Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В НОРМАХ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л.Г. КЛЮКАНОВА
Признание такой правовой категории как "эколого-правовой статус личности", трактуемой как совокупность ее экологических прав, обязанностей, основных инструментов и процедур защиты, а также гарантий <1>, стало возможным в Российской Федерации только после принятия Конституции 1993 г. <2>
--------------------------------
<1> См.: Бринчук М.М. Концепция развития экологического законодательства Российской Федерации. СПб.: Изд-во Юридического института, 2009. С. 16 - 20.
<2> См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237. 25 декабря.
При этом и по сей день в теории науки экологического права ведется дискуссия о том, является ли эколого-правовой статус личности составным элементом ее конституционного статуса <3> или же представляет собой самостоятельный отраслевой (специальный) статус <4>.
--------------------------------
<3> См., например: Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. N 1. С. 20.
<4> См., например: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999. С. 175.
Конституционный статус личности закреплен в нормах Конституции Российской Федерации и базируется на основополагающих идеях концепции прав человека. Структура конституционного статуса личности связана с институтом гражданства, содержанием правосубъектности, комплексом прав, свобод и обязанностей, а также системой правовых принципов. Признание основных прав человека и гражданина не просто неотчуждаемыми, но и высшей ценностью государства, гарантирующего таковые, провозглашается в нормах основного закона страны. Конституционные права: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные определяются в тексте гл. 2 Конституции Российской Федерации.
Экологические права и свободы относятся к числу третьего поколения - "коллективным" правам и свободам человека и гражданина <5> - их особенность заключается в том, что они могут быть реализованы не только лично каждым индивидом, но и общностью людей (более того, к ее составу могут быть отнесены и будущие поколения людей). Индивид, реализуя эти права, выступает как представитель общества, но, с другой стороны, существующие механизмы реализации коллективных прав не должны приводить к ущемлению личных прав и законных интересов индивида. При этом следует помнить, что экологические интересы, безусловно, являются по своей природе публичными <6>, т.е. признанными государством и обеспеченными правом общественными интересами <7>, которые могут быть реализованы только коллективно, сообща, т.к. их удовлетворение в индивидуальном порядке объективно не мыслится возможным, но при этом они служат средством удовлетворения интересов каждого члена общества (в том числе и как способ защиты от глобальных экологических угроз).
--------------------------------
<5> См.: Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: Норма, 1996. С. 19, 147 - 151.
<6> См.: Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права. 2005. N 7. С. 25; Федоткина Н.В. Экологический референдум в России: вчера и сегодня // Законодательство и экономика. 2006. N 9. С. 61 - 64.
<7> Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. N 1. С. 6.
Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права, направленные на удовлетворение различных потребностей человека при взаимодействии с окружающей природной средой. Это группа его прав по отношению к государству, объем его возможных притязаний и требований, предусматривающий целый комплекс правомочий, таких, например, как: свобода поведения человека, реализуемая в рамках, установленных нормой права; возможность пользоваться определенным установленным государством благом; правомочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; возможность защиты нарушенного права, в том числе и возможность требовать от государства защиты от посягательств на свои права.
При этом не следует забывать, что права человека и гражданина - понятия не равнозначные. Именно гражданство, т.е. устойчивая правовая связь индивида с государством, предоставляет ему ряд важнейших прав, обеспеченных самим государством. Права человека являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми и гарантируются нормами прежде всего международного права, а также нормами национального законодательства. Целый ряд международно-правовых актов устанавливает общие стандарты прав и свобод личности, определяя минимальный уровень их трактовки и соблюдения, который должен быть обеспечен государством <8>. В целом, можно утверждать, что в современных условиях формирования глобальной окружающей среды с тенденцией на ноосферное развитие экологические права принадлежат в значительно большей степени именно человеку - личности новой информационной эпохи "третьей волны" <9>, переосмысливающей свое чувство ответственности перед окружающей средой. Статья 42 Конституции гарантирует экологические права каждому - человеку и гражданину, при этом отмечается, что "естественное право человека на благоприятную окружающую среду является атрибутивным качеством человека как социального существа" <10> независимо от каких-либо обстоятельств.
--------------------------------
<8> См.: Соколова Н.А. Механизм международного управления системы ООН в сфере охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2008. N 8. С. 98 - 107.
<9> См.: Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.
<10> Никишин В.В. О естественном праве на благоприятную окружающую среду // Экологическое право. 2011. N 5. С. 10.
Существование экологической правоспособности граждан - юридически обеспеченной возможности обладать закрепленными в законодательстве правами и обязанностями, реализующимися в сфере природопользования и охраны окружающей среды, базируется на общей правоспособности, возникающей с момента рождения человека и сохраняющейся на протяжении всей жизни - она неотделима, неотчуждаема и необходима для существования <11>. Способность же к активному осуществлению экологических прав связана с понятием дееспособности.
--------------------------------
<11> В ряде случаев отмечается, что экологическая правоспособность базируется на отраслевой правоспособности, совпадающей, впрочем, в данном случае с общей. См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999. С. 175.
По уровню правового регулирования экологические права в Российской Федерации подразделяются на конституционные (основные) и иные права в области природопользования и охраны окружающей среды. Так, основными конституционными экологическими правами граждан являются в первую очередь право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Иные экологические права названы в нормах экологического законодательства и в первую очередь в ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <12>, а также в ряде иных федеральных законов.
--------------------------------
<12> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Вопрос о существовании самостоятельной категории таких прав, как экологические, до сих пор вызывает определенные дискуссии. Так, отмечается, что изначально право человека на благоприятную окружающую среду не было выделено в самостоятельную категорию и подразумевалось входящим в состав права на жизнь и права на "достаточный жизненный уровень" <13>. Ряд авторов и в настоящее время относят право на благоприятную окружающую среду к социальным и личным правам <14>.
--------------------------------
<13> Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009. С. 102.
<14> См.: Шатаева С. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду и механизм его реализации в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 13; Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009. С. 102.
Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности <15>, более того, как важное звено конституционного статуса личности и центральный компонент ее эколого-правового статуса включает в себя различные составляющие, связанные с осуществлением природопользования и охраной окружающей среды, и важнейшие предпосылки сохранения окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду трактуется как комплексное, естественное, неотчуждаемое право, реализуемое как индивидуально, так и (преимущественно) коллективно <16>. Данное право в большинстве случаев рассматривается как пассивное - непрерывное право пользования (природным и социальным) благом - благоприятным состоянием окружающей среды, не предусматривает наличия у субъекта каких-либо специальных юридических свойств и качеств <17>. Но ряд исследователей указывают на то, что реализация права на благоприятную окружающую среду осуществляется посредством таких прав, как право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, создание общественных объединений в области охраны окружающей среды и др., понимая под реализацией указанного права совершение именно активных действий <18>.
--------------------------------
<15> См.: Васильева М.И. Указ. соч. С. 23.
<16> См.: Боголюбов С.А. Указ. соч. С. 24; Шатаева С. Указ. соч. С. 12; Копылов М.Н., Солнцев А.М. Экологические права в системе международно-признанных прав человека // Государство и право. 2010. N 3. С. 25.
<17> См., например: Борисов С.В. Некоторые проблемы реализации экологических прав граждан // Актуальные проблемы правоведения. 2008. N 2. С. 57.
<18> См., например: Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду // Гражданин и право. 2009. N 2. С. 72 - 80.
Высказывается точка зрения о целесообразности декларировать только право на благоприятную окружающую среду, а все остальные экологические права обозначить как средство его реализации или гарантии <19>.
--------------------------------
<19> См.: Третьякова А.А. Экологические права граждан по законодательству государств-членов Европейского Союза: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 8.
Следует отметить также и то, что среди современных исследователей само понятие благоприятной окружающей среды является дискуссионным <20>. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. 1) определяет благоприятную окружающую среду как такую окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. При этом, как отмечается, в законе не указывается такой признак благоприятности окружающей среды, как ее безопасность для жизни и здоровья человека <21>. Таким образом, очевидно содержательное несовпадение между понятием благоприятной окружающей среды и понятием благоприятной среды обитания человека (а также благоприятных условий жизнедеятельности человека) и их неравнозначность <22>. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" называет благоприятным такое состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека <23>. Чрезвычайно важен вопрос о критериях качества окружающей среды - таковыми являются показатели ее соответствия техническим регламентам, требованиям и нормативам, установленным законодательством в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
--------------------------------
<20> См., например: Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. N 9. С. 37 - 39; Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды" // Экологическое право. 2002. N 2. С. 16 - 21; Бринчук М.М., Дубовик О.Л. Федеральный закон "Об охране окружающей среды": теория и практика // Государство и право. 2003. N 3. С. 30 - 41; и др.
<21> См.: Мисник Г.А. Осуществление экологических прав граждан / Материалы общероссийской научно-практической конференции "Правовые реформы в России: теория и практика осуществления". Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. С. 193.
<22> См.: Клюканова Л.Г. О соотношении экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ // Юридическая мысль. 2003. N 5. С. 99 - 100.
<23> См.: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Статья 1 // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
Общие гарантии реализации экологических прав граждан подразделяются на культурные, социальные, экономические, политические и др. Они определяются прежде всего состоянием и уровнем развития правового сознания и эколого-правовой культуры общества. При этом ряд авторов подчеркивают, что эколого-правовая культура населения все еще требует надлежащего воспитания и ее несовершенство негативно сказывается на реализации экологических прав <24>.
--------------------------------
<24> См., например: Седельникова М.В. Умение реализовать экологические права // Журнал российского права. 2003. N 4. С. 31; Назарова И.С. Теоретико-прикладные проблемы гарантированности экологических прав граждан // Юридическая мысль. 2004. N 6. С. 29.
Специальные (юридические) гарантии - механизмы, закрепленные в нормах действующего законодательства (экологический надзор и контроль, нормирование и стандартизация в сфере природопользования и охраны окружающей среды, экологический мониторинг, экологическая экспертиза, экологическое воспитание и просвещение и др.), "обеспечивают такое состояние, при котором экологические права граждан гарантируются обязанностями всех других субъектов экологических правоотношений не нарушать их, а также соблюдать и исполнять все другие требования законодательства об охране окружающей природной среды" <25>. Необходимо подчеркнуть особую роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <26>, должность которого была введена на основании п. "е", ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
--------------------------------
<25> Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Проблемы теории экологического права. 2005. N 1. С. 20.
<26> См.: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
Защита экологических прав оказывается тесно связанной с развитием демократических институтов гражданского общества в целом. Особое значение при этом имеют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в значительной мере восполняющие пробелы в доктринальном толковании положений Конституции Российской Федерации и основанных на ней законодательных норм. Так, например, Конституционный Суд в Постановлении "По делу о проверке конституционности положения закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова" указал, что праву на благоприятную окружающую среду "корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах" <27>.
--------------------------------
<27> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1996 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова" // СЗ РФ. 1996. N 14. Ст. 1550.
Конституция Российской Федерации предусматривает различные способы защиты экологических прав: судебную защиту; право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами; право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, и др. Наиболее эффективной следует признать процедуру защиты экологических прав граждан в судебном порядке. Более того, существует практика обращения в Европейский суд по правам человека. Так, в деле "Фадеева против Российской Федерации" Европейский суд установил факт нарушения ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <28> и указал, что в отношении заявительницы имело место нарушение права на уважение ее дома и частной жизни вследствие длительного воздействия на нее промышленных загрязнений (п. 139), что привело к "значительным неудобствами жизни заявителя, психическим расстройствам и в какой-то степени физическим страданиям" (п. 138). При том, что названная Конвенция не закрепляет право на благоприятную окружающую среду, равно как и иные экологические права, тем не менее, Судом был сделан вывод о том, что неблагоприятное состояние окружающей среды влечет за собой ухудшение качества жизни <29>.
--------------------------------
<28> См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
<29> См.: Постановление Европейского суда по правам человека от 9 июня 2005 г. Дело "Фадеева (Fadeyeva) против Российской Федерации" (жалоба N 55723/00) (бывшая Первая секция) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 3. С. 106 - 140.
Таким образом, понятие эколого-правового статуса личности базируется на нормах конституционного права, закрепляющего основы правового статуса личности, раскрывается в нормах экологического права, определяющего права и обязанности личности в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Литература
1. Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду // Гражданин и право. 2009. N 2. С. 72 - 80.
2. Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды" // Экологическое право. 2002. N 2. С. 16 - 21.
3. Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права. 2005. N 7. С. 25.
4. Борисов С.В. Некоторые проблемы реализации экологических прав граждан // Актуальные проблемы правоведения. 2008. N 2. С. 57.
5. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. N 9. С. 37 - 39.
6. Бринчук М.М., Дубовик О.Л. Федеральный закон "Об охране окружающей среды": теория и практика // Государство и право. 2003. N 3. С. 30 - 41.
7. Бринчук М.М. Концепция развития экологического законодательства Российской Федерации. СПб.: Изд-во Юридического института, 2009. С. 16 - 20.
8. Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. N 1. С. 20.
9. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009. С. 102.
10. Копылов М.Н., Солнцев А.М. Экологические права в системе международно-признанных прав человека // Государство и право. 2010. N 3. С. 25.
11. Клюканова Л.Г. О соотношении экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ // Юридическая мысль. 2003. N 5. С. 99 - 100.
12. Мисник Г.А. Осуществление экологических прав граждан / Материалы общероссийской научно-практической конференции "Правовые реформы в России: теория и практика осуществления". Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. С. 193.
13. Назарова И.С. Теоретико-прикладные проблемы гарантированности экологических прав граждан // Юридическая мысль. 2004. N 6. С. 29.
14. Никишин В.В. О естественном праве на благоприятную окружающую среду // Экологическое право. 2011. N 5. С. 10.
15. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: Норма, 1996. С. 19, 147 - 151.
16. Седельникова М.В. Умение реализовать экологические права // Журнал российского права. 2003. N 4. С. 31.
17. Соколова Н.А. Механизм международного управления системы ООН в сфере охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2008. N 8. С. 98 - 107.
18. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999. С. 175.
19. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. N 1. С. 6.
20. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.
21. Третьякова А.А. Экологические права граждан по законодательству государств-членов Европейского Союза: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 8.
22. Федоткина Н.В. Экологический референдум в России: вчера и сегодня // Законодательство и экономика. 2006. N 9. С. 61 - 64.
23. Шатаева С. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду и механизм его реализации в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 13.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.