Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
Б.Б. КАЗАК, И.В. БОРИСЕНКО
Казак Бронислав Брониславович, доктор юридических наук, профессор (Псковский юридический институт ФСИН России).
Борисенко Ирина Владимировна, соискатель Псковского юридического института ФСИН России.
В целях обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля <1>. Перечень таких средств установлен Постановлением Правительства Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р // СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 198 "Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями Федеральной службы исполнения наказаний для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы" // СПС "КонсультантПлюс".
В переводе с английского мониторинг понимается как наблюдение, наставление, совет, контроль, проверка, увещевание. В узком смысле слова оно используется как синоним наблюдения <3>. Электронный мониторинг подразумевает систематическое наблюдение за различными объектами, явлениями, процессами с помощью электронных приборов в целях контроля состояния, анализа явлений, процессов, своевременного реагирования на негативные изменения, составления прогноза, накопления информации. Под электронным мониторингом осужденных следует понимать комплексную систему взаимосвязанных правовых, организационных, технических мероприятий, осуществляемых с помощью электронных средств наблюдения, контроля, накопления информации, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений со стороны осужденных.
--------------------------------
<3> См.: Захаренко Е.М., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. М., 2003. URL: http://www.slovari.ru.
Существующая практика использования электронных браслетов в зарубежных странах позволяет классифицировать электронный мониторинг на несколько групп по различным основаниям (критериям) <4>.
--------------------------------
<4> См.: Правовые и технические вопросы использования электронного наблюдения за осужденными // Сборник информационно-аналитических материалов по внедрению глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в деятельности УИС: Сб. информ.-аналит. материалов / Под общ. ред. В.И. Селиверстова. М., 2009. С. 70 - 71.
Осуществление электронного мониторинга прямо затрагивает такие гарантированные конституционные права граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Кроме того, гражданину гарантируется, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его согласия не допускаются (ст. 24).
К признакам электронного мониторинга следует относить <5>: постоянное систематическое наблюдение за объектом; наблюдение с целью немедленного реагирования и предотвращения негативных последствий; средствами мониторинга являются различные электронные устройства, позволяющие постоянно наблюдать за объектом, контролировать изменение его физических параметров (например, передвижение), немедленно реагировать на негативные изменения и накапливать полученную информацию для последующего анализа.
--------------------------------
<5> См.: Бобылев О.В. Электронный мониторинг в уголовно-исполнительной системе: Монография. М., 2010. С. 8 - 9.
ФСИН России проводится работа по развертыванию системы электронного мониторинга поднадзорных лиц. Так, уже в 2011 г. в отношении 401 осужденного к ограничению свободы в 28 территориальных органах УИС использовались электронные контрольные устройства <6>.
--------------------------------
<6> См.: решение совещания при заместителе директора ФСИН России "О мерах по профилактике преступлений среди осужденных без изоляции от общества и ходе реализации мероприятий по реорганизации межрайонных уголовно-исполнительных инспекций" (20 октября 2011 г., Москва).
Численность осужденных к ограничению свободы, состоящих на учете УИИ на конец 2011 г., составила 11539 человек, или 2,4% от общего количества подучетных лиц. В отношении 504 осужденных к ограничению свободы (из 19481 состоящего на учете УИИ осужденного к ограничению свободы в 2011 г.) были возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки на учет, из них впервые осужденных лишь 151, в течение первых трех месяцев после постановки на учет, 336 - осуждены (212 - к лишению свободы) <7>. Эти данные позволяют утверждать о сложности криминогенного состава осужденных к ограничению свободы и актуальности применения электронного мониторинга.
--------------------------------
<7> См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь - декабрь 2011 г.): Информ.-аналит. сб. Тверь, 2012. С. 154, 156.
Применение технических средств надзора и контроля преследует следующие цели:
- предупреждение преступлений со стороны осужденных;
- предупреждение нарушений порядка и условий отбывания наказания;
- получение необходимой информации о поведении осужденных.
На наш взгляд, благодаря использованию электронного мониторинга можно обеспечить получение своевременной, объективной, четкой информации об осужденном в целях принятия обоснованных решений.
Применение электронного мониторинга поведения осужденных позволяет оказывать на него воздействие дистанционно, что во многом повышает безопасность сотрудников УИИ и исправительных центров. В подтверждение изложенного приведем данные нашего исследования, респондентами которого выступали различные категории представителей службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, 94,7% респондентов считают, что есть проблемы заболеваемости сотрудников УИИ, в том числе туберкулезом (94,4%), ВИЧ (27,8%), гепатитом (16,7%). В определенной мере это связано с тем, что в УИИ не предусмотрены меры профилактики заболеваний.
В соответствии с внесенными поправками предусматривается применение таких средств в отношении осужденных к принудительным работам. Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам в соответствии с Законом <8> осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за их поведением: а) в исправительном центре; б) по месту работы; в) в иных местах их пребывания. В связи с этим потребуется четкое разграничение порядка и особенностей такого надзора за поведением осужденных к принудительным работам как в исправительном центре, так и по их месту работы, а также в иных местах, где они могут находиться.
--------------------------------
<8> См.: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Анализ практики показывает, что при использовании электронного мониторинга возникают проблемы правового, организационного и технического характера. Так, действия осужденных могут быть направлены на обман системы слежения (снятие электронного браслета с конечности, попытка подмены сигнала), порчу имущества и поиск правовых недоработок, позволяющих уйти им от ответственности за порчу имущества и нарушение режима, назначенного судом. Вывод из строя системы и нарушение правильной работы могут быть вызваны использованием "глушилок"; причинением вреда конечности (или имитацией его) с целью получения направления в медицинское учреждение для проведения рентгена (такое облучение выводит оборудование из строя); оборачиванием в фольгу (не является порчей оборудования, доказать провокацию в суде трудно). В связи с этим должны быть механизмы, позволяющие легко обнаружить и доказать умышленную порчу оборудования.
Мы согласны с тем, что требуют проработки вопросы о снятии электронного браслета осужденным или сторонним человеком, а также случаи, когда отсутствует медицинское заключение на электронный браслет, мобильное контролирующее устройство, стационарное контролирующее устройство, мобильный телефон и другое оборудование, необходимое для определения возможного причинения вреда здоровью (натертости, влияние на людей с сердечной недостаточностью или использующих специальные электронные средства, на кормящих матерей, влияние применения этих средств на потенцию).
На наш взгляд, прежде всего технические средства надзора и контроля нужно применять в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, а также условно осужденных и с отсрочкой отбывания наказания, склонных к совершению правонарушений (совершающих повторные преступления после постановки на учет), уклоняющихся от контроля УИИ и исправительных центров.
В заключение отметим, что в настоящее время в Минюсте находится законопроект, предусматривающий возможность применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля в отношении условно осужденных и осужденных к исправительным работам, а также возможность осуществления периодической регистрации названной категории осужденных и осужденных к наказанию в виде ограничения свободы с использованием стационарного устройства аудиовизуального контроля.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.