Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СПЕЦИФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Т.Н. ЗЮБАНОВА
Зюбанова Татьяна Николаевна, начальник отдела воспитательной работы Академии Комитета УИС МЮ РК.
Позитивные тенденции исправительной политики последних лет способствуют активизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Казахстана в развитии гуманитарных, эмоциональных начал воспитательного процесса, повышении культурного уровня сотрудников, формировании у них нравственных ориентиров, целостного эстетического отношения к жизни.
Важным источником субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, формирования нравственно-ценностных ориентаций является нравственно-эстетическое воспитание осужденных, тесно связанное с другими направлениями воспитательной работы в местах лишения свободы.
Актуальность нравственно-эстетического воспитания обусловлена такими факторами, как необходимость в постоянном обновлении и совершенствовании воспитательного процесса в исправительных учреждениях с учетом тенденций развития современного общества и государства; состояние, структура и динамика преступности; целесообразность реализации новых концептуальных взглядов на проблемы приобщения юных правонарушителей к общечеловеческим ценностям, формирование их нравственных ориентаций.
Основная цель нравственно-эстетического воспитания - формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым моральным нормам и способности понимать, ценить и строить жизнь по законам красоты, т.е. воспитание активного отношения к красоте в действительности, гуманистических качеств, интереса и любви к жизни во всех ее проявлениях.
Анализ пенитенциарной практики свидетельствует о том, что зачастую нравственно-эстетическая неразвитость тормозит личностный рост, препятствует установлению взаимоотношений осужденных с предметным миром, людьми и с самим собой, негативно влияет на эффективность исправительного процесса. Тогда как особое внимание, на наш взгляд, должно уделяться формированию их нравственных ценностных ориентаций, коррекции асоциального поведения и активизации творческой деятельности личности в различных сферах жизнедеятельности.
Выявление общих тенденций пенитенциарной теории и практики, анализ литературных источников позволили определить в качестве одной из приоритетных задач в подготовке осужденных к освобождению в учреждениях УИС необходимость усиления нравственно-эстетического воспитания.
В первую очередь следует уделить внимание характеристике воспитательного потенциала различных видов искусства, проблемам формирования нравственных ценностных ориентаций осужденных, педагогическим технологиям работы с ними. Целевой характеристикой данного направления воспитательной работы является повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных.
В качестве основополагающих принципов нравственно-эстетического воспитания в условиях гуманизации процесса исправления осужденных в местах лишения свободы можно определить следующие:
- гуманистической направленности;
- последовательности и систематичности;
- индивидуально-личностной ориентации и дифференциации в воспитании;
- организации эмоционально-чувственного сопереживания;
- комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельно-практическую сферу личности воспитуемого;
- культуросообразности воспитательного процесса;
- эстетизации воспитания осужденных.
Основными задачами нравственно-эстетического воспитания являются:
- ориентация воспитательной работы с контингентом осужденных на формирование нравственных ценностей, личной культуры поведения, развитие моральных качеств, самосознания и самоконтроля, привитие эстетического вкуса, содержащего оценку социальных явлений и предметной среды;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени нравственно-эстетической воспитанности осужденных;
- создание условий и возможностей для нравственного самосовершенствования осужденных, развития их творческих способностей, стремления к повышению собственного образовательного и культурного уровня;
- усиление воспитательной направленности на широкое участие осужденных в мероприятиях нравственно-эстетического воспитания, творческих конкурсах, художественной самодеятельности, организации досуга, создании кружков и клубов по интересам;
- разработка нормативно-правового, научно-методического и ресурсного обеспечения нравственно-эстетического воспитания осужденных в условиях исправительного учреждения;
- взаимодействие сотрудников воспитательной колонии с родственниками, общественными и культурно-просветительными учреждениями, объединение усилий в организации нравственно-эстетического воспитания, использовании разнообразных педагогических технологий в данном процессе на основе сотрудничества, уважительного и доброжелательного отношения к осужденным.
Содержание нравственно-эстетического воспитания основывается на признании ценности осужденного как личности, его прав на развитие. Важным является приобщение контингента к системе ценностей в ходе воспитательной деятельности, а также создание и развитие в исправительных учреждениях структур самоуправления, кружков, клубов, объединений и обществ осужденных, имеющих определенные наклонности художественного направления.
Нравственно-эстетическое воспитание осужденных определяется значимыми для них личными и общественными проблемами, опыт решения которых они приобретают на основе получаемой ими информации, ведущая роль при этом отводится искусству.
Осознание личностью нравственных ценностей предполагает наличие у нее определенного внутреннего психологического механизма, формирующего те или иные ценности воспитуемого, по характеру которых можно определить особенности его ценностных ориентаций, определяющих направленность личности на цели и средства деятельности, отношение к миру.
Ценностные ориентации через ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Важным структурным элементом данного компонента является процесс усвоения личностью нравственных ценностей, нравственно-эстетических установок, отношений и мотивов. Познание ценности и вызванная этим эмоция способствуют становлению ценностного отношения, которое обеспечивает соответствующую оценку нравственного явления. От оценки субъектом личностного смысла своей деятельности, своих собственных достоинств и недостатков зависит в значительной степени возможность превращения индивида в творца собственной личности.
Предлагаем основными направлениями нравственно-эстетического воспитания осужденных определить следующие:
а) когнитивное - формирование нравственно-ценностных ориентаций, ликвидация нравственно-эстетической ограниченности, неграмотности, расширение кругозора в художественной области, укрепление культурной идентичности, обогащение осужденных определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками, развитие художественно-эстетической потребности;
б) эмоциональное - актуализация внутренних положительных потенциалов и способностей, развитие самодеятельности и инициативы, творческого самовыражения осужденных, отрицательное отношение к нарушителям этических норм, построение правильных отношений с администрацией учреждения и коллективом осужденных;
в) деятельностно-творческое - формирование эстетического отношения к действительности, многообразного, полноценного и успешного социального опыта, полученного в процессе нравственно-эстетического воспитания, необходимого для дальнейшей успешной социализации осужденных.
Обеспечение процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных способствует его реализации на качественно ином уровне и определяет несколько взаимосвязанных направлений:
- нормативно-правовое (учет положений и требований, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, оговоренных в международных договорах, отражающих законные права и интересы осужденных);
- научно-методическое (создание научно-методических разработок, рекомендаций, материалов, проведение конференций, круглых столов, обучающих программ для сотрудников уголовно-исполнительной системы и т.д.);
- ресурсное направление (определяющее наиболее целесообразные способы осуществления нравственно-эстетического воспитания осужденных в местах лишения свободы и включающее кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение).
К организационно-педагогическим условиям, определяющим эффективность нравственно-эстетического воспитания осужденных, следует отнести такие факторы, как:
- гуманная личностно значимая атмосфера взаимоотношений всех участников воспитательного процесса, предусматривающая толерантность и уважение в формировании субъектности осужденного;
- включение участников педагогического процесса в художественные виды и сферы деятельности, осуществление стимулирования и поддержки инициатив осужденных по обогащению содержания и форм жизнедеятельности в условиях исправительных учреждений;
- система организации нравственно-эстетического воспитания осужденных; повышение профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Нравственно-эстетическое воспитание предусматривает разнообразные формы и методы работы с осужденными. Формы работы можно использовать от традиционных, часто применяющихся на практике - лекции, праздничные вечера, беседы, встречи, конкурсы и т.д. до специальных, свойственных только нравственно-эстетическому направлению воспитательной работы - обсуждение фильмов, читательские конференции, творческие занятия, игры, деятельность кружков, художественных объединений и т.д.
Методы работы с осужденными заключаются, на наш взгляд, в организации восприятия и анализе произведений различных видов искусства, разнообразных способах практического обучения и расширения знаний в эстетической области, самостоятельном творческом опыте. Особо следует обратить внимание на приемы стимулирующего характера.
Результатом нравственно-эстетического воспитания следует считать:
- личностное развитие и саморазвитие осужденных; повышение уровня их нравственно-эстетической воспитанности;
- изменение нравственной позиции осужденных в деятельности; включение в разные формы социально-культурного творчества, развитие способности к самоопределению в художественном пространстве;
- коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости, снижение дисциплинарных нарушений осужденных.
Таким образом, совершенствование системы нравственно-эстетического воспитания осужденных с динамичным, творческим и демократическим характером, постоянно развивающейся и обогащающейся в условиях исправительного учреждения, будет способствовать в первую очередь становлению и развитию системы нравственно-эстетического воспитания осужденных с динамичным, творческим и демократическим характером, постоянно развивающейся и обогащающейся в условиях исправительного учреждения и, во-вторых, целенаправленной организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.