Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СРОКА ЛЕГИСЛАТУРЫ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.А. КИРИЛЛОВ
Кириллов Владимир Анатольевич, аспирант кафедры конституционного права Института им. К.В. Россинского (г. Краснодар).
Термин "срок легислатуры" является более адекватным, нежели "срок полномочий" (срок исполнения полномочий), которым оперирует законодательство, учитывая, что исполнение полномочий во времени может быть незавершенным. Срок легислатуры и срок исполнения полномочий не совпадают и в случае назначения исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ федеральным Президентом.
По той же причине неадекватным представляется термин "срок пребывания в должности", используемый конституционным (уставным) законодательством субъектов РФ применительно к высшему должностному лицу субъекта РФ, протяженность которого (срока) может значительно превышать период наделения его полномочиями.
Периодическая ротация выборных органов государственной власти является важным показателем представительной демократии и гарантией подлинного народовластия. Разумная периодичность обеспечивает реализацию республиканского правления, своевременное обновление публичного аппарата, постоянное и действенное участие граждан в управлении делами государства.
В силу этого предлагается периодичность сформулировать в качестве принципа деятельности органов государственной власти субъекта РФ, включив его в перечень этих принципов, содержащихся в ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Действующее федеральное законодательство не содержит ограничений на пребывание в должности главы субъекта РФ одного лица, легислатура которого, таким образом, может возобновляться бесконечно. Отсутствие лимита на занятие должности высшего должностного лица субъекта РФ противоречит принципу республиканского правления в России, относимому к основам конституционного строя государства в целом.
С другой стороны, федеративная практика свидетельствует о недостаточности прежней формулы двух сроков подряд, которая не соответствовала потребностям государственного развития субъектов Федерации, требующим повышенной стабильности регионального государственного режима. С учетом этого предлагается ограничить легислатуру высшего должностного лица субъекта РФ тремя сроками подряд, законодательно установив, что гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок пять лет и не может занимать указанную должность более трех сроков подряд.
Формирование должности главы субъекта Федерации имеет явные временные пробелы. Законодательно не определен срок, в течение которого Президент РФ представляет законодательному органу субъекта Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ после окончания его полномочий, в том числе досрочного. Не установлены также законодательно сроки внесения Президентом РФ представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если политическая партия не воспользовалась своим правом внести Президенту РФ предложения о кандидатурах или воспользовалась им частично, либо внесла предложения о кандидатурах с нарушением законодательных требований.
Исходя из необходимости установления четких сроков процедуры наделения главы субъекта Федерации конституционными полномочиями и устранения существующих коллизий, предлагаются коррективы в действующие законодательные акты.
Перечень законодательных оснований досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ является незавершенным. Предлагается дополнить этот перечень такими основаниями, как стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; должностная несовместимость; образование нового субъекта Российской Федерации.
При этом предлагается придать отставке высшего должностного лица субъекта Российской Федерации самостоятельный и окончательный характер, допускающий лишь ее формальное удостоверение, определяющее дату отставки. Удостоверять отставку высшего должностного лица субъекта Федерации должен не Президент РФ, а высший законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, наделяющий главу субъекта Федерации должностными полномочиями.
Сроки возобновления процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ законодательно не определяются. В этой ситуации врио высшего должностного лица субъекта РФ может исполнять вакантную должность главы субъекта Федерации неопределенное время, что противоречит единству сроков легислатуры. Разрешением этой ситуации могло бы стать требование обязательного роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти РФ и определение срока возобновления процедуры наделения главы субъекта Федерации должностными полномочиями, достаточно непродолжительного. Предлагается законодательно закрепить, что Президент РФ вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ не позднее семи дней после начала работы представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта РФ, избранного взамен распущенного.
У этой проблемы может быть и иное решение, состоящее в роспуске представительного органа субъекта Федерации, дважды отклонившего президентские кандидатуры на пост главы субъекта Федерации (не принявшего решение), и назначении Президентом РФ высшего должностного лица субъекта РФ, как это имеет место в отношении Председателя Правительства РФ при его назначении на должность. Этот вариант представляется вполне оправданным с позиции соблюдения сроков легислатуры, а также федеральных стандартов.
Законодательный перечень "непереходящих" полномочий, которыми не может пользоваться исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации, представляется недостаточным. Основываясь на конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, предлагается дополнить этот перечень такими позициями, как "назначать члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации"; "представлять в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации".
Назначение Президентом РФ временно исполняющего обязанности главы субъекта РФ по истечении срока его полномочий противоречит единству срока легислатуры, в соответствии с которым глава государства (субъекта Федерации) всегда сохраняет свои полномочия до вступления в должность нового руководителя государства (субъекта Федерации). Высшее должностное лицо субъекта Федерации по окончанию срока своей легислатуры должен сохранять свои полномочия до вступления в должность нового главы субъекта Федерации, осуществляя при этом весь объем его полномочий без исключения, что следует закрепить законодательно.
Вопросы временного замещения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны самостоятельно решаться субъектами Федерации, как это имело место в прошлом, когда главу субъекта Федерации во всех случаях замещало лицо, указанное в конституции (уставе) субъекта, которым становился либо вице-глава субъекта, либо один из его заместителей, но, во всяком случае, лицо, имеющее отношение к замещающей должности. Исходя из этого предлагается законодательно установить, что во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.