Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КООРДИНАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТОРА СУДА
А.А. МАКСУРОВ
Максуров А.А., Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, кандидат юридических наук.
Полагаем, что функции администратора суда крайне разносторонние: организационно-распорядительные, обеспечительные, информационные, хозяйственные и т.п. Все эти функции понятны и достаточно подробно изложены в публицистике и литературе. Между тем полагаем, что для администратора суда характерна еще и координационная функция, а точнее, функции, т.к. их вполне возможно разделять на внутренние и внешние.
В философии и частных науках понятие "функция" употребляется в самых различных значениях. Так, философские словари понимают под функцией (functio - исполнение, совершение) внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений <1> либо, применительно к философско-социологической характеристике категории, ту роль, которую какой-либо социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов, а также зависимость, наблюдаемую между различными социальными явлениями и процессами в рамках данной общественной системы <2>. Этимологическому подходу свойственно понимание под функцией деятельности, круга деятельности, работы, исполнения и т.п. <3>.
--------------------------------
<1> Философский словарь. М., 1975. С. 448.
<2> Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 751.
<3> Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 755; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 746; Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1449.
Вообще понятие функции было введено в научный оборот известным математиком Г.В. Лейбницем еще на рубеже XVII - XVIII вв. Изначально это понятие употреблялось только в математике и выражало зависимость одной переменной величины от другой, т.е. такую зависимость, при которой изменение одной величины влечет определенное изменение и другой величины. Впоследствии происходит социологизация данного понятия, и уже в начале XX в. некоторые ученые упоминают о функциях в социологическом и государственно-правовом значении <4>. Здесь термин использовался для характеристики социальной роли государства и права. В начале XX в. эта категория уже достаточно широко использовалась в работах Л. Дюги <5>, Н.М. Коркунова <6>, К. Реннера <7> и некоторых других авторов.
--------------------------------
<4> Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб., 1907. С. 28.
<5> Дюги Л. Общие преобразования гражданского права. М., 1919. С. 29.
<6> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 161.
<7> Реннер К. Социальная функция права. М., 1923. С. 39.
В юридической науке термин "функция" и сегодня нередко употребляется для характеристики социальной роли государства и права <8> либо их социального назначения <9>. Сам термин "функция" многозначен. Он приемлем для характеристики любых динамических структур. Однако в любом случае с функцией связывается направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны среды.
--------------------------------
<8> Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 252.
<9> Самощенко И.С. Правовые формы осуществления функций Советского государства // О научном единстве проблем общей теории права и трудового права: Тр. ВЮЗИ. М., 1978. Т. 56. С. 21.
Ряд авторов, говоря о ценности социальных явлений, фактически смешивают понятия "функция" и "ценность" <10>. Между тем эти понятия, находясь в теснейшей взаимосвязи, отражают все же неоднородные явления. Ценность - "свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы" <11>. Безусловно, ценностная характеристика присуща функции, но именно как характеристика последней. Обладая определенными свойствами, правовые явления оказываются способными выполнять те или иные функции. Изучение ценности явления требует обращения к потребностям субъектов, предполагает, по сути, потребностный подход.
--------------------------------
<10> См., например: Рабинович П.М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985. С. 25.
<11> Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 47.
Иногда под функцией понимаются также последовательно сменяющиеся стадии управленческого цикла <12>. Таким определением ставится знак равенства между элементом процессуальной формы юридической практики и функцией юридической практики как целостной системы <13>. Помимо указанного, данный подход предполагает постоянное (перманентное) изменение функций юридической (и координационной как ее полноценной разновидности) деятельности в ходе практического осуществления такого рода деятельности (например, конкретного координационного процесса). Зависимость сущности функции от стадийности позволяет к тому же говорить о том, что при различных формах координационного взаимодействия, для которых свойственна специфика стадий и циклов, функции одного и того же института - координационной практики - должны быть различными. Учитывая многообразие и открытый перечень форм координационного взаимодействия, об общих функциях координационной практики не следует вести речь вообще. Все же в большинстве случаев понятие функции определяется как "направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды" <14>.
--------------------------------
<12> Афанасьев В.Г Научное управление обществом. М., 1968. С. 35; Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972. С. 15 - 16.
<13> Подробнее об этом см.: Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. С. 124.
<14> Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2: Теория права. С. 53.
Видимо, правы те авторы, которые полагают, что при определении функций юридической практики следует исходить из двух начал. С одной стороны, функции - это направления воздействия явления на сознание и поведение людей, на разнообразные сферы общественной жизни. С другой - функции должны отражать сущность явления, его назначение и закономерности развития. То есть функция должна пониматься как направление воздействия данной системы на реальную действительность <15>, где отражаются сущность явления, его закономерности развития и социальное назначение <16>.
--------------------------------
<15> Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. С. 124.
<16> Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 197; Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 191.
Профессор Карташов предлагает следующее определение функции юридической деятельности: "Под функциями юридической деятельности следует понимать относительно обособленные направления гомогенного влияния ее на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески преобразующая роль и социально-правовое назначение..." <17>. Позднее В.Н. Карташов дополнил указанное определение, полагая, что под функцией юридической практики следует понимать "относительно обособленные направления гомогенного (однородного) позитивного ее воздействия на субъективную и объективную реальность, в которых конкретизируется ее природа, проявляется динамизм, творчески преобразующий характер, социально-правовое назначение, место и роль в правовой системе общества" <18>.
--------------------------------
<17> Карташов В.Н. Указ. соч. С. 124.
<18> Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: В 2 т. Ярославль, 2005. Т. 1. С. 236.
Администратору суда присущи как внешние, так и внутренние координационные функции.
С одной стороны, он принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда, средств связи, работу хозяйственной службы, обеспечивает судей и работников аппарата суда юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами и т.п. Это и есть внутренняя координационная функция.
С другой стороны, администратор суда взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда. Здесь уже речь идет о функции внешней.
Полагаем, что через дальнейшую правовую (в т.ч. и методическую) регламентацию координационных функций администратора суда можно прийти к его более эффективной деятельности, что имеет не только теоретический, но и сугубо практический интерес.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.