Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.И. БЫЧКОВА
Правотворчество - одно из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления. Субъектом местного самоуправления является объединение жителей определенной территории, имеющих общие интересы в решении вопросов местного значения. Важная роль принадлежит нормативному способу самоуправления, когда решения муниципального образования принимаются в форме общего обязательного правила поведения, т.е. нормы или нескольких взаимосвязанных норм. Внешней формой выражения и закрепления норм муниципальных образований является документ - нормативный акт, издаваемый органом местного самоуправления или принимаемый непосредственно населением; он фиксирует волю местного сообщества, конституирует ее. Именно в правовых актах и через них проявляется и существует совокупная воля населения. При помощи этих документов воля, представляющая собой внутреннее, психическое явление, выступает вовне, в качестве волеизъявления, способного дать определенный эффект, направленного на достижение строго определенных последствий <1>.
--------------------------------
<1> Савченко Д.А. Понятие и виды местного нормотворчества / Д.А. Савченко, Е.С. Шугрина, В.А. Горожанин. Новосибирск, 1997.
Как справедливо отмечает С.В. Корсакова, муниципальное правотворчество имеет свою специфику - население муниципального образования, а также органы местного самоуправления, будучи относительно самостоятельными органами публичной власти, в пределах территории муниципального образования осуществляют подзаконную правотворческую деятельность в целях реализации прав и свобод жителей муниципальных образований, решения вопросов местного значения, а также других вопросов, которые не входят в компетенцию органов государственной власти. Законодательно такая деятельность не только признается и гарантируется, но и регламентируется <2>.
--------------------------------
<2> Корсакова С.В. Муниципальная правотворческая политика: понятие и проблемы реализации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. Май.
Отметим, что о правотворческих полномочиях в рамках осуществления местного самоуправления в Конституции Российской Федерации ничего не говорится. Тем не менее из Конституции РФ ясно, что в пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно.
Согласно словарю Д.Н. Ушакова самостоятельность - это: 1) способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность; 2) независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи <3>.
--------------------------------
<3> Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2005.
Обеспечение самостоятельности местного самоуправления немыслимо без наличия у органов, должностных лиц местного самоуправления и населения муниципального образования возможности правовой регламентации тех или иных вопросов местного значения.
Несмотря на отсутствие в Конституции РФ прямой правовой нормы о муниципальном правотворчестве, ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Региональное законодательство в части регламентации муниципального правотворчества ограничивается закреплением в уставе (конституции) субъекта Российской Федерации раздела, посвященного организации местного самоуправления, в котором, как правило, не идет речь о муниципальных правовых актах или о муниципальном правотворчестве в целом, а закреплена лишь возможность принятия муниципалитетами устава муниципального образования (например, Уставы Оренбургской области <4>, Кировской области) <5>, а где-то и принятие устава муниципального образования никак не регламентировано (например, Устав Нижегородской области <6>, Устав (Основной Закон) Самарской области) <7>.
--------------------------------
<4> [Портал Правительства Оренбургской области]. URL: http://www.orenburg-gov.ru.
<5> Законодательное собрание Кировской области [Официальный сайт]. URL: http://www.zsko.ru.
<6> Законодательное собрание Нижегородской области [Официальный сайт]. URL: http://www.zsno.ru.
<7> Самарская область [Официальный сайт]. URL: http://www.samregion.ru.
Представляется, что региональные уставы (конституции) должны содержать в себе не только разделы, посвященные регламентации местного самоуправления на территории региона, но и закреплять основы муниципального правотворчества.
В некоторых регионах органами власти разрабатываются модельные муниципальные правовые акты в помощь муниципалитетам (например, в Костромской области) <8> либо образцы тематических муниципальных правовых актов (например, Примерные муниципальные правовые акты по вопросам муниципальной службы и противодействия коррупции в Ростовской области) <9>.
--------------------------------
<8> [Портал государственных органов Костромской области]. URL: http://adm44.ru.
<9> [Официальный портал Правительства Ростовской области]. URL: http://www.donland.ru.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты Положения о системе муниципальных правовых актов муниципального образования (например, в Новосибирской области) <10>.
--------------------------------
<10> Совет муниципальных образований Новосибирской области. URL: http://smo-nso.ru.
Федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации являются для муниципального законодательства, по сути, образцом и имеют несомненный приоритет, а значит, нормы должны быть изложены логично и последовательно, иметь определенную систему.
На сегодняшний день, с сожалением можно отметить, муниципальное правотворчество является бессистемным, муниципальные правовые акты часто дублируют федеральное законодательство, представительные органы муниципальной власти несвоевременно реагируют на изменения федерального законодательства и с большим опозданием вносят изменения или принимают соответствующие муниципальные правовые акты. Во многом наличие данных проблем не является виной муниципального уровня власти, а такая ситуация определяется разрозненностью и нелогичностью федерального и регионального законодательства, регулирующего местное самоуправление.
Решение проблемы видится в инкорпорации муниципальных правовых актов путем издания сборников муниципальных правовых актов (с разделами "Нормативные акты" и "Ненормативные акты").
Кроме того, уже положительным опытом в приведении муниципальных правовых актов в систему является использование регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Однако издание сборников и ведение реестра муниципальных правовых актов будет способствовать лишь их систематизации, не учитывая при этом качественную составляющую муниципальных правовых актов. Качество подготовки муниципальных правовых актов, как представляется, определяется во многом правовой регламентацией муниципального правотворческого процесса федеральным законодательством, устанавливающим единые требования и образцы. В этой связи целесообразно принятие Муниципального кодекса Российской Федерации, в котором нашли бы свое законодательное закрепление основные понятия муниципального правотворчества и другие основы муниципального правотворческого процесса.
В этой связи поддерживается точка зрения С.Г. Соловьева о необходимости разработки и принятия Муниципального кодекса Российской Федерации <11>.
--------------------------------
<11> Соловьев С.Г. К вопросу о кодификации муниципального законодательства // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2013. N 1. С. 12 - 16; Соловьев С.Г. Муниципальный кодекс Российской Федерации: предпосылки и проблемы принятия // Российская юстиция. 2013. N 4. С. 28 - 32.
В своем ежегодном Послании в декабре 2013 г. Президент Российской Федерации справедливо отметил, что "...сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района - в регион, с поселения - на район и обратно.... Повторю, считаю важнейшей задачей - уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах" <12>.
--------------------------------
<12> Текст Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. N 6258(282). 2013.
Не случайно об указанной проблеме Президент Российской Федерации начал говорить в начале своего выступления, что свидетельствует об актуальности и первостепенности решения проблем местного самоуправления. Ведь отсутствие четкого разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти, в том числе и в сфере правотворчества, является одной из причин отсутствия четкой правовой регламентации муниципального правотворчества.
Представляется, что правовое регулирование муниципального правотворчества, как на федеральном, так и на региональном уровнях, должно осуществляться в целях создания эффективной и непротиворечивой нормативно-правовой базы на местном уровне, отвечающей потребностям развития муниципальных образований и интересам населения <13>, и предложенные выше меры будут этому способствовать.
--------------------------------
<13> Корсакова С.В. Муниципальная правотворческая политика: понятие и проблемы реализации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. Май.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.