Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И СТАНОВЛЕНИИ МИРОВЫХ СУДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
С.В. НИКОЛЮКИН
Николюкин Станислав Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент, зам. заведующего кафедрой "Теория и история государства и права" ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации".
Вторая половина XIX века, являющаяся периодом утверждения и развития капитализма в России, связана не только с изменением социальной структуры общества, созданием предпосылок для постепенного формирования правового государства и гражданского общества, это важнейший этап на пути модернизации России, поскольку создание всесословного земского самоуправления и мирового суда, а также закрепление основополагающих принципов судоустройства, провозглашенных при принятии судебных уставов, не только дополняли демократические основы судопроизводства, но и делали судебную реформу наиболее буржуазной из всех буржуазных реформ второй половины XIX века в России [1].
Судебная реформа, как и все реформы 60 - 70 годов, во-первых, была вызвана кризисом российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, "когда различные рычаги государственной машины самодержавия стали явственно обнаруживать свою негодность к середине XIX века, но... ни один из органов государственного аппарата не находился в столь скверном состоянии, как судебная система" [2].
Во-вторых, необходимость проведения судебной реформы была обусловлена и финансовым кризисом в стране, разрешение которого в условиях старой судебной системы не представлялось возможным. Бедность казны являлась следствием "плачевного состояния юстиции", не способной "гарантировать законность" в области экономической жизни страны" [3].
В-третьих, необходимость судебной реформы связана с существованием несовершенного и нерационального суда, что приводило, например, "к переполнению тюрем узниками, ожидавшими окончания своего дела, - переполнению неизбежному при волоките в старых коллегиальных институтах" [4].
О том, что существовавшая тогда судебная система исчерпала себя и требовала замены, отмечал А.Я. Ростовцев, который указывал, что "несчастное устройство и жалкое состояние нынешнего местного управления и судов, и действия их произвольные, злоупотребительные, скрытые и необличимые. Все убеждены, что при подобном устройстве суда и полицейского порядка приведение реформы в действие может привести к вредным последствиям, и благосостояние как помещиков, так и крестьян не может быть устроено надежно и прочно" [5].
Действительно, в первой половине XIX в. в России существовала достаточно хаотичная система сословных судов со множеством судебных инстанций (сословные суды, магистраты, ратуши, надворные суды и т.п.) с неопределенной подсудностью, с различным порядком судопроизводства, со сложностью и запутанностью процессуальных требований, невозможностью зачастую определить круг дел, который должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа. Дела бесконечно перекочевывали из одного суда в другой, зачастую возвращаясь в первую инстанцию, откуда вновь начинали долгий путь вверх, на что нередко уходили десятилетия.
Кроме того, в дореформенном суде следствие и судебное заседание носили закрытый характер, в связи с чем возможны были всякие злоупотребления, в том числе и взяточничество, часто страдали невинные, а виновные отпускались. Проверить судей, справедливо ли они судят, не было возможности, поскольку судебные чиновники рассматривали свою должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Что касается попыток правительства бороться со взяточничеством, то они не привели к положительному результату, поскольку этот порок охватил весь государственный аппарат.
Также в дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Суд был быстрым и решительным орудием в руках государства для пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок, и его цель заключалась не в уяснении истины, а в устрашении трудящихся.
Важно отметить, что инквизиционная система получила распространение прежде всего в континентальной Европе, поэтому ее также называют континентальной системой. Характерной чертой инквизиционного процесса является то, что "судебная власть приступает к исследованию юридических фактов и отношений по собственной инициативе или по донесению других властей" [6]. Поскольку эта система основывается на романо-германском типе права, то для ее гражданского процесса свойственны общеправовые принципы: верховенство закона, подчиненное закону положение судебной практики, преобладающее развитие гражданского права, кодификация правил об отправлении правосудия и др. Однако следует отметить, что эти принципы в инквизиционной (розыскной) форме судопроизводства России не применялись.
Пороки дореформенного суда в России напрямую были связаны с тем, что деятельность судебных органов регулировалась различными зачастую не согласованными друг с другом актами, что значительно затрудняло обращение граждан в суд за защитой своих интересов. Кроме того, наряду с волостной расправой, уездным судом, палатами уголовного и гражданского суда, Сенатом судебные функции выполняли городские, становые приставы, губернаторы, министр юстиции, Государственный совет.
Анализ законодательства XVII - первой половины XIX в. показывает, что дореформенный суд основывался на законодательстве Петра I (Указ от 21 февраля 1697 г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах", где полностью отменяется состязательный процесс, а вводится процесс следственный, инквизиционный, "Краткое изображение процессов и судебных тяжб" 1715 г. посвящено вопросам судоустройства и процесса: "Суд всегда из некоторого числа честных особ сочинен бывает, которым от высокого начальства власть и мощь во управлении правосудия дана. Оным тягчающияся особы свои тяжебные дела порядочно доносить, и по правам на оные решения от них получить могут" (п. 2 гл. 1 "О суде и судиях"), Указ от 5 ноября 1723 г. "О форме суда", в котором отменяется розыск и суд провозглашается единственной формой процесса), Екатерины II ("Учреждение о губерниях" от 1775 г.), а в отдельных случаях использовались нормы Соборного уложения 1649 г.
Важнейшим актом, определявшим организацию судебных органов до реформы 1864 г., было Учреждение о губерниях 1775 г., согласно которому образовываются нижние земские суды, где было представлено два заседателя по выбору от дворянства. Кроме того, сословный принцип был установлен и для судебных местных учреждений. Верхний земский суд в губерниях и уездный земский суд в каждом уезде состояли из выборных членов от дворянства, и это были суды для дворянства. Для суда над крестьянами существовали другие учреждения - верхняя расправа в губерниях и нижняя расправа в уездах. Суд над городскими жителями осуществлялся в городовых магистратах, которые также были сословными учреждениями. Их компетенция включала только городское население.
В период проведения Екатериной II административной и судебной реформы создаются совестные суды для рассмотрения малозначительных гражданских и уголовных дел и разрешения их в примирительном порядке. Однако совестные суды не получили широкого распространения, поскольку столкнулись с сопротивлением и некомпетентностью на местах.
Вся указанная система судов просуществовала до 1797 г., когда были ликвидированы все суды второго звена - верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа и верхний надворный суд, а палаты уголовного и гражданского суда объединены под общим названием палат суда и расправы.
Дальнейшие изменения судоустройства произошли в 1801 г., когда Указом от 9 сентября были ликвидированы нижние земские суды, управы благочиния и нижние расправы, палаты суда и расправы переименованы в палаты уголовного и гражданского суда.
Несмотря на то что Екатерина II в Учреждении о губерниях 1775 г. вроде бы узаконила строгую судебную иерархию, состоявшую из общего собрания департаментов Сената, палат уголовного и гражданского суда в губерниях и трех сословных судов на местах, все это носило достаточно условный характер. Не зря С.И. Зарудный, анализируя дореформенную систему судов, приходит к выводу, что "по маловажным делам в России суда вообще не существует, а есть только полицейская расправа" [7].
Исследование порядка реформирования судебной системы в рассматриваемый период показывает, что сначала были указаны основные недостатки судопроизводства по своду 1857 г., затем определены главные начала преобразования, в соответствии с которыми 29 сентября 1862 г. высочайше утверждались Основные положения преобразований судебной части в России (далее - Основные положения), вошедшие в Полное собрание законов [8]. Так, в ст. ст. 1 и 2 Основных положений было указано, что власть судебная отделялась от административной и законодательной. Кроме того, согласно Основным положениям, центральным звеном судебной системы закреплялся мировой суд, учреждаемый в составе одного судьи по уездам и городам для разрешения гражданских и уголовных дел "меньшей важности" и независимый от общих судов.
В Указе Александра II Сенату от 20 ноября 1864 г., вводившем в России новые суды, указано следующее: "Рассмотрев сии проекты, Мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд скорый, правый, милостливый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего" [9]. Сообразно этим целям создавалась система судебных органов и определялись процедуры рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел, устанавливались размеры наказаний за совершение преступлений, судебная власть отделялась от власти административной, вводились иные новеллы в организацию и деятельность судебных органов.
Важно отметить, что если крестьянская реформа 1861 г. коренным образом изменила экономику и социальную структуру империи, то Судебная реформа 1864 г. носила более локальный характер, поскольку она перестроила один элемент государственной системы - судебную власть. Тем не менее ее нельзя было провести изолированно, без решения коренных вопросов общественной жизни. Именно поэтому остались без последствий все начинания, проводимые при Николае I, а с восшествием на престол его сына, когда возникли идеи крестьянской реформы, развернулись практические работы и по реформе судебной.
Впервые идея учреждения мировых судей была предложена в 1826 г. председателем Государственного совета графом В.П. Кочубеем, который в записке, поданной на имя Николая I в связи с проектом реформ государственного управления и судебной власти в России, высказывал мысль об учреждении в уездах мировых судов. Название "мировой" суд получил в силу того, что одной из главных его задач было примирение тяжущихся еще до начала судебного процесса или в ходе его [10].
Над созданием в России мировых судов более 20 лет работали различные правительственные комиссии. В 1857, 1858 и 1859 годах первые проекты Судебной реформы разрабатывались во Втором отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, речь в данном случае идет о проекте устава судопроизводства.
При составлении проекта императором было рекомендовано обратить внимание на увеличение числа членов местных судов и уменьшение состава канцелярии в них, на соединение магистратов, ратуш и надворных судов, а также гражданских и уголовных палат с уездными судами, на назначение председателей судов не по выборам, а от правительства, на учреждение судебных исполнительных приставов, на назначение особых прокуроров и стряпчих при каждом местном суде, на изъятие нотариальной части из ведомства местных судов и т.п.
В целях исполнения указанных рекомендаций 15 апреля 1860 г. в Государственный совет был внесен проект положения о судоустройстве, где важным нововведением в отличие от Свода 1857 г. было учреждение института мировых судей.
В период с 1857 по 1861 г. Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Государственный совет был внесен ряд законопроектов, в результате обсуждения которых 20 ноября 1864 г. были приняты четыре закона. Один из них посвящен судоустройству (Учреждение судебных установлений, где определяются порядок формирования корпуса мировых судей, требования к кандидатам на эти должности и другие организационные вопросы), два - процессу гражданскому и уголовному (Устав гражданского судопроизводства, который различал судопроизводство гражданских дел в мировых и судебно-административных установлениях и судопроизводство в общих судебных местах, и Устав уголовного судопроизводства, где регламентируется порядок рассмотрения уголовных дел мировыми судьями, а именно была установлена так называемая смешанная форма судопроизводства, при которой уголовное разбирательство осуществлялось в две стадии: первая - предварительное разбирательство, негласное, письменное, не знающее равноправия сторон, вторая стадия - судебное разбирательство, которое основывалось на гласности, устности, состязательности при свободной оценке доказательств по внутреннему убеждению судей) и один - Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, представляющий собой своеобразное дополнение к Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, содержался перечень правонарушений, подсудных мировым судьям, и размер наказаний, за них полагаемых.
Процедура изменения судоустройства, на которой базировалась судебная реформа, а также возникновение нового в российской истории судебного учреждения - мирового суда закреплены в Учреждении судебных установлений. По сути, Учреждение судебных установлений стало той несущей конструкцией всей судебной системы послереформенной России, которая определила ее структуру, механизмы, принципы, изменив всю жизнь страны и поставив ее в один ряд с европейскими государствами [11].
Специфика Учреждения судебных установлений заключается, во-первых, в провозглашении самостоятельности судебной власти, изолированности ее от административной власти, а также независимости и несменяемости судей, во-вторых, отменяется сословный принцип построения судебной системы и введение всесословного суда, в-третьих, сокращается число судебных инстанций, в-четвертых, судебные органы строятся по значимости рассматриваемых уголовных дел, в-пятых, мировой суд - выборный орган, в-шестых, состав общих судебных мест назначается правительством, в-седьмых, для рассмотрения уголовных дел в окружных судах вводится институт присяжных заседателей, в-восьмых, учреждается адвокатура, в-девятых, реорганизуется прокуратура, которая включается в судебное ведомство.
В заключение следует отметить, что проводимая во второй половине XIX в. реформа радикально изменила судебную систему тогдашней России, положив в ее основу начала независимости суда, гласности, устности и непрерывности судебного процесса, что сделало судебную систему царской России более независимой от правительства. Перестали существовать особые суды для каждого сословия, впервые был провозглашен принцип отделения судебной власти от законодательной и административной.
С учетом недостатков прежней судебной системы, а также с целью приближения ее к населению, сокращения сроков рассмотрения судебных дел, достаточно активного осуществления функций примирения, вынесения справедливых законных решений в России создается мировой суд.
По разработанным и утвержденным судебным уставам 1864 г. мировой суд представлял собой достаточно самостоятельную ветвь судебной системы России, однако говорить о его абсолютной автономности не представляется возможным, поскольку Кассационный департамент Сената и Министр внутренних дел могли оказывать влияние на решения мирового суда. Это, на наш взгляд, является одним из недостатков организации деятельности мировой юстиции.
Между тем прогрессивная Судебная реформа 1864 г., к сожалению, не была реализована, довольно скоро она сменилась контрреформой, а именно влиянием исполнительной власти на деятельность судебной, что вызвало передачу судебных функций административным органам, т.е. от чего ушли, к тому и снова пришли.
Библиография
1. Николюкин С.В. Влияние реформ 60 - 70-х гг. XIX в. на развитие мировых судов в России (теоретико-правовой анализ) // Право и государство: теория и практика. 2013. N 1 (97). С. 106 - 110.
2. Российское законодательство X - XX веков. М.: Юрид. лит., 1991. Т. 8. Судебные реформы. С. 7.
3. РГИА. Ф. 1149. Оп. 10. Д. 63. Л. 58.
4. Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1896. Т. XIX. С. 428.
5. Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). М.: Издательство МГУ, 1994. С. 168.
6. Малышев К. Курс гражданского судопроизводства. СПб., 1876. Т. 1. С. 358.
7. Зарудный С.И. О способах исполнения высочайше утвержденного начала об отделении исполнительной власти от судебной // Материалы по Судебной реформе в России 1864 г. Б.м. [1864]. Т. 15. С. 36.
8. ПСЗ. Собр. 2-е. N 38761.
9. Судебные уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуждений, на коих они основаны. Уст. Гражд. суд. СПб., 1867. Ч. 1. С. XXXVIII.
10. Журнал соединенных департаментов законов и гражданских дел Государственного совета о преобразовании судебной части в России. СПб., 1862. С. 18 - 19.
11. Каховская Т.Б. Мировой суд России во второй половине XIX - начале XX в. (на примере уездов Казанской губернии с преобладающим чувашским населением): Дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2010. С. 43.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.