Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
И.А. РЕПИН
Репин Иван Андреевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права Нижегородской правовой академии.
История государства и права обладает не только теоретическим потенциалом, но и может быть полезна в плане усовершенствования современных нормативных актов. Это касается различных аспектов государственно-правовой жизни, в т.ч. и налоговых правоотношений. Обратим внимание, что наличие системы сбора налогов является одним из признаков государства.
Научное направление, активно разрабатывающее проблему сравнения различных исторических и современных государственных и правовых институтов с целью выработки практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, получило название "хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение" <1>. Подобного рода работы имеются и в отношении отдельных налогов <2>. Однако для комплексного сравнительного исследования дореволюционного и современного российского института налогообложения в целом требуется не только использование исторического подхода в широком понимании <3>, но и собственно историко-правовые исследования генезиса и эволюции системы налогообложения в различные исторические периоды. Исходя из сказанного, цель данной статьи заключается в выявлении особенностей создания системы налогов в один из определяющих периодов отечественной истории - период формирования Русского централизованного государства.
--------------------------------
<1> Демичев А.А. Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение как направление современной юридической науки // История государства и права. 2010. N 16. С. 2 - 7.
<2> См., например: Шкарин Е.О. Налог на землю в России конца XIX - начала XX века и в современной Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестн. Нижегор. акад. МВД России. 2012. N 20. С. 42 - 46.
<3> Демичев А.А. История России и история отечественного государства и права: проблемы соотношения // Российский юридический журнал. 2005. N 1. С. 125 - 126.
В конце XV в., когда Великий Московский князь Иван III отказался от уплаты дани Орде, начался новый этап процесса формирования системы налогов в России. С этого момента продолжилось создание собственной финансовой системы России. Оно было обусловлено начавшимися процессами преодоления экономической и политической раздробленности страны и формированием централизованного государства.
Отличительной особенностью этого периода развития налоговых отношений является вытеснение натуральных сборов их денежными эквивалентами. Начало данного процесса было положено еще в предшествующий период: так, нормативные правовые акты XIV в., ограничивавшие полномочия кормленщиков, предписывали заменять прежние неопределенные натуральные подати - "кормы" - более точными денежными доходами. Конечно, этот процесс проходил довольно длительный отрезок времени (XV - XVI вв.) <4>. Окончательная монетизация налогов, по мнению исследователей, осуществилась только в XVII в. <5>.
--------------------------------
<4> Куксин И.Н. Зарождение налогообложения в Московском государстве // История государства и права. 2009. N 9. С. 22.
<5> Соколова Е.В. История возникновения и развития налогов в России // Вестник Российской правовой академии. 2009. N 1. С. 39.
Развитие налоговых отношений в этот период осуществлялось по трем основным направлениям: 1) развитие прямых натуральных налогов, которые составили основу налогового обложения и шли на нужды централизованного государства; 2) все большее распространение косвенных налогов; 3) формирование системы дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти <6>.
--------------------------------
<6> Свистунов А.А. Зарождение и становление налоговой системы в России в период с IX по XVII вв. (ист.-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 120.
Основным прямым налогом являлись "данные" деньги, взимаемые с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме них существовали целевые налоговые сборы, введение которых было обусловлено необходимостью осуществления государственных расходов <7>. Среди них: ямские деньги; пищальные (для производства пушек); полоняничные (для выкупа ратных людей); засечные (на строительство укреплений); стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и др. Все они пополняли непосредственно казну Московского князя.
--------------------------------
<7> Ворновских Д.В. Исторические этапы правового регулирования налогообложения в России // Государство и право: теория и практика: Межвузов. сб. науч. тр. Вып. 4. СПб., 2008. С. 64.
Для определения размера прямых налогов было разработано сошное письмо, которое исследователи называют первой налоговой декларацией и считают прообразом современного земельного кадастра <8>. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы - сохи, на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.
--------------------------------
<8> Корнилевская Н.А. Тенденции развития налогообложения недвижимости в России: ист. экскурс // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. "Право". 2007. N 2. С. 242; Дементьев И.В. История налоговых органов в России: от древности и до революции 1917 года // Там же. 2008. N 1. С. 365.
Размер сохи не был унифицирован и отличался в разных районах государства. Поэтому, прибыв в покоренный Новгород, Иван III прежде всего спросил: "Что есть соха?"; его интересовало, насколько новгородская податная система отличалась от московской <9>. Только в 50 - 60-е гг. XVI в., после проведения третьей генеральной переписи населения, соха приняла поземельный характер и стала четко нормированной. Тем не менее ее размер зависел от многих факторов: во-первых, от качества земли; во-вторых, от социального статуса землевладельца; в-третьих, от возможности крестьян платить налоги и др.
--------------------------------
<9> Михайлова И. От полюдья до сохи: какие налоги и как платили в средневековой Руси // Родина. 2002. N 2. С. 40.
Соха была не единственной единицей измерения налогов. В некоторых регионах упоминаются и меньшие единицы, например, "выть" - в пределах Московского княжества или "обжа" - в новгородских землях. Соответственно, нормативным документом, устанавливавшим размер налогов с этих участков, являлось "вытное письмо" и "обежное письмо" <10>.
--------------------------------
<10> Рязанцев Д.Б. Налоговая система России во второй половине XIX - начале XX в. (ист.-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. С. 29.
Введение сохи в качестве единицы налогообложения имело прогрессивное значение в развитии налоговых отношений. Вместе с тем исследователи отмечают, что посошная система обладала определенными недостатками, которые проявлялись в отсутствии объективного критерия для определения доходности земель, а также в возможности учета текущих изменений количества плательщиков податей и объектов обложения <11>. Несмотря на это, ее введение, несомненно, имело позитивные результаты, т.к. свидетельствовало о формировании основ налоговой отчетности.
--------------------------------
<11> Налоговое право России: Учеб. / Под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2008. С. 3.
Следует отметить, что необходимость ведения учета налоговых отношений осознавалась достаточно высоко в этот период времени, несмотря на трудоемкий характер данного процесса, требовавший определенного уровня квалификации и подготовленности лиц, выполнявших подобную работу. Это доказывает наличие писцовых книг. Они носили многофункциональный характер: фиксировали размер и количество земельных участков; указывали состав их владельцев; закрепляли право на владение землей; регистрировали изменения в землевладении <12>. Кроме того, писцовые книги выполняли и фискальные функции: в них фиксировалось податное население, отражались описание и оценочная характеристика сельскохозяйственных и промысловых угодий, деревень и т.д. <13>. В научной литературе нет однозначного мнения о роли и месте писцовых книг среди источников права. Однако большинство исследователей склоняются к мнению, что писцовые книги являются не просто достоверным источником права, но и основой государственного фиска.
--------------------------------
<12> Лужецкая Т.С. Историческое развитие налоговой системы России в дореволюционный (1917 г.) период // Проблемы теории и юридической практики в России: Материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, специалистов и студентов. 2008. 16 - 17 апр. Самара, 2008. Ч. 3. С. 102.
<13> Олейникова С.Г. Источники налогового права Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 54.
На наш взгляд, их значение состоит в том, что они: во-первых, создавали объективные представления о материальных ресурсах государства; во-вторых, свидетельствовали о населении, подлежащем налогообложению; в-третьих, способствовали упорядочиванию налоговых отношений.
В этот период времени продолжает формироваться система косвенного налогообложения. Ее развитие осуществлялось по двум направлениям: 1) взимание ранее установленных сборов: вес, мера, мыт и др.; 2) введение новых сборов. В частности:
а) значительно расширилась совокупность торговых пошлин: поворотная (за ввоз товаров в гостиный двор), гостиная (за помещение товара в гостином дворе), подрядная (за покупку товара), явка (за объявление о прибытии товара), роговая (при продаже скота) и др.;
б) с активизацией иностранной торговли появились таможенные сборы. Первое время они носили пошлинный характер и были связаны с пользованием амбарами, в которые купцы должны были складывать товары, а также с акцизами, ведущими свое начало из т.н. сеньориальных баналитетов (общинная мельница, пресс для выжимания вина и т.д.), принадлежавших феодалу. За пользование ими крестьяне платили определенное вознаграждение. Впоследствии амбары стали только предлогом для взимания сборов, охватывали уже проезд по местам, мимо речных застав и т.д., а баналитеты из рук помещиков переходят к монархам <14>;
--------------------------------
<14> Кузьмина И.Г. Развитие системы налогообложения в России: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 1994. С. 62.
в) в целях пополнения государственной казны были введены соляной, кабацкий сборы и др. <15>.
--------------------------------
<15> Петрюк М.Ю. История развития обязанности по уплате налогов и сборов // Вестник Московского университета МВД России. 2005. N 4. С. 148.
Отличительной особенностью развития налоговых отношений в этот период времени было преобладание косвенных налогов над прямыми. Так, например, в рядовых северных городах Двине, Кевроле и Мезени таможенный и кабацкий сборы в годы после Смуты начала XVII в. давали две трети обыкновенных денежных поступлений <16>; в Нижнем Новгороде - около 90 - 93% поступлений; в Новгороде Великом - 67 - 69% <17>.
--------------------------------
<16> Соболев М.Н. Очерки из истории всемирной торговли в связи с развитием экономической жизни. М., 1899. С. 86.
<17> Антонов С.С. Возврат пошлин в России. СПб., 1913. С. 17, 28, 54.
Появление такого большого количества косвенных налогов исследователи связывают с развитием товарно-денежных отношений в русском государстве, увеличением городского населения и ростом крупных земледельческих хозяйств <18>.
--------------------------------
<18> Скорик Т.Г. Историческое и логическое в развитии налоговой системы России: Дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2002. С. 51.
Для этого периода развития налоговых отношений характерно наличие большого разнообразия местных налогов. Такое положение было обусловлено политикой центральных органов власти, разрешавших в случае возникновения необходимости местным органам устанавливать отдельный налог в данной местности для удовлетворения конкретной потребности. На основании этого исследователи справедливо отметили, что в России в XVI - XVII вв. отсутствовала единая система местных налогов и сборов <19>.
--------------------------------
<19> Глазунова И.В., Костюков А.Н. История развития местных налогов и сборов в России // История государства и права. 2003. N 1. С. 57.
В XV в. население, подлежащее налогообложению, стали называть "тяглое" <20>. Этимология данного термина восходит к слову "тягло" - это система денежных и натуральных государственных повинностей в русском государстве XV - XVIII вв. Слово "тягло", в свою очередь, происходит от глагола "тянуть", что означает обязанность платить налоги и отправлять повинности <21>. Тяглом также назывался и поземельный участок или имущество, соразмерно которому лицо вносило тяжести <22>. Тяглое население образовывали: во-первых, крестьяне, которые платили т.н. полное тягло (частновладельческие и черносошные, со второй половины XVII в. - бобыли и халупники, а с начала XVIII в. - холопы); во-вторых, посадские люди - население, жившее в городах на государевой земле, занятое торговлей, ремеслом и промыслами.
--------------------------------
<20> Например, Окружная грамота царя Михаила Федоровича в Новгород воеводам боярину князю Ивану Хованскому, Мирону Вельяминову и дьяку Третьяку Копнину о присылке в Москву выборных с донесением о всех новгородских доходах, недоимках и разорениях от неприятельских нашествий для составления вновь окладных книг и уравнения податей и повинностей от 5 июля 1619 г. // Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. М., 1985. Т. 3: Законодательство земских соборов. С. 67 - 70.
<21> Руденко В.В. Зарождение налогового законодательства в Древней Руси // Общество и право. 2007. N 4. С. 50.
<22> Анджаев А.В. Развитие государственно-правовых основ налогообложения в Российской империи: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 36.
Политическое объединение русских земель повлекло за собой необходимость создания единой системы органов, взимавших налоги. Главным элементом механизма российского государства в этот период стали приказы - административно-судебные учреждения центрального и местного управления в Московском государстве <23>.
--------------------------------
<23> История государства и права: Слов.-справ. / Под ред. М.И. Сизикова. М., 1997. С. 217.
Приказы, реализовавшие задачи внутренней политики, были разделены на две ветви: с общегосударственной и областной компетенцией. Сбором большинства прямых налогов занимался Приказ большого прихода. Наряду с ним существовали и другие приказы, специализировавшиеся на сборе отдельных видов налогов: так, Приказ большого дворца ведал сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны собирал налоги с городских промыслов; Печатный приказ занимался сбором пошлины за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ собирал налоги с церковных и монастырских земель и др. Отдельные функции в области налогообложения выполняли и другие приказы, которым было предоставлено право самим собирать доходы с приписанных к ним городов для покрытия издержек по их специальным нуждам. Например, Конюшенный приказ собирал конские пошлины, взимаемые при продаже лошадей на всей территории государства <24>. Сбором средств также занимались Стрелецкий, Посольский, Ямской и другие приказы.
--------------------------------
<24> Дементьев И.В. Указ. соч. С. 366.
Учитывая новые исторические условия, необходимость централизации власти, государственных расходов, система кормлений стала препятствовать пополнению бюджета <25>. В связи с этим в рамках реализации земской реформы в 1555 г. она была ликвидирована и предпринята попытка ввести местное самоуправление. На местах сбором податей и пошлин непосредственно заведовали общины через своих выборных людей - старост и целовальников. Надзор за их деятельностью осуществлял воевода <26>.
--------------------------------
<25> Ромашина Е.В. К вопросу о системе кормлений в средневековой Руси // История государства и права. 2010. N 16. С. 18.
<26> Дементьев И.В. Указ. соч. С. 367.
Несмотря на то что в XV - начале XVI вв. в российском государстве появились специальные органы, взимавшие налоги, их деятельность не отличалась совершенным характером. Сложившаяся система приказов имела множество недостатков: во-первых, существовало слишком много приказов, каждый из которых отвечал за сбор какого-то одного вида налога; во-вторых, отсутствовал единый орган, осуществлявший контроль за сбором налогов; в-третьих, между приказами не была четко разграничена компетенция; в-четвертых, ведомство каждого из них периодически подвергалось значительным изменениям.
В результате, несмотря на политическое объединение русских земель, единой системы налоговых органов в России в этот период еще не было создано, а существовавшая совокупность приказов, выполнявших налоговые функции, была слишком громоздкой и сложной. Соответственно, вновь остро возникла необходимость преобразования системы налогообложения российского государства.
В целях ее совершенствования в первой половине XVII в. был принят ряд мер, смысл которых был направлен на увеличение количества собираемых средств. Среди них:
- установление нового порядка раскладки податей и повинностей на основе введения "большой сохи", состоявшей из большего, чем было до этого, числа дворов. В результате размер налога, ранее зависевший от величины сохи, был заменен платежным окладом, установленным на живущую четверть <27>;
--------------------------------
<27> Рязанцев Д.Б. Указ. соч. С. 32 - 33.
- снижение налоговых ставок, введение рассрочки платежа;
- введение вместо посошного обложения подворного, которое было удобнее для плательщика, т.к. уменьшало возможность произвола при начислении налогов <28>;
--------------------------------
<28> Мельник А.Д. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый вестник. 2000. N 3. С. 157.
- предоставление крестьянской общине и посаду права расклада налогов между дворами, исходя из их состоятельности;
- установление дифференцированных ставок, в соответствии с которыми по наиболее высоким ставкам взимались налоги с посадских людей, а также с черносошных крестьян; по меньшим ставкам - с частновладельческих крестьян с учетом их платежей своим владельцам <29>;
--------------------------------
<29> Там же.
- замена нескольких прямых налогов каким-либо одним. Например, 7 февраля 1646 г. был издан царский указ, предусматривавший введение вместо множества сборов одного - налога на соль;
- увеличение лиц, плативших тягло и расширения круга податного населения. В частности, Соборное уложение 1649 г. ликвидировало "белые места", т.е. дворы и слободы в городах, принадлежавшие духовным и светским феодалам и не несшие государева тягла в силу того, что их владельцы относятся к привилегированным слоям общества <30>.
--------------------------------
<30> Соборное уложение 1649 г. // Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. М., 1985. Т. 3: Законодательство земских соборов. С. 83 - 257.
Во второй половине XVII в. были предприняты очередные попытки упорядочения хаотичной совокупности налоговых органов. Так, в 1655 г. был создан Счетный приказ - центральный орган финансового контроля, к компетенции которого относились контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных книг и др. Вновь созданный орган "учитывал доходы и расходы центральных и местных учреждений, проверял расходование средств, отпущенных воеводам, армии, послам и другим должностным лицам, рассматривал отчеты земских выборных и проверял их приходно-расходные книги..." <31>. Результаты его деятельности имели позитивное значение, т.к. позволили достаточно точно определить бюджет государства. Например, в 1680 г. доходы составили 1203367 руб. <32>. Из них за счет прямых налогов было обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов; за счет косвенных налогов - 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) давали чрезвычайные сборы и прочие доходы <33>.
--------------------------------
<31> Рязанцев Д.Б. Указ. соч. С. 36.
<32> Заболуев Д.С. Развитие налоговой системы в России: ист.-правовой аспект исслед. // Человек: преступление и наказание: Сб. материалов науч.-теорет. конф. Рязань, 2005. С. 118.
<33> Свистунов А.А. Указ. соч. С. 147.
Однако на этом преобразования не закончились. На рубеже 1670 - 80-х гг. в результате налоговой реформы были достигнуты следующие изменения:
- во-первых, в очередной раз уменьшено количество налогов. Так, в соответствии с Царским указом от 5 сентября 1679 г., вместо стрелецких денег, полоняничных, ямских, пищальных и некоторых других был введен подворный налог, которым облагался каждый крестьянский и посадский дворы;
- во-вторых, поземельное обложение заменено подворным, что позволило расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включились бобыльские, холопьи и прочие дворы;
- в-третьих, систему финансовых учреждений российского государства возглавил Приказ большой казны, который в научной литературе называют прообразом налоговой службы <34>.
--------------------------------
<34> Гиниятуллин Ф.К. Налоговая система: ист. аспект (отеч. опыт) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Вып. 23. 2010. N 25. С. 79.
На основании проведенного анализа можно выделить следующие особенности формирования отечественной системы налогов в XVI - XVII вв.: замена натуральных форм налогов на денежные; введение вместо существовавшей до этого хаотичной совокупности сборов более-менее упорядоченной системы налогов, основанной на принципе дифференциации платежей в зависимости от принадлежности к различным сословиям и проживания в разных регионах; оптимизация единицы обложения; расширение количества плательщиков; ликвидация многочисленных привилегий в области налогообложения; концентрация функций управления порядком сбора налогов в рамках единого органа; формирование основ налогового учета и отчетности; появление специальных нормативных правовых актов, посвященных регулированию налоговых отношений и устанавливающих новые правила налогообложения.
Таким образом, к концу XVII в. в русском государстве были заложены основы налоговой политики, главной целью которой являлась мобилизация средств для решения общегосударственных задач.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.