Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБ ИДЕЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДАХ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Ф.С. СОСЕНКОВ
Древнерусская политико-правовая мысль дает нам самобытную картину взглядов на общество, государство и право. Мыслителями этой эпохи своеобразно развиваются многие вопросы политико-правовой сферы, в том числе идеи государственного единства. В современном значении государственное единство юридической наукой определяется как отказ от каких-либо проявлений сепаратизма, т.е. такой политики в отдельных частях государства, которая не учитывает интересов всего государства и противопоставляет им местные интересы <1>. Также отмечено, что государственное единство предполагает весьма значительный объем и высокий уровень согласованных позиций, интересов и отношений между институтами государственности, взаимосвязанных с политической и правовой системами, а также с гражданским обществом на основе взаимодействия в разрешении конкретных проблем общественного развития, что обеспечивает устойчивую структуру власти и властных отношений в государстве, его территориальную целостность <2>.
--------------------------------
<1> Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 144.
<2> Левакин И.В. Государственное единство России: теоретико-правовое исследование: дис. ... д.ю.н. М., 2003. С. 13.
Исследователями высказаны некоторые предостережения от буквального использования современных терминов к государственно-правовым явлениям рассматриваемого периода <3>. Так, на рубеже XX в. ряд ученых отрицали наличие на Руси государства вплоть до окончания феодальной раздробленности <4>. Обращается также внимание на то, что Древнерусское государство не обладало формально определенной территорией (отсутствие пограничных линий, картографического описания границ) и четко определенным населением (имеется в виду отсутствие политико-правовой связи государства с народом) <5>. Принимая во внимание названные выше позиции, в целях настоящего исследования будем считать, что Древнерусское государство на рассматриваемом этапе своего развития состояло из населения, которое себя с ним ассоциировало. Нельзя также отрицать географическую закрепленность на местности территории, на которую распространялась государственная власть. Очевидно в этой связи, что категория "государственное единство" вполне может быть рассмотрена в качестве одной из идей политико-правовой мысли Древней Руси.
--------------------------------
<3> См.: Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. N 10. С. 112.
<4> См.: Советская историография Киевской Руси. Л., 1978. С. 129.
<5> См.: Чертков А.Н. Территориальное устройство Древнерусского государства: поиск правовой основы // История государства и права. 2010. N 21. С. 34.
В рамках данной статьи рассмотрим, как данная идея выражалась в политико-правовых взглядах великого киевского князя Владимира Мономаха (1053 - 1125 гг.). О политических воззрениях Мономаха мы можем судить из материалов "Повести временных лет", а также собственных произведений князя - "Поучения детям", "Отрывка (автобиографии)", "Послания Олегу Черниговскому", объединенных под общим названием в "Поучение Владимира Мономаха". Данное произведение примечательно, кроме всего прочего, тем, что является единственным развернутым политическим и моральным наставлением, созданным не духовным лицом, а государственным деятелем <6>. В деятельности и творчестве Владимира Мономаха нашла воплощение объединительная тенденция. Данные устремления проявились в период углубления кризиса феодального общества и ослабления сил, связывавших политическую организацию Руси <7>.
--------------------------------
<6> См.: История русской литературы X - XVII вв.: учебное пособие / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; под ред. Д.С. Лихачева. М.: "Просвещение", 1979. С. 99.
<7> См.: Золотухина М.Н. Владимир Мономах и развитие русской правовой культуры // Советское государство и право. 1982. N 5. С. 71.
Мыслями о необходимости сохранить единство Русской земли проникнуто в "Повести временных лет" описание Любечского съезда, на который собрались князья в 1097 г. после междоусобных войн. Владимир Мономах был активным участником съезда. "В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались на совет в Любече для установления мира и говорили друг другу: "Зачем губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны" <8>. Главное решение съезда - уговор князей жить в мире, не посягать на чужие уделы: "Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей" <9>.
--------------------------------
<8> Повесть временных лет / пер. Д.С. Лихачева // "Изборник". Сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Издательство "Художественная литература", 1969. С. 83.
<9> Там же. С. 83.
Принятое решение, по сообщению летописца, скреплено крестным целованием и уговором коллективно воздействовать на того, кто нарушит клятву: "И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская" <10>.
--------------------------------
<10> Там же.
Сразу же после съезда установленный уговор был нарушен: волынский князь Давыд Игоревич подговорил киевского князя Святополка Изяславовича против теребовльского князя Василька. Они заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи глаза. Преступление это нарушало не только уговор о единстве Русской земли, но и моральные нормы о братстве, родстве русских князей. По словам летописца, "Владимир (Мономах. - Ф.С.) же, услышав, что схвачен был Василько и ослеплен, ужаснулся, заплакал и сказал: "Не бывало еще такого на Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших" <11>. Глубокой скорбью и объединительным мотивом наполнено восклицание Мономаха: "Воистину отцы наши и деды наши соблюдали землю Русскую, а мы хотим погубить" <12>.
--------------------------------
<11> Повесть временных лет... С. 89.
<12> Там же. С. 91.
Летописец подчеркивает, что государственное единство необходимо не только для внутренней упорядоченности властных отношений, но и для обороны государства. Эта мысль приписывается Владимиру Мономаху: "...если этого не поправим, то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русская, и враги наши, половцы, придя, возьмут землю Русскую" <13>. Следует согласиться в этой связи с мыслью, что к осознанию необходимости сильной централизованной власти приводили также многочисленные войны за существование и соседство с недружелюбными кочевыми племенами <14>.
--------------------------------
<13> Там же. С. 90.
<14> См.: Боднар А.В. Направления и проблемы в исследовании политико-правовых основ формирования и становления государственности на Руси // История государства и права. 2007. N 21. С. 26; Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика в зеркале истории (IX - XV вв.) // История государства и права. 2010. N 4. С. 36 и др.
Владимир Мономах был убежденным сторонником норм удельно-лествичной системы, обеспечивающей в значительной мере единство Древнерусского государства. Принципы феодального вассалитета, скреплявшие княжества в общее государственное пространство, являлись для Мономаха прямым руководством к действию: так, в 1094 г. он добровольно уступил черниговский "стол" Олегу Святославичу <15>. Удельно-лествичный порядок осуществления и наследования княжеской власти предполагал то, что при нем обеспечивалось непременное соучастие членов династии в государственном управлении, переход князей по старшинству из одного княжества в другое, в результате чего каждый из них потенциально со временем мог получить великокняжеский "стол".
--------------------------------
<15> См.: История русской литературы X - XVII вв.: учебное пособие / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; под ред. Д.С. Лихачева. М.: "Просвещение", 1979. С. 97.
Даже при выделении новых уделов государственное единство сохранялось как идеальная норма <16>. Такая политическая система поддерживала единство страны: попытка мятежа в равной степени нарушала права политической власти всех членов княжеского рода <17>.
--------------------------------
<16> См.: Плотникова О.А. Система властвования на Руси через призму ментальности // История государства и права. 2008. N 11. С. 40.
<17> См.: Озеров В.В. Проблемы формирования удельно-лествичной формы организации государственной власти на Руси // История государства и права. 2007. N 21. С. 27.
Принципы, на которых строилось управление Древнерусским государством, формулируются и закрепляются князем в "Поучении детям". Основная мысль "Поучения": князь безусловно должен подчиняться "старейшему" (т.е. старшему князю), не враждовать с другими князьями, избегать ненужного кровопролития, то есть блюсти мир и стабильность на Русской земле. На своем примере он показывает, как необходимо сохранять единство и превозмогать соблазны завладеть чужим княжеством. Вспомнив призыв братьев выгнать Ростиславичей и завладеть их волостью, он воспроизводит свой ответ: "Хоть вы и гневайтесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить" <18>. С точки зрения князя, политические отношения должны быть основаны на религиозном самосознании, а нарушение политического мира и политического договора, скрепленного крестным целованием, - не только политическое, но и религиозное преступление. В этой связи нравственность правителей - главная сила, способная объединить Русские земли в единое целое <19>.
--------------------------------
<18> Поучение Владимира Мономаха / пер. Д.С. Лихачева // "Изборник". Сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Издательство "Художественная литература", 1969. С. 147.
<19> См.: Павлова С.В., Бодунова О.Г. Древнерусский образ идеального правителя (X - начало XIII в.) // История государства и права. 2009. N 23. С. 22.
"Отрывок (автобиография)" повествует о многочисленных войнах и охотах, в которых прошла жизнь князя: "А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет" <20>. Данное произведение непосредственно не говорит о необходимости сохранения единства Русской земли, однако иллюстрирует безропотное подчинение великому князю и союз с другими князьями, которыми такое единство достигается. "Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску" <21>. "Затем послал меня Святослав в Польшу..." <22>. "...И я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой - в Новгород; весной - Глебу в помощь" <23>. "И весной посадил меня отец в Переяславле выше всей братии..." <24>.
--------------------------------
<20> Поучение Владимира Мономаха... С. 157.
<21> Там же.
<22> Там же.
<23> Там же.
<24> Там же. С. 159.
Поводом к написанию "Послания Олегу Черниговскому" послужило убийство в ходе междоусобной распри сына Мономаха - Изяслава. Потеряв сына, князь находит в себе силы не мстить, не сеять раздор, а выступить с призывом к примирению, ставя государственные интересы превыше собственных. Так, он соглашается с другим своим сыном: "Договоримся и помиримся... не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут они пред Богом; а Русскую землю не погубим" <25>. Мономах стремится к тому, что прекратились междоусобные войны, надеется, что Олег напишет ответную "грамоту... с правдою", получит "добром" свой удел, и тогда, как желает Мономах, "лепше (т.е. лучше. - Ф.С.) будем яко и прежде" <26>.
--------------------------------
<25> Там же. С. 165.
<26> См.: История русской литературы X - XVII вв.: учебное пособие / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; под ред. Д.С. Лихачева. М.: "Просвещение", 1979. С. 99.
Таким образом, идея государственного единства, единства Русской земли является центральной для всех произведений Владимира Мономаха. Данные представления не только были четко выражены, но и неукоснительно соблюдались князем в процессе политической деятельности. Все перечисленное объясняет то, что Владимир Мономах пользовался большим авторитетом среди более поздних правителей - собирателей Русских земель, которые нередко обращались к его творчеству.
Список литературы
1. Боднар А.В. Направления и проблемы в исследовании политико-правовых основ формирования и становления государственности на Руси / А.В. Боднар // История государства и права. 2007. N 21. С. 26.
2. Золотухина М.Н. Владимир Мономах и развитие русской правовой культуры / М.Н. Золотухина // Советское государство и право. 1982. N 5. С. 71.
3. История русской литературы X - XVII вв.: учебное пособие / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; под ред. Д.С. Лихачева. М.: "Просвещение", 1979. С. 97, 99.
4. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 144.
5. Левакин И.В. Государственное единство России: теоретико-правовое исследование: дис. ... д.ю.н. / И.В. Левакин. М., 2003. С. 13.
6. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика в зеркале истории (IX - XV вв.) / А.П. Мазуренко // История государства и права. 2010. N 4. С. 36.
7. Озеров В.В. Проблемы формирования удельно-лествичной формы организации государственной власти на Руси / В.В. Озеров // История государства и права. 2007. N 21. С. 27.
8. Павлова С.В., Бодунова О.Г. Древнерусский образ идеального правителя (X - начало XIII в.) / С.В. Павлова, О.Г. Бодунова // История государства и права. 2009. N 23. С. 22.
9. Плотникова О.А. Система властвования на Руси через призму ментальности / О.А. Плотникова // История государства и права. 2008. N 11. С. 40.
10. Повесть временных лет / пер. Д.С. Лихачева // "Изборник". Сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Издательство "Художественная литература", 1969. С. 83.
11. Поучение Владимира Мономаха / пер. Д.С. Лихачева // "Изборник". Сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Издательство "Художественная литература", 1969. С. 147.
12. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки / А.П. Семитко // Государство и право. 1992. N 10. С. 112.
13. Советская историография Киевской Руси. Л., 1978. С. 129.
14. Чертков А.Н. Территориальное устройство Древнерусского государства: поиск правовой основы / А.Н. Чертков // История государства и права. 2010. N 21. С. 34.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.