Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКСПЕРТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНЮСТА РОССИИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Е.В. КИМ, А.В. КИМ
Конституционное закрепление местного самоуправления в Российской Федерации положило начало развитию института местного самоуправления в России. На уровне федерального законодательства органы местного самоуправления наделены нормотворческими полномочиями. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.
--------------------------------
<1> Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 N 131-ФЗ: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 24 сентября 2003 г. // Российская газета. 2003. 8 октября.
В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), оформленные в виде правовых актов. На территории муниципального образования они являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей его территории (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Предоставление суверенитета муниципальным образованиям в нормативно-правовом регулировании не снимает с государства обязательств по осуществлению контроля за легитимностью уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы (далее - устав, акт о внесении изменений в устав). Поэтому законодатель наделил федеральные органы исполнительной власти полномочиями по их государственной регистрации. В ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" <2> государственную регистрацию уставов муниципальных образований организуют и осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Полномочиями по государственной регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с п. 24 Приказа Минюста России от 21.05.2009 N 146 <3>, пунктом 21 Приказа Минюста России от 21.05.2009 N 147 <4> наделены Главные управления и управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - территориальные органы Минюста России). Они осуществляют в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.
--------------------------------
<2> О государственной регистрации уставов муниципальных образований: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 13 июля 2005 г. // Российская газета. 2005. 26 июля.
<3> Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации: Приказ Минюста России от 21 мая 2009 г. N 146 // Российская газета. 2009. 27 мая.
<4> Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации: Приказ Минюста России от 21 мая 2009 г. N 147 // Российская газета. 2005. 26 июля.
Территориальные органы Минюста России, реализуя функции регистрирующего органа по государственной регистрации уставов, актов о внесении изменений в устав осуществляют ряд полномочий, среди которых следует выделить экспертную деятельность. В рамках экспертной деятельности выполняются: проверка соответствия устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проверка соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проведение антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ).
За последние три года в территориальные органы Минюста России на государственную регистрацию поступило 99326 уставов, актов о внесении изменений в устав (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сведения о государственной регистрации уставов, актов о внесении изменений в устав
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
Поступило на государственную регистрацию |
34333 |
32541 |
32452 |
Зарегистрировано |
29966 |
29323 |
29397 |
Государственная регистрация уставов, актов о внесении изменений в устав выполняется согласно Методическим рекомендациям по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденным Приказом Минюста России от 31.05.2012 N 88 <5>.
--------------------------------
<5> Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований: Приказ Минюста России от 31 мая 2012 г. N 88 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2013. N 1.
Порядок государственной регистрации состоит из четырех этапов.
Первый этап предусматривает проверку устава, акта о внесении изменений в устав на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству. В рамках этой процедуры должностными лицами - экспертами ведется исследование муниципального акта по следующим критериям:
1. Наличие либо отсутствие в уставе, акте о внесении изменений в устав положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству. Здесь экспертом исследуются положения устава, акта о внесении изменений в устав, проводится анализ норм Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов, затем делаются выводы о наличии либо отсутствии противоречий.
2. Наличие либо отсутствие в уставе, акте о внесении изменений в устав положений, регулирующих вопросы местного значения, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом. На этом этапе экспертом анализируются положения федеральных и региональных норм, регламентирующих компетенцию муниципальных образований по вопросам местного значения.
3. Наличие либо отсутствие в уставе, акте о внесении изменений в устав положений, противоречащих решению, принятому путем прямого волеизъявления населения муниципального образования. В рамках этого критерия экспертом рассматриваются решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав, акт о внесении изменений в устав.
Второй этап включает в себя проверку устава, муниципального акта, вносящего изменения в устав, на предмет соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия рассматриваемых нормативных правовых актов. Здесь экспертами устанавливаются следующие обстоятельства:
- факт принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;
- наличие необходимого кворума представительного органа местного самоуправления или собрания (схода) граждан при отсутствии представительного органа;
- учет мнения населения, повлекший нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава, муниципального акта, вносящего изменения в устав;
- соблюдение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, при голосовании по проекту устава, муниципального акта, вносящего изменения в устав (см. таблицу 2).
Таблица 2
Сведения об отказах в государственной регистрации уставов, актов о внесении изменений в устав
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
Отказано в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации |
1938 |
1908 |
1819 |
Отказано в связи с нарушениями порядка принятия уставов, актов о внесении изменений в устав |
697 |
810 |
579 |
Третий этап заключается в проведении антикоррупционной экспертизы устава, акта о внесении изменений в устав. Экспертом исследуются положения акта на наличие либо отсутствие коррупциогенных факторов.
На четвертом этапе экспертом оформляется заключение о соответствии устава, акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, заключение по результатам антикоррупционной экспертизы с выводами о возможности государственной регистрации акта и присвоении ему номера государственной регистрации либо заключение об отказе в государственной регистрации с указанием причин и предложениями по устранению выявленных нарушений.
Анализируя деятельность территориальных органов Минюста России в рамках государственной регистрации уставов муниципальных образований, актов о внесении изменений в устав, можно сделать вывод о том, что данные органы осуществляют экспертные полномочия в виде экспертизы уставов, актов о внесении изменений в устав. В результате государственным органом в отношении экспертируемых актов принимается решение о государственной регистрации этих актов либо об отказе в такой регистрации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.