Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ НУЖНО ВЕСТИ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
КОТОВА Ю.
Еще с конца прошлого года Банк России готовился утвердить новый порядок ведения кассовых операций, который должен был начать действовать с этого года. Но из-за его постоянных доработок принятие документа все время откладывалось. В итоге новые правила ведения кассовых операций прошли регистрацию в Минюсте только 28 мая нынешнего года. Разберемся со всеми новшествами и нюансами такой важной темы.
Новый порядок ведения кассовых операций утвержден Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) и действует с 1 июня нынешнего года. С этой же даты прекратило действие Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", которое ранее регулировало вопросы кассовой дисциплины.
Порадует всех без исключения
Лимит остатка кассы
Начнем с главного, что порадует всех коммерсантов: теперь они освобождены от обязанности устанавливать лимит остатка кассы, что прямо следует из абз. 10 п. 2 Указания N 3210-У.
Фрагмент документа. Абзац 10 п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
Это значит, что хранить выручку в кассе теперь можно без временных и финансовых ограничений. Данное изменение сократит объем бумажной работы коммерсанта и количество возможных штрафов. Ведь до этих новшеств за нарушение лимита остатка кассы он мог быть оштрафован на сумму от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).
Необходимо особо отметить, что в добровольном порядке бизнесмен может продолжать устанавливать этот лимит, например, чтобы дисциплинировать кассовых работников, но это будет уже его желание, которое не подпадает под чей-либо контроль (кроме самого коммерсанта) и возможные штрафы.
Кассовые документы
Следующим важным новшеством является изменение в оформлении кассовых документов: предпринимателей освободили от обязанности вести кассовую книгу и оформлять приходные и расходные ордера, если они, в соответствии с законодательством, осуществляют учет (п. п. 4.1 и 4.6 Указания N 3210-У):
- доходов;
- доходов и расходов;
- физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;
- иных объектов налогообложения.
Как видно, данная льгота распространяется на всех коммерсантов. Однако если возможностью не вести кассовую книгу, вероятнее всего, воспользуются все предприниматели, так как в зависимости от режима налогообложения у каждого есть своя книга учета доходов и расходов <1>, то расходные, а особенно приходные ордера понадобятся многим. Ведь далеко не каждый покупатель товаров или тот, кто получает услугу от бизнесмена, согласится уйти без такого важного документа, по которому он сам учтет расходы. Вопреки проекту, который предусматривал изменения в этих документах, в итоговом варианте они остались в прежнем виде. Как и раньше, формы приходных и расходных ордеров (формы N N КО-1 и КО-2 соответственно) утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации". Изменения в заполнении самих форм большей частью технические.
--------------------------------
<1> Для ИП на ОСНО книга учета утверждена Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".
Для плательщиков ЕНВД книга учета не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.07.2010 N 03-11-11/192).
Для коммерсантов на УСН и ПСН книга учета утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения".
Для плательщиков ЕСХН книга учета утверждена Приказом Минфина России от 11.12.2006 N 169н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения".
Выдача денег под отчет
Коммерсант по-прежнему должен соблюдать правила выдачи под отчет денежных средств, которые он выдает своим работникам (п. 6.3 Указания N 3210-У). В целом правила не изменились: для получения под отчет денежных средств работник каждый раз должен писать соответствующее заявление. Однако если раньше в резолюции бизнесмен должен был собственноручно писать на заявлении работника сумму наличных и срок, на который они выдаются, то теперь и сумму, и срок можно указывать в тексте заявления, а коммерсант может написать только "исполнить" или "выдать". Сумму денежных средств и срок, на который она выдана, коммерсант может указать лишь в том случае, если она отличается от той, которую указал сотрудник в своем заявлении. Сама форма заявления осталась свободной.
Если предприниматель примет решение использовать в своей деятельности приходные и расходные ордера, то на сумму выданных под отчет денежных средств необходимо будет выписать расходно-кассовый ордер (п. 6.3 Указания N 3210-У).
Фрагмент документа. Пункт 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
Для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Если же деньги из кассы берет сам предприниматель для своей деятельности или личных нужд, то писать заявление не требуется.
Остались неизменными сроки, в которые сотрудник должен отчитаться в потраченных суммах. Работник, получивший под отчет наличные денежные средства, должен отчитаться за них не позже трех рабочих дней после истечения срока, на который они выданы, или со дня выхода на работу. Для этого необходимо предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - самому предпринимателю) авансовый отчет по форме N АО-1 (с приложением документов, подтверждающих расходы), а неизрасходованные средства вернуть в кассу (средства, обоснованно истраченные сверх выданной подотчетной суммы, могут быть возмещены работнику). Нельзя выдавать подотчетные средства работнику, который не отчитался по ранее выданным суммам (п. 6.3 Указания N 3210-У).
Ошибки можно исправить
Указание N 3210-У разрешило коммерсантам вносить корректировки в некоторые документы, которые применяют при работе с кассой. Ранее действовавший порядок такой возможности не предоставлял, он запрещал вносить исправления во все документы. Теперь можно изменять следующие документы:
- кассовую книгу (форма N КО-4);
- книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5);
- расчетно-платежную ведомость (форма N Т-49);
- платежную ведомость (форма N Т-53);
- авансовый отчет (форма N АО-1).
Чтобы внести исправления, надо зачеркнуть неверную информацию, вписать правильную, внести дату исправления и заверить все это подписью работника, который оформлял документ, с расшифровкой его инициалов. Нельзя вносить корректировки в формы приходных и расходных ордеров (формы N N КО-1 и КО-2 соответственно).
Ознакомившись со всеми изменениями, можно сделать вывод, что законодатели сдерживают свои обещания в намерении сократить объем бумажной работы и максимально упростить порядок учета для малого бизнеса.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.