Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОПРЕСТУПНОСТИ И НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
А.И. РОЛИК
Профилактика (в широком, социальном значении этого термина) есть совокупность мер, направленных на оздоровление общественных отношений, ликвидацию социальных пороков, повышение благосостояния общества <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. М., 2003. С. 274.
Профилактика преступности - это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений <2>.
--------------------------------
<2> См.: Криминология. М.: Норма, 2005. С. 435.
Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков, по мнению большинства ученых и практиков, - это международная, межгосударственная, межнациональная проблема, требующая принятия адекватных и эффективных мер с учетом национальных и региональных особенностей <3>. Она включает в себя совокупность мер политического, экономического, законодательного, социального, образовательного, физкультурно-оздоровительного, культурно-просветительского и иного характера. Именно этим обусловлено специальное рассмотрение в 2009 г. вопросов противодействия наркомании и наркопреступности на заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации.
--------------------------------
<3> См.: Лунев В.В. Эпоха глобализации и преступность. М., 2007. С. 249.
Из всех субъектов Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа, особенно остро данная проблема стоит на территории Приморского края, что обусловлено его природно-климатическими условиями, географическим положением, демографической ситуацией. Приморский край - экономически развитый и густонаселенный субъект Российской Федерации. В то же время он является одним из наиболее криминализированных регионов страны в плане распространения наркомании и наркопреступности.
Уровень наркозависимости населения края из расчета на 100 тыс. населения в 2009 г. в 1,8 раза превышал общероссийский показатель и в 1,6 раза - средний показатель в Дальневосточном федеральном округе. По абсолютному и относительному показателям уровня наркопреступности край традиционно входит в число самых неблагополучных территорий России. Высокие темпы наркотизации населения Приморского края сформировались в 90-е годы прошлого столетия. Такая ситуация связана, прежде всего, с действовавшими в советский период пенитенциарной системой, системой формирования трудовых ресурсов края и постоянной трудовой миграцией жителей наркоопасных регионов в Приморье, нравственно-психологическим климатом, собственной сырьевой базой наркотикосодержащих растений, развитой транспортной инфраструктурой, его пограничным положением.
Необходимо отметить, что до 2003 г. рост числа регистрируемых наркопреступлений в крае сопровождался и ростом числа наркозависимых лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения. Это обстоятельство объясняется тем, что усилия правоохранительной системы были направлены, как правило, на потребителей наркотиков. Доля преступлений средней тяжести, связанных в основном с хранением незначительных объемов наркотических средств, ежегодно составляла до 70% от общего количества выявленных наркопреступлений, а тяжких и особо тяжких, соответственно, чуть больше 30%. Начиная с 2003 г. тенденция изменилась. По итогам 2004 г. в Приморском крае доля тяжких и особо тяжких наркопреступлений в общей массе зарегистрированных составила уже 53%, в 2005 г. - 80%, в 2006 г. - 65%, в 2007 г. - 55%, в 2008 г. - 58%. Одновременно наметился стабильный спад числа зарегистрированных наркобольных. Так, в 2003 г. их число составило 11531, в 2004 г. - 11295, в 2005 г. - 10751, в 2006 г. - 9900, в 2007 г. - 9401, в 2008 г. - 9260 <4>.
--------------------------------
<4> См. подробнее: Ролик А.И., Романова Л.И. Характеристика наркоситуации в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2009. N 3. С. 2 - 6.
Такое изменение наркоситуации неразрывно связано с целенаправленной работой федеральных органов власти и органов власти края при координирующей роли органов наркоконтроля по профилактике наркомании и борьбе с наиболее опасными проявлениями наркопреступности, особенно с ее организованными формами, активизацией правоохранительной деятельности на данном направлении. Так, благодаря четкой и слаженной работе всех правоохранительных органов за пять лет удалось выявить 23906 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изъять из незаконного оборота 11625 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. В том числе Управлением ФСКН России по Приморскому краю было изъято более 7223 кг подконтрольных веществ (из них 13,4 кг героина, 66 кг опия, 14,6 кг гашиша, 62 кг гашишного масла, 7030 кг марихуаны, 41,3 кг маковой соломы) и уничтожено 16465 кг наркотикосодержащих растений.
Вместе с тем наркоситуация в целом остается острой и напряженной. Давая оценку ее состоянию, директор ФСКН России В.П. Иванов отметил, что в борьбе с наркопреступностью правоохранительные органы постоянно повышают эффективность своей деятельности, однако коренного перелома еще не произошло <5>. Это характерно и для Приморского края, о чем свидетельствуют ежегодное пресечение деятельности в крае десятков организованных преступных группировок, наметившийся вновь в 2007 г. незначительный прирост первичной наркозаболеваемости, а также стабильный уровень смертности от передозировки наркотиков и последствий их употребления. Одна из причин этой ситуации связана с активизацией в последние два года наркотрафика из Афганистана, по которому в край поставляется героин. Если в 2006 г. правоохранительными органами Приморья было зарегистрировано 404 факта изъятия героина, то в 2007 г. их число достигло 783, в 2008 г. - 1427, а за 11 месяцев 2009 г. - 1141.
--------------------------------
<5> См.: Глава ФСКН: в России еще нет коренного перелома в борьбе с наркотиками. URL: http://news.made.ru/society|news326667.html.
В целях противодействия распространению наркомании в Приморском крае в настоящий период деятельность всех органов государственной власти края, местного самоуправления и правоохранительных органов направлена в первую очередь не на борьбу с последствиями наркомании и наркотизма, а на раннюю профилактику, формирование антинаркотического общественного сознания населения, т.е. приобщение его к здоровьесберегающему и творческому образу жизни. Если у населения, особенно среди молодежи, не будет спроса на наркотики, то и все предложения, навязываемые наркодельцами, окажутся бесполезными и невостребованными. Ведь именно спрос рождает предложение <6>.
--------------------------------
<6> См.: Романова Л.И. Наркопреступность: криминологическая и уголовно-правовая характеристика. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2009. С. 257.
Сегодня в крае сформирована и действует многоуровневая система организации профилактической работы в лице антинаркотической комиссии Приморского края, комиссий муниципальных образований, реализуется краевая целевая антинаркотическая программа, а также аналогичные программы и планы в муниципальных образованиях, принят Закон Приморского края от 9 апреля 2007 г. N 53-КЗ "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Приморского края" <7>. На ниве борьбы с наркоманией и наркопреступностью осуществляют свою деятельность органы власти разных уровней, правоохранительные органы, общественные, религиозные организации и объединения. Консолидация и координация их усилий является залогом успеха в этой борьбе. Актуальность постоянного конструктивного сотрудничества очевидна и вытекает из самой проблемы противодействия наркопреступности и наркомании, так как она охватывает все стороны жизни общества, включая экономические, политические, социальные и духовные.
--------------------------------
<7> См.: Ведомости Законодательного собрания Приморского края. 2007. N 12.
За прошедшие годы органами наркоконтроля, осуществляющими координацию антинаркотической работы в Приморском крае, проведен комплекс мероприятий, направленных на профилактику наркомании и наркопреступности, удалось создать целостную систему антинаркотических мер, консолидировать деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений.
Созданная в Приморском крае в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" <8> постоянно действующая антинаркотическая комиссия (далее - Комиссия) возглавляется губернатором края. Заместителем руководителя Комиссии является начальник Управления ФСКН России по Приморскому краю, в ее состав также входят председатель Законодательного Собрания Приморского края, главный федеральный инспектор в Приморском крае, руководители УВД МВД России по Приморскому краю, УФСБ России по Приморскому краю, ДВОТ и ряда таможен ДВТУ ФТС России, руководители подразделений Администрации Приморского края, в том числе департамента социального развития и средств массовой информации, управления по координации правоохранительной деятельности, департамента образования и науки, департамента здравоохранения. В 2008 г. проведено четыре, в 2009 г. - пять заседаний Комиссии, одно из которых - совместно с Приморской краевой комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
--------------------------------
<8> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 43. Ст. 5167.
В рамках принятых Комиссией решений создана рабочая группа по проблемам наркомании из представителей органов исполнительной власти, образовательных, медицинских учреждений и организаций, ученых и специалистов для проведения экспертных работ в области профилактики и лечения наркомании и наркотизма и внедрения современных подходов к профилактике наркомании; проводятся на территории края всероссийские антинаркотические акции и такие комплексные оперативно-профилактические операции, как "Мак", "Героин", "Барьер", "Территория безопасности", "Призывник"; реализуется комплекс мероприятий по стабилизации криминогенной обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотиков, сложившейся в ряде микрорайонов краевого центра и на социально важных и техногенно опасных производствах.
Одним из основных направлений деятельности Комиссии является обеспечение повышения эффективности реализации разработанной с активным участием Управления ФСКН России по Приморскому краю краевой целевой антинаркотической программы "Приморье без наркотиков", рассчитанной на 2005 - 2010 гг. (далее - Программа), утвержденной Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 197-КЗ, с общим объемом финансирования 81938 тыс. руб. <9>. Во многом благодаря налаженному взаимодействию с администрацией края и депутатским корпусом Законодательного Собрания удалось обеспечить ежегодное финансирование мероприятий по данной программе и совершенствование краевого законодательства по профилактике наркомании. Программа является важнейшим средством реализации государственной антинаркотической политики в Приморском крае. За четыре года реализации Программы освоено свыше 54,5 млн. руб., из них на антинаркотическую пропаганду в образовательной среде - 7626 тыс. руб.; мониторинг наркоситуации - 2028 тыс. руб.; социальную популяризацию здорового образа жизни - 33560 тыс. руб.; проведение лечебно-профилактических мероприятий - 5800 тыс. руб.; пресечение незаконного оборота наркотиков (уничтожение дикорастущей конопли) - 2476 тыс. руб. Все запланированные мероприятия Программы на период 2005 - 2008 гг. выполнены в полном объеме. В 2007 г. Программа была признана одной из лучших в России и награждена 2-й денежной премией в размере 8 млн. руб.
--------------------------------
<9> См.: Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2004. N 84.
По инициативе органов наркоконтроля в крае реализуется "План межведомственного взаимодействия правоохранительных органов Приморского края в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ на 2007 - 2009 гг.", налажено тесное взаимодействие, в том числе информационное, оперативных подразделений Управления ФСКН России по Приморскому краю, УФСБ России по Приморскому краю, УВД МВД России по Приморскому краю и других правоохранительных органов края. Данный план также предусматривает проведение скоординированных оперативно-профилактических мероприятий, организацию и проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на ликвидацию каналов транспортировки наркотических средств, пресечение деятельности организованных преступных группировок, подрыв экономических основ наркобизнеса, а также других мероприятий, направленных на борьбу с наркопреступностью.
В целях реализации основных направлений Концепции государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, одобренной 3 декабря 2008 г. Государственным антинаркотическим комитетом, в крае ежегодно проводятся целевые оперативно-профилактические операции, которые объединены единым замыслом: формирование антинаркотического мышления и снижение спроса на наркотики. Так, в 2009 г. в рамках оперативно-профилактической операции "Территория безопасности" Управлением ФСКН России по Приморскому краю совместно с УВД МВД России по Приморскому краю, учреждениями образования, органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органами здравоохранения, общественными организациями в образовательных учреждениях края проведено 437 мероприятий, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни среди несовершеннолетних и молодежи. Профилактические мероприятия проводились в образовательных учреждениях края в форме массовых культурных, спортивных и информационных акций, дискуссий, бесед, классных часов, семинаров, тренингов, игровых познавательных программ, кинолекториев. Особое внимание было уделено учащимся учебных заведений начального и среднего профессионального образования, входящих в "группу риска".
В качестве положительного примера проведения профилактических мероприятий в образовательных учреждениях в рамках операции можно привести занятия с учащимися высших и средних профессиональных учебных заведений, а также общеобразовательных учреждений по курсам "Основы информационной безопасности" и "Нейтрализация коммуникативных влияний моделирующих поведение потребителя наркотиков", организованных Управлением ФСКН России по Приморскому краю и проведенных Автономной некоммерческой общественной организацией содействия молодой семье "Венец". Данный курс разработан Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН по программе "Проект "Барьер" и раскрывает особенности коммуникативных влияний, моделирующих деструктивное поведение. В ходе операции Управлением ФСКН России по Приморскому краю совместно с приморской краевой общественной организацией "Тренинговый и консалтинговый центр "Эффективное управление и развитие" в школах муниципальных образований Приморского края проведен цикл тренинговых занятий "Мы хотим жить в здоровом мире" по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами (наркомании, алкоголизма, табакокурения) и заболеваний ВИЧ/СПИД среди старшеклассников.
В рамках проведения мероприятий, посвященных Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом (26 июня), совместно с администрацией Владивостокского городского округа во Владивостокском государственном медицинском университете организована и проведена акция, направленная на профилактику злоупотребления наркотиками и пропаганду ценностей здорового образа жизни среди студенческой молодежи. В ходе акции участникам представлена информация о наркоситуации, складывающейся на территории края, продемонстрированы фильмы по профилактике наркомании "Что важно для тебя", показательные выступления сотрудников отдела специального назначения Управления ФСКН России по Приморскому краю и творческих коллективов вуза. Одновременно научно-методическим центром по профилактике наркомании и деструктивных воздействий Дальневосточного государственного университета при поддержке Управления ФСКН России по Приморскому краю и администрации Приморского края организован и проведен молодежный форум "Здорово живешь", в рамках которого учащимися образовательных учреждений представлены антинаркотические проекты, проведены встречи с общественными, государственными, научными и культурными деятелями края, организована выставка плакатов антинаркотического содержания, организован просмотр тематических фильмов и роликов социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни.
Одной из эффективных форм взаимодействия органов наркоконтроля с образовательными учреждениями является проведение обследований территорий и помещений учебных заведений на предмет выявления следовой информации, свидетельствующей о потреблении наркотических средств учащимися. В 2009 г. сотрудниками органов наркоконтроля проведено 251 обследование в учебных заведениях Приморского края, в том числе 169 - в общеобразовательных учреждениях; 47 - в средних специальных учебных заведениях; 35 - в высших учебных заведениях. Для проведения обследований привлекались сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности органов внутренних дел и применялись служебно-розыскные собаки кинологической группы отдела специального назначения Управления ФСКН России по Приморскому краю.
Скоординированная деятельность всех субъектов антинаркотической профилактики на территории Приморского края не могла не сказаться позитивно на оздоровлении общей ситуации. Так, в последние пять лет снижение абсолютного количества больных наркоманией составило 19,7% (с 11531 до 9260), на 82,9% снизилось количество больных наркоманией среди несовершеннолетних (с 170 до 29). При этом сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств составило 8,6%. Увеличилась доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории с 62% в 2004 г. до 77,3% в 2008 г. Возросла доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее трех лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, с 27,2% в 2005 г. до 34,7% в 2008 г. Итогом реализации профилактических мероприятий является то, что общий криминогенный фон в крае снизился, наркотики перестали продавать открыто в вузах, школах, на улицах. Изменилось отношение к их употреблению у молодежи. Так, если в 2004 г. 80% опрошенных учащихся положительно относились к их употреблению, то в 2008 г. этот процент составил только 20%.
Вместе с тем в организации работы по профилактике незаконного оборота наркотиков и наркомании имеется ряд проблем, требующих решения на государственном уровне. К этим проблемам, в частности, можно отнести:
- совершенствование и дальнейшее развитие правовой базы, направленной на противодействие наркопреступности и незаконному обороту наркотиков, выработку эффективных механизмов правоприменения, включающих, в частности, дифференциацию мер уголовной и административной ответственности лиц, совершивших правонарушения, связанные с наркотиками, в зависимости от тяжести совершенных деяний, размеров изъятых из незаконного оборота наркотиков, мотивов совершения правонарушений. При этом представляется целесообразным ужесточение уголовной ответственности за сбыт наркотиков в местах отбывания наказания, учебных заведениях и местах проведения досуга, а также с использованием несовершеннолетних в качестве посредников при сбыте. Требует нормативного регулирования установление ответственности юридических лиц, владельцев и руководителей развлекательных и досуговых учреждений за попустительство распространению наркотиков и созданию условия для совершения преступлений и административных правонарушений, связанных с их незаконным оборотом;
- разработку и внедрение на федеральном и региональном уровне системы мониторинга наркоситуации, так как мониторинг позволяет определять масштабы распространения незаконного потребления наркотиков с учетом латентных характеристик, выявлять и прогнозировать связанные с этим негативные последствия, принимать необходимые решения по снижению уровня незаконного потребления наркотиков населением на федеральном, региональном и местном уровне, формировать предложения по повышению эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики. В настоящее время ни государственные структуры, ни общественные организации, ни отдельные исследователи не располагают необходимым комплексом определяемых с достаточной степенью достоверности показателей, отражающих реальную наркоситуацию, по причине отсутствия системы мониторинга. Вследствие этого невозможно достоверно оценить эффективность принимаемых мер <10>;
--------------------------------
<10> См.: О состоянии работы межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, и реализации целевых программ по стабилизации наркоситуации // Санкт-Петербургский университет. Спец. вып. (3604). 2002. 24 июня. С. 37.
- государственную поддержку в обучении и повышении квалификации специалистов, работающих в области профилактики наркомании, в связи с тем что многоплановость проблемы наркомании требует от специалистов в указанной сфере обладанием всесторонними знаниями по медицине, психологии, психиатрии, юриспруденции, социологии. Без целенаправленного и постоянного повышения квалификации, обучения специалистов новейшим методикам предупреждения и лечения наркомании невозможно преодолеть ее дальнейшее распространение на территории России;
- создание реальных механизмов сотрудничества образовательных учреждений с семьями по решению вопросов, связанных с социальной и правовой защитой детей и подростков. Опросы показывают, что примерно 43% родителей и иных категорий взрослых до конца не могут объяснить, насколько сильной бывает зависимость у подростков, принимающих наркотики. Почти половина из них уверены, что наркомания возникает из-за собственной распущенности, которую можно при желании самостоятельно остановить. Более 70% считают, что борьбу с наркотиками должны вести специалисты, а остальным категориям граждан не следует вмешиваться в этот процесс, так как в силу незнания многих проблем они могут только навредить. При этом более 60% высказываются за применение к потребителям наркотиков самых строгих мер, полагая, что если они будут изолированы от общества, то наркомания пойдет на убыль;
- лечение и реабилитацию больных наркоманией из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы и отбывавших наказание за преступления, связанные с наркотиками. Особое значение играет именно своевременное оказание помощи в трудоустройстве, лечении и адаптации этой категории лиц, так как велика вероятность их возврата в криминальную среду и к потреблению наркотических средств;
- формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков с использованием в качестве инструмента антинаркотической пропаганды и антирекламы употребления наркотических средств информирования населения о вредных последствиях их употребления и степени ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков, создавая тем самым осознание необходимости ведения именно здорового образа жизни как единственно приемлемого <11>.
--------------------------------
<11> Подробнее об этом см.: Ролик А.И., Романова Л.И., Федоров А.В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2009.
Перечисленные и другие проблемы профилактики наркопреступности, незаконного оборота и потребления наркотиков, а также пути их решения были рассмотрены на специальном заседании Совета Безопасности Российской Федерации 8 сентября 2009 г. и нашли отражение в Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденной Государственным антинаркотическим комитетом 16 октября 2009 г. <12>. В этой связи мы полагаем, что принятые во многих субъектах Российской Федерации нормативные правовые акты, направленные на антинаркотическую профилактику, должны получить свое логическое развитие в разработке федерального закона о профилактике наркомании. Принятие данного закона должно также стать одним из направлений плана реализации Стратегии государственной антинаркотической политики, решение о разработке которой было принято Советом Безопасности Российской Федерации.
--------------------------------
<12> См.: Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании Государственного антинаркотического комитета от 16 октября 2009 г. URL: http://www.fskn.gov.ru.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.