Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСГУМАНИЗМА: МЕЖДУ ФИЛОСОФИЕЙ И МИФОЛОГИЕЙ <1>
О.Ю. РЫБАКОВ, С.В. ТИХОНОВА
--------------------------------
<1> Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ N 12-03-00118.
Рыбаков Олег Юрьевич, проректор по научной работе Северо-Кавказского федерального университета, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор.
Тихонова Софья Владимировна, профессор кафедры истории государства и права Саратовской государственной юридической академии, доктор философских наук.
Влияние техники на развитие человеческого общества стало общим местом философии конца XX в. Развитие информационных технологий вызвало к жизни новый, постиндустриальный тип общества. Философские течения в рамках технологического детерминизма вновь и вновь поднимали вопросы взаимовлияния технического прогресса и социального развития. Но к рубежу тысячелетия формирование блока так называемых конвергентных технологий <2> сделало актуальным вопрос о технологически опосредованном управлении эволюцией человечества. Возможность самоизменения человечества на генном уровне, дополненная и усиленная технологиями искусственного интеллекта, находится в центре рефлексивных усилий трансгуманизма. Трансгуманизм - это интеллектуальное и культурное общественное движение, которое поддерживает возможность и желательность целенаправленного фундаментального расширения человеческих возможностей, особенно за счет развития и распространения технологий, способных значительно усилить человеческие способности (интеллектуальные, физические и психологические), избавить человека от старения, болезней и предоставить ему качественно новые возможности. К такой формулировке содержания трансгуманизма подошел Макс Мор <3>.
--------------------------------
<2> От англ. converging - "сходящиеся", "собирающиеся вместе", "объединенные общими интересами", совокупность взаимовлияющих, взаимосвязанных и взаимопроникающих технологий, в первую очередь нано-, био-, инфо-, когнотехнологий.
<3> More M. Transhumanism: Towards a Futurist Philosophy. URL: http://www.maxmore.com/transhum.htm (дата обращения: 11.07.2012).
Возвещая приближение эры технологической сингулярности <4>, трансгуманисты выдвигают тезис о приближающихся качественных изменениях социальной реальности. Образы постчеловеческого будущего вызывают интерес не только с точки зрения их художественной ценности. Современные государства, будучи главным достижением проекта Просвещения, являются агентами целенаправленного управления социальными процессами, приближения их состояния к конвенционально формируемому идеалу. Последний никогда не был статичным. Западная цивилизация не прекращала интеллектуальную работу по его конкретизации, прояснению его ценностного и нормативного фундамента. Трансгуманистическая рефлексия предлагает различные векторы социальной динамики, каждый из которых по мере формирования аксиологической оценки может получить шанс войти в идеологический корпус социально-политических действий отдельных геополитических субъектов и человечества в целом.
--------------------------------
<4> Гипотетический момент, в который технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным человеческому пониманию.
Рассмотрим социальные перспективы аутоэволюции, выдвигаемые трансгуманистами в соответствии с хронологической перспективой, переходя от ближайших к отдаленным.
Ближайшая трансгуманистическая перспектива - это существенный рост продолжительности жизни и связанные с ним социальные изменения. Валерия Прайд, опираясь на анализ данных о влиянии достижений современной медицины на рост продолжительности жизни, выделяет следующие направления социальной динамики: 1) изменения в структуре социальной стратификации общества; 2) изменение пенсионного возраста и пенсионной политики; 3) развитие переквалификации, обучения взрослых и пожилых людей (lifelong education); 4) конфликт между новой реальностью и традиционными представлениями о возрасте и "возрастном расписании"; 5) размывание возрастной стратификации и начало формирования безвозрастного общества; 6) возможное снижение популярности радикальных движений; 7) изменения в семейном укладе, связанные с увеличением продолжительности жизни; 8) возможное перенаселение <5>. Все направления со второго по седьмое логически следуют из первого. Остановимся на нем подробнее. Очевидно, что возрастание продолжительности жизни зависит от социальной позиции индивида, т.к. именно она определяет доступность необходимых медицинских и информационных ресурсов. Медицинские высокотехнологичные вмешательства требуют существования медицинской науки как специфического производства, что является посильным бременем только для общества в целом. С одной стороны, неразрывность практик реализации власти и практик распределения ресурсов позволяет предположить вероятность отчуждения биомедицинских технологий в пользу властных элит. В этом случае общество поляризуется на классы богатых долгоживущих и бедных короткоживущих, отношения которых могут радикализироваться в том случае, если моральные нормы изменятся настолько, что гипотетическое продление жизни через технологии получит статус массового морального блага. Биоконсерватизм как минимум в лице представителей традиционных авраамических религий будет долго сдерживать этот процесс, обосновывая ценность "естественной" жизни в том формате, в каком она "задумана" богом.
--------------------------------
<5> Прайд В. Увеличение продолжительности жизни: социальные изменения, прогнозы // Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего. М.: РАН, 2007. С. 88.
Кроме того, для такой сегрегации будет работать естественный принцип "ограничения меритократии", описанный М. Янгом, согласно которому закрытость рациональной меритократии разбивается об эмоциональность репродуктивного поведения. Брачные, репродуктивные и сексуальные отношения в таком варианте по-прежнему окажутся лифтом социальной мобильности.
С другой стороны, принципы развития науки требуют распространения образования среди широких слоев общества, что, напротив, способствует утверждению демократических принципов в их распределении и распространению Проекта просвещения в целом. В этом случае кажется справедливым допущение Валерии Прайд о том, что будущее общество станет более гомогенным, менее радикальным и безвозрастным. Однако на ограничение роста класса интеллектуалов в постиндустриальном обществе указывал В.Л. Иноземцев: основным признаком представителей "класса интеллектуалов" служит уровень образования, оказывающийся значительно выше характерного в тот или иной момент для большинства граждан, составляющих совокупную рабочую силу <6>, а способность его получения определяется уровнем развития интеллекта, имеющим биологические ограничения.
--------------------------------
<6> Иноземцев В.Л. Социологические исследования. 2000. N 6. С. 38 - 49.
Эта коллизия также имеет неоднозначное решение в "среднесрочной" техногенной перспективе. На повестке дня уже стоит вопрос о технологическом вмешательстве в человеческую репродукцию, способном элиминировать эмоциональные мотивы из репродуктивного поведения. Экстракорпоральное оплодотворение стало довольно обычным методом в современной практике лечения бесплодия. Но пока гипотетическая практика клонирования превращает репродукцию из продолжения рода в продолжение индивида. В настоящее время эксперименты с клонированием человека находятся под запретом, хотя сама принципиальная возможность их успеха сомнений не вызывает. Показательно, что Декларация ООН о клонировании человека принята при активном участии Ватикана. По мнению Святейшего Престола, с биологической точки зрения зачатие клонированного эмбриона человека небезопасно для человеческого рода в целом, т.к. такая асексуальная форма воспроизводства обойдет обычную стадию "перемешивания" генов и произвольно зафиксирует генотип в определенной конфигурации. Кроме того, клонирование оскорбляет человеческое достоинство с антропологической точки зрения <7>. Не вдаваясь в обсуждения понятия "человеческое достоинство", отметим, что принятие Декларации о клонировании инициировали преимущественно страны конкордата или с сильным влиянием католичества. РФ не поддержала данную Декларацию ООН, ограничившись Федеральным законом о временном запрете на клонирование. Последний вводит временный запрет на клонирование человека "исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека" вплоть до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека. Сложно сказать, когда такой закон будет принят и каким будет его содержание, учитывая все возрастающее влияние Русской православной церкви МП в стране, занимающей в вопросе о допустимости клонирования весьма сходную с Ватиканом позицию.
--------------------------------
<7> Соображения по проблеме клонирования человека, представленные Святейшим Престолом в связи с обсуждением в Генеральной Ассамблее ООН конвенции против клонирования человека в целях воспроизводства // Архив Обсуждения проекта Международной конвенции против клонирования человека в целях воспроизводства на официальном сайте ООН. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/LTD/N04/541/28/ PDF/N0454128.pdf?0penElement (дата обращения: 26.07.2012).
Сексуальное влечение и сексуальная привлекательность, будучи биологически детерминированными, являются главным фактором сохранения вида. Они же, как мы видели, вносят "биологическую" поправку в динамику социальной структуры, ограничивая рациональность социального конструирования и гарантируя влияние биологических закономерностей на функционирование социума. Половой и родительский инстинкты являются мощной эмоциональной платформой базовых ценностей гуманизма как в религиозных, так и в светских его версиях. Признание человека как высшей ценности предполагает не только ряд когнитивных усилий. Оно означает известную эмоциональную работу, предполагающую эмпатию, понимание, а значит, совмещение горизонтов своего экзистенциального опыта и опыта другого. Кроме того, эффективность социализации человека весьма существенно зависит от наличия альтруистической любви родителей (или заменяющих их лиц) к ребенку и друг к другу.
Клонирование как элемент метода лечения бесплодия, вероятно, никак не затронет основ социальной онтологии, поскольку просто заменяет один терапевтический метод на другой. Желание иметь детей, любить их и заботиться о них почти всегда нерационально, более того, стремление к размножению по чисто рациональным мотивам (обеспечение себе бесплатного помощника, гарантированного кормильца или донора в гипотетическом будущем) вызывает моральное осуждение. Иначе говоря, само наличие желания иметь детей независимо от физиологических возможностей пары атрибутивно "человечности" и в особых разъяснениях не нуждается, выступает самоочевидным.
Совершенно иная ситуация возникает тогда, когда речь идет о возможности участия в асексуальной репродукции (клонирование + суррогатное материнство) людей с "выключенным" родительским инстинктом при гарантированном отсутствии дополнительных биологических механизмов его стимуляции. Известно, например, что начало грудного вскармливания стимулирует выработку гормона окситоцина и тем самым запускает эмоциональные отношения "мать - дитя". Поэтому распространенной практикой в родильных домах является прием отказа матери от новорожденного только после того, как ребенок был приложен к груди. Это простое правило очень часто меняет решение женщин на противоположное, хотя само решение было обдуманным и сознательным, рациональным.
Если сегодня одним из острых этических и правовых вопросов в сфере репродукции является вопрос о разрешении браков и усыновлении гомосексуальным парам, то завтра таковым станет вопрос о разрешении им клонирования. С точки зрения формального равенства в этой сфере не должно быть никаких запретов - признание за человеком в качестве естественного права на репродукцию <8> означает, что участвовать в создании новой жизни может каждый. Обеспечить в репродуктивном процессе "селекцию" индивидов с определенными психологическими особенностями на правовой основе невозможно. Сегодня она осуществляется за счет биологических механизмов, непрозрачных для участников брачно-сексуальных отношений. Весьма вероятно, что сексуальная ориентация сама по себе не является критерием, по которому можно судить о пригодности индивида к роли родителя. Но она маркирует отклонения в репродуктивном поведении, и потому массовое сознание отвечает резким неприятием легитимации девиаций, интуитивно чувствуя опасность выключения биологических механизмов, поддерживающих альтруизм как видовую стратегию выживания.
--------------------------------
<8> В настоящее время такое право не сформулировано в международном праве прав человека.
Возможно, что асексуальная репродукция рационализирует процесс продолжения рода настолько, что изменит человеческую психологию, элиминируя базовые чувства и уменьшая роль эмпатии в утверждении ценности человеческой жизни. В этом случае гомогенное общество третьего возраста, постулируемое Валерией Прайд, станет обществом с иным принципом архитектоники социальных связей, которое еще А. Этциони определил как "любое положительное эмоциональное отношение между двумя и более действующими лицами" <9>. Если брачно-сексуальные отношения перестают быть лифтом мобильности, то сегрегация по принципу сексуального поведения/сексуальных предпочтений становится возможной. В этой ситуации не обязательна поляризованная структура, поскольку характерное для общества потребления пристрастие к комфорту может обеспечить распространение автономных практик получения сексуального удовольствия и репродукции, не предполагающих социальных связей между партнерами. Естественно, этот тренд обеспечит поддержку поведенческих паттернов, характерных для крайнего индивидуализма и, возможно, абсолютизированного эгоизма.
--------------------------------
<9> Цит. по: Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 305.
В этом отношении показательна либертарианская модель трансгуманизма с постулатом морфологической свободы. Требование непрерывного физического, интеллектуального, психологического и этического самосовершенствования, выдвинутое Максом Мором <10>, не предполагает эталона такого процесса, более того, по сути является продолжением ницшеанского призыва к разрушению традиционных моральных ценностей, сдерживающих движение к сверх-(пост-)человеку: "Вы сами высший авторитет для самих себя. Вы сами источник ваших действий. Вы сами, не важно, сознательно или нет, выбираете себе систему ценностей и жизненные цели. Вы сами выбираете, во что верить, как сильно верить и что воспринимать как развенчивающие факты. Никто не властен над вами - вы сами управляете собой, выбираете подход к жизни, думаете" <11>. Общество крайних эсктропианцев предполагает накладывание на экономическую стратификацию стратификации морфологической. Станет ли оно основой нового разделения труда, порождая новые профессиональные группы а-ля мнемоники У. Гибсона или наследственные общины лицевых танцоров Ф. Херберта, - вопрос, конечно, открытый. Очевидно, что использование конвергентных технологий для продления жизни, улучшения ее качества будет по-прежнему определяться экономической стратификацией. Однако их применение для эстетических целей (реконструирование тела для эстетического самовыражения в рамках моды или субкультурной самоидентификации) и новых гедонистических практик не предполагает особых социальных барьеров. Уже сегодня черный рынок эстетической хирургии обеспечивает нелегальными, опасными для здоровья, но доступными по цене медицинскими вмешательствами, а увлечение компьютерными играми стало глобальным.
--------------------------------
<10> Мор М. Принципы экстропии. URL: http://forfuture.al.ru/ ekstro.html (дата обращения: 30.07.2012).
<11> Мор М. Во славу Дьявола. URL: http://warrax.net/Satan/ translated/extropy.html (дата обращения: 30.07.2012).
Пользователи по всему миру на собственном опыте осваивают скачки между разными социальными мирами, переключаясь из пространства повседневной социальной реальности в искусственные игровые миры. Р. Костер в своих тезисах о недостатках многопользовательских онлайновых игр обозначил эту ситуацию следующим образом: "Параллельные вселенные - в порядке вещей" <12>. Современные игровые миры социализировались благодаря появлению сначала сетевых (локальных) игр, а затем и многопользовательских сред, т.е. их содержанием стали коллективные действия (социальная коммуникация) участников в специально созданном виртуальном мире. Развитие компьютерных технологий приблизило восприятие таких симуляций к достоверному, причем ощущение достоверности прогрессирует по мере развития исходных технологий. Реалистические компьютерные симуляции реанимировали основной вопрос философии среди ученых-трансгуманистов. Например, "Аргумент о симуляции", предложенный Ником Бостромом <13>, гласит, что если реалистичные компьютерные симуляции, населенные живыми людьми, будут созданы нами или нашими потомками, то мы практически наверняка живем в компьютерной симуляции.
--------------------------------
<12> Сущность MMOG: взгляд создателя. URL: http://www.prezentation.ru/ news/news_14_03_06_14.html (дата обращения: 30.07.2012).
<13> Bostrom N. Are You Living In a Computer Simulation? // Philosophical Quarterly. 2003. Vol. 53. N 211. P. 243 - 255. URL: http://www.simulation-argument.com/ simulation.html (дата обращения: 30.07.2012).
По сравнению с клонированием, достижения когнитивистики являются сегодня менее популяризованными и представляют собой долгосрочную перспективу. Искусственный интеллект все еще остается футурологическим объектом настолько, что сам вопрос о его принципиальной возможности, поставленный в научной плоскости, более чем дискуссионен. Мы далеки от попыток ответа на вопрос, может ли сознание существовать не только на основе органических нейронных сетей, предоставляя арену специалистам. Но очевидно, что аргумент о симуляции не отменяет существование базовой реальности, а все известные формы эскапизма всегда наталкиваются на сопротивление социальной среды - органический носитель сознания требует изрядных забот по его жизнеобеспечению. Поэтому желающих добровольно взять на себя заботу об ушедших в мир иллюзий находится слишком мало.
Анализ социальных перспектив трансгуманизма требует учета одного важного обстоятельства. Важно помнить, что философия трансгуманизма теснейшим образом связана с мифологией киберпанка. Художественное творчество представителей этих жанров стимулирует воображение мыслителей и инициирует их мысленные эксперименты. Все рассмотренные нами трансгуманистические сценарии социального развития имеют художественный прообраз, и именно эти образы известны потребителям глобальной культуры.
Реальные эвристические возможности современных социальной философии и теоретической социологии не позволяют детализировать научные модели будущего общества. Мы все еще далеки сегодня от выявления законов исторического развития, поэтому футорология является скорее развлечением, чем полноценным научным прогнозом. Убедительность произведений киберпанка обеспечивают культурно-антропологические подробности, техническая точность и мифологические универсалии. Брутальная героика киберпанка, эксплуатирующая тему борьбы маргинала-одиночки с тоталитарными корпорациями антиутопий, строится на специфике именно человеческой психологии. Основой антитезы "мы - они" оказывается все тот же альтруизм и чувство справедливости.
Думается, что имморалистический пафос философии М. Мора сводится к эпатажу наиболее обскурантных представителей биоконсерватизма и скорее отражает динамичность бытия моральных норм, их детерминированность социальными реалиями, нежели реальное требование существовать по ту сторону добра и зла. Усилиями таких физиков-теоретиков, как Стивен Хокинг, Митио Каку и др., трансгуманизм заменил в оценке перспектив судьбы человечества планетарную перспективу перспективной космогонической, соотнеся развитие вида с эволюционным процессом Вселенной. Экстрапланетарное выживание, лавирующее в космогонических процессах, как проект действительно требует дерзости Люцифера в переосмыслении человеческих ценностей. Закономерно, что Ник Бостром, классифицируя экзистенциальные риски человечества, говорит о том, что мы должны обеспечить связь поколений, избегая ситуаций, которые поставят под вопрос не только наше собственное будущее, но и максимально большее число максимально долгих жизней наших потомков, вводя в рамки морального долженствования гуманизм воистину вселенских масштабов и этизируя долгосрочную стратегию выживания человечества <14>.
--------------------------------
<14> Bostrom N. Existential Risk Prevention as the Most Important Task for Humanity. URL: http://www.existential-risk.org/ concept.html (дата обращения: 31.07.2012).
Трансгуманизм, таким образом, представляет собой попытку рационализации и концептуализации по-прежнему человеческой мифологии и наделяет невообразимый техногенный мир человеческим лицом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.