Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАНЦЕЛЯРИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1906 - 1917 ГГ.)
З.И. АЛИЕВА
Аппаратом Государственного совета, его департаментов и особых присутствий, а также согласительных комиссий законодательных палат являлась государственная канцелярия. Она состояла из высококвалифицированных юристов и ведала также систематизацией (кодификацией) законодательства. Государственная канцелярия связывала такие административные учреждения, как департаменты и особые присутствия.
Государственная канцелярия была многочисленным учреждением. Она состояла из людей с громкими русскими фамилиями, с высшим образованием и с "наследственной прочной культурностью" <1>. По мнению Тхоржевского, в канцелярии находились самые культурные, самые дисциплинированные и наиболее европеизированные круги высшей бюрократии <2>. Работа в Государственной канцелярии требовала значительного умственного развития, большого навыка и немалого труда <3>. В своих воспоминаниях И.И. Тхоржевский писал, характеризуя канцелярскую работу: "...я проводил там не только дни, но и долгие вечера, иногда далеко за полночь..." <4>.
--------------------------------
<1> Тхоржевский И.И. Последний Петербург. Воспоминания камергера. С. 31.
<2> Там же. С. 31.
<3> Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. М., 2000. С. 112.
<4> Тхоржевский И.И. Указ. соч. С. 26.
Преобразование Государственного совета не могло не отразиться и на устройстве Государственной канцелярии - органа, на который по Учреждению Государственного совета возлагались обязанности "по делопроизводству" в Государственном совете, равно как и в департаментах и особых присутствиях, а также "разработка и издание Свода законов и местных узаконений Российской империи и Полного Собрания законов (ст. 110)" <5>.
--------------------------------
<5> Ананьич Б., Ганелин Р. Кризис власти в России: Реформы и революционный процесс: 1905 и 1917 // Реформы или революция? Россия 1861 - 1917: материалы международного коллоквиума историков. СПб.: Наука, 1992. С. 9.
О структуре Государственной канцелярии говорилось в ст. 111 Учреждения Государственного совета. Данная статья содержала лишь общее указание на то, что в составе Канцелярии образуются отделения, управляемые статс-секретарями или помощниками статс-секретарей на правах секретарей; помимо этих должностных лиц, в Канцелярию входили делопроизводители, экспедиторы. При Государственной канцелярии состояли пристав Государственного совета с помощниками, присяжные стенографы. Пристав по служебному положению приравнивался к помощникам статс-секретаря, а помощники пристава - к старшим делопроизводителям. Главное управление Канцелярией возлагалось на Государственного секретаря <6>.
--------------------------------
<6> Бородин А. Государственный Совет России (1906 - 1917). Киров: Вятка, 1999. С. 103.
Важное место в системе должностных лиц в Российской империи занимал государственный секретарь, который управлял государственной канцелярией и на ответственность его возлагалась точность сведений, предлагаемых совету, как и надлежащая ясность их изложения <7>.
--------------------------------
<7> Кудашев С.М. Законодательная политика в Российской империи в XIX - в начале XX века // Вестник ЮУрГУ. 2006. N 6. С. 59.
Должность Государственного секретаря была приравнена к должности министра, соответственно, товарищ Государственного секретаря состоял на правах товарища министра. Учреждение Государственного совета не содержало постановлений, определяющих порядок производства дел в Канцелярии и обязанности ее чиновников, установление всех этих правил возлагалось на Государственного секретаря.
Так, Государственный секретарь устанавливал число делопроизводителей и других назначаемых им на должности членов Государственной канцелярии, не выходя из пределов сумм, ассигнуемых по штатам, распределял дела по отделениям Канцелярии, устанавливал порядок делопроизводства Канцелярии и обязанности чиновников, в том числе порядок их присутствования в Государственном совете <8>.
--------------------------------
<8> Аврех А. Распад третьеиюньской системы. М.: Наука, 1985. С. 87.
Кроме того, правилами о введении в действие Учреждения Государственной думы на Государственного секретаря возлагалась обязанность организации канцелярии Государственной думы и управление ею до избрания Думой своего секретаря <9>. Таким образом, вся подготовительная работа по открытию первой сессии Думы, в том числе организация работ по подготовке Помещений Таврического дворца, исполнялась чиновниками Государственной канцелярии, многие из которых позднее и составили канцелярию Государственной думы.
--------------------------------
<9> Юртаева Е. Государственный совет в России (1906 - 1917 гг.). М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 56.
Одним из основных направлений работы Государственной канцелярии была деятельность, связанная с Отделением Свода законов. Отделение занималось кодификационной переработкой законов, включением новых законов в уже существующую систему права. Основная работа была сосредоточена в редакциях. Каждая редакция занималась определенным томом Свода. Существовали также редакции Полного собрания законов и Сборников "местных узаконений" <10>. Новый закон выходил без указания конкретных изменений в существующем законодательстве. Разъяснение смысла законов в порядке их кодификации проводилось чиновниками Отделения Свода законов. Причем от толкования закона чиновником государственной канцелярии зависело то, как этот закон будет включен в правовую систему государства. Это создавало ситуацию, в которой нередко возникали противоречия со статьями Основных законов Российской империи <11>. Однако, несмотря на усилия тогдашнего Государственного секретаря С.Е. Крыжановского, законотворческий процесс не был затронут <12>. В конце 1916 г. появилось отдельное временное присутствие для издания сборника местных законов, а приказом N 2 Государственного секретаря от 19 января 1917 г. в составе Государственной канцелярии образовалось новое отделение местных узаконений, выделившееся из отделения свода законов, с возложением на него кодификации и издания свода местных узаконений Прибалтийских губерний, Кавказского края и Азиатской России. На отделение также возлагалось составление сборника узаконений о православном исповедании. Возглавлял отделение управляющий (помощник статс-секретаря на правах ст. секретаря). Экспедиционная часть была общая с отделением свода законов <13>.
--------------------------------
<10> Борисова Т.Ю. Закон и законность в русском кодексе 1906 - 1917 гг. // Источник. Историк. История. СПб., 2001. Вып. 1. С. 38.
<11> Там же. С. 26.
<12> РГИА. Ф. 11612. Оп. 5. Д. 17. Л. 99 об.
<13> РГИА. Ф. 1162. Оп. 12. Д. 18. Л. 15 - 16.
Отделения по делам особых присутствий ведали делопроизводством особых присутствий <14>.
--------------------------------
<14> См.: Разъяснение к п. 3 ст. 114 Учреждения Государственного совета // Государственный совет. Сборник узаконений и постановлений с разъяснениями. Ст. 470 - 472.
Возвращаясь к проблеме нормотворчества в Российской империи, нужно отметить, что Государственная канцелярия после образования политических группировок в Государственном совете вела делопроизводство и в собраниях этих групп. С "высочайшего соизволения" на Государственную канцелярию были возложены новые обязанности по подготовке заключений на разрабатываемые ведомствами законопроекты <15>. Эта последняя обязанность Канцелярии была предметом обсуждения в Совете министров. Было признано, что замечания Государственной канцелярии с оценкой вносимых министрами законопроектов с точки зрения законодательной техники их соответствия действующему законодательству помогали существенно улучшать законопроекты.
--------------------------------
<15> Hosking G. The Russian Constitutional Experiment: Government and Duma. 1907 - 1914. Cambridge, 1973. P. 96.
Совет министров считал, что эти замечания должны передаваться ведомствам до представления ими законопроектов на законодательное рассмотрение Государственного совета или Думы. Рекомендации Совета министров были утверждены монархом.
В 1908 г. Государственный секретарь Ю.А. Икскуль представил Николаю II записку, в которой говорилось об образовании в Государственной канцелярии Особого совещания для предварительного соображения дел законодательных и верховного управления <16>. В его состав входили товарищ Государственного секретаря и статс-секретари Государственного совета, которые должны были рассматривать по просьбе Совета Министров или отдельных министров правительственные законопроекты перед их внесением в Думу или Государственный совет, а также по желанию Думы все поступившие на обсуждение депутатов законопроекты с целью выяснения вопроса "о соответствии проекта духу и разуму действующего законодательства" и предложения "в них тех изменений, кои оказываются необходимыми для присвоения проектируемому закону большей ясности, точности полноты, а также для ближайшего его согласования с подлежащими статьями Свода законов" <17>. По инициативе Совета министров или главы какого-либо ведомства в Совещание могли передаваться проекты царских указов и повелений, причем, оценивая их, Особое совещание обязано было установить, "находится ли проектируемый закон или повеление в соответствии с законами" <18>. Государственному совету, согласно новому проекту, юридическую помощь должна была оказывать сама Государственная канцелярия. Но пока данное предложение планировали обсудить в кабинете, в руководстве Государственной канцелярии произошли перемены. Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт покинул пост Государственного секретаря, а его преемником в 1909 г. стал А.А. Макаров <19>.
--------------------------------
<16> Флоринский М.Ф. Государственный секретарь Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт. С. 241.
<17> РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. 1907. Д. 8. Л. 9.
<18> Там же. Л. 9 об. 10.
<19> РГИА. Ф. 1162. Оп. 6. Ед. хр. 306. Л. 1.
Макаров также предпринимал попытки осуществить проект Юлия Александровича и поручил С.В. Безобразову подготовить заключение по проекту Ю.А. Икскуля. Поддержав эту идею, С.В. Безобразов, однако, внес свои коррективы в проект. По его мнению, не было никакой необходимости образовывать, как предлагал Ю.А. Икскуль, "в составе Государственной канцелярии" Особое совещание для подготовки заключений для правительства и Думы. Порядок подготовки в Государственной канцелярии всех экспертных заключений, с точки зрения С.В. Безобразова, должен был определять Государственный секретарь "сообразно указаниям опыта и другим условиям" <20>. Эти и многие другие изменения в проекте тем не менее не поспособствовали его продвижению.
--------------------------------
<20> РГИА. Ф. 1162. Оп. 5. 1907. Д. 8. Л. 88.
Проект Ю.А. Икскуля ни в своем первоначальном виде, ни с поправками в Совете Министров так и не обсуждался.
В целом реформа 1906 г. привела к значительному уменьшению роли Государственной канцелярии, утратившей, в частности, право докладывать дела. До преобразования она оказывала очень значительное влияние на решения Совета, после подобные случаи в источниках и литературе не отмечены.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.