Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ИХ УЧАСТИИ В ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Л.Л. ГРИЩЕНКО, В.В. РОМАНОВА
Как известно, современная внутриполитическая обстановка характеризуется всевозрастающими глубокими переменами в системе социального управления, связанными с формированием и развитием основ гражданского общества, дальнейшим становлением России в качестве демократического правового государства. Для их решения проводятся административная, судебная, муниципальная реформы, реализуются национальные проекты и федеральные целевые программы, в т.ч. в сфере обеспечения взаимодействия правоохранительных органов с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
В 90-х гг. прошлого века деятельность государства целенаправленно стала осуществляться с учетом влияния на массовое сознание общества, уделяя повышенное внимание вопросам закрепления права на проведение массовых мероприятий, осуществляемого посредством конституционного законодательства [1]. Именно Конституция Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы есть высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства по вопросам, имеющим отношение к массовым мероприятиям [2].
В первую очередь они связаны с тем, что в настоящее время в Российской Федерации сложилась криминальная ситуация, которая "...далеко не соответствует ожиданиям общества" и требует разработки основ принципиально новой модели организации деятельности правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, отражающей потребности современного российского общества [8].
Целью статьи является совершенствование некоторых аспектов правового и организационного обеспечения взаимодействия субъектами, осуществляющими правоохранительную деятельность по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Для примера в статье взяты правоохранительные органы, к которым отнесены подразделения внутренних дел.
Под правовым обеспечением взаимодействия подразделений органов внутренних дел с другими государственными органами, общественными организациями в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий авторы понимают выработку средств юридической регуляции и использования их в правоохранной деятельности для достижения фактических результатов в исследуемых условиях.
Как свидетельствует анализ массовых мероприятий, представляющих собой организованные действия значительных групп (масс) людей, они являются одной из важнейших форм общественной активности граждан [5].
В сложившихся условиях совершенствование управленческой деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности системы МВД России [9]. К числу других направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел МВД России относится организация их конструктивного взаимодействия с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий [3].
Анализ практики управления структурными подразделениями МВД России свидетельствует, что вопросы организации, обеспечения и поддержания взаимодействия в исследуемой обстановке не имеют должной теоретической проработки [4]. Для их устранения представляется необходимым организовать целенаправленную работу по совершенствованию правового механизма взаимодействия МВД, ГУ (У)МВД России, ГУ (У)МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти.
Очевидные успехи в создании системы управления совместными силами и средствами органов внутренних дел МВД России в особых условиях свидетельствуют, что эффективность и показатели их деятельности в настоящее время несоизмеримо ниже по сравнению с возложенными на них задачами и очень далеки от ожидаемых результатов [8].
Общеизвестно, что любое явление или процесс не имеют никакого практического значения без реального рабочего механизма их реализации. Процесс обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы не является исключением из этого правила [10]. Проведенный опрос показал: 72% респондентов считают, что качество рассматриваемого взаимодействия нуждается в улучшении, а 18% признали его состояние неудовлетворительным [8].
Авторами предложено оптимизировать организационно-правовой механизм взаимодействия МВД, ГУ (У)МВД России, ГУ (У)МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти. При этом основными целями совершенствования организационно-правового механизма взаимодействия могут быть: повышение эффективности правового регулирования отношений в данной области; формирование комплексной системы согласованных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих рассматриваемые отношения. Наиболее эффективными способами его оптимизации авторы считают, во-первых, совершенствование правовой основы такого взаимодействия, определяемой комплексом норм, предусматривающих цели, задачи, функции, принципы, формы и методы, основные направления, порядок осуществления такой деятельности; во-вторых, совершенствование актов толкования вышеназванных норм; в-третьих, совершенствование актов применения норм о взаимодействии и, наконец, совершенствование правоотношений, складывающихся в процессе осуществления обеспечения взаимодействия МВД, ГУ (У)МВД России, ГУ (У)МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти [10].
По мнению авторов, проведенный анализ массовых мероприятий позволяет выработать следующую систему органов управления, которую целесообразно создавать для согласованной деятельности по обеспечению взаимодействия с государственными органами, участвующими в их подготовке и проведении: а) центральные, т.е. правительственные комиссии, организационные комитеты; б) региональные, т.е. подобные же структуры, образуемые при местных органах власти; в) отраслевые, т.е. оперативные штабы, комиссии, дежурные службы.
Авторы отмечают, что до настоящего времени деятельность названных субъектов еще не приобрела достаточно устойчивого характера, что в значительной мере обусловливается недостаточной урегулированностью вопросов их взаимодействия законодательством [6].
Анализ деятельности межведомственных комиссий и комитетов позволяет выделить следующие основные направления в деятельности органов внутренних дел: подготовка проектов управленческих решений относительно организации массовых мероприятий; проведение по этим вопросам совещаний, заседаний; организация проверок технического состояния объектов предстоящих мероприятий; внесение соответствующих предложений в государственные органы; обеспечение контроля в рамках своих координационных задач и т.п.
Как показывает анализ документов, очевидной становится необходимость конкретизации подобных процедур либо в этом же документе, либо посредством издания соответствующего акта толкования, либо путем их закрепления в нормативных правовых актах регионального уровня.
До настоящего времени отсутствуют типовые процедуры согласования интересов соответствующих органов, не разработаны способы принятия ими согласованных решений, юридические формы этих решений, методы контроля за их исполнением.
Правомерно утверждать, что правовые акты регионального уровня представлены местными законами, отражающими те или иные стороны проблемы взаимодействия рассматриваемых органов государственной власти.
Немаловажно, что конфигурация правового пространства, т.е. совокупность законов и нормативных правовых актов, образующих правовое пространство каждого конкретного региона, сугубо индивидуальна и не совпадает с набором законов и иных нормативных правовых актов, образующих правовое пространство другого субъекта Российской Федерации. Именно здесь заложены основные проблемы взаимодействия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации [7].
Несомненно, что в данной ситуации все зависит от законотворчества каждого субъекта Российской Федерации. Но, к сожалению, изучение уставных документов субъектов Российской Федерации показало, что вопросу обеспечения взаимодействия МВД, ГУ (У)МВД России, ГУ (У)МВД России по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти либо придается формальное значение, либо он фактически игнорируется [12]. То есть налицо отсутствие должного правового регулирования вопросов данного взаимодействия на региональном уровне.
В этой связи первостепенной задачей авторы видят дальнейшее совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, и оно, по нашему мнению, может быть осуществлено с помощью следующих мер, а именно:
- закрепление в конституциях республик и уставах иных субъектов Российской Федерации в качестве обязанности осуществления взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти для высшего должностного лица и соответствующих должностных лиц региональных органов государственной власти; их контрольных полномочий в сфере правоохраны; процедур согласования интересов и т.п., а также ответственности за ненадлежащее взаимодействие или его отсутствие;
- закрепление в постановлениях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации основных вопросов совместного с территориальными органами федеральных органов государственной власти процесса правотворчества, в т.ч. порядка и методов его осуществления [11].
Правомерно утверждать, что самой обстоятельной мерой по конкретизации соответствующих норм федерального законодательства на региональном уровне будет заключение двухсторонних (возможно, трехсторонних, где в качестве третьей стороны могут выступать органы местного самоуправления) соглашений между данными органами [7].
Подобные соглашения об обеспечении взаимодействия между МВД, ГУ (У)МВД России, ГУ (У)МВД России по субъекту Российской Федерации и региональными органами государственной власти должны полностью раскрывать основополагающие вопросы его организации, быть недвусмысленными, четкими, конкретными и разграничивать компетенцию субъектов взаимодействия.
Представляется, что следующие меры позволят совершенствовать как федеральное, так и региональное законодательство по вопросам правоохраны, правовую базу органов внутренних дел Российской Федерации и, самое главное, качественно улучшить обеспечение взаимодействия ГУ (У)МВД России, ГУ (У)МВД России по субъекту Российской Федерации с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти региона: творческий, неформальный подход к планированию законодательной работы субъектами взаимодействия; совместная выработка законотворческой инициативы; совместная разработка проектов нормативных правовых актов, в т.ч. региональных программ правоохранительной направленности; законодательное закрепление процесса обеспечения взаимодействия ГУ (У)МВД России, ГУ (У)МВД России по субъекту Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации с органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации на разных стадиях законодательного процесса; активизация деятельности руководителей органов государственной власти в повышении законодательной инициативы в процессе нормотворчества в сфере правоохраны посредством проведения совещаний; организация командировок и т.п.; работа над повышением уровня собственных правовых знаний.
Как свидетельствует анализ документов, особенно в последние годы в России общественная безопасность, в т.ч. при проведении массовых мероприятий, отнесена к основным приоритетам национальной безопасности Российской Федерации.
Авторы правомерно утверждают, что обеспечение взаимодействия должно строиться на основе строгого соблюдения требований законности, т.е. осуществляться в соответствии с предписаниями законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности, не приводя к их слиянию, и осуществляться в условиях четкого разграничения компетенции.
Литература
1. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 25.
2. Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ. Ст. 3. М.: Издательство "Проспект", О-11, 2011.
3. Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 6.
4. Абрамов А.Н. Проблема обеспечения безопасности в условиях кризисных ситуаций / А.Н. Абрамов // Мир и безопасность. 2000. N 1.
5. Алоян А., Эглит В. Правовое регулирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий / А. Алоян, В. Эглит // Административно-правовые проблемы охраны общественного порядка. М., 1987.
6. Караханов Н.В. Управление горрайорганами внутренних дел при проведении массовых мероприятий: учебное пособие / Н.В. Караханов. М.: Академия управления МВД России, 1992.
7. Невирко Д.Д. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации / Д.Д. Невирко. Красноярск, 2007.
8. Обзор деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при проведении митингов, демонстраций, шествий и пикетированиях за 2012 год. ДИОНИС (файл "Обзор ГУОООП МВД России за 2012 г.").
9. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России в 2014 году. М.: Директива МВД РФ от 12 ноября 2013 г.
10. Потапов Л.В. К вопросу о совершенствовании механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ / Л.В. Потапов // Право и безопасность. 2005. N 3 (16).
11. Семенистый А.В. О правовых установлениях (актах), регламентирующих обеспечение правопорядка и законности в период проведения массовых спортивных мероприятий / А.В. Семенистый // Труды Академии управления МВД России. 2009. N 1 (9).
12. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка / Г.А. Туманов. М., 1978.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.