Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.П. ФОКОВ
Фоков Анатолий Павлович, руководитель отдела сравнительного правоведения Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор.
Судебная реформа в Российской Федерации направлена не только на укрепление судебной власти, обеспечение независимого и компетентного правосудия, но и на совершенствование механизма судейской ответственности. Высокий статус судьи - принятие судебных решений от имени государства - конституционно обеспечивает права и обязанности, гарантирует независимость и неприкосновенность, привлечение к ответственности, в том числе и к уголовной, только в порядке, определяемом Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 119 - 122).
Вместе с тем в последние годы в судейском сообществе, научной среде и гражданском обществе достаточно много обсуждают пределы судейской ответственности по причинам некомпетентности, или предвзятости, или, самое страшное, коррумпированности. Неудивительно, что Россия 1 февраля 2007 г. вступила в международную организацию "Группа государств по борьбе с коррупцией в судебных органах и органах прокуратуры" (ГРЕКО), в которую сегодня входят 49 стран. Оценщики - эксперты международной организации полагают, что в России достаточно высокий уровень коррупции в судах и органах прокуратуры, и предложили рекомендации, необходимые для исправления положения в стране.
Законодательные изменения, регулирующие порядок и процедуры привлечения судьи к ответственности по тем или иным основаниям, направлены на совершенствование актов и минимизацию судебной ошибки в рамках судейского усмотрения.
Несмотря на многочисленные рекомендации международных организаций о необходимости соблюдения прав и свобод граждан, решений Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, идеально сконструированная судебная система и сбалансированные процессуально-процедурные нормы не могут гарантировать качественное правосудие. Тем более если судьи не заинтересованы в его качественном отправлении ввиду низкого уровня профессионализма или низких нравственных устоев.
В этой связи представители СМИ не упускают случая, когда судья может быть объектом критики не только за вынесенное решение, но и скрупулезного журналистского расследования предвзятости судьи.
Так, журналисты с воодушевлением восприняли Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. N 12-П по делу о проверке конституционности положений п. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова" (Российская газета. 2011. 22 июня).
Корреспондент "Российской газеты" Н. Козлова, комментируя данное решение Конституционного Суда РФ, высказалась о том, что "хотя формально оно касается только людей в мантиях - судей, но уверена, это решение будет полезно и для тех, кто сталкивается с коррупцией в судах" (Козлова Н. Судья под подозрением // Российская газета. 2011. 22 июня).
В Конституционный Суд РФ обратился судья в отставке Ворошиловского районного суда Ростова-на-Дону И. Аносов, который летом 2009 г., по версии следствия, при рассмотрении дела о признании права собственности на самовольно построенный дом потребовал за положительное решение 100 тысяч рублей.
По получении части денег И. Аносов был задержан сотрудниками УФСБ по Ростовской области в своем рабочем кабинете с поличным. В период проведения следственных действий И. Аносов добровольно покинул судейское кресло.
В Конституционном Суде РФ бывший судья просил проверить на соответствие Конституции РФ Законы "О статусе судей в РФ" и "Об оперативно-розыскной деятельности". Дело в том, что Судебная коллегия Краснодарского краевого суда лишила Аносова судейской неприкосновенности.
Именно это позволило оперативникам собрать против судьи доказательства и возбудить уголовное дело. И. Аносов посчитал, что закон, примененный в его деле, противоречит Конституции РФ. В понимании судьи вопрос о лишении его неприкосновенности должен был рассматривать не краевой, а Ростовский областной суд.
По мнению Управления ФСБ по Ростовской области, их обращение именно в краевой суд было обусловлено тем, что судья имел непосредственное отношение к судейскому корпусу Ростова-на-Дону, соответственно, рассмотрение ходатайства в Ростовском областном суде могло препятствовать сохранению конфиденциальности информации.
По решению Конституционного Суда РФ права на неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки и телефонных переговоров гарантированы Конституцией РФ. Ограничение этих прав возможно лишь на основании судебного решения.
Право на судебную защиту гарантировано Конституцией РФ. Передача дела из одного суда в другой без достаточных оснований и во внесудебной процедуре запрещена. Вместе с тем закон предусматривает и исключения из общего порядка.
Специфика оперативно-розыскной деятельности предполагает конспирацию, соблюдение гласных и негласных методов и средств. Особое значение, по мнению суда, имеет обеспечение тайны информации о планируемых мероприятиях в отношении человека, подозреваемого в подготовке или совершении преступления. Если обращение за разрешением на проведение оперативно-розыскных мероприятий в конкретный суд влечет реальную угрозу нарушения режима секретности, то рассмотрение этого вопроса может быть возложено на другой суд, помимо прямо указанного в законе.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела решает председатель вышестоящего суда или его заместитель.
Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель определяют суд, который рассмотрит вопрос о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи, если необходимо обеспечить их негласный характер.
Для решения вопроса о проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи районного суда равнозначный суд определяет Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель.
Органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, не вправе самостоятельно определять суд, в котором подлежат рассмотрению соответствующие материалы. Соответственно, это законоположение не содержит нормативных предпосылок для нарушения закрепленного Конституцией РФ права каждого человека на судебную защиту.
Законодатель вправе внести в регулирование правил подсудности вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении федерального судьи изменения в соответствии с Конституцией РФ и с учетом провозглашенного Постановления Конституционного Суда РФ.
В итоге Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 7 ст. 16 Закона "О статусе судей в РФ" и ч. 1 ст. 9 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
По конституционно-правовому смыслу этих норм предполагается, что для решения вопроса о проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи районного суда равнозначный суд определяет Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель.
Правительство РФ распоряжением от 22 февраля 2012 г. N 219-р внесло в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Совет Государственной Думы Федерального Собрания РФ, 12 марта 2012 г. рассмотрев проект Федерального закона, принял решение о вынесении его на обсуждение депутатов Государственной Думы (протокол N 15, п. 55).
В пояснительной записке указывается, что проект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2011 г. N 12-П (далее - Постановление).
Действительно, согласно Постановлению положения п. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" допускают изменение территориальной подсудности вопроса о даче разрешения на проведение в отношении судьи районного суда оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением его гражданских прав или нарушением его неприкосновенности, по инициативе органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии у этого органа обоснованных подозрений в том, что имеется опасность рассекречивания планируемых оперативно-розыскных мероприятий, путем передачи данного вопроса на рассмотрение в равнозначный суд (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа), указанный в решении Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принимаемом по ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
При этом Конституционный Суд РФ не исключил правомочие федерального законодателя внести изменения в правила регулирования подсудности вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи.
Учитывая, что в законодательстве Российской Федерации механизм изменения подсудности указанного вопроса не установлен, в целях восполнения пробела в его правовом регулировании законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в п. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон) и ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон).
Пункт 7 ст. 16 Закона определяет подведомственность Верховному Суду РФ, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа рассмотрение вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей с учетом их категорий.
Законопроектом предлагается дополнить названную норму положением о том, что территориальная подсудность определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом.
Учитывая, что ч. 1 ст. 9 Федерального закона определяет территориальную подсудность рассмотрения указанного вопроса (по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту нахождения компетентного органа), законопроектом предлагается дополнить ее положением, определяющим порядок изменения данной подсудности.
Изменения, предлагаемые законопроектом, позволят рассматривать материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей районных судов, специализированных судов и мировых судей не только судом по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту нахождения компетентного органа, ходатайствующего об их проведении, но и иным равнозначным судом, определенным решением Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, в том случае, если есть обоснованные опасения в нарушении принципа конспирации планируемых оперативно-розыскных мероприятий.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, механизм привлечения судьи к уголовной ответственности, этап доследственной проверки путем проведения оперативно-розыскных мероприятий стали более сбалансированными, а судейские гарантии и иммунитеты - предельно выверенными.
Все вышесказанное не исчерпывает перечня оснований, обусловливающих актуальность и важность исследования проблематики ответственности судьи, но даже накопившийся международный и отечественный законодательный опыт обусловливает к его систематизации.
Так, судья Конституционного Суда РФ М.И. Клеандров полагает, что назрела необходимость для кодификации законодательно-нормативного массива организационно-правового механизма судейской ответственности.
Главная цель такого акта - регулирование в едином ключе всей процедуры привлечения судей к ответственности (прежде всего к дисциплинарной, административной, уголовной и этической) (Клеандров М.И. Ответственность судьи: Монография. М.: Норма-М, 2011. С. 560).
Следует отметить, что предложение автора не является результатом спонтанных мнений, а сформулировано на основе изучения во времени отечественной и зарубежной практики судейской ответственности.
Полагаем, что нашим читателям будет интересно присоединиться к дискуссии об ответственности судьи в Российской Федерации и о предложении авторских конструкций, устраняющих законодательные пробелы статуса судьи.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.