Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ УДАЛЕНИИ В ОТСТАВКУ
Е.М. ЗАБОЛОТСКИХ
Президент Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. заявил о необходимости наделить представительные органы муниципальных образований правом отправлять глав муниципальных образований в отставку. Инициатива главы государства направлена на то, чтобы повысить ответственность градоначальников перед гражданами.
Если глава муниципального образования являлся лицом, избираемым населением на муниципальных выборах, то снять его с должности могли только сами избиратели путем голосования по отзыву в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>. На практике же данная процедура оказалась практически нереализуемой: "...выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовали не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании". Какой инициативной группе по силам обеспечить такую явку избирателей?
--------------------------------
<1> Российская газета. 2003. 8 октября.
Увольнять глав муниципальных образований решением представительных органов муниципальных образований стало возможным с 24 мая 2009 г., после вступления в силу изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>. Закон уполномочил представительные органы муниципальных образований от имени населения привлекать к ответственности глав муниципальных образований. Основаниями для постановки вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку могут стать, во-первых, его решения, действия (бездействие), повлекшие возникновение просроченной задолженности по долговым и (или) бюджетным обязательствам муниципального образования; во-вторых, неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; в-третьих, если деятельность главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом два раза подряд получила неудовлетворительную оценку.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2280.
Как видим, оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования достаточно много. Не приведет ли это к злоупотреблениям со стороны представительных органов муниципальных образований? Ведь зачастую отношения между главой муниципального образования и представительным органом переходят в сферу политических конфликтов. Чтобы избежать подобных ситуаций, законодатель предусмотрел ряд правовых гарантий для главы муниципального образования, в отношении которого реализуется процедура удаления в отставку.
Предназначение гарантий очень точно определил Л.Д. Воеводин: "Гарантии служат тем мостиком, который обеспечивает переход от общего к частному, от прокламируемой возможности к действию" <3>. В юридической науке гарантии прав и свобод принято определять как "условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту)" <4>.
--------------------------------
<3> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 221.
<4> Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 38.
Рассмотрим более подробно, каковы же условия и средства защиты прав главы муниципального образования при удалении его в отставку.
На стадии выдвижения инициативы депутатами представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку закрепляется гарантия, согласно которой глава муниципального образования должен быть уведомлен о выдвижении данной инициативы не позднее дня, следующего за днем внесения указанной инициативы в представительный орган муниципального образования. Если инициатива об удалении в отставку главы муниципального образования исходит от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), то о выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется аналогично не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Следующей гарантией являются ограничения по срокам реализации процедуры удаления главы муниципального образования в отставку. Во-первых, поступившая в представительный орган муниципального образования инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку должна быть им рассмотрена в течение одного месяца со дня внесения; во-вторых, если инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, то на повторное рассмотрение вопрос может быть вынесен не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.
При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку. Правда, здесь возникает вопрос: а как определить заблаговременность уведомления? Месяц, неделя, три дня?..
Важной гарантией прав главы муниципального образования является предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. Кроме того, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, то он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение <5>. Особое мнение главы муниципального образования подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с решением представительного органа об удалении его в отставку.
--------------------------------
<5> Особое мнение главы города Суздаля С.Б. Годунина на решение городского Совета народных депутатов "Об удалении главы муниципального образования городское поселение "Город Суздаль Суздальского района" в отставку" // Официальный сайт органов местного самоуправления г. Суздаля: URL: http://www.gorodsuzdal.ru.
Как правило, решения представительных органов муниципальных образований принимаются простым большинством голосов от числа избранных депутатов при условии, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. А для принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку необходимо, чтобы за него проголосовали не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
В Федеральном законе от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <6> отдельно не закреплено право главы муниципального образования, удаленного в отставку, обжаловать решение представительного органа муниципального образования в судебном порядке. В этом случае действует конституционная гарантия, предусмотренная ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". Данной гарантией воспользовался удаленный в отставку 1 июня 2009 г. решением Собрания депутатов города Озерска Челябинской области глава муниципального образования С. Чернышов. В суде ему удалось доказать незаконность удаления в отставку, и 16 июня 2009 г. Озерский городской суд принял решение об отмене постановления Собрания депутатов города Озерска Челябинской области об удалении главы муниципального образования Озерского городского округа в отставку <7>.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2280.
<7> См.: Срочно! Суд отменил решение об удалении мэра Озерска в отставку // URL: http://www.ura.ru.
Безусловно, принятие решения о применении такой серьезной санкции в отношении главы муниципального образования, как удаление в отставку, должно быть взвешенным, продуманным, законным, чему и призваны служить закрепленные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии прав главы муниципального образования.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.