Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ И ИТАЛИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Л.А. НУДНЕНКО
Нудненко Лидия Алексеевна, заместитель заведующего кафедрой конституционного права Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшей профессиональной школы РФ.
30 января 2012 г. в Неаполе состоялся российско-итальянский круглый стол на тему "Демократия: теория и практика". Его организаторами с российской стороны выступили кафедра конституционного права Российской академии правосудия, с итальянской - Университет Федерико второго и Общество российско-итальянской дружбы имени Горького в Неаполе.
В рамках дискуссии обсуждались вопросы критериев демократического общества, стандартов демократии, возможности применения демократических моделей в различных странах и культурах, аспекты законотворчества в области избирательного права и многое другое.
Итальянскую делегацию возглавлял профессор Фердинандо Пинто, директор департамента административного права Университета Федерико второго, подробно остановившийся в своем докладе на проблемах реализации пропорциональной избирательной системы в Италии, основным недостатком которой, по его мнению, является отсутствие обратной связи с избирателями, оторванность представителей от представляемых, персонифицированность политических партий. Профессор Фердинандо Пинто затронул проблему рейтинговых агентств: кто их спонсирует, каков механизм составления и определения рейтингов этими агентствами, на кого они работают, каков механизм принятия решений агентствами рейтингов, подчеркнув недостаточность правового регулирования их деятельности в Италии и в Европе. Значительное внимание в докладе профессора Фердинандо Пинто было уделено проблеме соотношения демократии и ответственности. Докладчик подчеркнул, что не может быть единой модели демократии для всех стран, каждая страна вправе иметь собственную концепцию демократии. Высказав отрицательное отношение к экспорту демократии, профессор Фердинандо Пинто также отметил большую роль социальных сетей в самоорганизации современных обществ. Неучастие в социальных сетях, по его мнению, это изоляция от демократии.
Профессор департамента права и экономики Университета Федерико второго Альфонсо Мария Чечере выступил с докладом по теме "Демократия и право в эпоху финансовых войн". Кандидат юридических наук, доцент Убалдо Наззаро в докладе "Демократия и миграционные процессы в Италии" подверг критике современное итальянское миграционное законодательство, охарактеризовав его как самое жесткое в Европе. Вместе с тем он уделил значительное внимание причинам именно такого характера миграционного законодательства в Италии. Иван Марино, кандидат юридических наук, доцент государственного Университета "Ориенталле", выступил с докладом по теме "Демократия, управляемость и политическое представительство". Аспирант Джованни Савино посвятил свой доклад особенностям политической системы России накануне октября 1918 г.
Доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент НАН Украины В.Н. Шаповал, определяя демократию как категорию конституционализма, отметил, что сам термин "представительная демократия" отсутствует в тексте Конституции Украины, где использованы только его производные. Так, в ст. 78 мандат народного депутата Украины обозначен как "представительный мандат", в ст. 103 оговорено наличие у Президента Украины "представительного мандата", а в ст. 136 конституирован "представительный орган Автономной Республики Крым" (территориальной автономии). Вместе с тем Верховная Рада Украины представительным органом не названа. Такой "пробел" заполнил Конституционный Суд Украины, установивший в одном из своих решений по толкованию норм Основного Закона, что "формирование путем прямых выборов и функционирование на принципах коллегиальности обеспечивает Верховной Раде Украины характер представительного органа" <1>.
--------------------------------
<1> Конституцiйний Суд Украiни: Рiшення. Висновки. 2002 - 2003. Киiв: Юрiнком Iнтер, 2004. С. 63.
Профессор Л.А. Нудненко раскрыла некоторые проблемы законодательного регулирования непосредственной демократии в РФ. Она высказала мысль о необходимости установления квоты представительства женщин в законодательных органах государственной власти. Целесообразно законодательно установить правило, согласно которому в партийных списках число кандидатов одного пола должно быть не менее 30 процентов. Это предложение обусловлено тем, что женщины, составляющие 53 процента населения Российской Федерации, в Государственной Думе, в законодательных органах государственной власти Российской Федерации составляют менее 10 процентов. Реализация данного предложения будет содействовать достижению цели обеспечения гендерного баланса на всех государственных должностях, побуждать политические партии к тому, чтобы они обеспечивали наличие у женщин справедливых и равных возможностей бороться за все выборные и невыборные государственные должности.
Обязательно скорейшее принятие Федерального закона "О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни". Данный Закон должен урегулировать круг субъектов постановки вопроса о необходимости проведения всенародного обсуждения; орган, регистрирующий такую инициативу; срок проведения всенародного обсуждения; механизм подведения итогов всенародного обсуждения. Целесообразно установление правила, гарантирующего учет мнения граждан, высказанного в ходе обсуждения. Должно быть исключено положение, когда авторы законопроекта учитывают только те идеи, предложения, которые отвечают их интересам и представлениям. Если не менее 50% участников обсуждения высказались за определенные предложения, они должны быть обязательно учтены в окончательном тексте законопроекта. Для контроля за исполнением этого правила можно предусмотреть формирование комиссии по подведению итогов всенародного обсуждения, в которую, кроме авторов законопроекта, входили бы представители профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, а также члены Общественной палаты Российской Федерации и инициативной группы по проведению всенародного обсуждения.
И.В. Гранкин, профессор кафедры конституционного права РАП, дал характеристику конституционной основы местного самоуправления в РФ. Он отметил слабеющие связи представительных органов местного самоуправления с населением. Одной из причин этого, по его мнению, является расширение использования на муниципальном уровне пропорциональной избирательной системы. При этом не допускается привычная для небольших городов и поселений практика самовыдвижения кандидатов в депутаты и выдвижения кандидатов в депутаты от групп избирателей и коллективов. Такой порядок снижает активность населения, партии отстраняют граждан от участия в подборе кандидатов в состав представительного органа. Невозможность голосования за конкретных кандидатов в депутаты не позволяет избирателям в дальнейшем контролировать работу членов местных представительных органов, а при необходимости лишать их депутатских мандатов.
В продолжение затронутой проблемы Е.С. Шугрина, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА, изложила собственное видение особенностей муниципальной демократии в материалах правоприменительной практики. В частности, она проанализировала Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2012 г. N 15-П, в котором было признано неконституционным применение пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов. По мнению Суда, в противном случае создается риск искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения равенства избирательных прав граждан. Е.С. Шугрина показала влияние этого решения на муниципальную демократию.
Докладчик привела статические данные о соотношении количества избирателей в субъектах РФ и членов региональных отделений политических партий <2>. Это соотношение варьируется в разных регионах и составляет в среднем около 3% (однако есть примеры, когда эта цифра существенно ниже; например, в Республике Коми - 1,96%). Иными словами, только 3% избирателей, которые являются членами региональных отделений политических партий, имеют право участвовать в формировании списка кандидатов на муниципальных выборах при пропорциональной избирательной системе.
--------------------------------
<2> URL: http://www.cikrf.ru/news/ relevant/2011/ 05/05/rvpd.doc.
В сельских поселениях, как правило, отсутствуют местные отделения политических партий. Получается, что политическая партия, регистрируемая на федеральном уровне и не имеющая связи с конкретным сельским поселением, может получить право заниматься решением вопросов местного значения. Это означает централизацию управления на местах, посягает на саму суть местного самоуправления и приводит к утрате его реального содержания.
В.В. Полянский, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права Самарского государственного университета, раскрыл конституционные основы гармонизации социальных интересов в системе публичной власти. В частности, он отметил, что не гармонизированы отношения в системе "законодательная власть - исполнительная власть", поскольку контроль Государственной Думы за Правительством не влечет никаких юридических последствий для Правительства.
Население через Интернет может наблюдать за работой представительных органов, но по-прежнему зал заседаний Государственной Думы полупустой, а голосование - с высоким показателем участия в заседании депутатов. Зачем тогда нужно 450 депутатов, когда можно было бы при пропорциональной системе направлять в Думу, например, в пропорции полученных голосов от 1 до 5-6 представителей победивших партий? Надо готовить законы? А много ли законов написали спортсмены, артисты и т.д.? Для законопроектной работы достаточно профессионалов без депутатских мандатов. Депутаты представляют интересы отдельных избирателей и социальных групп? Судя по доходам многих депутатов, в большей части они представляют интересы богатых. А как с представительством интересов бедных слоев населения, "среднего класса"? Способны ли богатые понимать и честно представлять интересы бедных? Это не чисто политический вопрос - он в большей степени находится в плоскости социально-экономических отношений, имеющих в России недостаточно справедливую основу.
Л.А. Тхабисимова, профессор, заведующая кафедрой конституционного и муниципального управления Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ, проанализировала тенденции соотношения демократии, централизации и децентрализации в современной России.
Г.Н. Комкова, профессор, заведующая кафедрой конституционного права Саратовского государственного университета, раскрыла проблемы равенства статуса депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
С.В. Нарутто, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА, исследовала проблемы конституционно-судебной защиты прав личности в России. Она подвергла критике решение Европейского суда по правам человека в деле "Алексеев против России" (октябрь 2010 г.), а также решение о распятиях в школах в связи с жалобой итальянской гражданки финского происхождения, которая в 2002 г. потребовала у администрации государственной школы в г. Абано Терме близ Падуи убрать распятия из классов, где обучались двое ее детей.
Ж.И. Овсепян, профессор, заведующая кафедрой конституционного права Южного федерального университета, проанализировала содержание Закона о статусе полиции в РФ и основные тенденции его возможного влияния на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.
С.Э. Несмеянова, профессор кафедры конституционного права Уральской юридической академии, охарактеризовала роль конституционного правосудия как обязательного элемента демократических преобразований.
А.А. Ливеровский, профессор, заведующий кафедрой конституционного права Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, в своем докладе остановился на взаимодействии европейской и исламской культур, влиянии этого явления на демократическое устройство государства и общества.
И.Г. Дудко, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права Мордовского государственного университета, посвятил свое выступление определению понятия "европейское конституционное наследие".
Выступления российских участников с интересом были восприняты итальянскими коллегами и позволили им увидеть ряд новых для себя аспектов и проблем развития демократии.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.