Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ФАС ЦО ОТ 31.10.2012 N А36-1071/2012
Данилова В.В.
В комментируемом Постановлении ФАС ЦО от 31.10.2012 N А36-1071/2012 рассмотрена ситуация, касающаяся начисления страховых взносов и представления расчетов в ПФР. Как указано, организацией необоснованно занижена база при исчислении страховых взносов. При этом страховые взносы не начислены на суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством РФ:
- работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ);
- за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (ст. 262 ТК РФ);
- работникам в период прохождения ими военных сборов (ст. 170 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ <1>).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Соответственно, контролирующим органом правомерно вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, установленной ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ <2>, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Отметим: согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом предусмотрено, что если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Объектом обложения страховыми взносами, в том числе в ПФР, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в частности, начисляемые в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ).
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Итак, разберем каждое основание начисления страховых взносов отдельно.
Средний заработок работников-доноров за дни сдачи крови и дни отдыха в связи с этим. Отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в РФ, регулирует Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", который также обеспечивает комплекс социальных, экономических и правовых мер по организации донорства и защите прав донора. При этом донорство крови и (или) ее компонентов основывается на принципах, в частности (ст. 4 данного Закона):
- добровольности сдачи крови и (или) ее компонентов;
- поощрения и поддержки безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов.
При этом отметим, что Приказом Минздрава России от 17.12.2012 N 1069н утверждены случаи, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеры такой платы.
В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, который по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. Также отметим, что работодатель в силу ч. 5 ст. 186 ТК РФ не обязан оплачивать работнику дни прохождения медицинского обследования, так как ТК РФ предусматривает сохранение за работником среднего заработка только за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Напомним, что для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления (ст. 139 ТК РФ). При этом для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Как видим, указанные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, но в то же время обязательны для работодателя в отношении работников в случае сдачи ими крови и ее компонентов. Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день, являются объектом обложения страховыми взносами. Кроме того, такие суммы не поименованы в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Аналогичное мнение представлено в Письмах Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19 и ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985.
Выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ). Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, который рассчитывается в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (Письмо ФСС РФ от 05.05.2010 N 02-02-01/08-2082). При этом ФСС компенсирует работодателям расходы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом (п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", ч. 17 ст. 37 Федерального закона N 213-ФЗ <3>).
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Отметим, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, соответственно, не могут быть отнесены к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами, поименованным в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, несмотря на то что предусмотрены действующим законодательством. То есть их следует облагать страховыми взносами.
Период прохождения военных сборов работниками. Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ установлено, что воинская обязанность граждан РФ предусматривает в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 54 Федерального закона N 53-ФЗ для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
Согласно п. 9 Положения о проведении военных сборов <4> призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ.
--------------------------------
<4> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности".
Из изложенного следует вывод, что прохождение сборов, на которые гражданин был призван в установленном порядке, является обязанностью гражданина.
В то же время согласно ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.
Как видим, на основании ст. 170 ТК РФ оплачивать дни отсутствия работника в таких случаях работодатель не обязан, так как государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей, выплачивают работнику за это время компенсацию. В то же время п. 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ определено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правилами компенсации расходов <5> и Положением о проведении военных сборов.
--------------------------------
<5> Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704.
Согласно пп. 5 п. 2 Правил компенсации расходов и пп. "а" п. 25 Положения о военных сборах для работающих граждан компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы. При этом сумма страховых взносов, начисленных работодателем на средний заработок за период военных сборов, должна быть также компенсирована за счет средств федерального бюджета.
Из изложенного следует, что организация обязана не только освободить работника от работы на время призыва на военные сборы, но и выплатить ему средний заработок за время прохождения работником военных сборов.
Несмотря на то что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, соответственно, суммы среднего заработка, начисленного за время прохождения работниками военных сборов, подлежат обложению страховыми взносами. Данная позиция отражена также в Письмах Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19 и ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985 и Постановлении ФАС ДВО от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012.
Кроме того, в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не поименован средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.