Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЧАСТИ МВД РОССИИ)
В.М. ВОЛОКИТИН, В.С. СТАРЫХ, Г.И. БОГОЛЮБОВА, М.А. ЮХНОВИЧ
Президент России провозгласил: Россия пойдет путем инновационного развития. Известно, что инновационная деятельность экономически более перспективна для государства и общества, когда она включает создание и использование новых запатентованных отечественных научно-технических решений. По рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности, в интересах страны для предотвращения ущерба ее экономическим интересам не следует "...импортировать технологии из-за рубежа, когда на тех же или более выгодных условиях такая же или эквивалентная технология может быть приобретена внутри страны" [1]. Создание новых отечественных полезных средств и технологий и использование их с получением экономического эффекта становится все более актуальным на пути инновационного развития.
Опыт цивилизованных стран показал высокую эффективность инновационной деятельности в развитии экономики. Создание новых научно-технических решений и их патентная защита являются первым этапом инновационного процесса, при котором создается интеллектуальная собственность. Патентование - это средство экономической безопасности, и патент - инструмент рыночных отношений. Единственная монополия, разрешенная в мире, - патентная монополия. Патентно-лицензионная торговля стала одной из самых прибыльных в мире. Например, в 1950 году в США объем лицензионной торговли составлял 350 миллионов долларов, в 1990 году - 400 миллиардов и продолжает увеличиваться [2]. По рентабельности торговля лицензиями может превзойти торговлю товарами. Выход российских производителей на внешний рынок с конкурентоспособными товарами и услугами возможен за счет использования в них новейших высокоэффективных изобретений, должным образом защищенных патентами. Пока же на мировом рынке наукоемкой продукции поочередно лидируют США и Японии, доля которых составляет около 70 процентов [3].
Нас призывают к стабильности, а иногда даже сдерживают в научно-технической деятельности, но в изобретательском творчестве нельзя стоять на месте. Стабильность в научно-технической сфере может оказаться застоем, что, в свою очередь, приведет к отставанию от передовых государств, которое может увеличиваться, поскольку в это время другие, в том числе развивающиеся страны движутся вперед.
В условиях российских рыночных отношений с процветающей теневой экономикой приоритетными становятся денежные интересы. При этом в России уже начали вырисовываться перспективы получения экономической выгоды от запатентованной научно-технической интеллектуальной собственности, в частности, от различных форм использования патентов на изобретения. Зарубежные фирмы и предприниматели стали выходить с коммерческими предложениями к российским патентообладателям. Например, иностранный инвестор по согласованию с российским учредителем счел целесообразным рассматривать в качестве вклада в уставный капитал предприятия стоимость прав на одно изобретение в размере 34 миллионов долларов США. В другом случае стоимость вклада в уставный капитал предприятия в виде двух изобретений, одного ноу-хау и товарного знака, разработанных российским учредителем, была оценена иностранным инвестором в 230 миллионов долларов США [5].
От использования изобретений и в России можно получить значительные доходы от иностранных фирм. Так, в 1995 году в приложении "Есть идея!" к девятому номеру еженедельника "Аргументы и факты" было опубликовано сообщение о том, что в Челябинской области инженер В. Тарасов заключил лицензионное соглашение по запатентованному изобретению с Акционерным обществом "Токам" (Кусинский завод точильных технических камней). Изобретение стали широко использовать, и завод начал получать высокие доходы. Однако когда предприятие перестало выполнять обусловленные договором финансовые обязательства перед изобретателем, он подал в суд исковое заявление. Суд принял решение взыскать с завода в пользу истца неустойку в размере 14 миллиардов 300 миллионов недоминированных рублей [4]. В следующем номере еженедельника редакция сообщила, что изобретатель решил направить средства в благотворительный фонд и на заработную плату рабочим разоряющегося завода [4].
Этот пример показывает возможность получения доходов не только от использования изобретения, но и от неисполнения договора с патентообладателем.
С введением в действие в 2008 году четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посвященной интеллектуальной собственности, в цивилизованной части российского общества начал формироваться законодательно обоснованный взгляд на патентное право, регулирующее взаимоотношения создателей научно-технического прогресса и учреждений, представителей предпринимательской и коммерческой деятельности, влияющей на экономические процессы в стране.
Патентная защита отечественных научно-технических решений необходима, чтобы их не запатентовали конкуренты, включая иностранных, и не предъявили счет российским нарушителям запатентованных изобретений, в положении которых могут оказаться и медицинские учреждения страны. Получение прибылей зарубежными патентообладателями от нарушителей патентов на изобретения широко известны, чему начали учиться и российские обладатели патентов. Так, в 1997 году Басманный муниципальный суд Москвы по иску российского обладателя патента на изобретение "Печатающее устройство" установил, что в пишущих машинках германского производства "Оптима", которые продает в России торгующая организация "Интер трайдинг сервис", используется изобретение, защищенное российским патентом. Требования истца о взыскании убытков были удовлетворены судом и составили 5 процентов от объема продаж пишущих машинок. Наличие патента, создавая патентообладателю неконкурентное положение на рынке, обеспечивает возврат инвестиций и получение прибыли [7].
Известны прецеденты пресечения российских нарушителей патентов. Так, столичный изобретатель Кардашев обнаружил на прилавках московского магазина "Мир паркета" продукцию, защищенную принадлежащим ему патентом Российской Федерации N 2157877 на изобретение "Паркетный пол". Хозяин магазина не стал платить автору-патентообладателю за применение его изобретения. Изобретатель подал в суд на нарушителя патента. Суд вынес решение о назначении ответчику наказания в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком в течение трех лет, а за незаконное использование промышленной собственности обязал бизнесмена выплатить патентообладателю 10,5 миллиона рублей [6].
Приведенные примеры демонстрируют различные законные пути получения прибылей обладателями патентов на изобретения и мотивируют творческих людей к изобретательству, а руководителей учреждений - к использованию творческого потенциала сотрудников в создании интеллектуальной собственности учреждению и последующей рациональной реализации ее для получения доходов.
В России бытовало мнение, что научно-технические решения создаются в академиях, научно-исследовательских институтах (НИИ) и вузах. Только у Российской академии наук около полутысячи институтов. Научных работников в стране в 10 раз больше, чем в Швеции. На научные исследования правительство расходовало сотни миллиардов рублей в год, но из продаваемой на мировом рынке высокотехнологической продукции за один год на сумму 2 триллиона долларов, на Россию пришлось менее одного процента [8]. Очевидно, многочисленные академии, НИИ, "Роснано", "Сколково" и другие научно-коммерческие структуры не обеспечивают должного технического и экономического прогресса. Новые объекты инфраструктуры, включая технопарки, почти не замечая экономически ценных изобретений, созданных за пределами этих структур, возможно, расходуют деньги по своему усмотрению, чем не всегда оправдывают ожидания. Нет сомнения, что без выявления и использования новых высокоэффективных технологий, а также без умелой организации коммерческой реализации отечественной научно-технической продукции на внутреннем и мировом рынках непросто осуществить вывод России на перспективный путь дальнейшего научно-технического и экономического прогресса.
На фоне низкой эффективности российской науки при расширяющейся инновационной инфраструктуре выход из тупика исследователи видят в том, что "система организации науки должна вращаться вокруг таланта" [9]. Изобретение создает не учреждение, а ум человека, учреждение же должно обеспечивать благоприятные условия для научно-технической деятельности своих творческих сотрудников, приобретая у них право патентования их изобретений или покупая патенты для рационального экономического использования запатентованной интеллектуальной продукции. Тогда наши талантливые соотечественники увидят целесообразность разработки ценных научно-технических решений, патентования и использования их и продолжат творчески работать в России, а у страны расширятся экономические перспективы. Эффективность прицельного инвестирования очевидна. К примеру, в США для реализации изобретений Теслы, Эдисона, Заварыкина открывались учреждения и под конкретные разработки выделялись значительные средства, в итоге были получены миллиардные доходы. В нашей стране подобным примером и образцом должного отношения к талантливому изобретателю является история автора боевого автомата Калашникова, именем которого назван концерн. Его творчество заметили, были созданы благоприятные условия, и с помощью многих специалистов осуществлена разработка лучшего в мире огнестрельного оружия, пользующегося громадным спросом на мировом рынке. Нельзя забывать, что еще две с половиной тысячи лет назад великий греческий философ Сократ мудро изрек: "Изобретательский гений - отец богатства".
Наш опыт организации научно-технической деятельности в медицине областного центра Кузбасса города Кемерова показал, что в лечебно-профилактических учреждениях практического здравоохранения немало творческих специалистов, способных создавать новую патентоспособную медицинскую технологию. Однако успешны в этом оказались только учреждения, руководители которых осознали целесообразность выявления творческих людей и стимулирования их к полезному творчеству с передачей прав на получение патента учреждению [10, 11].
В создании новейших технологий, правовой защите их и дальнейшем широком использовании, особенно с достижением экономического эффекта, должны быть заинтересованы государство и общество, которое пользуется достижениями научно-технического прогресса.
Федеральный закон N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", принятый 23 августа 1996 года, с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ, к науке относит научно-техническую деятельность. Экономически наиболее ценной ее продукцией являются запатентованные изобретения. Иллюстрацией их высокой экономической эффективности может быть такой пример.
В 1994 году в США по лицензионным соглашениям от патентов на изобретения только университеты получили годовой доход в размере 421,8 миллиона долларов, а объем продукции, произведенной на основе лицензий, превысил 20 миллиардов долларов [12].
В 2006 году начальник медико-санитарной части Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, руководствуясь положениями Устава федерального государственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Главного управления внутренних дел по Кемеровской области", принял решение организовать использование творческого потенциала сотрудников в создании собственной научно-технической продукции - изобретений. Этот Устав в основных целях учреждения предусматривает обеспечение работ по внедрению в практическую деятельность учреждения достижений медицинской науки и техники.
Организацию научно-технической деятельности в учреждении начали с просветительной работы - были прочитаны лекции для сотрудников о роли изобретательства в научно-техническом прогрессе, его значении в развитии экономики, совершенствовании специалистов и повышении качества медицинской помощи пациентам. Систематически проводимые беседы с потенциальными творцами нового формировали у них внутреннюю мотивацию к изобретательству, заинтересованность в создании объектов интеллектуальной собственности для учреждения и использовании их.
Постоянно осуществлялось выявление создаваемых в личное время новых разработок. При обнаружении патентоспособного научно-технического решения учреждение (согласно статье 1357 ГК РФ) заключало с автором договор об уступке ему права подачи заявки на изобретение и получение патента. Привлеченным специалистом по договору (Устав учреждения предусматривает право заключать договоры с физическими лицами) осуществлялись проведение информационного и патентного поиска, поиск аналогов и определение прототипа, выявление сущности изобретения и составление формулы, изготовление чертежей, оформление заявок и делопроизводство по их защите.
В четвертой части ГК РФ уточнены понятия охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и интеллектуальных прав, подразделяющих авторское и патентное право. Согласно статье 1232 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации. В России на изобретение федеральным органом государственной власти выдается патент Российской Федерации (ст. 1346 ГК РФ). Статья 1358 ГК РФ гласит, что патентообладателю принадлежит исключительное право на использование изобретения. Статья 1229 ГК РФ подтверждает, что гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе по своему усмотрению использовать такой результат любым не противоречащим закону способом и разрешать или запрещать другим лицам использование такого результата. Согласно статьям 1233 и 1234 ГК РФ обладатель исключительного права может распорядиться результатом интеллектуальной деятельности путем отчуждения другому лицу. При отчуждении патента или предоставления лицензии другому лицу по возмездному договору его целесообразно заключать в письменной форме (ст. 1357 ГК РФ).
Следовательно, законы Российской Федерации предусматривают возможность физическим и юридическим лицам создавать научно-технические решения, защищать их патентами, приобретая право на интеллектуальную собственность.
Однако на этом этапе работы требуются расходы:
- на создание научно-технического решения;
- на оформление заявки на изобретение для подачи ее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) с перечислением государственному органу обязательных пошлин за подачу заявки;
- на пошлину за экспертизу заявки;
- на пошлину за выдачу патента и поддержание его;
- на выплату авторского вознаграждения по договору.
Финансовые же средства на эти расходы бюджетом учреждения не предусмотрены.
Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ нашему учреждению придан новый статус: Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1505-р утверждены Методические рекомендации, в которых содержится положение о том, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность. Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные казенным учреждением от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет системы Российской Федерации и являются доходом этого бюджета. В связи с новым статусом учреждения утвержден новый Устав Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области". В Уставе содержатся положения о предоставлении ему прав на "...создание, использование и передачу научно-технической продукции, оказание научных и научно-технических услуг... внедрение новых методов и технологий методов диагностики и лечения". Устав предписывает следующее: "Средства от приносящей доход деятельности, осуществляемой Учреждением в соответствие с настоящим Уставом, поступают в федеральный бюджет. Учреждение осуществляет операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Для нашей медико-санитарной части органом государственной власти, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В результате четкой организации научно-технической деятельности нашего учреждения в инициативном создании новых технологий приняли участие 16 изобретателей разных специальностей. Учреждением подано 25 заявок на изобретения, по ним получено 23 патента, по одному принято положительное решение, одна заявка находится на рассмотрении в Роспатенте. Наиболее частыми разработками являются устройства - 18 или способы - 7. Из них на лечение больных с неврологической, хирургической и стоматологической патологией направлены 14 технических решений, на профилактику и реабилитацию пациентов - 6 и диагностику - 5.
Работа над созданием новой технологии побуждает специалиста глубоко изучать научную литературу, вникать в тонкости медицинских технологий, повышать свой профессиональный уровень [13]. Кроме того, при изобретательском творчестве и достижении желаемого результата у автора возникают новые положительные эмоции, повышается интеллектуальный потенциал.
Компетентное руководство медицинского казенного учреждения для улучшения качества работы заинтересовано в использовании новых средств для исследования, диагностики и лечения. Приобретение же лицензии на применение новой технологии, если она запатентована другим лицом, стоит дорого, поэтому учреждение патентует изобретения на свое имя, приобретая исключительные права.
Таким образом, опыт организации начальных этапов инновационного процесса показал, что в казенном учреждении имеются квалифицированные специалисты, способные создавать научно-технические решения на уровне мировой новизны. Использование творческого потенциала казенным учреждением целесообразно для приобретения патентных прав и последующей коммерческой реализации запатентованной продукции. Передача учреждению по возмездному договору своих научно-технических решений обеспечивает автору вознаграждение, учреждению - приобретение патента, престиж и перспективы для получения прибыли, а государству - возможности дополнительного пополнения бюджета. Такому прогрессивному виду деятельности может содействовать учредитель казенного учреждения.
Наряду с творческими достижениями в казенном медицинском учреждении выявлены нерешенные проблемы. На патентование изобретений в Роспатенте с перечислением пошлин, выплату авторского вознаграждения изобретателю, оплату специалиста за оказание услуг по оформлению заявок на изобретения для подачи их в Роспатент в бюджете казенного учреждения финансовые ресурсы не предусмотрены.
Еще больше трудностей возникает на этапе использования запатентованных изобретений, включая продвижение запатентованной технологии на рынок, на что также необходимы средства. В Уставе казенного учреждения предусмотрено "внедрение" новых технологий. Осуществлять же приказное "внедрение" новых технологий в других учреждениях патентообладатель не имеет права. Внедрить приказом может только учредитель - Министерство внутренних дел Российской Федерации, выдав разрешение на использование новой медицинской технологии. При этом защищенные патентами изобретения использовать другим физическим или юридическим лицам можно с согласия патентообладателя, например, путем заключения лицензионного соглашения (статьи 1358, 1365 и 1367 ГК РФ).
Кстати, термин "использование" более многозначен, чем термин "внедрение". Статья 1358 ГК РФ относит к использованию изготовление запатентованной продукции, ее продажу, хранение или иное введение в гражданский оборот. Использованием патентов считают заключение лицензионных соглашений и многие другие формы их применения, включая продажу патента. Однако отсутствие лимитов у нашего казенного учреждения на осуществление коммерческого этапа инновационного процесса не способствовало реализации запатентованной интеллектуальной собственности, получению доходов и направлению их в государственный бюджет.
Следует обратить внимание на то, что термины "доход" и "прибыль" имеют существенное смысловое различие: прибыль - это разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержками [19].
При отсутствии у казенного учреждения лимитов на создание, патентование и другие расходы на реализацию запатентованной продукции для получения дохода, справедливо было бы направлять в бюджет прибыль, полученную после вычитания из дохода размеров экономических издержек.
Следовательно, дальнейшее осуществление инновационного процесса в казенном медицинском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации, особенно на этапе коммерческого использования запатентованных изобретений и получения доходов для перечисления их в государственный бюджет, в основном зависит от учредителя - Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Участие учредителя может выразиться в следующем:
- включение учредителем в устав казенного учреждения положения, обеспечивающего возможность приобретения патентных прав;
- внесение в устав поправки, заменяющей слово "внедрение" более точным и многообъемлющим термином "использование";
- выдача учредителем разрешения на использование конкретной запатентованной медицинской технологии;
- участие Министерства внутренних дел Российской Федерации в информировании других медицинских учреждений о разработанных в учреждении ее системы изобретениях.
Такие действия учредителя расширят возможности казенного учреждения по коммерческой реализации запатентованной продукции. Утверждение учредителем сметы казенного учреждения с включенными в нее расходами на предусмотренную уставом деятельность казенного учреждения и выделение учредителем целевого лимита обеспечат дальнейшее развитие инновационного процесса.
Еще в 2010 году В.В. Путин, будучи Премьером Правительства, на заседании правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, говорил что "...инновационное развитие - это сфера ответственности всех без исключения министерств и ведомств". Он подчеркнул необходимость "...снимать административные барьеры на пути инновационного бизнеса..." и более четко использовать имеющиеся ресурсы [20].
По нашему мнению, организация работы казенных учреждений России подобным образом и действенная поддержка их новаторской деятельности государственными структурами, в первую очередь учредителями, будет способствовать ускорению научно-технического инновационного развития нашей страны.
Литература
1. Background reading material on intellectual property. Wipo. Intellectual property organisazation. 1988.
2. Буряк Е. Торговля лицензиями: прибыль в тумане // Аргументы и факты. 1996 N 12 (55). Приложение "Есть идея!".
3. Мухамедшин И.С. Проблемы и перспективы правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации: доклад на XVI научно-практической конференции "Совершенствование законодательной и правоприменительной практики в области правовой охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности", организованной Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Москва, 10 - 11 октября 2012 года.
4. Изобретатель разорил АО // Аргументы и факты. 1995. N 10 (41). Приложение "Есть идея!".
5. Конов Ю.П. Стоимость патентов, товарных знаков и ноу-хау как форма инвестиций // Патенты и лицензии. 1998. N 3.
6. Ренкель А. Первое уголовное дело в защиту изобретателя // Изобретатель и рационализатор. 2004. N 9.
7. Лобач Б.А. Суд вынес решение // Патенты и лицензии. 1998. N 2.
8. Платонов В. Плоды российского интеллектуального дерева и их потребители // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. N 9.
9. Медведев Ю. Человек инновационный. Российскую науку ожидают революционные перемены // Российская газета. 19 января 2011 года.
10. Старых В.С., Ликстанов М.И. Организация творчества и защиты интеллектуальной собственности в учреждении практического здравоохранения // Сборник докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования Комитета по делам изобретений и открытий при Совете министров СССР "Проблемные вопросы теории и практики охраны интеллектуальной собственности". М., 2006. Т. 2.
11. Старых В.С. Как стимулируют изобретателей в медицинских учреждениях // Патенты и лицензии. 2010. N 5.
12. Матвеева Т.И. Обсуждаются проблемы высшей школы // Патенты и лицензии. 1999. N 12.
13. Старых В.С. Вопросы подготовки врача педиатра на современном этапе // Тезисы докладов учебно-методической конференции педиатрического факультета. Февраль, 1985. Кемерово, 1984.
14. Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)".
15. Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ).
16. Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1505-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений".
18. Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации".
19. Краткий словарь-справочник / Под редакцией Ю.М. Малыгина. М.: Агропромиздат, 1991.
20. Заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2010. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.