Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ (ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ТАТАРСТАНА)
В.Н. ДЕМИДОВ
Демидов Виктор Николаевич, председатель Конституционного суда Республики Татарстан.
Конституции Республики Татарстан 6 ноября 2012 г. исполнилось 20 лет. Роль и значение этого правового документа определяются его местом в действующей правовой системе, содержанием правовых норм и вкладом в развитие государственного строительства, в том числе федеративных отношений. Вместе с Конституцией и конституционным законодательством Российской Федерации, а также конституциями и уставами других российских регионов Основной Закон Татарстана формирует единое конституционное пространство России - каркас всей правовой системы государства. Непротиворечивость и согласованность конституционно-правового регулирования на федеральном и региональном уровнях государственной власти составляют основу реализации принципа федерализма. Как отметил В.В. Путин, "наша историческая задача - в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны" <1>.
--------------------------------
<1> Путин В.В. Демократия и качество государства. Владимир Путин о развитии демократических институтов в России // Коммерсантъ. 2012. 7 февраля. N 21. С. 6.
Реформирование федеративных отношений происходило в рамках широкого процесса обновления всей правовой системы Российской Федерации. Конституция Татарстана была принята на год раньше действующей Конституции России и одной из первых на постсоветском пространстве утвердила такие фундаментальные положения и принципы, как демократическое правовое государство, народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, социальная справедливость, правовые гарантии реального федерализма, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельность местного самоуправления, признание и равная защита различных форм собственности, свобода экономической деятельности, судебный конституционный контроль. Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов отметил: "Принятая в судьбоносное для Республики и всей страны время, Конституция Татарстана законодательно закрепила основы нашего политического устройства, предоставив твердые гарантии прав граждан. Она явилась надежным ориентиром для миллионов татарстанцев, сделавших выбор в пользу демократии, подлинного федерализма, благополучного и безопасного будущего новых поколений" <2>.
--------------------------------
<2> Обращение Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова по случаю Дня Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 2010 г. Информация с Официального сайта Президента Республики Татарстан // URL: http://president.tatarstan.ru/pub/view/11742.
Важная роль Конституции Татарстана заключается в том, что она действительно повлияла на содержание правовых положений Конституции Российской Федерации и общероссийскую практику государственного строительства в области федеративных отношений. Целая совокупность факторов, включающая особую позицию Татарстана по вопросу федерализма, обусловила такой уникальный государственно-правовой феномен среди субъектов Российской Федерации, который получил название "модель Татарстана".
Конституция адекватно отразила перемены в развитии государственности многонационального народа Татарстана, стала поворотным шагом в новейшей истории республики. Вместе с тем она не только закрепила правовыми средствами уже достигнутые результаты государственного развития, но и, как это вообще свойственно конституционному правовому регулированию, содержала целый ряд норм-принципов, которые определяли пути дальнейшего совершенствования новых демократических институтов власти. Об этом свойстве конституций Б.С. Эбзеев высказался следующим образом: "Будучи результатом творчества людей, конституция призвана в упорядоченной форме выразить закономерности организации и функционирования социума и места человека в нем" <3>. В этом аспекте Конституция Татарстана по многим направлениям задала тон развитию общественных отношений на уровне самых высоких юридических требований, в том числе в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
--------------------------------
<3> Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2008. N 7. С. 5 - 6.
Существенным вкладом в практику российского конституционализма стало отражение в Конституции Татарстана принципа правового государства - нового для того времени понятия, обусловленного логикой демократического развития политической жизни страны. В понятии правового государства Конституция Республики предусмотрела такие ключевые положения, как верховенство законов, их неуклонное соблюдение и разделение властей.
Впервые на конституционном уровне Республика закрепила принцип социальной справедливости. Обществу был дан четкий правовой посыл, согласно которому государство неизменно проводит социальную политику, направленную на создание необходимой инфраструктуры и оказание мер социальной поддержки для соответствующих категорий граждан. При этом принцип социальной справедливости был подкреплен правовыми положениями, обогатившими конституционное закрепление признаков социального государства. В частности, основа экономики Республики Татарстан была определена как социальное рыночное хозяйство. Конституция также установила, что экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Впоследствии эти идеи были реализованы в качестве принципа социального государства в положениях Конституции Российской Федерации и составляют важную грань российского конституционализма.
Принятие в 1992 г. Конституции Татарстана стало заметной вехой в истории развития российского федерализма. Этот политико-правовой документ учитывал происходившие в то время перемены в жизни республики, правовой статус которой объективно выходил за узкие рамки автономии советского образца, стабилизировал общественно-политическую ситуацию и заложил прочный фундамент для реформирования федеративных отношений в масштабе всей России. Хорошо известно, что в обновленной демократической России Татарстан сыграл одну из ключевых ролей в становлении и развитии взаимоотношений между федеральным центром и регионами России.
Так, на основе своей Конституции Татарстан первым из российских регионов заключил с федеральным центром Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. В дальнейшем примеру Татарстана последовали другие субъекты Российской Федерации. Практика заключения таких договоров имела важное значение для более точного и выверенного распределения полномочий между двумя уровнями государственной власти - федеральным и региональным, а также оказала влияние на становление местного самоуправления. Последовательным шагом в реализации конституционного принципа федерализма и совершенствования федеративных отношений стало подписание нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, утвержденного Федеральным законом от 24 июля 2007 г.
Заключение указанных договоров обогатило практику российского федерализма и наполнило реальным содержанием положения, закрепленные частью третьей ст. 11 Конституции Российской Федерации, согласно которым разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Взаимосвязь Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан выражается как в формальной согласованности текстов, так и в смысловом единстве. Их объединяют общие цели и ценности, а также схожесть правовой природы. Можно сказать, что эти нормативные акты пронизаны общим правовым духом. Как отметил в одном из своих выступлений Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, "Конституция существует в единстве и взаимосвязи ее буквы и духа, одно без другого немыслимо. Буква без духа превращается в мертвый текст. Дух Конституции - это ее живой смысл в каждый данный отрезок времени..." <4>.
--------------------------------
<4> Праздники меняются, Конституция остается. Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина // Российская газета. N 3653. Фед. выпуск. 2004. 11 декабря.
В сформулированной по данному вопросу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации отмечается следующее: "Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находятся в особой связи с Конституцией Российской Федерации... Конституционные принципы федеративного устройства, учредительный характер Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации обеспечивают органическое единство федерального и регионального конституционно-правового регулирования и тем самым - единство конституционно-правового пространства, единство конституционно-правового регулирования в условиях федеративного государства, которое не должно нарушаться текущим федеральным регулированием посредством законов" <5>. В данном контексте Конституция Республики Татарстан, равно как и конституции и уставы иных субъектов Российской Федерации, образуют непосредственное смысловое единство с Конституцией России, развивают и обогащают закрепленные в ней положения.
--------------------------------
<5> Постановление от 18 июля 2003 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан".
Исходя из этого, Конституция Республики Татарстан содержит немало правовых положений, аналогичных нормам Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, основываясь на Конституции Российской Федерации, она развивает и дополняет российское конституционно-правовое пространство, являясь его неотъемлемой частью. В этом, с одной стороны, состоит идея воплощения Конституции России в конституциях и уставах субъектов Федерации и, с другой стороны, учитывается конституционно-правовой потенциал российских регионов.
Конституция Российской Федерации установила общие, единые для всей страны стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина, которые не могут быть ограничены в каком-либо субъекте Федерации независимо от того, продублирована ли правовая норма в конституции (уставе) субъекта Федерации или нет. Это своего рода общий базовый уровень правовых гарантий для граждан Российской Федерации на всей ее территории. Вместе с тем субъекты Федерации, включая Республику Татарстан, в пределах своих полномочий вправе повысить планку правовых стандартов защиты прав и свобод человека и гражданина на своей территории, закрепив их в своем Основном Законе. Это вытекает из положений ст. 72 (п. "б" ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Посредством конституционных норм Республика Татарстан заявила о приоритете прав человека как высшей социальной ценности и закрепила широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. В этой сфере Конституция Татарстана содержит ряд уникальных правовых положений, например норму, согласно которой государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, инвалидами и иными гражданами, нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы, и в случаях, предусмотренных законом, организует их обучение и переквалификацию (ст. 50, ч. 6). Конституция Татарстана гарантирует каждому гражданину равное право доступа не только к государственной, но и к муниципальной службе (ст. 47). Кроме того, в Республике Татарстан на конституционном уровне закреплена обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и рациональное природопользование, принятие мер по сохранению и оздоровлению окружающей среды (ст. 53, ч. 2).
Тем самым Конституция Татарстана содержит ряд дополнительных гарантий, которые органично вписываются в общефедеральную систему конституционных гарантий, являясь при этом собственным вкладом республиканского законодателя в правовое обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. В то же время это означает, что Конституция Татарстана в развитие федеральных конституционных норм формирует собственный региональный пласт правовых гарантий в соответствующих областях правового регулирования, задает направление развитию республиканского законодательства и определяет дополнительную зону ответственности региональной власти по данным вопросам.
Закрепление на конституционном уровне гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина создает также необходимые условия для их защиты посредством регионального конституционного правосудия, осуществляемого Конституционным судом Татарстана. Данный орган государственной власти обеспечивает верховенство Конституции в правовой системе Татарстана, точное и последовательное проведение в жизнь ее нормативных положений. Благодаря наличию Конституционного суда в Республике Татарстан принцип разделения властей получил свое логическое завершение на региональном уровне, что придало республиканским государственным структурам необходимую устойчивость и сбалансированность. Одновременно создание Конституционного суда явилось убедительным показателем реального воплощения в практике государственного строительства принципа федерализма.
С.А. Авакьян обратил внимание на остроту стоящего в нашей стране вопроса - "сохранение в ходе конституционного строительства основных провозглашенных конституционных ценностей, идей" <6>. Региональное конституционное (уставное) правосудие, частью которого является и Конституционный суд Республики Татарстан, имеет и уже на практике реализует существенный потенциал для разрешения данной проблемы.
--------------------------------
<6> Авакьян С.А. Современные проблемы конституционного и муниципального строительства в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 11.
Конституционный суд Татарстана действует уже более 12 лет. Правовые основы его создания были заложены Конституцией Республики, которая еще в 1992 г. закрепила положение о судебном органе конституционного контроля, а также определила его полномочия.
Одним из важнейших полномочий Конституционного суда является рассмотрение дел о толковании Конституции Татарстана. При реализации данного полномочия Конституционный суд устраняет имеющиеся противоречия в понимании конституционных норм, ликвидирует правовые пробелы и коллизии, формирует своими решениями единообразное толкование Конституции всеми правоприменителями. По этой категории дел Конституционный суд рассмотрел 13 статей Конституции. Предметом толкования становились, например, вопросы территориальной целостности Татарстана, конституционные полномочия высших органов государственной власти, графическая основа алфавита татарского языка как государственного языка Республики Татарстан и иные.
С созданием Конституционного суда граждане и юридические лица в республике получили дополнительную гарантию в защите своих прав и свобод. Доля дел по жалобам граждан и их объединений в практике Конституционного суда Татарстана превышает 80 процентов. Значительная часть этих дел связана с предоставлением гарантий конституционных прав в области социальной защиты и социального обеспечения. В частности, предметом рассмотрения Конституционного суда Татарстана становились правовые нормы, регулирующие механизм реализации республиканской программы ликвидации ветхого жилья, обеспечение права жильцов коммунальных квартир на приватизацию своих жилых помещений, порядок получения федеральных и республиканских субсидий на приобретение жилья отдельными категориями граждан, порядок предоставления социальной помощи гражданам при внесении ими платы за жилье и коммунальные услуги, механизм пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, условия проведения капитального ремонта в многоквартирных жилых домах, порядок оказания бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан и многие другие вопросы.
Так, например, Конституционный суд Татарстана вынес Постановление от 29 июня 2010 г. N 40-П по делу о конституционности отдельных положений республиканского Закона "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в связи с жалобой гражданина Ю.Я. Семибратова <7>, который подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Рассмотрение данного дела также включало в себя использование правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и на этой основе выявление правового смысла норм федерального законодательства. Применение Конституционным судом Татарстана этих источников права позволило избежать противоречий между федеральным и региональным правовым регулированием, а также дало возможность применить в республике такую модель социальной защиты граждан, которая была установлена на федеральном уровне. По результатам рассмотрения данного дела Конституционный суд рекомендовал республиканскому законодателю внести в оспариваемую норму уточнение, касающееся условий предоставления такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата. Принимая во внимание данную правовую позицию Конституционного суда, парламент республики - Государственный Совет внес в указанный республиканский Закон соответствующее дополнение. Примечательно, что в результате внесенных поправок дополнительные гарантии в сфере социального обеспечения получили сразу две категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию, - вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
--------------------------------
<7> Вестник Конституционного суда Республики Татарстан. 2010. N 1(22). С. 42 - 62.
Принцип федерализма нашел яркое отражение и в решении Конституционного суда Республики Татарстан по жалобе гражданина Н.И. Седойкина - бывшего несовершеннолетнего узника фашизма. В связи с рассмотрением данного дела Конституционный суд Республики обратился с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который по данному запросу принял Определение от 4 декабря 2003 г. и отметил, что льготы, указанные в Федеральном законе "О ветеранах" и других нормативных правовых актах, должны распространяться не только на бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, но и на совместно проживающих с ними членов их семей. Вследствие конструктивного взаимодействия Конституционного суда Татарстана и Конституционного Суда России были восстановлены социальные права указанной категории граждан в масштабе не только отдельного региона, но и всей Российской Федерации.
Конституционный суд Татарстана обосновал правовые позиции и по другим категориям прав. По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Татарстан "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" в связи с жалобой гражданина Д.А. Фролова Конституционный суд сформулировал правовую позицию, касающуюся реализации прав на охрану здоровья, отдых, свободу совести и свободу вероисповедания (Постановление от 17 апреля 2012 г. N 48-П <8>). Суд, в частности, подтвердил правомерность осуществления религиозных обрядов, культов и иных церемоний в ночное время. При изложении правовой позиции Конституционный суд Республики опирался в том числе на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее федеральное законодательство, а также использовал международные стандарты по правам человека, выраженные в решениях Европейского суда по правам человека. Это позволило в полной мере обеспечить согласованность выработанной Конституционным судом Татарстана правовой позиции требованиям не только федерального законодательства, но и нормам международного права. В результате принятое судебное решение способствовало сохранению устоявшихся в Татарстане традиций межконфессионального мира и согласия. Оно получило широкий общественный резонанс, в том числе в религиозной среде.
--------------------------------
<8> Вестник Конституционного суда Республики Татарстан. 2012. N 2(25). С. 26 - 41.
Это лишь некоторая часть примеров, отражающих роль Конституционного суда Республики Татарстан в реализации положений Конституции Татарстана, которая явилась надежным гарантом укрепления политической стабильности и межнационального согласия, определила демократический путь развития республики на основе обеспечения основных прав и свобод граждан, повысила самостоятельность Татарстана в государственном строительстве, внесла заметный вклад в формирование нового типа федеративных отношений.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.