Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ И ИННОВАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Б.Н. КОМАХИН
Комахин Борис Николаевич, кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России.
Развитие в информационном обществе отношений права и государства в целях обеспечения права граждан на равный доступ к государственной и (муниципальной) службе имеет глубокие методологические основания. Информационное общество есть не только результат исторического, поступательного движения цивилизации, но и модернизация саморегулирования этих общественных отношений.
Прогрессу в отношениях права, государства, его служащих способствует модернизация правовых начал наряду с совершенствованием статусов различных служб, а также административно-правовых начал служебной деятельности кадров правоохранительных и иных органов на основе Стратегии инновационного развития РФ. Международный опыт показывает, что обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к государственной службе, в том числе к служебно-правовой информации, является одной из важнейших задач государств <1>.
--------------------------------
<1> См.: Стратегия инновационного развития РФ на период до 2012 г. // Российская газета. 2008. 16 февраля; Маслова Н.Р. Состояние и проблемы формирования правовой основы реализации Стратегии развития информационного общества в России на федеральном и региональном уровне // Информационное право. 2009. N 2. С. 15; Государственный совет РФ: Материалы совместного заседания Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации и официальные документы. М., 2009; Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации. М., 2009.
Ключевым из внешних вызовов развития служебной деятельности управленческих кадров является усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем управления.
В условиях низкой эффективности инновационной системы в России это означает увеличение оттока из страны конкурентоспособных кадров, технологий, идей и капитала, а также других вызовов, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом <2>.
--------------------------------
<2> См.: Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.
Указанные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и информационно-технологических разработок, правовую модернизацию служебной деятельности управленческих кадров.
Ранее разработанная Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. в большей степени была ориентирована на поддержку предложения в сфере исследований и разработок. Она недостаточно была ориентирована на приоритезацию задач по поддержке инновационной активности бизнеса, инноваций в регионах, развитию человеческого капитала и целого ряда других задач, что не позволило обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны, в том числе к инноватизации служебной деятельности управленческих кадров.
В результате в настоящее время ключевыми проблемами являются в целом низкий спрос на инновации в этой сфере, а также неэффективная деятельность органов государственного управления, их служащих.
Ни региональный, ни государственный сектор научных исследований не проявляет достаточной заинтересованности во внедрении инноваций, необходимых для улучшения качества служебной деятельности управленческих кадров. Здесь уровень инновационной активности уступает показаниям стран-лидеров в этой сфере.
Все эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной поддержки, по всем составляющим национальной инновационной системы на решение критических для инновационного развития проблем государственной и муниципальной службы.
Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров. По данным Федерального казначейства и Организации экономического сотрудничества и развития, в 2009 г. Россия израсходовала на образование 4,6% валового внутреннего продукта, тогда как Швеция - 6,1%, Финляндия и Франция - 5,5%, Бразилия и Великобритания - 5,2% и Соединенные Штаты Америки - 5%.
Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе управленческих. При этом оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая.
Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях начата только в последние годы.
Однако доминирование наименее передовых типов инновационного поведения, в том числе заимствование готовых технологий, характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий. Вместе с тем по абсолютным масштабам исследовательского сектора Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь Китаю, Соединенным Штатам Америки и Японии.
В гражданском обществе, как известно, с первыми элементами информационности в уважении права лица на службу государству присутствует лишь формальное равенство, которое, в свою очередь, находит себя в номинальном, фактическом неравенстве людей. И речь здесь идет не о природном неравенстве людей, а о неравенстве, заложенном в равенстве формального права, фиксирующем формализм отношений, который есть, по сути дела, насилие над свободной субъективностью. Человек вынужден ограничивать свою свободную субъективность формальным, а не действительным, информационно, инновационно насыщенным отношением к другому человеку.
Особо следует сказать об инновациях и информатизации государственной службы. В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" <3> государственная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (ст. 1).
--------------------------------
<3> См.: СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <4> определяет государственную гражданскую службу РФ как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ст. 3).
--------------------------------
<4> См.: СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Следует отметить, что в законодательстве указывается на тот факт, что государственная служба обеспечивает реализацию задач и функций органов государственной власти в различных сферах жизнедеятельности общества. В этой связи информационное обеспечение государственной службы, а также профессиональной деятельности государственного служащего имеет крайне актуальное значение. Актуальности информационного обеспечения государственной службы добавляет еще и то обстоятельство, что в настоящее время продолжено реформирование государственной службы. Очередной этап реформирования государственной службы определен Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" <5>. Как отмечает Г.Н. Кулешов, "...в системе государственной службы складываются и развиваются информационные правоотношения различного качества. Эти отношения могут касаться личности государственного служащего, профессиональной деятельности государственного служащего, компетенции органа государственной власти, хозяйственной деятельности органов власти и управления. Правовой режим информационного обеспечения в системе государственной службы определяется нормами, которые содержатся в законодательных актах, касающихся различных направлений деятельности органов государственной власти" <6>.
--------------------------------
<5> См.: СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1227.
<6> См.: Кулешов Г.Н. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения в системе государственной гражданской службы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 78.
Так, режим информационного обеспечения функционирования государственной службы, а также деятельности государственного служащего определяется Федеральным законом от 13 января 1995 г. "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" <7>, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <8>, Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <9> и др.
--------------------------------
<7> См.: СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170.
<8> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
<9> См.: СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.
Значительное количество законодательных актов, которые регламентируют общественные отношения в информационной сфере, связано с тем, что такие отношения носят сложный и неоднородный характер. Как верно отметил И.З. Карась, "...информационные общественные отношения, утвердившиеся в сфере общественной деятельности, связанной со сбором, хранением, обработкой, передачей и отображением информации, требуют четкого механизма правового регулирования. Прогрессирующее нормотворчество в области информатики переводит их в категорию информационных правоотношений с нетрадиционными предметами правового регулирования" <10>.
--------------------------------
<10> См.: Карась И.З. Юридические факты и доказательства в информационных правоотношениях // Советское государство и право. 1988. N 11. С. 89.
Нормативными правовыми актами, регламентирующими информационные отношения в системе государственной службы, определяются общие сведения о государственной службе. Так, на сайтах органов власти и управления, в которых осуществляется государственная служба, должны содержаться сведения:
- о порядке поступления на государственную службу;
- о квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакантных государственных должностей государственной службы;
- о перечне вакантных должностей государственной службы;
- об условиях и результатах конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться такими способами, как:
- обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
- размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;
- размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
- ознакомление пользователей информации с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
- присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов, органов местного самоуправления;
- предоставление пользователям информации по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами <11>.
--------------------------------
<11> См.: Кулешов Г.Н. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения в системе государственной гражданской службы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 78.
Информационное обеспечение государственной гражданской службы должно базироваться на таких принципах, как:
- вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационно-правовых систем;
- создание единой коммуникационной среды, включая системы конфиденциальной связи и транспортные сети общего назначения, республиканские и коммерческие сети связи и передачи данных, в том числе оптоволоконные, спутниковые и т.п.;
- строгое соблюдение международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи;
- открытость систем, обеспечивающая объединение имеющихся вычислительных ресурсов различных архитектур и возможность дальнейшего их наращивания;
- единство программно-технических, архитектурных, технологических, организационных принципов построения систем правовой информации;
- ведение эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание законодательных и нормативных документов;
- обеспечение интерактивного доступа пользователей к интегрированной территориально распределенной базе данных правовой информации;
- организация многоуровневой защиты информации;
- использование модульного подхода при проектировании вычислительных центров обработки информации, сети телеобработки, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;
- максимальное использование готовых программно-технических решений и функционирующих систем;
- интеграция лингвистических средств, используемых в различных автоматизированных информационных системах;
- исключение дублирования процедур сбора и обработки информации в информационных технологиях;
- обеспечение чистоты информационных каналов;
- улучшенные эргономические характеристики;
- распространение прогрессивных информационных технологий и перспективных программных продуктов среди абонентов систем правовой информации;
- передача копий эталонных документов через каналы связи в центральную рабочую базу данных правовой информации;
- тиражирование рабочих копий (по установленному регламенту) в базы регионов и других абонентов системы;
- использование технологии объединенного сервера для прозрачного распределения данных;
- широкий набор интерфейсов мультимедиа;
- ведение актуального перечня правовых документов и состава баз данных и их тиражирование для всех пользователей системы;
- выполнение общесистемных функций сбора статистики, обеспечения безопасности, подготовка отчетов о производительности. При этом следует учесть, что:
- информация, однажды введенная в систему непосредственно первоисточником, хранится и подвергается обработке средствами самой системы до тех пор, пока не утрачивает своих потребительских качеств;
- информация, хранящаяся в системе, предоставляется любому абоненту независимо от его территориальной удаленности от места хранения при условии соблюдения пользователем требований единой системной дисциплины доступа к информационным ресурсам.
Реализация указанных принципов позволит обеспечить разумное сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления, а вертикальная и горизонтальная интеграция систем правовой информации различного уровня будет способствовать эффективному функционированию системы государственной гражданской службы за счет быстрого и надежного обмена данными и координации действий различных ее звеньев.
Организация правового регулирования информации требует более углубленного изучения связи видов информации с компетенцией. Правовое оформление вида информации определяется структурой компетенции органа. В свою очередь, классификация функций сопровождается и классификацией видов информации <12>.
--------------------------------
<12> См.: Сазонов Б.И. Правовые проблемы информационного обеспечения функций министерств // Правоведение. 1976. N 1. С. 72.
Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
- достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа;
- создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информации;
- учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов <13>.
--------------------------------
<13> См.: Кулешов Г.Н. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения в системе государственной гражданской службы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 78.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:
- общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
- наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
- сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
- перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;
- перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
- сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
- сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);
- информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
- нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ;
- тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
- установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
- порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;
- информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров РФ, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ;
- информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
- статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
- статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
- сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
- сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;
- информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
- порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
- сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
- перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
- информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
- порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
- фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которого отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:
- содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты, или номер факса для направления ответа на запрос, или номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информации;
- запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в который поступил запрос;
- запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
- запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информации;
- в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информации.
Законодательство об информационном обеспечении государственной службы, а также в целом сферы публичного управления идет в правильном направлении. Как отмечает Н.Н. Лебедева, "...доступная в электронном виде информация может способствовать развитию открытого информационного взаимодействия между государством и общественностью, обеспечению открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти" <14>.
--------------------------------
<14> См.: Лебедева Н.Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. 2005. N 5. С. 76. Серия 11 "Право".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.