Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЙ СТАТУС БУРЯТСКИХ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г.
Е.Н. ПАЛХАЕВА
Палхаева Елизавета Николаевна, заведующая кафедрой истории Отечества исторического факультета Бурятского государственного университета, кандидат исторических наук.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция (Основной Закон) Российской Федерации <1>. Во всенародном голосовании по проекту Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32973630 человек, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ).
Конституция Российской Федерации исходит из идеи глубокой и последовательной федерализации России. Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов - экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Конституционно закрепленный принцип федерализма призван стать гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой - сочетанию их интересов с интересами всего общества.
Суть российского федерализма выражена в Конституции следующим образом: федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
Например, в ст. 5 п. 1 рассматриваемой статьи Конституции Российской Федерации при утверждении формы государственного устройства России автономные округа впервые в конституционном порядке признаются равноправными субъектами Российской Федерации.
В п. 2 этой же статьи за автономными округами закрепляется конституционное право на принятие учредительных нормативных актов, имеющих определенное сходство с Конституцией, - уставов округов, на основе которых функционируют местные законодательства. Конституционное регулирование законотворческой сферы деятельности автономных округов было важным шагом в практическом утверждении их как самостоятельных субъектов Федерации. До принятия новой Конституции Российской Федерации ни Декларация о государственном суверенитете РФ, ни изменения и дополнения к Конституции РСФСР, ни Федеративный договор, которые декларировали самостоятельный характер статуса автономных округов, не уделяли должного внимания законотворческой деятельности округов. При этом складывалась ситуация, когда механизм реализации нового правового положения автономных округов в виде уставов округов, законов и иных нормативных правовых актов попросту отсутствовал. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. автономные округа, в том числе Агинский и Усть-Ордынский, получили право самостоятельно разрабатывать на основе Конституции РФ и принимать уставы округов.
В п. 4 ст. 5 Конституции РФ закреплен один из важнейших принципов федеративного устройства России - равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, именно в этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, являются равноправными. Однако это равноправие не означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права, о чем свидетельствует сам факт деления их на виды. Кроме того, разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется не только Конституцией, но и договорами, большинство из которых носят индивидуальный характер, т.е. заключаются между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации. Поэтому субъекту Федерации могут быть делегированы определенные права по осуществлению части федеральной компетенции, которыми могут и не располагать другие субъекты Федерации. Необходимо отметить, что из содержания п. 4 ст. 5 Конституции РФ следует, что автономные округа, находящиеся в составе других субъектов Российской Федерации - краев и областей, имеют право непосредственно вступать в отношения с федеральными органами государственной власти. Ранее в измененной и дополненной Конституции РСФСР (ст. 83) данное право уже закреплялось за автономными округами. В Конституции Российской Федерации 1993 г. это одно из основных прав, образующих подлинную самостоятельность автономных округов как равноправных субъектов Федерации, получило свое закрепление и дальнейшее развитие.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66) уставы закрепляют конституционно-правовой статус Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и местное самоуправление. Так, в Уставе Агинского Бурятского автономного округа содержатся разделы: об Агинском автономном округе в составе Федерации; об организации государственной власти; о законодательстве; о собственности и хозяйстве; о финансах и бюджетном устройстве; об административно-территориальном делении и местном самоуправлении и др. Агинский и Усть-Ордынский автономные округа располагают территориями, границы которых не могут быть изменены без их согласия, так же как и границы между округами и другими субъектами Федерации. Бурятские автономные округа образуют органы законодательной и исполнительной власти (в Агинском Бурятском автономном округе - соответственно Агинскую Бурятскую окружную думу-парламент и администрацию округа, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - соответственно Законодательное Собрание Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и администрацию округа), которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, уставов автономных округов.
Автономные округа являлись самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Федерации, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Координация международных и экономических связей автономных округов осуществлялась федеральными органами государственной власти.
Конституция Российской Федерации обеспечивала участие представителей автономных округов в решении вопросов, отнесенных к компетенции Федерации. Представители Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов входят в состав Совета Федерации Федерального Собрания России. Окружные законодательные органы обладали правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, законодательные органы и администрация Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов вправе были вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых относится соответственно к компетенции Президента и Правительства.
Бурятские автономные округа имеют, согласно Конституции Российской Федерации, свои административные центры (Агинский Бурятский автономный округ в пос. Агинское, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в пос. Усть-Ордынский), свою символику - гербы и флаги, утверждаемые окружными законодательными органами.
Как уже отмечалось, статус автономных округов определяется Конституцией Российской Федерации и окружными уставами. Вместе с тем в п. 3 ст. 66 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность принятия федерального закона об автономном округе по представлению законодательных и исполнительных органов власти конкретного автономного округа.
Таким образом, в Конституции Российской Федерации 1993 г. сохраняется традиция, заложенная предыдущими Конституциями России, которые предусматривали необходимость принятия законов (положений) о каждой из этих автономий по представлению соответствующего органа государственной власти автономного округа.
Впервые в истории национально-государственного строительства автономных округов в конституционном порядке было закреплено положение о том, что без согласия окружных органов государственной власти, которые исполняют волю народа, населяющего данные округа, никакие территориальные изменения, изменения границ не допустимы законом. Это положение исключительно важно для утверждения полноправного статуса автономных округов. Так, в истории Бурятских автономных округов немало примеров, когда без согласия окружных органов государственной власти волевым решением из Москвы менялся их административно-территориальный состав. Например, 29 января 1938 г. постановлением Президиума ВЦИК из Аларского аймака Усть-Ордынского национального округа был выделен Нукутский аймак в составе 7 сельсоветов с центром в с. Нукуты.
В отличие от ранее действовавших Конституций Российской Федерации, Конституция 1993 г. не устанавливает системы органов государственной власти субъектов Федерации, она предоставляет им возможность самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти и требует, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом (такой закон принят в 1999 г.). Так, до образования новых субъектов Федерации (Забайкальского края, Иркутской области) в Агинском Бурятском автономном округе представительным (законодательным) органом округа являлась Агинская Бурятская окружная дума-парламент, а исполнительным - окружная администрация, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе представительный (законодательный) орган - Законодательное Собрание Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а исполнительный орган - окружная администрация.
Как и в Федеративном договоре, в Конституции Российской Федерации 1993 г. в частях 2, 3 ст. 78 была предусмотрена передача осуществления части полномочий как федеральными органами исполнительной власти окружным органам исполнительной власти, так и окружными органами исполнительной власти федеральным органам исполнительной власти по взаимному согласию, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. было следующим шагом после подписания в 1992 г. Федеративного договора на пути преобразования Российского государства из национально-государственной Федерации советского типа в территориально-государственную федерацию демократического типа. В отличие от Федеративного договора Конституция Российской Федерации являлась учредительным актом, по существу она провозглашает создание качественно нового федеративного государства, основанного на принципах подлинного федерализма.
Конституция Российской Федерации 1993 г. устраняла неравенство субъектов Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, наделив их равными правами во взаимоотношениях друг с другом и с федеральными органами власти.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепляя федеративную форму государственного устройства России, определила специфику российского федерализма, которая заключается в наличии нескольких видов субъектов Федерации, т.е. Конституция РФ 1993 г. подтвердила заложенное в Федеративном договоре 1992 г. неравноправие в объемах полномочий между разными видами субъектов Федерации. Это неравноправие имеет свои истоки в несхожести правовой формы статуса различных видов субъектов Федерации и в индивидуальном характере двусторонних договоров, которые могут быть подписаны между федеральным центром и субъектами Федерации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.