Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)
С.А. ЛЕБЕДЕВА
Судебная реформа 1864 г. была третьей важной реформой царствования императора Александра II. Освобожденному народу вместо прежнего помещичьего необходимо было дать новый суд, в связи с чем нужно было преобразовать судебную систему.
В уголовном суде, где решается человеческая судьба, где ошибка или злоупотребление судьи было бы еще опаснее, чем в гражданском, Судебные уставы 1864 г. ввели совсем новое учреждение - суд присяжных. На этот суд и власти, и население возлагали большие надежды.
Для формирования суда присяжных из всех сословий избирались по жребию люди, которые присутствовали при разборе уголовного дела, могли сами задавать вопросы подсудимому и свидетелям, требовать себе разъяснений у председателя, а затем решать, виновен или не виновен подсудимый в том, в чем его обвиняют <1>. Если виновен, то заслуживает ли он снисхождения. Только если присяжные признавали его виновным, суд мог назначить ему наказание в соответствии с действующими нормами закона. В течение судебного разбирательства подсудимому была предоставлена возможность оправдаться, вызвать своих свидетелей, дать объяснения. Если же он сам не мог защитить себя, то имел право взять защитника. В случае отсутствия на то средств суд был обязан назначить ему казенного защитника бесплатно <2>. В этом случае налицо принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, который закреплен и в действующем уголовно-процессуальном законодательстве России (ст. 16 УПК РФ).
---------------------------------
<1> Российское законодательство X - XX вв.: в 9 т. Судебная реформа 1864 г. Т. 6, 8 / под общ. ред. О.И. Чистякова (Учреждения судебных установлений, раздел 2, гл. 2, ст. 81). М., 1991. С. 174, 185.
<2> Там же. С. 175.
В чем же заключалось преимущество суда присяжных? Предполагалось, что люди, взятые для суда на короткий срок, должны были внимательнее отнестись к делу, чем действующие судьи. Будучи из одного сословия с подсудимым, они лучше могли понять, что толкнуло его на совершение преступления, если он его совершил, то следует ли его покарать. Так как вопрос решали двенадцать присяжных и никто посторонний не знал, как голосовал каждый, их трудно было запугать или подкупить. Их называли "судом совести", потому что они не стеснены никакими формальными правилами, выносили вердикт исключительно по совести и могли даже оправдать сознавшегося преступника, если сочтут, что он не заслуживает наказания, так как согрешил по какому-нибудь исключительному стечению обстоятельств или уже достаточно претерпел за содеянное. Конечно и суд присяжных мог ошибиться, однако значительная часть населения высказывала ему доверие.
В отличие от судов Англии, где присяжные заседатели рассматривали наряду с уголовными делами и дела гражданские, в России присяжные заседатели избирались только для рассмотрения уголовных дел <3>.
--------------------------------
<3> Российское законодательство X - XX вв.: в 9 т. Судебная реформа 1864 г. Т. 8 / под общ. ред. О.И. Чистякова. С. 83 - 84.
В губерниях избрание присяжных заседателей происходило следующим образом. Согласно ст. 550 Устава уголовного судопроизводства (далее - УУС) окружной суд в уголовном отделении на публичном заседании в установленном составе собирался для избрания 30 очередных и трех запасных присяжных заседателей <4>. Избрание происходило на конкретную сессию и по конкретному уезду. Выбор основных заседателей проходил по спискам из 60 человек, а запасных - из шести человек. Прокурор на основании закона имел право заявить отвод некоторым лицам. Фамилии и имена претендентов указывались на специальных билетах, которые затем председательствующим помещались в ящик. С одобрения суда председательствующий вынимал из ящика первые тридцать билетов, и именно эти лица оказывались в списке очередных присяжных заседателей. Такая же процедура предусматривалась и в отношении запасных присяжных. В заключении обязательно происходила фиксация составленных списков с обязательным подписанием всеми членами суда.
--------------------------------
<4> Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 42. О. 5. Д. 366.
Избранные в присяжные заседатели лица уведомлялись повесткой, в которой разъяснялось также о необходимости явиться в означенное время и место для участия в сессии. Один экземпляр повестки направлялся в суд с отметкой о получении. Суд обладал полномочиями привлекать к ответственности лиц, не явившихся на заседание без уважительных причин <5>. За неявку в первый и второй раз накладывался штраф в сумме от 10 до 200 руб., а в третий раз в соответствии со ст. 652 УУС вместе с денежным взысканием налагалось наказание. В случае если присяжный заседатель не явился на заседание и был наказан за это, он имел право в течение двух недель предоставить в суд документ, подтверждающий законность его неявки и необоснованность наложенного наказания. Суд был обязан в дальнейшем уведомить это лицо о признании его документов оправдывающими и сообщить в полицию об отмене наложенного наказания.
--------------------------------
<5> Российское законодательство X - XX вв.: в 9 т. Судебная реформа 1864 г. Т. 8 / под общ. ред. О.И. Чистякова. С. 183 - 185.
Присяжный заседатель, не явившийся по уважительной причине, по распоряжению председателя суда, в соответствии со ст. 652 УУС, включался в список присяжных заседателей на одну из следующих сессий заседаний по тому же уезду <6>. В качестве рассыльных привлекались полицейские.
--------------------------------
<6> ГАПО. Ф. 42. О. 5. Д. 366.
За день до начала сессии в публичном заседании окружного суда в присутствии прокурора происходил привод присяжных заседателей к присяге и разъяснение их прав и обязанностей, а также ответственности на основании ст. 672 - 677 УУС. В этот же день оглашался список дел, подлежащих рассмотрению, затем информация о том, кто из подсудимых, защитников, гражданских истцов или частных обвинителей прибыли в заседание. В обязательном порядке проверялись все лица, прибывшие на заседание, своевременно ли им были вручены повестки, в случае неявки устанавливались причины неявки. В соответствии со ст. 82 УУС в заседание могли поступить заявления об отстранении кого-либо из присяжных заседателей по закону. После соблюдения установленных процедур присяжные приводились к присяге православным священником согласно ст. 645 УУС.
За свою работу в суде присяжные заседатели получали вознаграждение, им возмещались расходы на дорогу, о чем делалась запись в специальные ведомости <7>. Расчет с этими лицами производился на основании ст. 976, 979, 986, 987, 988 УУС и ст. 300 Устава гражданского судопроизводства (далее - УГС).
--------------------------------
<7> ГАПО. Ф. 42. О. 5. Д. 366.
Большинство лиц, участвовавших в заседаниях окружного суда в качестве присяжных заседателей, были выходцами из крестьян. Например, из данных журнала регистрации выездных заседаний окружного суда Пензенской губернии по Наровчатскому уезду видно, что из 60 человек, внесенных в список для избрания присяжными заседателями, 40 человек были простыми крестьянами. Это была обычная практика формирования суда присяжных по всей России. В 1877 г. основную массу присяжных (69%) составляли крестьяне, 10% - чиновники, по 7% - купцы и мещане, а количество дворян, военных и почетных граждан было весьма незначительным <8>. Спустя некоторое время ситуация несколько изменилась, и к 1891 - 1892 гг. количество дворян в составе присяжных заседателей возросло в четыре раза.
--------------------------------
<8> Громикова О.Е. Присяжные заседатели Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX века: эволюция социального состава // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. N 8 (14). Ч. 3. С. 70 - 76.
Несмотря на то, что список присяжных заседателей состоял из 30 основных и 3 запасных лиц, непосредственное участие в рассмотрении уголовного дела принимали только 12 человек, так называемые комплектные присяжные заседатели. Список лиц на конкретное заседание утверждался председателем суда, а также его членами. Они должны были участвовать в деле с самого начала рассмотрения. После проведения судебного следствия, заслушав речь прокурора и защитника, им выдавались вопросные листы. Первый вопросный лист по делу был разделен на две части: на левой стороне указывался вопрос о виновности лица подсудимого, а на правой необходимо было написать ответ. Второй вопросный лист был посвящен вопросам наказания подсудимого.
Решения по делу присяжные принимали в отдельной, строго охраняемой комнате. После возвращения в зал по приглашению председателя суда старшина присяжных заседателей, который избирался самими присяжными, оглашал содержание вопросных листов <9>.
--------------------------------
<9> ГАПО. Ф. 42. О. 5. Д. 301.
В целом суд присяжных в Пензенской губернии формировался и действовал в строгом соответствии с нормами, закрепленными в новых Судебных уставах, и мало чем отличался от подобных судов, действовавших в провинциальной России. Если говорить о реформах того времени, они были направлены на то, чтобы помочь народу увеличить свое благосостояние, уравнять сословия, сделать Россию страной свободных и просвещенных граждан.
Список литературы
1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 42. О. 5.
2. Громикова О.Е. Присяжные заседатели Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: эволюция социального состава / О.Е. Громикова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. N 8 (14). Ч. 3. С. 70 - 76.
3. Демичев А.А. Деятельность российского суда присяжных в 1864 - 1917 гг.: историко-социальные аспекты (на материалах Московского судебного округа): дис. ... к.и.н. / А.А. Демичев. Н. Новгород, 1998.
4. Демичев А.А. Сравнительно-правовое исследование суда присяжных в России (история и современность): дис. ... д.ю.н. / А.А. Демичев. Н. Новгород, 2003.
5. Российское законодательство X - XX вв.: в 9 т. Судебная реформа 1864 г. Т. 6, 8 / под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1991.
6. Тараканова Н.Г. Судебная реформа 1864 г. в российской провинции (на примере Пензенской губернии): дис. ... к.и.н. / Н.Г. Тараканова. Саранск, 2002.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.