Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Коммерческое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Е.Г. ОПЫХТИНА
Появление кодифицированных норм о коммерческих организациях связано с принятием 30 ноября 1994 г. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ч. 1 ГК РФ) <1>. Традиционно в литературе к основным признакам коммерческих организаций, отличающих их от некоммерческих организаций, относят: общую правоспособность (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом); получение прибыли в качестве основной цели деятельности; возможность распределения прибыли между участниками; право на получение имущества, оставшегося после осуществления расчетов с кредиторами, при ликвидации организации; а также закрытый перечень организационно-правовых форм таких организаций. Не комментируя названные признаки, остановимся подробнее на некоторых проблемах законодательства о коммерческих организациях.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
В Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах <2> (далее - Концепция), в которой отражены все цивилистические изыскания в области корпоративного права, отмечается, что "гражданско-правовое регулирование статуса юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих друг другу и базовому закону - Гражданскому кодексу".
--------------------------------
<2> Протокол N 68 от 16 марта 2009 г., а также Концепция от 7 октября 2009 г. URL: www.privlaw.ru.
1. Согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Неоднократно ученые-правоведы отмечали, "что статья 76 Конституции РФ не определяет и не позволяет определить иерархию актов внутри одного их вида", и видят выход в принятии ГК РФ как федерального конституционного закона <3>. О необходимости принятия новой редакции ст. 3 говорил и Е.А. Суханов, отмечая, что "с целью укрепления стабильности действующего законодательства... необходимо законодательное, формальное признание Гражданского кодекса основополагающим актом гражданского законодательства" <4>.
--------------------------------
<3> См., например: Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов - основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. N 6. С. 97; Мозолин В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М., 2008 // СПС "Гарант".
<4> Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. N 5. С. 53.
Большинство законов, содержащих нормы о коммерческих организациях, являются специальными по отношению к ГК РФ, активно влияя на реализацию норм Кодекса <5>. Однако специальные законы могут быть названы в ГК РФ (например, Закон о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ)) или просто упомянуты (например, законы, регулирующие деятельность кредитных организаций (ст. 60, 87, 90, 96 ГК РФ), законы о приватизации (ст. 96 ГК РФ)), а могут быть вообще не названы и не упомянуты (например, законы, устанавливающие особенности правового положения страховых, клиринговых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг).
--------------------------------
<5> В Концепции отмечается, что гражданско-правовая регламентация в этой сфере (регулирование статуса юридических лиц) должна оставаться двухуровневой (ГК и специальные законы).
В проекте Федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" (далее - законопроект N 47538-6/2) предлагается несколько измененная редакция ст. 66 ГК РФ, посвященная основным положениям о хозяйственных товариществах и обществах. Часть 7 ст. 66 законопроекта содержит следующее: "Правовое положение хозяйственных товариществ и обществ определяется в соответствии с настоящим Кодексом и законами о хозяйственных обществах. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, хозяйственных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций".
В ст. 66.2 законопроекта N 47538-6/2 указывается более широкий перечень специальных законов о видах хозяйственных обществ, которые будут устанавливать требования к минимальному размеру уставного капитала. "Минимальный размер уставного капитала хозяйственного общества, осуществляющего банковскую, страховую или иную подлежащую лицензированию деятельность, а также акционерные общества, использующие открытую (публичную) подписку на свои акции, устанавливаются законами, определяющими особенности правового положения указанных хозяйственных обществ". Перечни несколько отличаются.
Но и после реформирования ГК РФ останутся коммерческие организации, правовой статус которых будет регулироваться в специальных Законах, о которых Кодекс не упоминает, например: "О хозяйственных партнерствах", "О микрофинансовых организациях", "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", "Об организаторах торговли". Также в ст. 66 проекта ничего не сказано и о том, каким нормативным актом устанавливаются особенности правового положения хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации, в ст. 96 ГК РФ (основные положения об акционерном обществе) указание на особое правовое регулирование есть, а в ст. 87 ГК РФ (основные положения об обществах с ограниченной ответственностью) - нет. Однако согласно ст. 37 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливаются особенности правового положения общества с ограниченной ответственностью, созданного путем преобразования государственного унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.
Таким образом, мы видим, что соответствующие специальные законы о коммерческих организациях названы в проекте ГК для того, чтобы решить проблемы устранения противоречий между нормами специальных законов и ГК РФ по вопросам их правового положения и размера уставного капитала. Для устранения конкуренции правовых норм, содержащихся в нормативных актах, обладающих одинаковой юридической силой, необходимо принятие ГК РФ как федерального конституционного закона, а также совершенствование качества принимаемых законов. Следует согласиться с мнением О.В. Зайцева, который называет ГК РФ "экономической Конституцией России" и указывает, что данный кодифицированный закон является центральным в гражданском праве, которому должны соответствовать остальные законы, поскольку он содержит основные принципы гражданского права, причем именно содержит, а не устанавливает, так как они формировались в течение тысячелетий со времен римского права" <6>.
--------------------------------
<6> Зайцев О.В. Закон как источник гражданского права: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 24.
2. Статья 50 ГК РФ устанавливает закрытый перечень коммерческих организаций, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
При анализе норм ГК РФ о коммерческих организациях мы видим, что правовое положение каждой организационно-правовой формы определено, только о правовом положении хозяйственных партнерств в ГК РФ ничего не сказано. Оно определено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" <7>, который в ГК РФ не упоминается. По мнению С.П. Гришаева, коммерческое партнерство "занимает своего рода промежуточное положение между хозяйственным обществом и товариществом" <8>, что прямо противоречит нормам ГК РФ <9>.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7058.
<8> Гришаев С.П. Комментарий Закона о хозяйственных партнерствах // СПС "Гарант", 2012.
<9> Свое отрицательное отношение к хозяйственным партнерствам Е.А. Суханов высказывает в статье "Ответственность участников корпорации по ее долгам в современном корпоративном праве" // Проблемы современной цивилистики: Сб. статей, посвященных памяти профессора С.М. Корнеева / Отв. ред. Е.А. Суханов, М.В. Телюкина. М.: Статут, 2013. С. 103; также см.: Поваров Ю.С. Содержание устава и соглашения об управлении хозяйственным партнерством: актуальные вопросы соотношения // Юрист. 2012. N 18. С. 10 - 14.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на ст. 86.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство", которая введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <10> и помещена в параграф 2 главы 4 ГК РФ после норм о товариществе на вере и перед нормами об обществах с ограниченной ответственностью. В данном случае законодатель поступил иначе: общие положения о крестьянском фермерском хозяйстве в ГК РФ есть, но в ст. 50 ГК РФ об этой организации ничего не сказано. По определению крестьянское фермерское хозяйство - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. По определению видно, что эта новая организационно-правовая форма юридического лица очень похожа на сельскохозяйственный кооператив.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7627.
Внесение последних изменений в ГК РФ о хозяйственном партнерстве и крестьянском (фермерском) хозяйстве нарушает логику построения норм ГК РФ о юридических лицах и, что самое главное, создает опасность для постоянных непродуманных изменений действующего законодательства <11>. Вызывает опасение "негативная тенденция размывания правовых форм коммерческих организаций, установленных действующим ГК РФ", о возможности которой еще в 2003 г. говорила Н.В. Козлова <12>. Для примера она приводила Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", который продолжает действовать сегодня и, несмотря на попытки разработчиков Концепции его отменить, видимо, будет действовать.
--------------------------------
<11> На эту опасность указывает Концепция развития гражданского законодательства о юридических лицах в общих положениях.
<12> Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003. С. 289.
Законодателю следует быть более последовательным и исключить из перечня коммерческих организаций в ст. 50 ГК РФ такую организационно-правовую форму коммерческой организации, как хозяйственное партнерство, а статью о крестьянском (фермерском) хозяйстве поместить в параграф 3 главы 4 "Производственные кооперативы".
3. В России существуют организации, которые занимаются извлечением прибыли, но зарегистрированы как некоммерческие (например, негосударственные пенсионные фонды, государственные корпорации). Правовой статус государственных корпораций "урегулирован весьма отрывочно и маловразумительно, вызывая множество вопросов и сомнений" <13>. По действующему законодательству это некоммерческие организации. Так, Е.Ю. Валявина отмечает, что "наряду с немногочисленными попытками законодателя ограничить предпринимательскую деятельность одних некоммерческих организаций, в отношении других наблюдается тенденция к расширению возможности занятия практически любыми видами деятельности" <14>. З.А. Ахметьянова указывает, что "такое решение вопроса позволяет совершенно бесплатно передавать государственное имущество в собственность юридическому лицу" <15>.
--------------------------------
<13> См.: Концепция развития гражданского законодательства о юридических лицах. URL: www.privlaw.ru.
<14> Валявина Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. 2009. N 1; СПС "Гарант".
<15> Ахметьянова З.А. О проекте Федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе" // Материалы юбилейной всероссийской научной конференции "Два века юридической науки и образования в Казанском университете" (г. Казань, 13 - 14 мая 2004 г.). Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 230.
В Концепции отмечается о целесообразности преобразования существующих корпораций - Роснанотех, Ростехнологии, Олимпстрой, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов в хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием. Это предложение совершенно обоснованно, но оно не включено в законопроект. Например, Внешэкономбанк - кредитная организация, действующая на основании особого Закона "О банке развития", а не Закона "О банках и банковской деятельности". Иными словами, эта госкорпорация не подвержена процедуре лицензирования, применимой ко всем прочим банкам, что ставит ее в явно неравноправное положение и дает необоснованные конкурентные преимущества перед прочими коммерческими банками.
В связи с проводимой в стране пенсионной реформой усиливается роль негосударственных пенсионных фондов, которые являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения (ст. 2 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Эта организация осуществляет сбор и аккумулирование пенсионных взносов (накопительная часть пенсии), их размещение, осуществляет деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Такие виды деятельности являются предпринимательской деятельностью. В целях защиты интересов граждан следует согласиться с авторами Концепции развития гражданского законодательства в том, что организационно-правовой формой НПФ должно быть хозяйственное общество - открытое акционерное общество. Тогда можно будет предъявлять более жесткие требования к его финансовой устойчивости.
Необходимо отметить, что законодатель уже четко определил статус таких организаций, как организаторы торговли, которые могут быть созданы только в форме хозяйственного общества, а биржи - только в форме акционерного общества (ст. 5, 9 Федерального закона "Об организованных торгах", который вступил в силу с 1 января 2014 г.). Ранее товарные и фондовые биржи могли быть созданы как акционерные общества и как некоммерческие партнерства. Поскольку у некоммерческих организаций льгот больше, биржи чаще всего регистрировались как партнерства <16>. Такие же изменения необходимо внести законодателю и в Закон "О негосударственных пенсионных фондах", и в законы, определяющие правовой статус государственных корпораций.
--------------------------------
<16> См. подробнее: Опыхтина Е.Г. К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на финансовом и товарных рынках // Вестник экономики, права и социологии. 2012. N 3. С. 195 - 197.
В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект Федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" (далее - законопроект N 47538-6/2) <17>. К сожалению, многие положения Концепции развития законодательства о юридических лицах от 7 октября, 16 марта 2009 г., которые разрабатывались ведущими учеными-цивилистами, в законопроект не вошли, так как не удалось согласовать интересы бизнеса, власти и общества. На данный момент большое количество разногласий возникает при обсуждении поправок в ГК РФ о юридических лицах. Законодательство о юридических лицах не отличается логичностью и последовательностью, оно "превратилось в своеобразное "лоскутное одеяло" <18>, которое каждый тянет на себя <19>. Говорить о совершенствовании только норм о коммерческих организациях невозможно, одновременно должно совершенствоваться и законодательство о некоммерческих организациях. Необходимо еще раз проанализировать положения законопроекта N 47538-6/2 о юридических лицах, чтобы качество принимаемых в России законов было на высоком уровне.
--------------------------------
<17> СПС "КонсультантПлюс".
<18> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2003. С. 366.
<19> Дихтяр А.И. Правовое положение коммерческих организаций: проблемы правового регулирования и правоприменения // Юрист. 2007. N 2. С. 2 - 6.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Коммерческое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.