Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМИССИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) СЛУЖАЩИХ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
П.А. КАБАНОВ
Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, директор НИИ противодействия коррупции Института экономики, управления и права.
С начала реформирования государственности российское общество столкнулось с крупнейшей и не разрешающейся длительное время проблемой - системной коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления, усугубившейся недобросовестным исполнением своих служебных обязанностей со стороны государственных и муниципальных служащих, снижением служебной и исполнительской дисциплины в органах публичной власти.
Среди множества правовых средств положительного изменения ситуации в сфере социального управления особое место принадлежит прокурорскому надзору за соблюдением законодательства о государственной и муниципальной службе, а также за соблюдением законодательства о противодействии коррупции как важнейшему средству профилактики недобросовестного и коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих. Поэтому не случайно этому направлению прокурорской деятельности посвящены не только отдельные нормативные правовые акты <1>, но и несколько методических работ, направленных на повышение его эффективности, в которых рассмотрены основные направления прокурорского надзора за соблюдением федерального и регионального законодательства о государственной и муниципальной службе <2>, а также законодательства о противодействии коррупции <3>. Генеральной прокуратурой РФ осуществляется мониторинг эффективности этого направления профессиональной деятельности <4>. Однако, невзирая на пристальное внимание к совершенствованию прокурорского надзора в сфере правового регулирования государственной и муниципальной службы, вне специального анализа остается одно из важнейших его направлений - прокурорский надзор за формированием и деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту - комиссии) (примечание авт. - П.К.), хотя на необходимость осуществления органами прокуратуры такого направления надзорной деятельности указывают отечественные специалисты <5>. В связи с этим необходимо определиться с основным предметом рассматриваемого нами направления прокурорского надзора.
--------------------------------
<1> Приказ Генерального прокурора РФ от 15 мая 2010 г. N 209 "Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции" // Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции / Под ред. А.Э. Буксмана. М., 2011. С. 281.
<2> Евдокимов Е.Б., Алексеев А.И., Побережная И.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе. М., 2009.
<3> См.: Харитонов С.С., Бахарев А.В., Козлов Т.Л. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции на военной службе: Методические рекомендации. М., 2011.
<4> См.: Информационное письмо первого заместителя Генерального прокурора РФ А.Э. Буксмана от 25 июня 2010 г. N 86/1-148-2010 // Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции / Под ред. А.Э. Буксмана. М., 2011. С. 312.
<5> См.: Илий С.К., Козлов Т.Л. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции // Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции / Под ред. А.В. Кудашкина. М., 2011. С. 103; Козлов Т.Л., Кудашкин А.В. Надзор за исполнением законов о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции // Настольная книга прокурора / Под ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М., 2012. С. 362.
На наш взгляд, предметом рассматриваемого нами направления прокурорского надзора является надзор за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе и, несомненно, законодательства о противодействии коррупции в части формирования и деятельности комиссий.
Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере включает проверку законности издаваемых государственными и муниципальными органами правовых актов, их соответствия законодательству о противодействии коррупции и законодательству о государственной гражданской и муниципальной службе при формировании и обеспечении деятельности комиссий (законности деятельности комиссий), а также материалы и решения самих комиссий (законность и обоснованность принимаемых комиссиями решений, соблюдение процессуальных сроков принятия комиссиями решений).
При проверке соблюдения требований законодательства к формированию комиссий необходимо обращать внимание на положение о комиссии и ее состав. Положение о комиссии в органах государственной власти и органах местного самоуправления должно быть максимально приближено к требованиям, сформулированным в федеральных и региональных нормативных правовых актах. Состав комиссии должен соответствовать требованиям федерального законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе и содержать в своем составе не менее одной четверти независимых экспертов - представителей научных и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Следует иметь в виду, что в составе комиссии, на усмотрение руководителя органа государственной власти или органа местного самоуправления, могут принимать участие представители общественных организаций, удовлетворяющие соответствующим требованиям. Если в положении о комиссии обнаруживаются нормативные предписания, противоречащие федеральному и/или региональному законодательству о государственной (муниципальной) службе и/или законодательству о противодействии коррупции, то оно подлежит приведению в соответствие с ним.
Безусловно, проверке подлежат все правовые акты о формировании состава комиссии, а также правовые акты о внесении в них изменений и дополнений. При этом незаконным следует признавать состав комиссии, если он не соответствует требованиям федерального и/или регионального законодательства о государственной (муниципальной) службе и/или положению о комиссии со всеми вытекающими из этого последствиями.
Прокурорский надзор за обоснованностью и законностью принимаемых комиссией решений предполагает детальное изучение всех материалов, поступивших на рассмотрение комиссии, процедуру проведения заседания комиссии, соблюдение процессуальных сроков рассмотрения поступивших материалов, а также обоснованность и законность принятия ею решения. Больше внимания следует обращать на обязательные для исполнения решения комиссии. Поскольку решения рекомендательного характера могут учитываться и/или исправляться руководителем органа государственной власти или органа местного самоуправления, то обязательные для исполнения решения комиссии являются окончательными и могут быть обжалованы только в суд.
При осуществлении прокурорской проверки деятельности комиссии необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства:
а) имелись ли законные основания для рассмотрения материалов на заседании комиссии;
б) в законном ли составе проходило заседание комиссии;
в) соблюдены ли сроки рассмотрения материалов комиссией;
г) не проходило ли рассмотрение материалов в отсутствии кого-либо из заинтересованных в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о дате и месте заседания комиссии;
д) разъяснены ли были права участникам заседания комиссии;
е) соответствуют ли выводы, изложенные в решении, обстоятельствам дела;
ж) уведомлены ли надлежащим образом заинтересованные лица о результатах заседания комиссии;
з) оформлены ли надлежащим образом протокол заседания комиссии и ее решение.
Основания для заседания комиссии должны быть прямо указаны в положении о комиссии. Таковыми, как правило, являются:
а) представление руководителя органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении государственным (муниципальным) служащим недостоверных или неполных сведений либо о несоблюдении государственным (муниципальным) служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
б) обращение гражданина, замещавшего в государственном (муниципальном) органе должность государственной (муниципальной) службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному (муниципальному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы;
в) заявление государственного (муниципального) служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
д) представление руководителя государственного органа (органа местного самоуправления) или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным (муниципальным) служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе (органе местного самоуправления) мер по предупреждению коррупции.
Заседание комиссии следует признавать законным, если оно проходило с соблюдением требований к кворуму к заседанию и/или кворуму для голосования (принятия решения), предусмотренному положением о комиссии. Как правило, кворум для проведения заседания комиссии устанавливается в виде двух третей от ее состава, при этом не допускается проведение заседания комиссии с участием только государственных (муниципальных) служащих органа государственной власти (органа местного самоуправления), при котором она функционирует.
Положением о комиссии и иными нормативными правовыми актами предусматриваются процессуальные сроки рассмотрения поступивших в нее материалов, как правило, этот срок устанавливается в семь дней, поскольку такое время требуется для подготовки заседания комиссии. В этот период секретарь комиссии или иное лицо обязаны оповестить в письменном виде всех участников заседания о дате и месте заседания комиссии, а также о вопросах, подлежащих рассмотрению на нем. К процессуальным срокам работы комиссии можно отнести: срок письменного уведомления о принятом комиссией решении, срок размещения принятого на заседании комиссии решения на официальном сайте органа государственной власти (органа местного самоуправления) в сети Интернет, срок обжалования решения комиссии заинтересованными лицами и другие.
Надзирая за деятельностью комиссии, необходимо проверить, осуществлялась ли регистрация участников заседания, разъяснялись ли им их права и обязанности, порядок прохождения заседания и принятия решения, а также порядок обжалования принимаемых на заседании решений.
Однако самым сложным является проверка обоснованности и законности принятия комиссией решения по конкретному делу. Здесь требуется исследовать обстоятельства рассмотренного дела и соответствие этих обстоятельств принятому комиссией решению.
Обязательным условием деятельности комиссии является уведомление заинтересованных лиц о принятых ею решениях. Уведомление этих лиц должно осуществляться письменно с указанием механизма обжалования принятого комиссией решения. В необходимых случаях копия решения комиссии направляется в кадровую службу органа государственной власти (органа местного самоуправления) для приобщения к личному делу государственного (муниципального) служащего.
Разумеется, что все документы, имеющиеся в комиссии, должны быть надлежащим образом оформлены. Наиболее ценными из них являются протоколы заседания комиссии и решения комиссии. Протоколы заседания комиссии должны быть подписаны членами комиссии, а решения комиссии - ее председателем и секретарем.
Невыполнение перечисленных выше требований в органах государственной власти и органах местного самоуправления при формировании и осуществлении деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов является основанием для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.