Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОЕННАЯ ЮСТИЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Д. ДАВЫДОВ
Денис Давыдов, судья Северо-Кавказского окружного военного суда, г. Ростов-на-Дону.
Военные суды в современном понимании возникли в России с появлением регулярной армии, требующей поддержания в ней определенного правопорядка несения военной службы, реализации прав, обязанностей и ответственности личного состава.
Военные историки выделяют четыре основных периода развития военно-уголовного законодательства и военного суда.
Военные суды при Петре I
Зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуаций. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.
Военные историки выделяют четыре основных периода развития военно-уголовного законодательства и военного суда: реформы Петра I, судебная и военная реформы 1864 - 1867 годов (Александра II), советский период, а также современный период новой российской государственности, продолжающийся в настоящее время.
В 1715 - 1716 годах поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии Петра I Воинский устав. Он сыграл важную роль в деле становления российской государственности и армии, а также создания новых военных судов и соответствующих военно-судебных нормативов.
Согласно названному уставу были предусмотрены коллегиальные военные суды 3 видов:
- высший (генеральный) суд, которому были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;
- низший (полковой) суд, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;
- "скорорешительный суд" - для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.
Руководство военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы - Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем структурные подразделения. В их компетенцию входили: конфирмация приговоров (утверждение приговоров с правом изменения их сути); кассационное производство, надзорная деятельность <1>.
--------------------------------
<1> Глава 50 Воинского устава. См.: Российское законодательство X - XX веков / Под ред. А.Г. Манькова. М.: Юридическая литература, 1986. Т. 4.
В 1711 году был учрежден Сенат как высшая судебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного ведомства.
Указом 1717 года о замене Военной канцелярии Военной коллегией последняя, по признанию историков, получила значение высшего военно-судебного места. Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции коллегия не наделялась, хотя ее представители делегировались в Сенат для осуществления правосудия по делам военнослужащих. Эти военно-административные органы фактически занимались судебной деятельностью, и их можно считать прообразом современной Военной коллегии Верховного Суда РФ.
В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегии принадлежит право окончательного утверждения приговоров подведомственных судов и что приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем данную функцию выполнял Генерал-аудиторат. По замыслу императора Генеральный аудиторат должен был представлять собой "суд высший, учреждение... независимое от Военной коллегии... и подчиненное непосредственно верховной власти" <2>.
--------------------------------
<2> Петухов Н.А. Военным судам России - 300 лет // www.supcourt.ru.
При каждом военном суде, от полкового до генерального, имелся аудитор, наблюдавший за правильным применением и точным исполнением законов в суде, других судебных установлений, ходом подготовки дел к рассмотрению и вынесением справедливых приговоров, чтобы "процессы порядочно и надлежащим образом отправлялись". Даже вынесенный приговор подлежал проверке аудитора и подписывался аудитором до его оглашения.
Институт аудиторов окончательное законодательное закрепление получил в Воинском уставе 1716 года. Аудитор сочетал в себе полномочия следователя, судьи и прокурора. В институте аудиторов воплотилась идея Петра I о создании в России специального органа для охраны прав военнослужащих, поддержания твердого правопорядка в армии. Основным назначением данного института было "судить все преступления, какого б звания ни были преступники" <3>.
--------------------------------
<3> Сутормин Г.М. Военная прокуратура России. Три века истории // За права военнослужащих. 2002. N 7 - 18.
Военно-судебная реформа 1867 года
В 1867 году в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе.
Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за "охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами".
При военных судах (не входя в их состав) находились военные прокуроры - главный военный прокурор и военные прокуроры с помощниками.
Военные прокуроры осуществляли в основном две функции: прокурорского надзора за соблюдением законов при судебном рассмотрении дел и обвинительную - обличение подсудимого. Однако сами суды не входили в сферу прокурорского надзора. Прокуроры лишь могли в случае необходимости информировать "по инстанции" о ставших им известными тех или иных недочетах в деятельности военных судов.
Общий надзор за военно-судебными местами лежал на военном министре, который мог лично произвести ревизию в любом военном суде либо поручить это подчиненному ему главному военному прокурору или одному из должностных лиц военно-судебного ведомства <4>.
--------------------------------
<4> Там же.
Согласно Указу Александра II от 26.12.1868 все генералы, штаб- и обер-офицеры, занимавшие штатные должности по военно-судной части, составили особое Военно-судебное ведомство.
Непосредственным органом военно-судебного управления являлось Главное военно-судное управление, основные задачи которого были определены Положением о Военном министерстве от 01.01.1869. В числе главных из них назывались "поддержание в войсках нравственности и дисциплины", "преследование поступков и преступлений", "усовершенствование военного законодательства".
Советский период
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24.11.1917 N 1 "О суде" были упразднены институты судебных следователей, прокурорского надзора, все ранее действовавшие общие судебные установления, в том числе "военные и морские суды всех наименований", а взамен были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих.
В то же время требовалось принятие особых мер по укреплению дисциплины и правопорядка в армии. Поэтому в войсках по инициативе реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые стали называться военными трибуналами <5>.
--------------------------------
<5> Петухов Н.А. Становление и развитие военных судов как органов осуществления судебной власти в условиях военной службы // Информационный бюллетень военных судов. 1998. N 171; Петухов Н.А., Липко В.Б., Толкаченко А.А. Военные суды в судебной системе России // Российская юстиция. 2003. N 1.
Для организации единого управления военными трибуналами Реввоенсовет Республики (РВСР) Приказом от 14.10.1919 N 94 учредил Военно-революционный трибунал, переименованный в ноябре 1919 года в Революционный военный трибунал Республики (РВТР).
РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу.
В 1921 году военные суды фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел о совершении наиболее опасных преступлений. В соответствии с Постановлением ВЦИК от 23.06.1921 в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был установлен состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный трибунал. Одновременно функции тыловых военных трибуналов были переданы "военным" отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел.
В целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью в декабре 1921 года в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура, а в ноябре 1922 года - Государственная военная прокуратура.
ЦИК СССР 23 ноября 1923 года утвердил Положение "О Верховном Суде Союза ССР", в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав.
Рассмотрению Военной коллегией подлежали уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания Верховного Суда СССР, а также дела по обвинению в совершении преступлений, отнесенных к производству военных трибуналов, лиц военного ведомства, включенных в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. В этот список входили должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также судьи, начальники особых отделов и прокурорские работники окружного и армейского уровня. С принятием положений о военных трибуналах и военной прокуратуре (1926) Военная коллегия стала кассационной и надзорной инстанцией для всех военных трибуналов.
На Военную коллегию была возложена и роль одного из органов чрезвычайной юстиции, выполнявших функцию политической репрессии в отношении так называемых врагов народа. В 1934 году Постановлениями ЦИК СССР от 10.07.1934 "Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел" и от 10.07.1934 "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным Комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами" на Военную коллегию возлагалась обязанность по рассмотрению дел об измене Родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах, об иных видах диверсий и подобных им.
Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов существенно расширилась, что непосредственно отразилось и на деятельности Военной коллегии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 "О военном положении" устанавливалось, что "в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов". Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.
Принципиальные изменения в деятельности военных судебных органов произошли по окончании периода культа личности Сталина, когда в 1953 году в стране начался процесс переосмысления идеологических установок, постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок.
С принятием Положения о Верховном Суде СССР от 12.02.1957, а в 1958 году нового Положения о военных трибуналах компетенция военных судов строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.
Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу.
Закон СССР от 30.11.1979 "О Верховном Суде СССР" закрепил полномочия Военной коллегии на рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел исключительной важности, подсудных военным трибуналам, а также дел о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно за Военной коллегией остались функции надзора за деятельностью военных трибуналов.
В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 года функции Военной коллегии оставались прежними. Положение просуществовало вплоть до принятия в 1999 году ФКЗ от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".
Наше время
В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в 1991 году возник вопрос о дальнейшей судьбе военных трибуналов и Военной коллегии. Постановлениями Президиума Верховного Совета от 28.12.1991 N 3037-1 "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" и от 13.01.1992 N 2182-1 "О военных трибуналах" Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России, были включены в судебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегия входит в состав Верховного Суда Российской Федерации.
Съезд народных депутатов России по предложению Верховного Суда РФ Постановлением СНД от 21.04.1992 N 2709-1 внес дополнения в Конституцию РСФСР (ст. ст. 163 и 164), включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации, вернув им прежнее, дореволюционное, название "военные суды".
С принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, где по-иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию.
Одними из первых шагов на этом пути стали Постановление Пленума ВС РФ от 18.11.1992 N 14 "О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц" и Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", предоставляющие военнослужащим право обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.
Это право также было закреплено, а в дальнейшем развито в Законах Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке гражданского судопроизводства жалобы военнослужащих. Военная коллегия, соответственно, стала выполнять функцию надзорной инстанции по этим делам.
С принятием в 1995 году новой редакции Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" завершается правовое оформление органов прокуратуры РФ. Отдельной главой в этом Законе закреплено правовое положение органов военной прокуратуры как самостоятельных структурных подразделений в составе прокуратуры России.
Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" был принят 31 декабря 1996 года. В соответствии с его положениями в России формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды.
С принятием 23 июня 1999 года Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.