Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Д.С. ЗАРЕЦКАЯ
Зарецкая Дарья Сергеевна, аспирантка кафедры конституционного права Юридического института Иркутского государственного университета, консультант отдела по законодательству о собственности и экономической политике правового управления Законодательного Собрания Иркутской области.
Сегодня в России происходит динамичное развитие информационного общества и предприняты серьезные шаги по формированию электронного правительства.
Мировой опыт показывает, что внедрение технологий электронного правительства предоставляет гражданам, а также субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к высококачественным услугам государственных органов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг.
Актуальность данной темы исследования связана в первую очередь с разработкой программ по реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Кроме того, внедрение электронного правительства связано с решением конкретных проблем, существующих сегодня в практике публичного управления (необходимость повышения уровня прозрачности государственных услуг, предотвращение коррупции, повышение эффективности государственного управления на всех уровнях), и призвано открывать новые каналы политической коммуникации для государства и общества, способствовать повышению уровня доверия граждан к власти.
Концепция e-government, в переводе на русский "электронное правительство", появилась на Западе в конце 1990-х гг.
Отправной точкой появления и формирования указанной концепции, по мнению П.В. Григорьева <1>, стал кризис господствовавшей бюрократической модели управления, а также подрыв доверия населения к традиционным политическим институтам, обеспечивавшим легитимность власти на протяжении всего столетия. Преобразования были направлены на оптимизацию работы государственного аппарата, эффективное использование ресурсов, расширение спектра и повышение качества государственных услуг, а также построение более эффективной системы социально-политического взаимодействия государства и гражданского общества. В процессе поиска средств, способных "работать лучше, а стоить меньше", выяснилось, что информационные технологии могут стать отличным подспорьем в решении сложившихся проблем, выступая в роли катализатора, а подчас и главного инструмента преобразований.
--------------------------------
<1> Григорьев П.В. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. N 3. С. 179 - 184.
Электронное правительство подразумевает эффективное использование новых технологий, и в первую очередь сети Интернет для улучшения взаимоотношений и развития связей между государственными службами и гражданами <2>.
--------------------------------
<2> Кузнецов С.Л. Электронное правительство - что это такое? // СПС "КонсультантПлюс".
Сегодня всемирная интернет-энциклопедия определяет электронное правительство как "способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии" <3>.
--------------------------------
<3> URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
В России термин "электронное правительство" на отдельных этапах определялся по-разному, и до сих пор правовое обоснование данной категории нельзя признать завершенным.
Подписание Окинавской хартии глобального информационного общества можно считать началом создания электронного правительства. Данное событие продемонстрировало совпадение представлений руководства России и других развитых государств о значимости информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) как важного фактора формирования общества XXI в. Кроме того, Хартия предусматривала разработку каждой из стран своей национальной стратегии построения информационного общества.
В 2002 г. Правительство России приняло Федеральную целевую программу (ФЦП) "Электронная Россия 2002 - 2010 гг.", которая должна была "помочь сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира". Однако в официальном тексте самой Программы не было даже упоминания об электронном правительстве, что свидетельствовало об отсутствии у ее создателей полной ясности относительно конечной цели и желаемых результатов. Для сравнения: в США проект e-government начинался с принятия Конгрессом отдельного Закона "Об электронном правительстве", содержащего подробный глоссарий терминов, покрывающий все поле внедрения <4>.
--------------------------------
<4> Григорьев П.В. Там же. С. 179 - 184.
Первый этап реализации Федеральной целевой программы (2002 - 2006 гг.) начался с ведомственной информатизации, направленной на обеспечение постоянного присутствия органов власти в сети Интернет, путем создания информационных веб-сайтов и их регулярного обновления. Параллельно стартовала реализация проектов по разработке электронных административных регламентов.
Учитывая отсутствие правового определения категории "электронное правительство", на данном этапе предпринимались различные попытки установить сущность данного термина.
Так, в 2000 г. на конференции департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ В.Е. Ивановым <5> было предложено определять электронное правительство как государство в сети (наличие порталов государственных органов).
--------------------------------
<5> Иванов В.Е. Правительство и население: диалог в виртуальном пространстве // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 20 - 24 ноября 2000 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 46 - 47.
И.А. Семенов в 2001 г. подчеркивал, что под программой электронного правительства США понимается внутренняя (правительственная) и внешняя (взаимодействующая с гражданами и организациями) сетевая информационно-коммуникационная инфраструктура, поддерживающая процесс выполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций в обществе <6>.
--------------------------------
<6> Семенов И.А. Информационный взрыв и электронный ответ России // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 20 - 23 ноября 2001 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 182 - 186.
Определять электронное правительство как "систему интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета", охарактеризовав данное понятие как "новую модель государственного управления, преобразующую отношения государства с гражданским обществом на основе ИКТ" <7>, предложил М.С. Вершинин.
--------------------------------
<7> Вершинин М.С. Электронная демократия: российские перспективы // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 20 - 23 ноября 2001 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 150 - 152.
Предпринимались и попытки выделить узкое и широкое понимание электронного правительства и существование "умеренной" и "радикальной" школ в его интерпретации. В "умеренной" школе электронное правительство отражает совершенствование деятельности государственного управления посредством использования новых информационных технологий, что позволяет в конечном итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению. В "радикальной" оно выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего комплекса отношений государственного управления с обществом <8>.
--------------------------------
<8> Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции "governance" // Полис. 2003. N 3. С. 5.
М.Ю. Павлютенкова и А.А. Сваруп утверждали, что "только в узком смысле электронное правительство можно рассматривать как концепцию государственного управления, характерную для информационного общества. Она базируется на возможностях ИКТ и ценностях открытого гражданского общества, характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. По сути, это новая модель государственного управления, явившаяся результатом преобразования традиционных отношений граждан и власти" <9>.
--------------------------------
<9> Павлютенкова М.Ю., Сваруп А.А. Социально-политические аспекты концепции "Электронное правительство" // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 - 12 ноября 2004 г. СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 193.
В 2005 - 2006 гг. российские специалисты, исходя из накопленного практического опыта, предложили рассматривать электронное правительство как систему межорганизационных отношений, включающую политическую координацию, внедрение политических решений и предоставление публичных услуг.
Второй этап реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2006 - 2009 гг.) ознаменовался ее новой редакцией, в рамках которой было запланировано создать межведомственные информационные системы, объединения правительственного портала и реестра государственных услуг, запустить системы электронных госзакупок.
На данном этапе электронное правительство рассматривается с точки зрения влияния на него социальных сетей web 2.0, а также взаимосвязи его с другими понятиями, такими, как "электронное управление", "электронная администрация" и т.д.
В рамках действующей Целевой программы "Электронная Россия" <10>, принятой Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 721, электронное правительство определяется как инфраструктура, призванная обеспечивать доступ к информации о деятельности и об услугах органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что должно позволить снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан.
--------------------------------
<10> О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)": Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 721 // СПС "КонсультантПлюс".
Хотя практические результаты второго этапа будут известны не ранее 2010 - 2015 гг., на наш взгляд, можно выделить во втором этапе еще один период - с 2009 г. по настоящее время.
В данный период были приняты Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <11>, Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" <12>.
--------------------------------
<11> Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: ФЗ от 9 фев. 2009 г. N 8-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<12> О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 // СПС "ГАРАНТ".
В рамках принятого Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Закон регламентирует перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <13>, в рамках которого предусматривается, что все органы государственной власти - федеральные, региональные и муниципальные, а также государственные внебюджетные фонды - должны дать гражданам возможность получить ту или иную услугу в электронной форме.
--------------------------------
<13> Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ // Российская газета. 2010. 30 июля.
Предоставляться государственные и муниципальные услуги в электронной форме будут как бесплатно, так и платно. Информация об этом должна быть доступна на едином портале государственных и муниципальных услуг, а также на порталах соответствующих органов власти.
Указанным Законом предусмотрено также, что орган власти может делегировать предоставление государственных и муниципальных услуг так называемым многофункциональным центрам.
Согласно ст. 15 Федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется по принципу "одного окна". Это означает, что предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.
Запланировано создание портала государственных и муниципальных услуг - государственной информационной системы, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено право органов государственной власти субъектов РФ создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов РФ, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов РФ и муниципальных услуг.
Со временем через Интернет можно будет не только сделать запрос госуслуги, но и оплатить ее дистанционно в электронной форме. Для этого вводится в оборот универсальная электронная карта.
Эта пластиковая карта будет содержать в визуальной и электронной формах информацию о пользователе и позволит с ее помощью получать самые разные государственные и другие услуги, в том числе финансовые, медицинские и транспортные.
В течение двух лет должны быть разработаны и приняты административные регламенты, информация о которых будет включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, планируется поэтапно. Данный переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме будет осуществляться на основании специальных планов-графиков, утверждаемых соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Вышеуказанными законами поставлен целый перечень задач, которые необходимо решить, и обозначен перечень услуг, который необходимо внедрить для плодотворного функционирования системы ИКТ. Процесс внедрения технологий электронного правительства еще не завершен, как и не завершен процесс правового регулирования. Первые нормативные документы, регламентирующие аспекты электронного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг, не могут служить той базой, которая необходима для перехода в развитии электронного правительства в России от стадии информирования к стадии оказания электронных услуг в интерактивном формате.
Вместе с тем можно констатировать, что Россией пройден первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства.
Но немаловажным фактором дальнейшего развития системы электронного правительства, на наш взгляд, является создание полноценных законодательных основ функционирования электронного правительства: принятие Федерального закона об электронном правительстве; разработка и организация новых форм сотрудничества государства, граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере проектов e-government, которые могут оказаться очень полезными и существенно ускорить процесс создания электронного правительства в России; детализация механизма реализации внедрения электронного правительства путем совершенствования действующего законодательства в сфере электронного правительства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.