Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭВОЛЮЦИЯ СТАТУСА СУДЕЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
В.А. ВОРОПАНОВ
Данная статья продолжает публикации, посвященные исследованию проблемы эволюции статуса судей в "дореформенный" период судебной системы Российской империи <1>.
--------------------------------
<1> См.: Правовое регулирование статуса судей и судебных представителей в законодательстве Екатерины II // История государства и права. 2012. N 20. С. 41 - 45; Правовое регулирование порядка отбора и назначения лиц на должности судей и судебных представителей в законодательстве Российской империи первой половины XIX в. // Администратор суда. 2013. N 1. С. 30 - 34.
В 1832 г. основные элементы юридического статуса судей зафиксировал Свод законов. Первой обязанностью лица, утвержденного в судейской должности, являлось принесение присяги <2>. Текст клятвенного обещания соответствовал религиозному сознанию судьи и закреплял его духовно-нравственную ответственность за осуществление правосудия <3>. Для усиления чувств служебной дисциплины и ответственности представители городских и сельских сословий были облечены в 1837 - 1842 гг. в особые мундиры <4>. При вступлении в должность председатель суда знакомился с количеством неразрешенных дел и неисполненных решений, перенимая ответственность коллег <5>.
--------------------------------
<2> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. I. N 13. Ст. IX; Т. VI. N 4989. § 115, Приложение Д; Т. XI. N 9322. § 28; СЗ РИ. Т. III. Кн. I. Ст. 409; Кн. II. Ст. 231, 526.
<3> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XVII. N 16126; Т. XIX. N 17747.
<4> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XII. N 9983, 10690; Т. XVII. N 15328; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 434, 558.
<5> СЗ РИ. Т. II. Ч. I. Ст. 2378. Примечание, 4048.
Верховная власть прилагала законодательные усилия в целях специальной подготовки <6> и повышения квалификации государственных служащих, оправдывая увеличение их роли в осуществлении правосудия. Первое исключение в распределении полномочий Государственный совет сделал в 1810 г. для судов в Сибири <7>. В 1824 - 1825 гг. сенаторы А.А. Долгоруков и Е.А. Дурасов, ревизовавшие Вятскую губернию, отметили низкий уровень занятости в уездных судах дворянских заседателей, объяснявшуюся малочисленностью первого сословия в Приуралье. Указав на объем задач судьи, руководившего деятельностью часто малограмотных сельских депутатов, ревизоры инициировали расширение правомочий табельных членов в целях ускорения производства дел. В январе 1827 г. Государственный совет одобрил представление Сената и распространил новые правила на все уездные суды империи <8>. В 1831 г. был установлен 6-летний срок исполнения должностей чиновниками для более успешного применения ими практических знаний <9>.
--------------------------------
<6> СЗ РИ. Т. III. КН. I. Ст. 403, 1153.
<7> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXI. N 24319.
<8> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. II. N 862; СЗ РИ. Т. II. Ч. I. Ст. 4016.
<9> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VI. N 4989. § 92.
Перспективное вытеснение сословного принципа осуществления правосудия выражалось в допуске с 1802 г. представителей городских сословий к рассмотрению всех дел, поступавших в суды второй инстанции <10>. На этапе подготовки судебной реформы в случае индивидуального объединения магистрата с уездным судом законодатель последовательно уравнивал в полномочиях "гражданских" заседателей с чиновными членами "присутствия" <11>.
--------------------------------
<10> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. N 20284. П. 3; СЗ РИ. Т. II. Ч. I. Ст. 2383.
<11> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXIV. N 23503. § 4; Т. XXVI. N 25695. Ст. 4; Т. XXVII. N 26597. § 4; Т. XXIX. N 28860. Ст. 4; Т. XXXIV. N 34406. Ст. 3; Т. XL. N 41098. Ст. 4.
Статья 149 Общего губернского учреждения подтвердила процедуру и запрет на чье бы то ни было вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия <12>. Юридическая ответственность судей получила во второй четверти XIX в. последовательное развитие. Законодатель ограничил меры уголовно-правового воздействия на судей и регламентировал их имущественную ответственность в пользу лиц, пострадавших от низкого качества осуществления правосудия. Косвенным свидетельством растущего профессионализма государственных служащих стала передача в 1837 г. дел по обвинению высших судебных чиновников - председателей палат в подсудность Сената.
--------------------------------
<12> СЗ РИ. Т. II. Ч. I. Ст. 149; Т. III. Кн. I. Ст. 1193.
В целях достижения умеренности и объективности в наложении дисциплинарных взысканий на судей уездного звена в 1815 г. Государственный совет сосредоточил право опенирования в компетенции органов губернской администрации. Принципы опеки, установленной над деятельностью непрофессиональных судей в период становления государственного аппарата абсолютной монархии, были пересмотрены верховной властью в 1828 г.: система штрафов прекратила существование. Однако законодатель закрепил широкий перечень видов наказаний, налагавшихся на судей губернским начальством самостоятельно. Для лиц, служивших в Сибири, в виде исключения правительство сохранило материальные взыскания в виде опенирования. На основании неудовлетворительной статистики судебного делопроизводства закон позволял в порядке дисциплинарного наказания менять режим работы суда, удерживать судью в должности сверх установленного срока службы <13>.
--------------------------------
<13> См. подр.: Воропанов В.А. Эволюция ответственности судей в законодательстве Российской империи в конце XVIII - первой половине XIX в. // Юристъ-Правоведъ. 2012. N 4 (53). С. 71 - 75.
Законы сужали и регулировали внесудебные обязанности членов судейских коллегий <14>, поддерживали юридическую самостоятельность подчиненных лиц, предписывая им отклонять "противозаконные поручения" начальства <15>, укрепляя формально-правовые начала в служебных отношениях. С 1833 г. судей запрещалось направлять "в командировки по следственным и другим к должности их не относящимся делам" <16>. Регламентация полномочий и обязанностей давала чиновникам относительную свободу в рамках действующего законодательства.
--------------------------------
<14> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXVIII. N 29548.
<15> ПСЗ РИ. Собр. I. XXX. N 23546; СЗ РИ. Т. II. Ч. I. Ст. 96; Т. III. Кн. I. Ст. 1194.
<16> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VIII. N 6387; Т. XIII. N 11439; Т. XVI. N 14441; Т. XVIII. N 17118; Т. XXII. N 21687; СЗ РИ. Т. II. Ч. I. Ст. 4018. Примеч., 2388; Т. XV. Кн. II. Ст. 147, 148.
Тем не менее служебную зависимость судей и судебных представителей усиливала необходимость исполнения иных государственных полномочий на основаниях, предусмотренных законом. Председатели судов привлекались к руководству или членству в специальных комитетах и комиссиях: ревизских, рекрутских, дорожных, ярмарочных, по распределению земских повинностей, увеличению общественных доходов, оценке недвижимой собственности, общественного здравия, оспенных и холерных, по устройству больниц, организации противопожарной части, попечения о тюрьмах и др. <17> Уездным судьям передавались полномочия городничих <18> и уездных предводителей дворянства <19>. Члены городовых ратуш совмещали административную, хозяйственную, судебную деятельность.
--------------------------------
<17> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVI. N 19501; Т. XXXI. N 24372; СЗ РИ. Т. II. Ч. I. Ст. 2387, 4028; ГАКО. Ф. 583. Оп. 602. Д. 877; ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2836. Л. 990 об.; Д. 3070. Л. 387.
<18> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXIX. N 29927.
<19> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VI. N 4989. § 149; Т. XI. N 9322. § 29; СЗ РИ. Т. II. Ч. I. Ст. 279.
В руках губернской администрации сосредоточивалось управление всеми видами государственной гражданской службы. В 1827 г. Государственный совет подтвердил право на поощрение добросовестных чиновников и сословных депутатов в качестве прерогативы губернского начальства <20>. Выборная служба рассматривалась как часть карьеры при выделении лучших чиновников <21>. Лиц, не удостоенных знака отличия беспорочной службы, с 1835 г. запрещалось представлять к ежегодным денежным награждениям и орденам. От выслуги лет, чинов, числа и характера награждений зависели размеры пенсионных выплат отставным служащим <22>. Все чиновники, находившиеся в должностях судей, подлежали аттестации губернского руководства <23>.
--------------------------------
<20> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. II. N 1015.
<21> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. IV. N 2737; Т. XXIII. N 22232.
<22> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. X. N 8084.
<23> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXII. N 16187. Ст. 25; СЗ РИ. Т. III. Кн. I. Ст. 1465, 1466, 1468, 1469; ГАКО. Ф. 582. Оп. 2к. Д. 16. Л. 43 - 45; ГАОрО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 10796. Л. 50 - 51 об.; ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1064. Л. 2.
С санкции начальников губерний судьи пользовались правом на отпуск. На срок до 28 дней для председателей палат и до 4 месяцев для остальных судей отпуск предоставлялся губернским начальством. Заседатели палат и совестных судов увольнялись в отпуск палатами и совестными судами <24>. Порядок предоставления отпусков учитывал потребности судебных представителей в их хозяйственной деятельности: членам магистратов и ратуш в 1854 г. было вновь предоставлено право оставлять службу на срок до 2 месяцев "без предварительного разрешения губернского начальства" <25>. Правила об отпусках распространялись на выборных судей этнических сословий <26>.
--------------------------------
<24> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. N 20179, 20608. П. 9; Собр. II. Т. VI. N 4989. § 144, 146; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 273, 275, 443, 530. Примеч. 2.
<25> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXIV. N 23130; Т. XXIX. N 28098; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 441.
<26> ГААО (Государственный архив Астраханской области). Ф. 488. Оп. 1. Д. 243. Л. 1 - 6; Д. 351. Л. 1 - 4; Д. 646. Л. 1 - 10; Д. 714. Л. 1 - 14.
Обязанность служить обусловила особенности правового регулирования оснований приостановления и прекращения полномочий судьи. Приостановление полномочий выборного судьи допускалось исключительно "в случае важнаго преступления", "отрешение" от должности - на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора судебной палаты <27>. До отмены системы дисциплинарных штрафов судья мог быть удален от исполнения обязанностей как непригодный после неоднократных материальных взысканий <28>. Досрочное увольнение чиновных судей по уважительным причинам осуществлялось губернским руководством с согласия сословных предводителей. Лица, назначенные в должность "высочайшими" указами, увольнялись с "соизволения" императора <29>. В связи с увеличением в 1831 г. срока службы в должности судей чиновники были наделены правом просить увольнения после трех лет исполнения обязанностей <30>. Увольнение от должности допускалось и при соблюдении норм табельной иерархии, установленной законом: перевод мещанина в купеческую гильдию влек несоответствие его нового статуса классу занимаемой должности <31>. Городских депутатов, введенных в состав уездных (окружных) судов, следовало сменять поочередно, поддерживая продуктивность судопроизводства <32>.
--------------------------------
<27> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VI. N 4989. § 139; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 266; Т. XV. Кн. II. Ст. 658.
<28> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. N 20127.
<29> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXX. N 23538. П. 1; Т. XXXI. N 24916; Т. XXXV. N 27247; Собр. II. Т. VI. N 4989. § 150, 151; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 282, 283.
<30> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VI. N 4989. § 152; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 284.
<31> СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 448.
<32> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXIV. 23503. § 5; Т. XXVI. N 25695. Ст. 5; Т. XXVII. N 26597. § 5; Т. XXIX. N 28860. Ст. 5; Т. XXXIV. N 34406. Ст. 2; Т. XL. N 41098. Ст. 3.
На судей, являвшихся чиновниками, распространялось право на вознаграждение за добросовестную службу знаками отличия, орденами, получение пенсий и пособий <33>. Закон уравнял для дворян, записанных в гильдию, "городовую" службу со службой по выбору сословия <34>. Размеры денежных окладов, установленные правительством, не выделяли судей среди государственных служащих. В 1825 г. монарх санкционировал уравнение окладов жалованья в судах второй инстанции с казенными палатами и губернскими правлениями <35>. Очередной шаг по пересмотру оплаты труда судей был сделан в 1835 г.: выплаты уездным судьям увеличены до 1200 руб., заседателям в палатах - до 1000, в уездных судах - до 800 руб. в год <36>. С 1831 г. дополнительные материальные компенсации в пользу судей было предложено осуществлять дворянским собраниям из сумм земского сбора и сословных касс <37>. Наконец, в пользу судей передавалась половина штрафных денег, взысканных с фигурантов за обжалование законных решений суда, служивших "ободрением и поощрением к внимательному и осторожнейшему рассмотрению и решению дел по законам" <38>.
--------------------------------
<33> СЗ РИ. Т. III. Кн. I. Ст. 1139; Кн. II. Ст. 241, 245, 246, 248, 256, 258.
<34> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIX. N 22418. Ст. 7; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 390.
<35> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XL. N 30291.
<36> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. IX. N 7369; Т. X. N 7744, 7858.
<37> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XII. N 10185. П. 4, 10542; Т. XIII. N 11163; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 251, 256.
<38> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXVII. N 20127. П. 10; Собр. II. Т. XII. N 10662; СЗ РИ. Т. X. Ч. II. Ст. 237 - 241; ГАОО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2369. Л. 1 - 11 об.
Законодатель поощрял службу в отдельных периферийных губерниях и областях, малопривлекательных для чиновников. В частности, в начале XIX в. заседатели уездных судов в Пермской и Оренбургской губерниях получали по 250 руб. в год, в Вятской губернии - 275 руб. Уездным судьям выплачивалось по 300 и 360 руб. в год соответственно <39>. Специальный порядок вознаграждения чиновников действовал в Сибири, где заседатели в начале XIX в. имели оклад в 375, судьи - в 450 руб. Члены судебных палат получали от 600 до 900, председатели - 1350 руб. в год <40>. Изменение окладов производилось в 1822 и 1837 гг. По штату 1837 г. председателю губернского суда в Сибири начислялось 4000, товарищу 2500, советнику 2000, окружному судье 1500 и заседателю 1000 рублей в год <41>. Для судей, отработавших в Сибири, предусматривались повышенные пенсии <42>. По штату 1856 г. заседатель окружного суда в Сибири получал уже 350 руб. серебром, судья - 600, члены губернского суда - от 560 до 1400 руб. в год <43>. Указ Сената от 29 ноября 1857 г. распространил на чиновников, назначенных в должности председателей губернских судов в Сибири, право получения пособия в размере 450 руб. "на подъем и обзаведение" <44>.
--------------------------------
<39> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. N 20410. П. 6.
<40> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XLIV. Ч. 2. N 24985.
<41> ГАТО. 3. Оп. 19. Д. 116. Л. 32 - 35.
<42> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VIII. N 6212; Т. XI. N 9207.
<43> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXXI. N 31222.
<44> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXXII. N 32496.
Жалованье оставалось главным источником официальных доходов большинства чиновников <45>. Вынужденный поиск средств нередко сопровождался использованием судьей служебного положения, наносившим прямой ущерб интересам правосудия <46>. Сибирским чиновникам запрещалось вступать в долговые обязательства с крестьянами и инородцами <47>. Слабая материальная обеспеченность чиновников побуждала правительство, декларировавшее непримиримое отношение к коррупции в судах <48>, терпимо относиться к должностным преступлениям. Между тем взяточничество воспроизводилось в России первой половины XIX столетия в обычной форме "кормлений", позволяя наиболее влиятельным лицам оставаться над законом. Так, регулярную передачу денег судьям от имени Н.Н. Демидова совершал стряпчий Нижнетагильской конторы <49>. Постоянные расходы на суды и администрацию в Пермской губернии несли князья Голицыны. В начале XIX в. выплаты носили преимущественно натуральный характер - от хлеба до фуража, в середине столетия - денежный <50>.
--------------------------------
<45> См. подр.: Маркова И.Б. Управление Сибирью в 20 - 60-е годы XIX в.: дис. ... к.и.н. Новосибирск, 1985. С. 165; Матханова Н.П. Положение русского провинциального чиновничества в середине XIX в.: закон и жизнь // Гуманитарные науки в Сибири. Серия "Отечественная история". Новосибирск, 1999 и др.
<46> ГАОрО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 315. Л. 1 - 3.
<47> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. X. N 7779.
<48> ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXIII. N 26387.
<49> Мельчакова О.А. Организация судопроизводства в Нижнетагильском горнозаводском хозяйстве во второй половине XVIII - начале XIX в. // Проблемы истории России. Вып. 2. Опыт государственного строительства XV - XX вв. Екатеринбург, 1998. С. 58 - 59.
<50> Писарькова Л.Ф. К истории взяток в России (по материалам "секретной канцелярии" кн. Голицыных первой половины XIX в.) // Отечественная история. 2002. N 5. С. 33 - 49.
В 1859 г. правительство произвело увеличение жалованья заседателям и судьям уездных судов в 37 губерниях до 350 и 525 руб. серебром соответственно <51>, что не отменило потребности в принятии индивидуальных решений в отношении судов отдельных провинций в связи с особыми условиями их работы. Так, в 1864 г. Государственный совет распорядился выплатить членам ряда уездных судов в Оренбургской губернии, переживавшей интенсивную колонизацию, по 1250 руб. 50 коп. <52>. Реальное обеспечение гарантий социальной защиты судей требовало принципиальной перестройки судебной системы и обновления кадровой политики в ведомстве Министерства юстиции.
--------------------------------
<51> Журнал Министерства юстиции. 1859. Т. 1. С. 11 - 16.
<52> РГИА. Ф. 1405. Оп. 62. Д. 4115. Л. 1 об.
Для сословных представителей был разработан особый комплекс мер материальной и нематериальной служебной мотивации. Оплата труда сельских заседателей являлась низкой, денежные выплаты должностным лицам городовой службы оставлялись на усмотрение "общества" <53>, однако юридический статус судьи гарантировал сословным представителям особые компенсации. Закон наделял выборных лиц иммунитетом в рекрутской очереди и освобождал добросовестно прослуживших девять лет от рекрутской повинности <54>, а также избавлял купцов 3-й гильдии и мещан, избранных в должности, от телесных наказаний по решению суда <55>. Дополнительно к похвальным листам, выданным "обществом", бургомистры могли удостаиваться звания "степенных" <56>. После девяти лет добросовестной службы городские судьи наделялись правом носить мундир в отставке <57>.
--------------------------------
<53> СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 431, 557.
<54> Т. VI. N 4461, 4677. § 10. П. 2, § 130. П. 5; Т. IX. N 6712; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 438, 555; ГАПО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 86. Л. 95.
<55> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XVII. N 15206; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 437.
<56> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXI. N 19814; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 429 - 430.
<57> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. X. N 8020; СЗ РИ. Т. III. Кн. II. Ст. 434.
Таким образом, во второй четверти XIX в. верховная власть подготовила основательную юридическую базу для деятельности профессиональных судей. В середине XIX в. тенденции унификации статуса судей и профессионализации кадров проявлялись в обязательном включении чиновников в состав военно-судных комиссий, занятых рассмотрением дел с участием гражданского населения <58>, в распространении на офицеров, прикомандированных в суды общей подсудности, единых для судей правил привлечения к уголовной ответственности <59>. В мае 1847 г. окончательно был уравнен статус судей уездных и межевых судов <60>. Основополагающие элементы статусного положения судей судов общей подсудности законодатель последовательно распространил на судей третейских и низших судов.
--------------------------------
<58> ГАПО. Ф. 36. Оп. 2. Д. 236а. Л. 260 - 275, 375 об.; ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 498. Л. 308, 312, 329 об., 343 об., 387 об. ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. д. 745. Л. 172; Д. 2896. Л. 320.
<59> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XIX. N 18348; СЗ РИ. Т. XV. Кн. II. Ст. 763.
<60> ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXII. N 21183; ГАПО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 8. Л. 159.
Судебные уставы 1864 г. зафиксировали прогрессивные изменения в имперской судебной системе. Новый этап общественно-политического развития России ознаменовался существенными переменами в статусе судей, процесс эволюции и обеспечения реальности которого был прерван в 1917 г.
Список литературы
1. Воропанов В.А. Эволюция ответственности судей в законодательстве Российской империи в конце XVIII - первой половине XIX вв. / В.А. Воропанов // Юристъ-Правоведъ. 2012. N 4 (53). С. 71 - 75.
2. Маркова И.Б. Управление Сибирью в 20 - 60-е годы XIX в.: дис. ... к.и.н. / И.Б. Маркова. Новосибирск, 1985. С. 165.
3. Матханова Н.П. Положение русского провинциального чиновничества в середине XIX в.: закон и жизнь / Н.П. Матханова // Гуманитарные науки в Сибири. Серия "Отечественная история". Новосибирск, 1999.
4. Мельчакова О.А. Организация судопроизводства в Нижнетагильском горнозаводском хозяйстве во второй половине XVIII - начале XIX в. / О.А. Мельчакова // Проблемы истории России. Вып. 2. Опыт государственного строительства XV - XX вв. Екатеринбург, 1998. С. 58 - 59.
5. Писарькова Л.Ф. К истории взяток в России (по материалам "секретной канцелярии" кн. Голицыных первой половины XIX в.) / Л.Ф. Писарькова // Отечественная история. 2002. N 5. С. 33 - 49.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.