Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ДЛЯ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
М.С. АРСАНУКАЕВА
Арсанукаева М.С., профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Российской правовой академии Минюста России, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.
Изучение опыта организации и деятельности судов в дореволюционной России имеет большое научно-теоретическое и практическое значение. В настоящем исследовании предпринята попытка показать на примере Чечни и Ингушетии условия и организацию работы судов, созданных для горцев Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.
В XIX - начале XX в. российское правительство вело поиск наиболее приемлемой для горцев системы правосудия, организуются суды, в которых дела разрешались с применением адата, шариата и российского права. В 1852 г. в кр. Грозной создается Чеченский народный суд ("Мехкеме Чачани") <1>. В 1858 г. он заменяется народным судом <2>. В 1862 г. вводятся новые правила для народных судов и судопроизводства <3>. Главный народный суд Терской области во Владикавказе заседал в составе русских офицеров и депутатов от горцев.
--------------------------------
<1> Зиссерман А.Л. Фельдмаршал Князь Александр Иванович Барятинский: В 3 т. 1815 - 1879. М.: Университ. тип., 1888. Т. 1. С. 217 - 218.
<2> Хасбулатов А.И. Установление российской администрации в Чечне (вт. пол. XIX - нач. XX в. ). М.: Изд-во МГОУ, 2001. С. 79.
<3> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е (далее - ПСЗ-2). Т. 37. Отд. 2. 1862 г. Ст. 38761. СПб.: Тип. II Отд. С.Е.В. канц., 1865. С. 145 - 174.
28 октября 1864 г. открывается Терский областной суд, действовавший по правилам Тифлисского суда (высшей судебной инстанции на Кавказе) с момента его учреждения Указом Александра II от 9 декабря 1867 г. <4>. Указами от 9 декабря 1867 г. Ставропольская губерния, в которую входила Терская область, отнесена к округу Тифлисской судебной палаты с распространением на нее судебных Уставов 20 ноября 1864 г. <5>. Народные суды учреждаются во всех военных отделах Терской области <6>. Так, в крепости Грозной начинает работу народный суд для горцев Среднего военного отдела <7>. Кандидатуры судей предварительно отбирались начальниками участков и согласовывались с начальниками округов. Затем судьи избирались населением. Представления на судей поступали для утверждения сначала начальнику области, а затем наместнику на Кавказе и в конечном итоге - Первому департаменту Правительствующего сената <8>.
--------------------------------
<4> Тифлисская судебная палата учреждена в соответствии с именным Указом Александра II, данным сенату, от 9 декабря 1867 г. См.: ПСЗ-2. Т. 42. Отд. 2. 1867 г. Ст. 45260. СПб.: Тип. II Отд. С.Е.В. канц., 1871. С. 386 - 388; Ибрагимова З.Х. Чеченская история. Политика, экономика, культура. Вторая половина XIX в. М.: Евразия+, 2002. С. 169 - 170.
<5> ПСЗ-2. Т. 42. Отд. 2. 1867 г. Ст. 45260. С. 388 - 389; Штат Тифлисской судебной палаты утвержден Указом в 1868 г. См.: ПСЗ-2. Т. 43. Отд. 1. Ст. 45474. СПб.: Тип. II Отд. С.Е.В. канц., 1873. С. 104.
<6> 29 мая 1862 г. область делится на 3 военных отдела, включавших 8 горских округов, в т.ч. Ингушевский, Чеченский, Аргунский, Ичкеринский. См.: Зверинский В.В. Указатель изменений в распределении административных единиц империи и границ империи с 1860 по 1887 год. СПб.: Центр. стат. ком. М-ва внутр. дел, 1887. С. 24.
<7> Ибрагимова З.Х. Чеченская история. С. 171 - 172.
<8> Кануков А.А. Законодательные акты, касающиеся Северного Кавказа и, в частности, Терской области. Владикавказ, 1914. С. 20.
Горские народные суды действовали по инструкции 1866 г. <9>. Дела, в которых участвовали разные по своему составу группы населения Терской области, разрешали: областной суд во Владикавказе, уездный суд в Кизляре, городское управление в Моздоке <10>.
--------------------------------
<9> Ибрагимова З.Х. Чеченская история. С. 172.
<10> Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф. 400. Оп. 1. Д. 723. Л. 32.
С 30 декабря 1869 г. на Терскую область распространяются судебные уставы от 20 ноября 1864 г. <11>. Вводятся горские словесные суды <12>. 18 декабря 1870 г. наместником Кавказа учреждаются Временные правила для горских словесных судов <13>. Терский областной народный суд упраздняется <14>.
--------------------------------
<11> Кануков А.А. Законодательные акты, касающиеся Северного Кавказа и, в частности, Терской области. С. 21.
<12> Рейнке Н. Горские и народные суды Кавказского края. СПб.: Сенат. тип., 1912. С. 7.
<13> РГВИА. Ф. 400. Оп. 1. Д. 245. Л. 1.
<14> Агишев Н.М., Бушен В.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПб.: Сенат. тип., 1912. С. 138.
Горские словесные суды, как и народные суды, действовали в составе председательствующего (начальника округа или его помощника), трех депутатов от населения и кадия <15>. Начальники округов (их помощники) не всегда отвечали предъявляемым требованиям, т.к. не имели необходимой для отправления правосудия профессиональной подготовки, плохо знали адат и шариат, местные языки. Помимо работы в суде им приходилось выполнять административные, полицейские и общественные функции, также требовавшие много усилий и времени <16>. Слушание дела нередко прерывалось или откладывалось, а его разрешение затягивалось. Иногда обязанность председателя исполняло лицо, не имевшее на то необходимых полномочий <17>. Все это создавало проблемы в осуществлении правосудия и вызывало неуважение к суду в глазах горцев <18>.
--------------------------------
<15> Там же. С. 139.
<16> Там же. С. 138.
<17> Рейнке Н. Горские и народные суды Кавказского края. С. 15; Агишев Н.М., Бушен В.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кав. края. С. 139.
<18> РГВИА. Ф. 400. Оп. 1. Д. 723. Л. 32.
Принцип разделения властей не действовал до Указа от 12 декабря 1904 г.
Чиновники, рассматривавшие дела в судах для горцев, получали инструкции по адату и шариату, пользовались советами авторитетных старейшин и духовных лиц по вопросам правоприменения.
Состав депутатов (кандидатов в депутаты) от горцев формировался в соответствии со штатами, территорией, численностью и особенностями населения. Для решения дел по шариату в каждом суде, за исключением Владикавказского и Назрановского, участвовал кадий. В них полагался только один кадий <19>. В отличие от остальных суды Владикавказского и Назрановского округов периодически испытывали дефицит кадров на должность кадия. За работу кадий получал 300 руб., а депутаты - 200 руб. в год <20>. Все депутаты (кандидаты в депутаты) и кадии, кандидатуры которых подбирались начальниками участков и требовали одобрения начальника округа, формально избирались горским населением на сельских сходах (сборах) <21>. Процедура утверждения их в должности оставалась прежней. Представления на кандидатов, как и ранее, поступали к начальнику Терской области, от него - к наместнику Кавказа и окончательно утверждались Первым департаментом Сената.
--------------------------------
<19> РГВИА. Ф. 400. Оп. 1. Д. 245. Л. 1.
<20> Агишев Н.М., Бушен В.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кав. края. С. 141; Ибрагимова З.Х. Чеченская история. С. 173.
<21> Терские ведомости. 1899. 29 января. N 13. С. 1.
Положением от 25 ноября 1908 г. вводится двухступенчатая система выборов депутатов и кадиев горских словесных судов, избираемых сельским сходом (собранием) на три года. Их кандидатуры нередко вызывали серьезные разногласия между администрацией и горцами. Желающие попасть в депутаты не жалели обещаний, денег и угощений на подкуп выборщиков <22>. Случаи взяточничества и злоупотреблений со стороны судей и кадиев жестко пресекались администрацией. Приказом начальника области провинившиеся освобождались от должности, привлекались к административной и уголовной ответственности.
--------------------------------
<22> Агишев Н.М., Бушен В.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кав. края. С. 140.
Большинство судей и кадий из горцев усердно выполняли свои обязанности, получали за службу правительственные награды, чины и материальное поощрение. Так, в 1868 г. получили награды депутаты и кадии Ингушского <23> и Чеченского окружных судов <24>. Все это повышало авторитет членов суда в глазах горцев.
--------------------------------
<23> РГВИА. Ф. 330. Оп. 12. Д. 228. Л. 57 - 58.
<24> Там же. Л. 158 об. - 159.
Преимуществом новых судов признавалась "крайняя дешевизна" судебных расходов, а недостатками - ложные клятвы, лжесвидетельство, неправильный перевод и др. Клятвы, произнесенные в "русских судах", горцы считали необязательными. Свидетельство против сородича не допускалось по нормам горской морали. Найти переводчиков, хорошо знающих одновременно и русский язык, было сложно. Решать все эти проблемы приходилось местному военно-народному правлению <25>.
--------------------------------
<25> Рейнке Н. Горские и народные суды Кавказского края. С. 51.
К началу деятельности новых судов стало очевидным, что не всегда порядок рассмотрения и разрешения дел достаточно понятен горцам. В их глазах судьи не были до конца беспристрастны, а принимаемые ими решения - справедливы. Поэтому очень скоро к начальникам округов (Осетия, Кабарда) стали поступать просьбы об упразднении горских словесных судов. В результате в 1871 г. закрывается осетинский суд. В новом суде действовали Уставы 1864 г. и российские законы <26>. Признавалось, что осетины в основном являются христианами и судиться должны по общероссийским законам.
--------------------------------
<26> Ибрагимова З.Х. Чеченская история. С. 174.
Заседания горских словесных судов проходили в помещении окружного правления, содержание, отопление и ремонт которых, а также мест предварительного заключения осуществлялись за счет простых горцев.
Конвоирование подозреваемых обеспечивалось чинами окружного и сельского (аульного) правлений при поддержке казачьих частей, милиции и охранной стражи.
Еще 10 января 1906 г. в Грозном создаются временные военно-полевые суды (упразднены 19 апреля 1907 г.) <27>. В соответствии с Положением Совета Министров от 19 августа 1906 г. во всех местностях империи, где вводилось военное положение или же положение усиленной охраны, учреждались постоянные военно-полевые суды. Они действовали в составе председателя и четырех армейских офицеров. В течение суток подозреваемый доставлялся в суд, и в срок, не превышающий 2 суток, в закрытом судебном заседании по делу выносился приговор, вступавший в законную силу немедленно. В течение суток он приводился в исполнение <28>. Расходы на военно-полевые суды возмещались за счет казны и местного населения.
--------------------------------
<27> Мужухоева Э.Д. Административная политика царизма в Чечено-Ингушетии во второй половине XIX - нач. XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1989. С. 182.
<28> ПСЗ-3. Т. 26. Отд. I. 1906 г. Ст. 28252. СПб.: Гос. тип., 1909. С. 813 - 814.
В соответствии с Положением о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в горском населении Терской области, утвержденным 30 декабря 1870 г., в горских округах создаются сельские (аульные) суды <29>. Сельские судьи (не менее трех человек) и кадий избирались аульным сходом под контролем начальника участка и утверждались в должности начальником области <30>. В горных районах создавался один суд для нескольких аулов <31>.
--------------------------------
<29> Кокурхаев К.-С. А.-К. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей (вторая половина XIX - начало XX в.). Грозный: Книга, 1989. С. 47.
<30> Терские ведомости. 1906. N 133, 138; 1910. N 806, 827 и др.
<31> Терский календарь на 1895 год. Владикавказ: Тип. Терск. обл. правл., 1894. С. 145.
Деятельность сельских (аульных) судов обеспечивалась сельскими старшинами и их помощниками, в т.ч. квартальными. Ремонт, отопление и освещение помещений, в которых проходило заседание суда, приобретение канцелярских товаров, конвоирование правонарушителей и их содержание до начала судебного заседания - все это входило в обязанность сельских должностных лиц. Извещение о времени и месте судебного заседания осуществлялось ими же или сельскими глашатаями.
Делопроизводство осуществлялось писарями сельских правлений. Им предоставлялось жилье, отопление, освещение и выплачивалось жалованье <32>. Если в селениях (аулах) отсутствовали правление и писарь, то эти функции осуществлял мулла <33>. Горцы часто жаловались на произвол писарей. Так, в мае 1907 г. жители Грозненского округа писали наместнику Кавказа: "...нас заставляет снять шапку даже сельский писарь. До такой степени мы бесправны. Канцелярская волокита... поистине бич Божий" <34>.
--------------------------------
<32> Астраханцев И. Об аульных писарях // Терские ведомости. 1 мая. 1910. N 93. С. 2.
<33> Вертепов Г. Ингуши // Терский сборник: Прил. к Терскому календарю на 1892 г. Владикавказ: Тип. Терск. обл. правл., 1892. Вып. 2. Кн. 2. С. 129 - 130.
<34> РГВИА. Ф. 1300. Оп. 4. Д. 1561. Л. 2 об.
Решения по гражданским делам приводились в исполнение сельскими старшинами и их помощниками (квартальными). Поэтому от окружной администрации требовался тщательный отбор кандидатур на должности старшин, которые назначались из числа заслуженных и пользующихся особым доверием лиц.
Положением от 30 декабря 1870 г. предусматривалось также создание третейских судов для горцев, которые действовали в составе посредников, избираемых сторонами, и разрешали споры в соответствии с нормами адата и шариата. Это был фактически посреднический суд. Решения признавались окончательными, и жалобы на них не принимались. Они записывались в специальные книги и хранились в сельском правлении <35>. Обеспечение деятельности третейских судов входило в обязанность сельских старшин (их помощников).
--------------------------------
<35> Астраханцев И. Об аульных писарях; Шетихин В. День в сельском правлении // Терские ведомости. 1899. 17 января. N 8. С. 2 - 3.
Горское население несло основное бремя расходов на организацию и деятельность судов. С них взимались платежи на оплату сельским должностным лицам, канцелярские расходы сельских правлений, ремонт помещения, устройство и поддержание мер охраны, в т.ч. наем различного рода караульных в селениях, ремонт и содержание милиционных постов, размещение и содержание воинских команд и т.д. <36>.
--------------------------------
<36> Максимов Е. Осетины // Терский сборник: Прил. к Терскому календарю на 1892 год. Вып. 2. Кн. 2. С. 66.
В начале XX в. на сельские общества возлагается обязанность по собственным приговорам обеспечивать кормовыми и проездными деньгами так называемых "порочных" лиц и членов их семей, выдворяемых из края. Деньги вносились на счет местного казначейства со дня передачи их органам власти и до прибытия на место ссылки. Если земельные наделы выселяемых отходили обществу, то оно несло также издержки на содержание каждого ссыльного в течение двух лет <37>. Сбор средств осуществляли старшины и их помощники.
--------------------------------
<37> Об удалении порочных членов сельских обществ // Терский календарь на 1904 год. Владикавказ: Тип. Терск. обл. правл., 1904. С. 153 - 154.
Таким образом, после окончания военных действий на Северо-Восточном Кавказе (1859 г.) российское правительство, кавказская и местная администрации приложили немало усилий для создания судебной системы, судопроизводства и нормативной базы по делам горцев. Предпринимались меры для организации деятельности судов, расходы по ним в целом оказались малозатратными для казны, т.к. средства на содержание судей, духовных лиц, помещений и др. были возложены главным образом на самих горцев. Несмотря на кадровую проблему, низкий уровень профессиональной подготовки судейского состава, дефицит материальных и финансовых средств и многие другие проблемы, местными органами управления обеспечивалось более или менее эффективное функционирование судов для горцев. Однако и жалоб на суды, их решения и приговоры поступало немало.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.