их зарождения выделяются следующие причины:
- связанные с воспитанием в семье;
- связанные с дошкольным и школьным воспитанием;
- связанные со стихийно-групповым общением;
- связанные с особенностями психологического восприятия внешних воздействий со стороны семьи, школы, группы, общества.
Как уже неоднократно подчеркивалось, индивидуальная воспитательная работа с подростками, отнесенными к разным категориям и группам риска, имеет существенные особенности, а потому успех педагогической профилактики подростковой преступности будет зависеть от того, насколько учитываются сотрудниками ПДН в процессе ее проведения те причины педагогического свойства, которые привели конкретного подростка в группу риска, а также индивидуальные психологические особенности подростка, его способности следовать тем рекомендациям и предупреждениям, которые дает сотрудник ПДН.
Преступность несовершеннолетних в последние годы существенно "помолодела", а подростковая преступность все чаще становится продолжением тех общественно опасных деяний, которые совершают дети уже в 8 - 10 лет. Поэтому особое значение приобретает ранняя профилактика, которая должна проводиться совместными усилиями учителей начальных классов и сотрудников ПДН и представлять собой комплекс взаимосвязанных педагогических мер, направленных на предотвращение любых отклонений в поведении детей и обеспечивающих преодоление уже сформировавшегося у отдельных из них негативного отношения к исполнению установленных требований.
Начиная индивидуальную профилактическую работу с конкретным подростком, сотруднику ПДН необходимо использовать различные педагогические подходы. Следует выяснить не только то, какие методы оказываются наиболее эффективными в работе с ним (убеждения, поощрения, наказания), но и какими средствами можно усилить их воспитательное воздействие. Наиболее эффективные методы и средства педагогической профилактики, применение которых обеспечит достижение поставленной цели и решение определенных задач, должны найти отражение в составляемой сотрудником ПДН программе индивидуальной профилактической работы с подростком <3>.
--------------------------------
<3> Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административного права. М., 2013.
Исследование возможностей педагогической профилактики применительно к подростковой преступности позволяет разработать предложения по совершенствованию деятельности ПДН, если будет осуществлено углубленное изучение а) правонарушений и преступлений подростков как социального и уголовно-правового явления; б) причин и условий правонарушений и преступлений несовершеннолетних как системы взаимосвязанных негативных факторов и условий, среди которых будут выделены и во взаимосвязи рассмотрены экономические, социальные, политические, организационно-управленческие, психолого-педагогические и др.; в) личности несовершеннолетнего правонарушителя и особых характеристик его личностных качеств и свойств; г) способов и средств профилактики преступности как системы государственных мер, обеспечивающих ослабление факторов подростковой преступности и устранение ее причин, коррекцию поведения несовершеннолетних преступников и удержание их от противоправных деянии.
В качестве предложений по совершенствованию профилактической деятельности ПДН по предупреждению подростковой преступности представляется возможным выделить следующие направления:
1) осуществление ранней профилактики противоправного поведения подростков в процессе совместной педагогической деятельности педагогов общеобразовательных школ и сотрудников ПДН необходимо проводить с учетом особенностей той территории, на которой расположена конкретная школа, микрорайона, в котором проживают ее учащиеся (экономических, ментальных, природных, культурных и др.); раннюю профилактику правонарушений и преступлений важно начинать уже в начальных классах общеобразовательной школы, проводить ее и с учащимися, и с их родителями;
2) сотрудникам ПДН необходимо овладеть педагогической техникой для достижения целей профилактической деятельности, так как на практике некоторые сотрудники ПДН в процессе проведения профилактической работы с подростками не владеют должным образом педагогической техникой, т.е. теми специальными педагогическими действиями, средствами, приемами, которые используются в педагогическом общении с подростками;
3) повышению эффективности профилактической работы будет способствовать обучение сотрудников ПДН методам и средствам использования психолого-педагогического инструментария в процессе профилактики подростковой преступности;
4) в вузах МВД важно готовить специалистов для ПДН, обладающих необходимыми психолого-педагогическими знаниями, а также умениями и навыками организации и проведения эффективной научно-обоснованной профилактической воспитательной деятельности с подростками в ходе профилактики подростковой преступности, способностью и готовностью их применить в своей практической профессиональной деятельности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.