Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Е.И. СИДОРОВ
В настоящее время Россия, являясь членом Таможенного союза, активно идет по пути экономической интеграции в созданный в мае 2014 года Евразийский экономический союз, оптимизируя органы власти, выполняющие экономические функции государства. Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, занимает одно из доминирующих мест в системе обеспечения экономической безопасности страны. В соответствии с законодательством она осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, контроль и надзор в данной сфере, фискальную и правоохранительную функцию.
Одним из направлений правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы "ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза" <1>.
--------------------------------
<1> Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 N 17 (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза) // СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2796.
Анализ правоохранительной деятельности таможенных органов показывает, что количество дел о нарушении таможенных правил остается значительным и имеет тенденцию к росту. Например, за 2011 г. было возбуждено 72951 дел, а в 2012 г. - 79170 дел, в 2013 г. - 79727 дел.
Эффективность и результативность производства по данным делам в значительной мере зависит от применения мер обеспечения производства, которые активно применяются должностными лицами таможенных органов в ходе расследования административных правонарушений.
Меры обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил следует определить как деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов по применению установленных законодательством мер административного принуждения на основании и в порядке, которые предусмотрены нормами административного права, в целях пресечения административных правонарушений и создания необходимых условий для ведения юрисдикционного производства, рассмотрения дел и их разрешения в соответствии с законом.
Необходимо констатировать, что в качестве основных признаков мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил можно выделить следующие:
- властный, односторонний принудительный, многофункциональный характер применяемых мер, связанных с временным ограничением прав и свобод гражданина и имущественных интересов физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- регламентация видов этих мер обеспечения производства и порядка их применения законодательными актами РФ;
- применение мер обеспечения производства только в случаях установления события правонарушения и возбуждения дела об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами таможенных органов, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями;
- процессуальное оформление результатов принятых мер обеспечения производства с соблюдением установленных законом оснований и условий их применения;
- реализуются только в рамках административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов;
- меры обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил позиционируются как самостоятельная группа мер государственного административного принуждения. Эта группа принудительных мер является логическим развитием правовой конструкции: меры административного принуждения - меры административного пресечения - меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - меры ответственности.
Следует отметить, что меры обеспечения производства как один из видов административного принуждения имеют все присущие ему признаки, однако наряду с этим они обладают своими специфическими чертами, которые характеризуют их как самостоятельную группу института административного принуждения.
Меры обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил применяются таможенными органами в рамках своей компетенции, установленных КоАП РФ и другими нормативными правовыми актами. В целях реализации положений части 2 статьи 23.7, части 4 статьи 28.3, части 1 статьи 28.6 КоАП РФ в таможенных органах Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, определен Приказом ФТС России от 1 марта 2012 г. N 368 <2>.
--------------------------------
<2> Приказ ФТС России от 01.03.2012 N 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" // Российская газета. 2012. 20 апреля.
К ним относятся следующие должностные лица таможенных органов РФ:
1) должностные лица центрального аппарата ФТС России:
- начальник управления, отдела, их заместители;
- старший уполномоченный по особо важным делам;
- уполномоченный по особо важным делам;
- старший уполномоченный;
- уполномоченный;
2) должностные лица региональных таможенных управлений:
- начальник управления, службы, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители;
- начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор;
- оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор;
- старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор;
- оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор;
3) должностные лица таможен, таможенных постов:
- начальник таможни, таможенного поста, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители;
- начальник отделения, старший уполномоченный по особо важным делам, старший оперуполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор;
- оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор;
- старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор;
- оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор;
- командир большого таможенного судна, командир среднего таможенного судна, командир малого таможенного судна и их помощники.
В соответствии с требованиями настоящего Приказа и исходя из положений ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, вести производство и применять меры обеспечения производства по данным делам, что является новеллой этого Приказа.
Сущность этих мер заключается в том, что они представляют собой урегулированные нормами административного права процессуальные действия должностных лиц таможенных органов принудительного характера, а также способы реализации процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей граждан и иных должностных лиц. Основания применения данных мер, как правило, включают в себя две части: юридическую и фактическую. Юридическим основанием является правовая норма, которая определяет возможность применения каждой конкретной меры при наличии обстоятельств, при которых она может реализовываться. Фактическим основанием применения мер обеспечения производства является совершение правонарушения или подозрение в его совершении.
К административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов относятся только некоторые меры обеспечения производства, но их юридическая природа и назначение входят в общую классификацию.
В зависимости от обстоятельства дела, а также в случае необходимости должностные лица таможенных органов имеют право применять следующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела:
- доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);
- административное задержание (ст. ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ);
- личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);
- осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);
- досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);
- изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.10 - 27.11 КоАП РФ);
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ);
- временный запрет деятельности (ст. ст. 27.16 - 27.17 КоАП РФ) применяется только при возбуждении дела по ст. 6.15 КоАП РФ ("Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ").
В соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ ("Привод") должностное лицо таможенного органа может при производстве использовать такую меру обеспечения производства, как привод физического лица в случаях, предусмотренных КоАП РФ.
В КоАП РФ административным правонарушениям в области таможенного дела посвящена глава 16 КоАП РФ, которая так и называется "Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушение таможенных правил)". В настоящее время данная глава насчитывает 24 статьи и 44 состава и действует в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ.
Меры обеспечения производства используются по многим статьям, а, как показывает практика, по 17 составам указанной главы, которые предусматривают назначение такого административного наказания, как "конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения", практически применяются всегда. Например, по статье 16.2 КоАП РФ "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров", которая относится к так называемым "контрабандно" образующим составам и является самой распространенной, в 2011 было возбуждено 21957 дел, или 30% от общего количества дел, в 2012 г. - 21555, или 27% от общего количества дел, за 2013 г. - 22593, или 28% от общего количества дел. В связи с этим, при производстве по данным делам эффективно использовались такие меры обеспечения, как изъятие вещей и документов (товаров и транспортных средств) и арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Автор отмечает, что меры обеспечения производства, по делам о нарушении таможенных правил можно разделить на несколько квалификационных групп по их назначению и целям применения. Меры обеспечения производства, направленные на пресечение административного правонарушения. Они в основном направлены на пресечение административного правонарушения и заключаются в прекращении противоправного поведения лица, совершающего правонарушение, путем принудительного временного ограничения его свободы, пользования имуществом, которое является орудием совершения или предметом административного правонарушения, а также для обеспечения других процессуальных действий, применения иных мер обеспечения производства, а также для установления личности правонарушителя.
К этим мерам обеспечения производства за нарушение таможенных правил относятся административное задержание и временный запрет деятельности.
Здесь следует констатировать, что характерной чертой данной подгруппы мер является их основная функциональная направленность: пресечение правонарушения и обеспечение производства по делу о нарушении таможенных правил, своевременное, объективное совершение всех необходимых процессуальных действий и своевременное и объективное рассмотрение дела.
Данные меры в соответствии с КоАП РФ применяются в основном в отношении лиц, совершивших правонарушения, а также в отношении подозреваемых в их совершении.
Наряду с этим, практически во всех случаях их применение связано с необходимостью совершения последующих процессуальных действий: составление протокола, получение объяснения и др.
2. Следующей квалификационной группой являются меры обеспечения производства, направленные на выявление, сбор и закрепление доказательств по делу, которые преследуют следующие цели: обеспечение установления факта правонарушения; выявление, сбор и закрепление доказательств для установления объективной истины по делу. Данные меры объединяет единое процессуальное назначение, состоящее в получении объективных данных по каждому делу о нарушении таможенных правил.
По своей сущности эти меры представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами принудительные процессуальные действия должностных лиц таможенных органов, отличающиеся характером содержащихся в них правоограничений и направленные на выявление, фиксацию, надлежащее изъятие и сохранение доказательств по делу о нарушении таможенных правил.
Данные меры обеспечения производства принудительно создают условия для установления факта правонарушения, обнаружения, сбора, закрепления и исследования доказательств, необходимых для установления объективной истины и принятию решения по делу о нарушении таможенных правил.
В связи с этим следует иметь в виду, что меры обеспечения производства данной группы применяются по делам о нарушении таможенных правил, когда еще отсутствует полная ясность в вопросе правовой квалификации неправомерных действий лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, когда еще нельзя сделать вывод об отраслевой принадлежности правонарушения.
Данная подгруппа мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил является самой распространенной. К ней относятся: изъятие вещей и документов (товаров и транспортных средств); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства.
В отличие от мер обеспечения производства, направленных на пресечение административного правонарушения, названные меры применяются не только в отношении правонарушителей и лиц, уклоняющихся от выполнения правовых обязанностей, но и в некоторых случаях в отношении пострадавших, очевидцев и иных свидетелей нарушения, а также иных лиц, причастных к правонарушению. Например, изъятие товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в обход таможенного контроля, может производиться у лица, которому данный товар был передан для реализации.
Указанная особенность рассматриваемых мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил обусловлена их предназначением, состоящим в обеспечении доказательствами данного процесса, необходимыми для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, "доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела" <3>.
--------------------------------
<3> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1 (с посл. изм. и доп.).
Таким образом, квалификационная группа мер обеспечения процесса производства и рассмотрения дела при реализации преследует следующую основную цель - обеспечение своевременного, объективного и правильного рассмотрения дела о нарушении таможенных правил.
Практика показывает, что указанные меры по своей сущности представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами принудительные действия должностных лиц таможенных органов (а при осуществлении привода - должностных лиц органов внутренних дел), применяемые для процессуального оформления нарушения таможенных правил и обеспечения присутствия участников производства по данным делам.
Данные меры в соответствии с КоАП РФ применяются в отношении лиц, совершивших правонарушения, а также в отношении физического лица, которое уклоняется от явки по делу о нарушении таможенных правил, участником производства которого он является. К данной подгруппе мер обеспечения производства, за нарушение таможенных правил относятся доставление и привод.
Особенностями этой подгруппы мер обеспечения производства являются:
- практически всегда применяются, когда административный деликт уже установлен;
- при реализации данных мер обеспечения должностные лица таможенных органов могут в соответствии с законодательством (Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") применять физическую силу и специальные средства.
Таким образом, говоря о квалификационных группах мер обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил, необходимо выделить меры, направленные на исполнение постановления, которые преследуют цель обеспечения своевременного и полного исполнения назначенного наказания. По своей сущности данные меры представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами принудительные действия должностных лиц таможенных органов по установлению запрета собственнику или владельцу имущества распоряжаться и пользоваться им с целью обеспечения исполнения административного наказания. К этой группе, по мнению автора, может быть отнесена лишь одна мера обеспечения производства - арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Доминирующая цель применения данной подгруппы мер - обеспечить возможность взыскания административного наказания, когда оно будет назначено, если есть основания полагать, что лицо, привлекаемое за нарушение таможенных правил, может препятствовать его добровольному исполнению. Особенностью данной меры является ее применение лишь в том случае, если указанные вещи (товары и транспортные средства) изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.
Резюмируя вышеуказанное, необходимо отметить, что конкретизация целей применения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил способствует не только адекватному восприятию фактических и юридических оснований их реализации, упорядочению действий должностных лиц таможенных органов, направленных на осуществление правоограничений, но и в целом формированию способа наиболее эффективного воздействия на участников ВЭД в практической деятельности таможенных органов.
Особенностью применения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил в ряде случаев является предварительное использование форм таможенного контроля, результаты которых могут являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и которые являются формой реализации контрольно-надзорных функций таможенных органов.
Так, в соответствии с п. 31 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Порядок и формы проведения таможенного контроля регулируются гл. 16, 19 Таможенного кодекса Таможенного союза и гл. 20 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Перечень форм таможенного контроля содержится в ст. 110 ("Формы таможенного контроля") Таможенного кодекса Таможенного союза, ими являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности по ним; таможенная проверка.
Указанные выше формы таможенного контроля также относятся к мерам административного принуждения в соответствии с таможенным законодательством, но их следует отличать от мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил по следующим признакам:
- регулирование мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил осуществляется КоАП РФ, а порядок и формы проведения таможенного контроля определены таможенным законодательством Таможенного союза;
- цели применения указаны для мер обеспечения производства в ст. 27.1 КоАП РФ, а для форм таможенного контроля - в п. 31 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза;
- основания применения мер обеспечения производства, подозрение на событие правонарушения и выявление признаков нарушении таможенных правил, а формы таможенного контроля могут применяться при отсутствии признаков каких-либо нарушений, выборочно, в плановом порядке. Такая форма, как проверка документов и сведений, используется постоянно при таможенном декларировании товаров и транспортных средств и при проведении таможенного контроля;
- меры обеспечения производства применяются широким кругом уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляющих производство по данным делам, а решение о проведении отдельных форм таможенного контроля, таких как личный досмотр, осмотр помещений и территорий, таможенной проверки, может быть принято только начальником таможенного органа или лицом, его замещающим;
- обжалование, связанное с незаконным применением мер обеспечения производства в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ, осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а обжалование по использованию различных форм таможенного контроля регулируется гл. 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
- по формам применения использование мер обеспечения оформляется протоколом, а результаты таможенного контроля рапортом, актом или без оформления в письменной форме.
Наряду с этим между ними имеются определенные сходства. Так, меры обеспечения производства и формы таможенного контроля применяются уполномоченными должностными лицами таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Так, в соответствии со статьей 171 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" "результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями действующего законодательства, могут быть допущены в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях". Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях" <4>. Также в соответствии с пунктом 9 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза "при установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения таможенными органами принимаются меры в соответствии с административным законодательством России".
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
Таким образом, необходимо выделить следующие особенности мер обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил:
- результаты производства по административным правонарушениям в значительной степени зависят от целесообразности и эффективности применения мер обеспечения производства по данным делам;
- в административную юрисдикцию таможенных органов входят использование и применение только некоторых мер обеспечения производства;
- в ряде случаев основанием применения мер обеспечения производства является использование результатов форм таможенного контроля;
- применение мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил осуществляется широким кругом уполномоченных должностных лиц таможенных органов.
Наиболее распространенными мерами обеспечения производства за нарушение таможенных правил являются:
- изъятие вещей и документов (товаров и транспортных средств);
- досмотр транспортного средства;
- физическое лицо, в отношении которого ведется производство о нарушении таможенных правил в соответствии с п. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов;
- в таможенных органах (в отличие от задержанных по подозрению в совершении уголовного преступления) не ведется учет применения мер обеспечения производства, ограничивающих права и свободы граждан, имущественные интересы физических и юридических лиц. В связи с этим, рассмотрев место, значение и особенности мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил, необходимо отметить: применение мер обеспечения производства является важной составной частью административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов и применяется должностными лицами при производстве по делам только в случаях установления события правонарушения и возбуждения дела в основном на стадиях возбуждения дела и проведения административного расследования, а также при рассмотрении дел.
В качестве вывода необходимо констатировать: в действующем законодательстве имеются пробелы и коллизии по применению мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил, которые требуют его дальнейшего совершенствования и корректировки с целью повышения эффективности их применения. В свою очередь, целесообразно принятие и изменение ведомственных нормативных актов ФТС России по вопросам, касающимся более четкой регламентации учета применения административно-процессуальных мер, ограничивающих права, свободы и имущественные интересы физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Таким образом, представляется необходимым издание рекомендаций по определению оснований административного задержания, личного досмотра и изъятия должностными лицами таможенных органов вещей и документов (товаров и транспортных средств) лиц, в отношении которых ведется производство по делам о нарушениях таможенных правил, и методических рекомендаций по порядку их применения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.