Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УПРАВЛЕНИЕ СУДОМ (АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)
Е.Н. ВОРОНОВ
Воронов Евгений Николаевич, доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета Юго-Западного государственного университета (г. Курск), кандидат юридических наук.
Работа суда не ограничивается только лишь осуществлением правосудия. В процессе организации деятельности судебной системы возникает целый ряд отношений, носящих по своей природе административно-правовой характер. Речь идет, прежде всего, о внутриорганизационных отношениях, возникающих в судах. В связи с этим целый ряд ученых-административистов включают данные отношения в предмет правового регулирования отрасли административного права.
Так, Ю.Н. Старилов вводит в предмет административного права управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представительной, судебной властей и прокуратуры <1>. Д.Н. Бахрах, определяя предмет административного права как систему общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметов регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства <2>, отмечает, что председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступает как глава учреждения, администратор; организуя работу судей, аппарата суда, он занимается не правосудием, а административной деятельностью <3>. Французский исследователь Г. Брэбан также отмечает, что сама организация судебных органов частично зарегулирована административным правом <4>.
--------------------------------
<1> Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М., 2002. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. С. 312.
<2> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересм. и доп. М., 2007. С. 66.
<3> Там же. С. 64.
<4> Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 27.
В данной статье мы не будем подробно анализировать многолетние споры представителей административно-правовой науки о предмете административного права. Но согласимся, что внутриорганизационные отношения в суде, не связанные с осуществлением правосудия, обладают всеми признаками административной управленческой деятельности.
Согласно наиболее общему подходу к определению управления, это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Воздействие может оказываться на отдельного человека или социальную группу, механические и биологические объекты. Так как речь идет о судебной власти, которая является разновидностью государственной власти, то управление судом следует отнести к сфере государственного управления. Если говорить о его внутриорганизационной составляющей, то здесь действует система соподчинения властвующего и подвластного субъектов, строгое распределение полномочий, вертикальный характер отношений. При этом всегда присутствует организующее начало в виде специальных структур, руководителей, обладающих властными полномочиями. В структуре внутриорганизационной деятельности судов и иных государственных органов, по мнению М.Н. Конина, можно выделить следующие группы административных отношений:
- внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а также различными структурными подразделениями аппарата органа;
- внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний;
- установление внутреннего трудового распорядка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины, применение мер поощрения и ответственности к служащим;
- установление и изменение порядка и правил внутреннего документооборота и режима работы со служебными документами в данном органе;
- информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служебной деятельности работников органа <5>.
--------------------------------
<5> Конин М.Н. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций. М., 2004. С. 38.
Общее руководство внутриорганизационной работой суда осуществляет председатель суда и его заместители. Так, например, согласно ч. 3 ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <6>, председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа осуществляет следующие функции:
--------------------------------
<6> ФКЗ от 7 февраля 2011 г. "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 898.
1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;
4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;
9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;
10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
13) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
При этом мы видим, что п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 29 указанного Закона наделяют председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа определенными полномочиями и в отношении не подчиненных ему напрямую судей районных, городских судов и мировых судей.
Немного иначе организовано управление в арбитражных судах. Здесь председатели судов осуществляют практически автономное руководство. Так, согласно ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации:
1) организует деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) формирует судебные составы;
4) созывает президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума;
5) осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
6) представляет арбитражный суд субъекта Российской Федерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
7) осуществляет другие полномочия, установленные законом <7>.
--------------------------------
<7> ФКЗ от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
Определенными управленческими полномочиями по отношению к судьям нижестоящих судов обладает председатель Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ), который, в частности, имеет право направлять в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных арбитражных судов о прекращении полномочий судей арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков <8>. Здесь же следует заметить, что исходя из смысла положений ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Регламента арбитражных судов <9>, председатель ВАС РФ осуществляет общее организационное управление всей системой арбитражных судов России (в меньшей степени такими полномочиями наделен и председатель Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ)), однако детальной регламентации таких полномочий в законодательстве не предусматривается.
--------------------------------
<8> ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Пункт 7.1 ч. 2 ст. 20.
<9> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов" // Вестник ВАС РФ. 1996. N 11.
По вопросам внутриорганизационной управленческой деятельности председатель суда издает приказы и распоряжения. Например, председатель районного суда путем издания приказа устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов <10>.
--------------------------------
<10> ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Пункт 2 ч. 3 ст. 35.
Помимо председателей управление судами, где это предусмотрено, могут осуществлять и коллективные структуры. Речь идет о президиумах судов, а также о пленумах ВС РФ и ВАС РФ. Здесь следует особо выделить еще один коллективный орган - Совет председателей арбитражных судов.
Совет председателей арбитражных судов - это совещательный орган, рассматривающий вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации <11>. По сути, председатели арбитражных судов и ВАС РФ берут на себя еще и решение всех материально-технических вопросов, что, по нашему мнению, может отвлекать их от осуществления основной функции судьи - правосудия. В рамках судов общей юрисдикции этими проблемами занимается Судебный департамент при ВС РФ <12>. Думается, что на его базе можно было бы создать единый орган, обеспечивающий деятельность всех видов судов на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<11> ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (Ст. 22).
<12> См.: ФЗ от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.
Как видим, внутриорганизационные управленческие отношения в судах носят административно-правовой характер. Поэтому при их регулировании следует использовать формы, характерные для административного права, где предусматривается довольно подробная регламентация управленческих функций и полномочий в законах, подзаконных актах, регламентах. Фактически же осуществляемые полномочия председателей судов не всегда имеют детальную нормативную регламентацию. В связи с этим, возможно, стоит более четко определить на законодательном уровне весь спектр внутриорганизационных полномочий председателей судов, в особенности председателей ВАС РФ и ВС РФ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.