Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
А.А. БОГОМОЛОВ
Богомолов Андрей Алексеевич
Юрист ЗАО "Компания АКС". Кандидат юридических наук. Научная специализация - страхование вкладов в банках РФ.
Причины, по которым юридическое лицо фактически прекращает свою деятельность (становится недействующим), различны. В условиях современной российской действительности такие юридические лица создаются зачастую для участия в финансовых схемах (некоторые из них носят даже противоправный характер) и при достижении заданной цели становятся ненужными.
Арбитражная практика по спорам, связанным с исключением недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в качестве причины исключения такого юридического лица выявила также и корпоративный конфликт. В данном случае противоборствующие стороны, разрешая спор о контроле над управлением хозяйственным обществом в судебном порядке, не имеют возможности (либо не уделяют должного внимания) отчитываться перед соответствующими государственными органами, а также осуществлять какую-либо экономическую деятельность.
В силу сложной процедуры ликвидации юридического лица множество фирм остаются брошенными своими учредителями, и в результате ЕГРЮЛ перестал отражать реально существующих и действующих субъектов экономической деятельности и стал перегруженным "мертвыми душами" [1].
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 8 сентября 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в Постановлении Пленума от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Под прекращением юридического лица в данном случае подразумевается прекращение его правоспособности. В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под правоспособностью юридического лица понимается способность такого юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
Учитывая положения ГК РФ и Закона о регистрации, запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ может быть внесена при реорганизации юридического лица, при ликвидации юридического лица и, соответственно, при исключении недействующего юридического лица.
Обстоятельство того, что ГК РФ предусматривает только первые два основания прекращения правоспособности юридического лица, а вопрос исключения недействующего юридического лица отражен лишь в Законе о регистрации, вызывает у ряда авторов мнение о несоответствии положений Федерального закона нормам ст. 3 ГК РФ (федеральные законы должны соответствовать ГК РФ).
В связи с этим процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ должна быть обозначена в ГК РФ как один из способов прекращения правоспособности юридического лица со ссылкой на соответствующий закон [2]. Данный вывод является верным с точки зрения проблемы гармонизации российского законодательства, но не с точки зрения общего правила lex speciale derogat lex generale (специальная норма устраняет действие общей нормы). К тому же как такового противоречия не усматривается. Нормы Закона о регистрации лишь дополняют положения ГК РФ еще одним основанием прекращения правоспособности юридического лица.
В действительности целесообразно уточнить норму ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Одним из оснований для прекращения производства по делу является ликвидация стороны (организации) судебного разбирательства. Поскольку при ликвидации юридического лица его правоспособность прекращается, то оно уже не может выступать в качестве ответчика либо истца в суде. В то же время правоспособность юридического лица также прекращается и в силу его исключения из ЕГРЮЛ как недействующего. Арбитражные суды, сталкиваясь с ситуацией, при которой сторона по делу исключается из ЕГРЮЛ как недействующая, прекращают производство по делу именно со ссылкой на ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Вместе с тем позиция ВАС РФ такова, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Однако, поскольку и при ликвидации, и при исключении юридического лица в итоге его правоспособность прекращается, логично было бы рассматриваемые нормы АПК РФ и ГПК РФ изложить следующим образом:
"...суд прекращает производство по делу, если правоспособность организации, являющейся стороной в деле, прекращена".
Итак, из содержания ст. 21.1 Закона о регистрации следует, что признаками недействующего юридического лица являются:
непредставление юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
отсутствие в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, операций хотя бы по одному банковскому счету.
Порядок действий налогового органа при выявлении указанных признаков регламентирован Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16 ноября 2005 г. N САЭ-3-09/591@ "Об организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц" (в ред. от 23 июня 2006 г.) (далее - Приказ ФНС РФ от 16 ноября 2005 г.).
В случае непредставления юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, оформляется справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 32н (далее - Приказ Минфина России N 32н).
Документами отчетности юридического лица, принимая во внимание содержание Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Налогового кодекса РФ (ст. 23, 313), являются документы бухгалтерской отчетности, налоговые декларации (расчеты) и т.д. - все то, что отражает материальное положение хозяйствующего субъекта, а также финансовые результаты его деятельности.
Документы отчетности могут быть признаны таковыми только в случае, если каждый из документов отвечает требованиям законодательства по его содержанию и удостоверен законным представителем налогоплательщика. Иными словами, совокупность документов, даже формально соответствующая формам отчетности, но подписанная неуполномоченным лицом либо составленная с нарушением законодательства, не может считаться достоверной. Представление совокупности таких документов также не может рассматриваться как исполнение налогоплательщиком обязанности представить отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах (см.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа по делу N А60-5364/2009-С5).
В случае поступления в налоговый орган информации из банков об отсутствии операций по банковским счетам юридического лица налоговым органом оформляется справка об отсутствии в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов по форме согласно Приказу Минфина России N 32н.
Под операциями по счету в данном случае подразумевается движение денежных средств по счету, открытому юридическим лицом, свидетельствующее о ведении им хозяйственной деятельности. При этом однократное зачисление денежных средств на счет юридического лица не может быть признано движением денежных средств, на что прямо указывают арбитражные суды (см.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 октября 2008 г. N К-А40/9727-08).
Если юридическое лицо имеет несколько открытых банковских счетов, то для целей выявления признаков недействующего юридического лица следует исходить из того, что операции не должны производиться ни по одному из них, как это следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В то же время следует принять во внимание, что наличие признаков недействующего юридического лица может не повлечь его исключение из ЕГРЮЛ в обязательном порядке, так как данная норма рассматриваемой статьи Закона о регистрации направлена на исключение из ЕГРЮЛ только юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.
Рассмотрим пример из арбитражной судебной практики.
В рамках арбитражного дела N А47-6560/2010 судами всех трех инстанций были сделаны выводы о том, что наличие формальных признаков недействующего юридического лица, безусловно, не влечет его исключение из реестра юридических лиц. Для такого исключения лицо должно действительно прекратить свою деятельность. В деле в качестве лица, исключенного из ЕГРЮЛ, участвовал гаражный кооператив (некоммерческое юридическое лицо). В связи с этим судами правомерно сделан вывод о том, что регистрирующий орган при установлении признаков недействующего юридического лица в виде непредставления отчетности и отсутствия сведений об открытых банковских счетах не учел цели создания кооператива. Кроме того, по смыслу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации.
Правильность такого подхода в применении ст. 21.1 Закона о регистрации была подтверждена также и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 декабря 2011 г. N 26-П.
Таким образом, при получении обозначенных выше справок налоговым органом по месту нахождения юридического лица принимается решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое должно быть опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации".
Согласно подп. 3, 4 ст. 21.1 Закона о регистрации одновременно с решением должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается. Такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Судебной практикой также были выявлены некоторые особенности применения данных норм.
Как указано в письме ФНС РФ от 12 июля 2005 г. N 09-1-02/2908 "О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа", в случае, если у юридического лица имеется задолженность, в частности, перед исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, соответственно исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации вправе направить заявление в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения такого юридического лица о возражении против исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ. После направления указанного заявления решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Однако содержание письма налоговой службы не соответствует положениям Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67. Согласно разъяснениям ВАС РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
В связи с этим Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 26 июля 2011 г. по делу N А51-626/2011 указал, что налоговый орган, возражая административному порядку исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, основывал свои претензии на наличии задолженности данного юридического лица по налогам в бюджет. Между тем, как указал суд кассационной инстанции, наличие задолженности недействующего юридического лица по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней не является препятствием для его исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Названный порядок ликвидации юридического лица не нарушает и не может нарушить в данном случае прав и законных интересов налогового органа, поскольку осуществление ликвидации юридического лица в судебном порядке не повлечет погашения задолженности перед бюджетом.
Таким образом, при отсутствии в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении заявлений от недействующего юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, налоговый орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Внесение указанной записи осуществляется в срок не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. При этом составление иных документов (свидетельств и т.п.), подтверждающих исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, законодательством не предусмотрено.
Непосредственно уже исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона о регистрации).
Как правило, отправной точкой для исчисления срока на обращение в арбитражный суд становится, например, дата получения кредитором, заинтересованным лицом и т.п. выписки из ЕГРЮЛ, в которой имеется запись в графе "Сведения о состоянии юридического лица" о том, что правоспособность утрачена в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
Арбитражные суды годичный срок исчисляют с даты опубликования сведений о предстоящем исключении в "Вестнике государственной регистрации". Такой подход обусловливается тем, что публикация направлена для всеобщего сведения, следовательно, само юридическое лицо, кредиторы и иные заинтересованные лица должны знать о решении, которое принял регистрирующий орган с даты публикации сообщения (см.: Постановление ФАС Московского округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А40-7627/10-17-49; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2011 г. по делу N А56-10415/2011).
Однако принятие судом заявления заинтересованных лиц к производству и рассмотрение дела по существу, безусловно, не гарантирует отмены решения регистрирующего органа.
Практика арбитражных судов показывает, что только существенные нарушения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом могут служить основанием для отмены решения об исключении (отсутствие необходимых сведений в публикации и т.п.).
Если с точки зрения порядка исключения юридического лица и, соответственно, соблюдения регистрирующим органом положений норм, регулирующих данную процедуру, у арбитражного суда нет каких-либо замечаний, то заявленные требования кредитора или иных заинтересованных лиц остаются без удовлетворения со ссылкой на ч. 3 ст. 21.1 Закона о регистрации.
Как указал суд кассационной инстанции, при рассмотрении арбитражного дела N А40-8036/08-92-53 исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ является административной процедурой прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего органа, предусматривающей предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Положения ст. 21.1 и 22 Закона о регистрации, как отметил суд кассационной инстанции, связывают возможность принятия окончательного решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ с фактом отсутствия возражений со стороны заинтересованных лиц (самого юридического лица, кредиторов такого лица, других заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из реестра). Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, полагать, что исключением общества из ЕГРЮЛ нарушены ее права, у суда оснований не имеется (см.: Постановление ФАС Московского округа от 7 ноября 2008 г. по делу N А40-8036/08-92-53).
Иными словами, при разумной степени осмотрительности заявитель мог воспользоваться предоставленным законом правом - заявить возражения в связи с исключением предприятия из ЕГРЮЛ (см.: Определение ВАС РФ от 1 июля 2009 г. N ВАС-7484/09 по делу N А15-1737/2008).
Представляется необходимым обратить внимание также на то, что наличие так называемого корпоративного спора, или корпоративного конфликта, который формально может стать препятствием для своевременного обращения в суд, принимается арбитражными судами во внимание в зависимости от конкретных обстоятельств.
Зачастую арбитражные суды указывают, что наличие в обществе корпоративного конфликта не может служить обстоятельством, освобождающим налогоплательщика от предусмотренной законодательством о налогах и сборах обязанности представления в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчетов) (см.: Постановление ФАС Московского округа от 2 августа 2010 г. по делу N А40-102686/09-84-548).
Однако необходимо в каждом случае при рассмотрении заявления об оспаривании действий регистрирующего органа учитывать особенности такого конфликта, а также иные обстоятельства, препятствовавшие своевременному обращению в суд.
Так, со ссылкой на п. 1 ст. 53 ГК РФ, п. 1 ст. 27 и ст. 28 НК РФ арбитражным судом кассационной инстанции был сделан вывод о том, что исключение прекративших свою деятельность юридических лиц из ЕГРЮЛ возможно, если в результате бездействия своих законных представителей юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Хотя факт наличия в обществе корпоративного конфликта и не может служить обстоятельством, освобождающим налогоплательщика от предусмотренной законодательством о налогах и сборах обязанности представления в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчетов), однако должен быть учтен при рассмотрении настоящего спора при установлении промежутка времени, в течение которого предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отчетность не представлялась обществом в налоговый орган.
Суд кассационной инстанции признал также обоснованным довод об осведомленности регистрирующего органа о наличии в обществе корпоративного конфликта, поскольку представители органа принимали участие в деле, в котором судом было принято решение о признании недействительными записей о государственной регистрации сведений о единственном участнике общества, а также о генеральном директоре общества, которые на незаконных основаниях были указаны в качестве таковых в ЕГРЮЛ (см.: Постановление ФАС Московского округа от 8 декабря 2008 г. по делу N А40-36948/07-12-244).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Помарина Ю. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ // Новая бухгалтерия. 2008. N 8.
2. Чарковская Н.И., Красовская А.А. К вопросу об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра // Исполнительное право. 2008. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.