Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ
О.А. БЕРЗИНЬ, Е.А. ЛУБКОВ
Берзинь Ольга Александровна, доктор юридических наук, доцент.
Лубков Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности ФКОУ ВПО ПЮИ ФСИН России.
В комплексе условий, повышающих эффективность противодействия пенитенциарной преступности, важное место занимают профилактические меры оперативно-розыскного характера.
Все объекты профилактического воздействия можно разделить на следующие группы: причины преступности в целом; условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений; личность и поведение правонарушителя.
Для устранения либо нейтрализации причин преступности возможностей отдельного сотрудника оперативного аппарата колонии-поселения недостаточно. Для этого необходим комплекс общепрофилактических мероприятий, лишь отдельной частью которого будет участие сил и средств оперативного подразделения колонии-поселения. Поэтому оперативно-профилактическое воздействие осуществляется в отношении двух последующих групп.
Так, оперативно-розыскные возможности позволяют выявить ранние стадии развития противоправного поведения и своевременно начать оперативную профилактику с целью:
- выявить лиц, от которых можно реально ожидать совершения преступлений;
- осуществить постановку указанных лиц на учет (профилактический, оперативный);
- оказать на них профилактическое воздействие;
- в необходимых случаях пресечь преступление.
При этом в силу специфики условий отбывания наказания осужденными в колониях-поселениях имеются определенные особенности при профилактике преступлений:
- максимальное использование возможностей всех служб в осуществлении надзора над осужденными;
- тесное взаимодействие оперативных подразделений с другими службами колонии, а также с территориальными органами внутренних дел;
- широкое использование общественности на территории муниципального образования, а также родственников осужденного.
С учетом общетеоретических положений оперативную профилактику в колониях-поселениях можно разделить на общую и индивидуальную.
Общая профилактика предусматривает выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений в колониях-поселениях. К ним относятся: недостатки в осуществлении воспитательной работы и организации досуга осужденных-поселенцев; недостатки в организации и осуществлении надзора за поведением осужденных, в том числе при привлечении осужденных-поселенцев к труду; ненадлежащие жилищно-бытовые условия; недостатки в организации торговли, медицинского обслуживания и пр.
В общем виде главная задача оперативных подразделений в области общей профилактики преступлений заключается в недопущении максимально большего числа возможных, замышляемых и подготавливаемых преступлений. Как верно отмечает А.Г. Лекарь, она (задача) может быть решена путем проведения специальных мероприятий по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, установлению лиц, склонных к преступлениям, замышляющих либо подготавливающих их совершение, и по принятию к таким лицам мер, исключающих реализацию их преступных намерений и действий <1>.
--------------------------------
<1> См.: Лекарь А.Г. Основы организации предотвращения преступлений органами внутренних дел: Учебное пособие. Ташкент, 1988. С. 5.
Индивидуальная профилактика направлена на выявление осужденных, склонных к совершению преступлений, и проведение с ними надлежащей работы, повседневного гласного и негласного наблюдения и воздействия самим оперативным сотрудником, через сотрудников других служб, через конфидентов из числа осужденных-поселенцев, через родственников и других лиц.
Исследование показало, что особое внимание при выявлении осужденных, склонных к совершению преступлений, требуется обращать на:
- лиц, осужденных на небольшие сроки лишения свободы за незаконный оборот наркотиков, хулиганство, кражи, а также имеющих небольшой оставшийся срок наказания;
- осужденных, ведущих антиобщественный образ жизни, употребляющих спиртные напитки, учиняющих ссоры, драки, имеющих отклонения в психике;
- организаторов и активных участников преступных групп, как до осуждения, так и в местах лишения свободы;
- ранее судимых за побеги из исправительных учреждений, дезертиров из рядов вооруженных сил, уклоняющихся от учета условно осужденных и условно освобожденных и помещенных в колонию-поселение для отбывания наказания;
- недобросовестно относящихся к своим трудовым и общественным обязанностям.
Выявив такое лицо, оперативные работники колонии-поселения должны изучить его, установить гласное и негласное наблюдение, поставить на оперативный учет и провести индивидуально-профилактические мероприятия по предупреждению совершения им преступления. Вся эта работа связана с проведением оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Отдельно отметим, что основная часть осужденных, совершивших преступления, как правило, характеризовались отрицательно, нарушали режим отбывания наказания, привлекались к дисциплинарной ответственности. Многие нарушения режима находятся на грани преступления и нередко перерастают в них. В связи с этим оперативные аппараты колоний-поселений должны осуществлять мероприятия с целью склонения правонарушителей к отказу от совершения не только преступлений, но и нарушений режима.
В целом предупреждение совершения преступлений вообще невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на негласное наблюдение за процессами, происходящими в учреждении. И, как справедливо отмечается в специальной литературе, качественное решение указанной задачи возможно лишь при эффективном использовании сотрудничества с осужденными <2>.
--------------------------------
<2> См., например: Егорова Е.В., Исиченко А.П., Торбин А.А. Предупреждение пенитенциарной преступности: Методические рекомендации / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., 2007. С. 68; Назаров С.В. Оперативно-розыскная профилактика порядка отбывания наказания // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М.: Рос. криминолог. ассоц., 2002. С. 120 - 122; Сердюк Е.Н. Ценностные ориентации пенитенциарной личности, находящейся в пенитенциарном учреждении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. N 67. С. 454 - 459.
Правовая регламентация работы, связанной с возможностью привлечения осужденных к сотрудничеству с оперативными аппаратами, в том числе и на конфиденциальной основе, базируется на положениях ст. 17 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Так, отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
Специфика оперативной работы в условиях колоний-поселений предполагает более обширное вовлечение отдельных лиц в конфиденциальное содействие с учетом большой текучести спецконтингента из-за небольшого срока наказания и наличия права на условно-досрочное освобождение. Как верно отмечает В.Б. Писарев, целесообразно устанавливать оперативный контакт с большим количеством спецконтингента и с различными категориями осужденных, входящими в разные социальные слои <3>.
--------------------------------
<3> Писарев В.Б. Организационные и правовые основы работы самодеятельных организаций осужденных: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1979. С. 8 - 9.
При содействии конфиденциального аппарата оперативные подразделения колоний-поселений решают задачи как общего характера, стоящие перед ними, согласно ч. 1 ст. 84 УИК РФ, так и специальные, в том числе обеспечение безопасности лиц, проживающих в местах дислокации колоний-поселений.
Задача обеспечения безопасности граждан, проживающих в местах дислокации колоний-поселений, от преступных посягательств со стороны осужденных вытекает из общих целей оперативно-розыскной деятельности и регламентирована ст. 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а также из задач и обязанностей учреждений, исполняющих наказания, изложенных в ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В большинстве своем колонии-поселения дислоцируются в районах, где отсутствуют другие правоохранительные органы, а территориальные органы внутренних дел находятся на значительном расстоянии, что не всегда позволяет своевременно реагировать на изменение оперативной обстановки. В связи с этим возникает необходимость обеспечения безопасности проживающих там граждан от возможных преступных проявлений со стороны осужденных-поселенцев, которым предоставлено право передвижения без конвоя и сопровождения <4>. Указанная задача может быть реализована лишь сотрудниками оперативных аппаратов, которые обладают всем арсеналом оперативно-розыскных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Решение обеспечения безопасности граждан обязывает оперативных сотрудников колоний-поселений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий оказывать содействие другим правоохранительным органам в борьбе с преступностью, в первую очередь территориальным органам внутренних дел, в чем большую помощь оказывают и лица, сотрудничающие с оперативными подразделениями.
--------------------------------
<4> Некрасов А.П. Пенитенциарный рецидив в исправительных учреждениях: теория исследования и меры противодействия: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 66.
При этом исследованием выявлены недостатки в организации такой работы, которые обусловлены совокупностью как объективных, так и субъективных обстоятельств, характеризующих колонию-поселение. Они создают благоприятные условия для совершения осужденными преступлений и требуют повышения уровня профессиональной подготовки оперативного состава колоний-поселений, наделения их знаниями по организации и тактике борьбы с преступлениями, совершаемыми осужденными-поселенцами, для чего должны быть организованы спецкурсы в образовательных учреждениях системы ФСИН России "Особенности противодействия преступности в колониях-поселениях".
Далее отметим, что проведенное исследование и изучение специальной литературы <5> позволили установить, что на состояние и качество осуществления оперативной работы в колониях-поселениях оказывают влияние территориально-географические, производственные, пенитенциарно-криминологические, организационно-правовые и материально-технические факторы. С учетом их особенностей и осуществление оперативно-розыскной деятельности в каждой колонии-поселении требует индивидуального подхода.
--------------------------------
<5> См., например: Шпилевой О.Н. Современное состояние оперативно-профилактической работы в колониях-поселениях и факторы, обусловливающие ее эффективность // Вестник Владимирского юридического института. 2009. N 3. С. 35 - 40.
Так, отдаленность учреждения от других населенных пунктов, плотность населения в муниципальном районе его дислокации и близлежащих районах, климатические условия, наличие или отсутствие автодорог влияют как на оперативную обстановку в учреждении в целом, так и на специфику работы с лицами, осуществляющими содействие оперативным аппаратам. Специфика производственно-хозяйственной деятельности учреждения и широкий перечень объектов трудоиспользования осужденных-поселенцев (деревообрабатывающие, сельскохозяйственные, строительные, промышленные) требуют дополнительных усилий по обеспечению оперативного прикрытия каждого объекта производства с учетом их многочисленности и отдаленности друг от друга.
Среди особенностей работы оперативных аппаратов колоний-поселений дополнительно назовем необходимость осуществления внешней профилактики (за территорией колонии-поселения) в рамках муниципального образования. То есть специфическими особенностями их деятельности являются:
- более широкий круг лиц, вовлекаемый в сферу оперативной работы (например, граждане, проживающие в местах дислокации колоний-поселений, которые не являются осужденными и сотрудниками учреждения, могут как привлекаться к содействию, так и выступать в роли проверяемых);
- более обширные полномочия и обязанности оперативных сотрудников колоний-поселений по отношению к гражданам, проживающим в районе дислокации учреждения (при решении правоохранительных задач).
Поэтому осуществление так называемой внешней оперативной профилактики необходимо строить в тесном взаимодействии с иными правоохранительными и другими государственными и муниципальными органами.
Отдельно отметим, что нормативного регулирования требует ряд общих вопросов, связанных с правовым положением и деятельностью оперативных отделов колоний-поселений.
Так, особенности условий содержания осужденных в колониях-поселениях и распространенность мобильной связи способствуют тому, что вопреки требованиям Правил внутреннего распорядка осужденные в колониях-поселениях имеют в своем распоряжении средства связи, что признается злостным нарушением. В 2011 г. в колониях-поселениях изъято 3797 единиц средств связи <6>. Однако с позиций оперативно-розыскного предупреждения преступлений в рассматриваемых учреждениях из Перечня запрещенных предметов для осужденных колоний-поселений средства связи необходимо исключить. В частности, удаленность производственных участков от места расположения самой колонии-поселения затрудняет возможность своевременного получения информации о готовящемся или совершаемом преступлении, быстрого и активного влияния со стороны оперативных работников на поведение осужденных, организации проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также препятствует оперативному обмену информацией с лицами, содействующими администрации колонии-поселения.
--------------------------------
<6> Сведения о преступлениях в уголовно-исполнительной системе: Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2012.
Следующей проблемой, способствующей совершению правонарушений и преступлений осужденными, содержащимися в колониях-поселениях, является отсутствие заинтересованности (обязанности) в контроле за осужденными со стороны руководителей и должностных лиц предприятий, на которых осужденные трудятся. По нашему мнению, для решения задачи предупреждения преступлений необходимо на законодательном уровне предусмотреть ответственность должностных лиц указанных предприятий за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по контролю за соблюдением осужденными, работающими на указанных предприятиях, требований Правил внутреннего распорядка.
Кроме этого, целесообразно обязать работодателя, привлекающего к труду осужденных-поселенцев, устанавливать видеонаблюдение на производственных участках. Это позволит значительно увеличить эффективность оперативной профилактики в отношении такой категории осужденных.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.